Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дела на зависящие от нас и независящие, в первых мужественно выполнять свой долг вопреки всему, вторые игнорировать




Состояние античной научной мысли в веках, стоящих на рубеже нашей эры, вызывало немало споров. Центр средиземноморской цивилизации в это время переносится из Греции в Рим, что влечет за собой определенное изменение направленности научного поиска. Присущий римскому обществу рационализм делает его более прагматичным. Иногда это выглядит как ростки позитивистской перемены взглядов. Но подлинной позитивистской революции не произошло. Не произошло перехода к точным наблюдениям и количественным измерениям и в области изучения психических явлений, где все большее распространение получили учения нравственно-этического характера (стоиков, скептиков и др.) и многочисленные мистические культы.

Ойкумена - так в античности называли обитаемую часть мира, населенную людьми.

эллинизм - эпоха преобладания греческого политического влияния и греческой культуры в жизни стран восточного средиземноморья, ранее входивших в державу Александра Македонского. Началась в 323 г. до н.э., после смерти Александра, и продолжалась до начала римского господства в восточном средиземноморье, т.е. приблизительно до середины 2 века до н.э.

 

2.3 Закат античной мысли

Психологическая мысль еще продолжала приносить новые плоды. Примером этому служат сочинения наиболее известных представителей стоической школы, так называемых поздних или римских стоиков. К ним принадлежали люди самого разного происхождения: воспитатель императора Нерона, один из богатейших людей эпохи Луций Анней Сенека, бесправный раб Эпиктет и всесильный император могущественного Рима Марк Аврелий. Сенека, самый старший в этом триумвирате, оставил обширное литературное наследие. В нем красной нитью проходит мысль: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь обрести мужество и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы… Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет.»

Блестящее развитие эта главная для всего стоицизма идея получила в трудах младшего современника Сенеки – фригийского раба Эпиктета. Основой учения Эпиктета стало формирование нравственной позиции, при которой человек в любых условиях – богатства или нищеты, власти или рабства – сохранит внутреннюю независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого необходимо разделить все вещи и

Эпиктет видит в философии свободную бескорыстную деятельность гордого, спокойного и бесстрастного мудреца, с поднятой головой, встречающего все беды мира. Вместе с тем, известно его сравнение философии с больницей: «Школа философа – это лечебница. Выходить оттуда должны испытав не удовольствие, а боль.

Беспомощному в этой жизни человеку следует сохранять бесстрашие и мужество при отстаивании своих нравственных принципов потому, что само нравственное благо есть дар Бога, а безнравственность есть безбожие. В каждом человеке живет божественное начало. «Природа наша, говорит Эпиктет, состоит из двух составных частей – из тела, что представляет в нас общность с животными, и из разума и мысли, что представляет в нас общность с Богом». Эпиктет резко отделяет дух от тела: тело состоит из грязи, праха, оно подвластно внешней необходимости, душа же свободна и подвластна лишь Богу.

В отличие от гордой нравственной позиции бывшего раба позиция самого могущественного человека в современном ему мире, Марка Аврелия, была гораздо более безнадежной. Ее основанием стало глубокое чувство беспомощности, слабости и ничтожества человека. Он дает классические выражения этому чувству: «Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение». «Как быстро все исчезает: самые тела в мире, память о них в вечности!». «Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми». «Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят». «Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе». «Все человеческое есть дым».

Из всего этого хаоса и смятения, ничтожества и беспомощности человеческой личности есть, по Марку Аврелию, лишь один выход: обращение к Божеству, внутреннее, интимное общение с ним, отрешение от всего внешнего, погружение в собственную душу. Мир, считает он, составляет единое живое целое, все части которого внутренне взаимосвязаны.

Все проникает единый Бог, едина сущность всего, един закон, един и разум во всех одухотворенных существах. «Ведь единая гармония проникает во все, говорит Марк Аврелий, и подобно тому как из всех тел слагается мир – совершенное тело, так и из всех причин слагается судьба – совершенная причина». Все, что представляется людям тягостным и бесцельным, – все это имеет цель в системе целого, также и зло, которое отчасти есть неизбежная оборотная сторона добра, отчасти же не касается внутренней сущности и истинного счастья человека.

Книги стоиков содержат множество тонких наблюдений природы душевных переживаний, Человек, согласно их представлениям, является не только произведением природы, но и произведением божества. Тот, кто понял свое подлинное положение в мире, тот обязательно чувствует себя гражданином неба; он – космополит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.