Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия древнего Китая




2.11.1 «Книга перемен»

Китайская цивилизация — одна из самых древних цивилизаций Востока. Начало философского мышления в Древнем Китае восходит к мифам, утверждающим, что вся природа одушевлена; высшим правителем сущего является небо («шан-ди» или «тянь»); а человек - это часть природы и центр (зародыш) вселенной. Как равноправная часть мироздания человек созвучен миру. Перед ним стоит задача – научиться жить в гармонии с мирозданием, обществом и самим собой. Это – основная идея всей китайской мифологии и главный философский принцип, получивший обоснование в древних текстах.

В IX–VII вв. до нашей эры китайские мифы были объединены безымянными мудрецами в «Книгу гор и морей» («Шань хай цзин»). Она открывает череду т.н. «классических книг китайской образованности», которые содержат сведения по истории, этике, поэзии, философии и основам законодательства Поднебесной. Это – «Книга песен», «Книга истории», «Книга порядка» (о нормах религиозной, политической и социальной деятельности), «Книга весны и осени» (исторические хроники, ставшие образцом для решения этических проблем).

Однако все письменные первоисточники древнего Китая превосходит по содержанию и ценности полутора тысячелетняя загадка китайской истории, создание которой приписывается некоторыми исследователями докитайской цивилизации, знаменитая «И Цзин» («Книга перемен»). Известный китайский философ Чэн Чжун-ин считает, что истоки «И Цзин»восходят к неолитическим представлениям о взаимодействии неба и человека, рождения и превращения вещей. Эта классическая книга – основа китайского универсализма. По своей значимости и глубине содержания она стоит в одном ряду с Ведами, Библией, Кораном и является фундаментом древней и современной культуры Китая. С нее начинается история философской мысли Поднебесной. Ее роль в становлении китайской культуры так велика, что и по сей день все пути в любой сфере жизни китайского народа ведут к «Книге перемен». А первая фраза этого трактата – «…то Инь, то Ян – это и зовется Путем (Дао)» – стала основополагающим принципом всей китайской философии.

Формулировка этого основного закона бытия выведена в «Книге перемен» с помощью графических символов. Согласно «И Цзин», весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящих от взаимодействия и борьбы противоположностей – сил света и тени (тьмы), напряжения и податливости. Эта «оккультная по форме и философская по содержанию книга…», в которой «содержатся путь неба, путь земли, путь человека» (Ю.К. Шуцкий), привлекала и привлекает своей неразгаданной системой.

В «Книге перемен» отражен исторический переход от религиозной идеологии и шаманской практики к систематизированной философской мысли, заложены основы и принципы философского мышления. Современные китайские исследователи трактуют гадательную практику «И Цзин» как древнейшую прогностику, которая при отсутствии научных методов познания позволяет получить более-менее достоверные предвидения. Книга несет в себе методологию такой прогностики, тесно связанной с общефилософскими и этическими представлениями.

В этой книге представлены 64 гексаграммы (графических символов), система которых содержит сведения о замкнутой структуре постоянно и циклично изменяющегося мира. Основу книги составляют 8 триграмм, представляющих собой комбинации из трех черт двух видов: сплошной (символ ян) и прерывистой (символ инь). Эти восемь основополагающих категорий (триграмм) гуа объединяют идеи геометрической символики и числовой комбинаторики. Они используются в качестве концептов во всех китайских практиках и объединяют в себе все понятийные схемы традиционной китайской идеологии. С их помощью описываются любые аспекты бытия, любое чередование ситуаций мирового процесса, происходящих от борьбы противоположных начал – части пространства, отрезки времени, природные стихии, социальные изменения, части тела и эмоции.

В «Книге перемен» также определены основные философские категории, широко применяющиеся в китайской философской мысли – от Конфуция до наших дней. Каждая из них многозначна и расшифровывается в зависимости от контекста. Например, Дао (мировой закон, путь мира и вещей); инь-ян (дуалистичная субстанция, пассивное темное и активное светлое начала сущего). Здесь же сформулированы основные принципы, которыми должен руководствоваться человек: гуманность (жэнь), должная справедливость (и), благопристойность (ли), благонадежность (синь), разумность (чжи).

И по сей день китайская философия постоянно обращается к древним источникам и подчеркивает исключительность своего способа мышления, своеобразие отличных от западных идеалов и ценностей.

Эта отличительная особенность китайской философии способствовала, с одной стороны, формированию чувства единства китайского народа, и в то же время - изоляции его от внешнего мира. Материализованным символом этого стала великая Китайская стена. Наряду с этим в ней обосновывается принцип единства и гармонии природы, человека и космоса. Различные школы философии подчеркивали роль человека в мироздании и обществе, призывали его к самосовершенствованию – духовному и физическому, предостерегали от последствий технического прогресса и вселяли веру в способность овладеть силами природы на сверхъестественном уровне.

Формирование основных направлений китайской философии происходило в переломный момент древней истории Китая, когда страна раскололась на ряд противоборствующих царств, ведущих долгие, изнурительные войны. Эта эпоха получила название Борющихся царств (Чжаньго) или Воюющих государств (453 – 221 гг. до н.э.). В результате кровопролитных междоусобиц выделились 7 смощных царств: Чу (где, согласно легенде, родился «старый учитель» Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян, Цинь.

В период правления династии Цинь (III-II вв. до н.э.) наступил расцвет китайской философии. В это время обострилась борьба между родовой знатью и олигархами за власть, что сказалось и на формировании философской мысли: «времена» получили название «период противоборства 100 школ». Китайский историк Сыма Тань (II-I вв. до н.э.) выделяет 6 основных направлений философской мысли: школа инь-ян; конфуцианство (или жу цзя, школа «книжников»); моисты (мо цзя); школа имен (мин цзя); школа юристов (легистов - фа цзя); даосизм (школа пути и силы - дао дэ цзя). Наиболее значительные из них – конфуцианство, даосизм,моизм и легизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.