Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прием холостого хода с использованием смещения акцентов




 

Вы смещаете акценты в высказывании или дополняете его.

 

«Типично по‑женски!»

«Тонко подмечено, и кем ‑ мужчиной!»

 

«Ха‑ха‑ха, вот она, женская логика!»

«Вот именно что логика!»

 

Упражнения для тренировки приемов бумеранга и холостого хода

В этом разделе вашему вниманию представлены высказывания, которые легко могут быть парированы с использованием заготовленных ответов из вышеприведенных примеров. При ответах задействуйте в произвольном порядке различные виды приемов бумеранга и холостого хода.

Упражнения данного раздела помогут лучшему запоминанию метких ответов для отражения сходных вербальных атак. Поэтому сверните с пути рациональных ответов, вместо этого отпускайте легкие, шутливые и меткие замечания. Не стоит задумываться: «А что это такое, бумеранг или прием холостого хода?» Валено «отбить подачу», как говорят в теннисе.

Обычные или шутливые шаблоны находчивых ответов приведены в качестве показательных примеров, чтобы вы смогли выработать свой «шаблон».

Это упражнение поможет вам натренировать чувство юмора применительно к конкретной ситуации, а также продемонстрировать свою находчивость.

Все нападки и удары «ниже пояса» даны здесь без какого‑либо контекста. Просто оттачивайте меткость своего удара!

 

И помните.

Если ответы даются вам с трудом, смоделируйте развитие ситуации.

Лучше подольше поломать голову над ответом, чем бросить все на полпути. Образцы удачных ответов вы должны выучить так же, как учите грамматику любого языка. Пожалуйста, записывайте свои ответы в отдельную тетрадь или блокнот или скопируйте задание из книги, тогда через некоторое время вы сможете выполнить его снова!

Я советую при этом фиксировать время, которое потребовалось вам для выполнения упражнения, это привнесет элемент соревнования!

 

Альтернатива:

Если вы хотите в начале разобраться в предмете и выполнить лишь несколько отдельных упражнений, не очень углубляясь в тему, то это, конечно, возможно. Но в этом случае решите, не будет ли полезнее сначала просмотреть ответы, а потом перейти к выполнению заданий.

 

126. Пожалуйста, дайте на каждое высказывание по два ответа.

Возможные варианты ответов вы найдете в приложении

на стр. 165.

а) «Это высшая математика! Вы никогда этого не поймете!»

Ваши ответы:

____________________

____________________

 

б) Упрек: «Я принимаю это только с тем условием, что сохраню собственное мнение на этот счет».

Ваши ответы:

____________________

____________________

 

в) Упрек: «Вы в меньшинстве!»

Ваши ответы:

____________________

____________________

г) Упрек: «В этом случае вы очень рискуете!»

Ваши ответы:

____________________

____________________

д) Упрек: «Вам опять удалось выкрутиться благодаря своей находчивости!»

____________________

____________________

 

Основы находчивости: «вербальная крышка»

 

В моей книге «Nie wieder sprachlos» я уже упоминал о том» что слово Gluck1 образовалось от старонемецкого слова «ge‑luске». Так раньше называли горшок, для которого специально изготавливали крышку. Воспользуемся этой метафорой в рассуждениях о находчивости.

1 das Gluck ‑ счастье. ‑ Прим. пер.

Приемы и методы находчивого ведения дискуссий используются там, где как можно быстрее нужно, с вашей точки зрения, «прикрыть подходящей крышкой» неприятный разговор, вербальную агрессию, неуместный «обмен любезностями» и, таким образом, незаметно прекратить перепалку.

Прием «вербальной крышки» реализуется на практике во множестве вариантов, которые прерывают ненужный спор и необязательно способствуют возобновлению разговора.

Прежде всего, эту технику рекомендуется использовать при реакции на «глупые» вопросы, которые задает собеседник, напрашиваясь тем самым на все ваше красноречие сразу! Глупые вопросы ‑ это вопросы, ответ на которые ваш оппонент, скорее всего, знает, но тем не менее спрашивает. И из‑за этого он начинает уступать в споре и загоняет себя в тупик.

Поэтому забудьте о том, что «не существует глупых вопросов, есть только глупые ответы». Существует множество глупых вопросов… и им подобных ответов тоже!

 

• «Так вы меня за дурака держите?!» Ответ: «Ну…»

 

• «Так вы считаете, что я некомпетентен?!» Ответ: «Нннда, именно так!»

 

• «Крошка, не лучше ли тебе надеть курточку?» Ответ семилетней девочки: «Нет!»

 

Почему с точки зрения техники находчивого ведения дискуссий это очень, очень глупый вопрос? Потому что у задавшего такой тупой (прошу прощения!) вопрос собеседника уже сложилось впечатление о разговоре, но он все равно его задает, хотя ответ на него можно предсказать с высокой точностью. Это именно тот ответ, который он не хочет слышать, а все равно «нарывается».

 

Все встречные вопросы (как в примерах выше) ‑ глупые, потому что они мешают заявить о собственной позиции и совершенно некстати играют на руку оппоненту. К глупым вопросам относятся, например, также встречные вопросы» заданные после:

 

…Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) ‑ это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях ‑ от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в горячем режиме. Это индивидуальный подход и работа до положительного результата…

 

• негативных высказываний о личности;

• демонстративных негативных высказываний о компании;

• негативных высказываний о вашей компетентности.

 

Примеры

 

«Вы совсем не подходите для этой работы!»

 

«Как вы пришли к такой неожиданной точке зрения?»

 

«У вашего, кажущегося успешным предприятия устойчиво сохраняется плохой имидж».

 

«Как вы пришли к такому неожиданному мнению?»

 

«Вы не производите впечатления человека, которому по плечу подобная задача».

 

«Почему вы это утверждаете? Какие у вас основания?»

 

Подобная реакция вас же ввергнет в беспомощность, потому что неумелый встречный вопрос неизбежно провоцирует убийственный залп красноречия у собеседника, который получает возможность еще раз подчеркнуть свою точку зрения. Вы хотите это услышать?

Если ответ в первом примере прозвучит примерно так: «Во‑первых, вы не устаете сами все время это доказывать, во‑вторых, наш бесцельный и беспредметный разговор ‑ сам по себе достаточное доказательство, и, в‑третьих, ваш глупый вопрос это еще раз подчеркивает!» ‑ то, конечно, желание пуститься в объяснения будет особенно велико. А вытекающая из этого необходимость оправдаться вырастет до космических масштабов…

Короче, говорящий уже спровоцировал своего собеседника на «проявление красноречия». Лучше пресечь это после первых же слов. Тогда перед вашим оппонентом встанет вопрос, допустить ли эскалацию конфликта или нет. Обычно вопрос решается в пользу последнего. Поэтому в подобной ситуации многое говорит за использование «вербальных крышек».

 

Примеры

 

«Я ничего не понимаю!» ‑ «Ничего страшного!»

 

«Я постепенно схожу с ума!…» ‑ «Да, и с полным на это правом!»

 

«Вы меня за дурака держите!» ‑ «Именно».

 

«Мое терпение может и лопнуть!»‑ «Это ваша проблема!»

 

При наличии небольшого количества дерзости эта техника ‑ самый простой способ парировать удары «ниже пояса». Но помните, это хотя и прием находчивого ведения дискуссии, но абсолютно неконструктивный.

 

 

Каталог «злых вербальных крышек»

 

Для ответа на большинство нападок, острот и ударов «ниже пояса» существует каталог «злых вербальных крышек», которые помогут охладить пыл вашего собеседника. Они являются своего рода «наказанием» или «выговором» для него. С другой стороны, их недостаток заключается в том, что они ни содержательно, ни эмоционально не относятся непосредственно к высказанному упреку. В лучшем случае подобные вербальные крышки ‑ это четко дозированные оскорбления, предупреждающие появление в разговоре глупых вопросов.

Вербальные крышки подходят к любому высказыванию, как крышка к своему горшку!

 

Некоторые примеры:

• «Это высказывание дисквалифицирует вас как собеседника!»

• «Если бы вы себя сейчас слышали, вам стало бы стыдно!»

• «Есть ли у вас еще пробелы в восприятии?»

• «Я полагал, что вы выше таких детсадовских сплетен, жаль, что это не так!»

• «Вы производите тягостное впечатление!»

• «Дружище, это просто глупо».

• «А не проконсультироваться ли вам у врача по поводу этого вашего словесного онанизма?!»

• «Ваша находчивость опасна, потому что она не что иное, как психопатическая форма вербального слабоумия!»

• «Вы были и остаетесь синонимом персонифицированной неспособности!»

• «Это, дорогой мои, и есть объявление себя банкротом, которое вы только что сделали!»

• «Ах, мне ясно: вы такими высказываниями сами роете себе могилу!»

• «…это результат, когда обыкновенное взаимопонимание приказало долго жить!»

• «Вы можете опровергнуть даже аттестат зрелости!»

• «Глупость ‑ последний аргумент умственной неполноценности!»

• «Вы сейчас объявляете себя умственно несостоятельным, сделайте это письменно!»

• «Ваше последнее замечание ‑ это белый флаг. Вы капитулируете?!»

• «Ваши слова ‑ это одновременно и поджог, и крик о помощи!»

• «Вы напоминаете промокашку: все в себя впитываете и выдаете шиворот‑навыворот!»

• «Очень хорошо, я вас заметил!»

Упражнение

127. Пожалуйста, пополните этот каталог своими примерами:

____________________

____________________

____________________

____________________

 

 

Находчивость «без слов» ‑ невербальные и паравербальные сигналы

 

К сожалению, обычно мы ограничиваем использование находчивых приемов только вербальной сферой. При этом мы забываем о других областях коммуникации, невербальных и паравербальиых сигналах.

К невербальным коммуникационным сигналам относятся жесты и мимика, паравербальные сигналы известны нам как звуки, сопровождающие речевой процесс. Оба приема служат ярким выражением кипящих эмоций или направляют в определенное русло расчетливую холодность, больше известную как рационализм.

Невербальные и паравербальные сигналы вместо вербальных средств помогают вам расставить нужные акценты.

Обычно на запрещенные удары и нападки собеседника мы реагируем как можно более изощренными фразами, обдуманными репликами, приводим профессиональные возражения. Все это мы делаем на вербальном уровне.

Эти же приемы не такие. Здесь вы действуете на другом уровне коммуникации, более развернуто и ‑ просто по‑другому. А именно:

• с помощью «социальных шумов» (шум в зале, возгласы одобрения и т.д.);

• с помощью жестов, мимики или паравербальных и невербальных сигналов в комбинации со словами.

 

Например:

• поведение ребенка, протягивающего руку, сложенную в виде пистолета, в направлении другого и восклицающего: «Пиф‑паф!»

• тренер футбольной команды, который раздраженно качает головой в ответ на решение судьи;

• жест под названием «палец Эффенберга», вытянутый средний палец символизирует: можешь идти куда подальше! (Это название жест получил, когда игрок сборной Германии Эффенбер так отреагировал на вопрос во время дискуссии.);

• выставленная перед публикой обнаженная спина футболиста‑профессионала;

• «высунутый язык», якобы символ Альберта Эйнштейна, показавшего этим, насколько он выше всех обстоятельств.

 

Это действует: жесты или мимика и сопровождающие речевой процесс звуки ‑ вместе или по отдельности, с комментарием или без, известны нам во множестве вариантов, мы испытывали это на собственном опыте и наблюдали со стороны, например:

• интенсивная жестикуляция в южных странах;

• раздражающее покачивание головой, соответствующая мимика, глаза направлены к небу (Боже, как неудобно!);

• язвительная ухмылка (так тебе и надо!);

• поднятые нахмуренные брови (осторожно ‑ так нельзя!);

• высунутый язык (ага, попался!);

• сморщенный нос, как будто в приступе дурноты (тьфу!);

• небрежный, спокойный жест (что это значит!/забудь!);

• «тсс?!», сопровождающееся пренебрежительным покачиванием головы (как так можно?).

 

Эти коммуникативные сигналы, то есть паравербальные и невербальные знаки являются так называемыми ритуализи‑рованными сигналами» которые легко расшифровываются оппонентом, так как считаются нормой и не требуют словесною пояснения. Тот, кому мы показываем язык, понимает, что мы о нем думаем. Все эти сигналы говорят сами за себя.

Кроме этого, они как один из способов показать свою находчивость заслуженно пользуются популярностью:

 

• попробуйте «наградить» собеседника аплодисментами в то время, как он произноси! глупую речь о феминизме, но подчеркнуто медленно;

• протяните руку, сложенную в виде пистолета, в направлении собеседника и произнесите; «Пиф‑паф!»

• отреагируйте неожиданным образом, произнеся: «WOW!»

• соедините вытянутые большой, указательный и средний пальцы, изобразив при этом звук смачного поцелуя. Это нервирует всех.

 

Согласитесь: символичный характер всех этих паравер‑бальиых/невербальиых знаков, с комментариями и без, однозначен: «Вы и ваши слова меня абсолютно не трогаете!» Да ради бога.

 

Упражнение

128. Пожалуйста, закройте глаза и еще раз повторите своими словами основные принципы невербальной и паравербальной сигнальной техники. Придумайте и проиграйте в уме одну или две ситуации, где можно применить эту технику.

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

 

 

Тренируем находчивость и остроумие…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.