Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы и расходы консолидированного бюджета




Выделенные в табл. 5.2 числа в сумме дают итог расходов и дохо­дов, расшифровка других данных дана не полностью. В соответствии с международными правилами показатели консолидированного бюдже­та показаны не только в абсолютных числах, но и по отношению к ВВП, его величина составила в 2001 г. 9041 млрд руб. Доля бюджета в ВВП обычно определяется по расходам. Как видно из таблицы, эта доля составила 26,7%, а с учетом профицита — 29,6%, что значительно ниже, чем в развитых странах, правда, следует учесть, что в России ;Ще имеются государственные внебюджетные фонды, по экономичес­кой сущности не отличающиеся от бюджета. Абсолютные размеры консолидированного бюджета России в десятки раз ниже (при пере­счете по текущему курсу рубля) бюджетов развитых стран. Даже с по­правкой на заниженность курса рубля отставание громадное.

В доходной части, как и положено, преобладают налоги, а самый

вный (по объему) налог — на добавленную стоимость. Но есть ос~

1ния полагать, что в ближайшие годы его может превзойти налог

прибыль, который быстро растет за последнее время. Пока скром-




 


ное место занимает налог на доходы физических лиц, что не соответ­ствует традициям рыночной экономики.

Структура доходов (налоговых поступлений) бюджета отражает со­циальный состав общества, дает характеристику его экономического базиса. Высокий удельный вес косвенных налогов говорит, как прави­ло, об отставании в экономическом развитии, о низком уровне дохо­дов членов общества, занятых в производстве товаров и услуг. В пер­спективе желательны положительные сдвиги в структуре доходов бюд­жета, связанные с ростом прямых налогов, в первую очередь подоходного налога с отдельных граждан, включая налог с доходов от мелкого предпринимательства (в России сюда входит и налог на вме­ненный доход), налог с дохода от ценных бумаг и депозитов в банках. Видимо, в будущем уменьшится численность наемных рабочих и со­ответственно уменьшится доля налога с заработной платы...

Таблица 5.2. Консолидированный бюджет России, 2001 г.

 

Статьи Млрд руб. В процентах к ВВП
     
Доходы 2674,0 29,6
В том числе:    
Налоговые доходы 2332,4 25,8
Из них:    
налог на прибыль (доход) предприятий 514,2 5,7
И организаций    
налог на доходы физических лиц 255,6. 2,8
налог на добавленную стоимость 641,0 ■ 7Д
акцизы 243,2 2,7
платежи за пользование природными 129,2 1,4
ресурсами    
Неналоговые доходы 198,9 2,2
Из них от:  
внешнеэкономической деятельности 44,9 0,5
имущества, находящегося в государст- 124,2 1,4
венной и муниципальной собственно-    
сти, или от деятельности    
Безвозмездные перечисления -7,7
Доходы целевых бюджетных фондов 150,4 1,7
Расходы 2407,5 26,7
В том числе на: .  
государственное управление и местное 111,4 1,2
самоуправление    

Окончание табл. 5.2

 

     
международную деятельность 29,7 0,3
национальную оборону 246,7 2,7
правительственную деятельность и 184,7 2,0
обеспечение безопасности государства    
промышленность, энергетику и строи- 159,3 1,8
тельство    
сельское хозяйство и рыболовство 69,1 0,8
транспорт, дорожное хозяйство, связь, 96,8 0,8
информатику,,  
жилищно-коммунальное хозяйство I. ■ 233,3 2,6
социально-культурные мероприятия 742,2 8,2
обслуживание государственного долга 243,8 2,7
расходы целевых бюджетных фондов 142,1 1,6
прочие расходы 148,4 1.7
Профицит 266,5 2,9

Главным экономическим субъектом станут самодеятельные граж­дане, получающие доходы от собственного дела и собственного иму­щества, включая и денежные фонды.

В расходах бюджета две самые крупные статьи — социально-куль­турные мероприятия и оборона. И это действительно два самых глав­ных направления финансирования общественных нужд в современ­ных условиях пока еще непреодоленного глубокого экономического и социального кризиса.

Представляет интерес состав расходов консолидированного бюд­жета в 2001 г. на социально-культурные мероприятия. Они приводят­ся в табл. 5.3.

1

Таблица 5.3. Состав расходов консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия, 2001 г.

 

Статьи Млрд руб. В процентах к итогу
Расходы 742,2  
В том числе на:    
образование 285,1 38,4
культуру, искусство и кинематографию 36,4 4,9
средства массовой информации 14,6 2,0
здравоохранение и физическую культуру 189,3 25,5
_£Р_Циальную политику 216,8 29,2



 


Как видно из таблицы, расходы, объединенные в этой статье, до­статочно разнородны. Но если отделить затраты на культуру, искусст­во и кинематографию, а также на средства массовой информации, то возникает более однородный блок затрат. В этом блоке главное — рас­ходы на образование 285,1 млрд руб., по отношению ко всем расходам консолидированного бюджета это около 12%, что, конечно, недоста­точно для России. Малы сами по себе и расходы на здравоохранение и на социальную политику, но здесь следует учитывать еще и внебюд­жетные целевые фонды, в которых содержатся близкие по назначе­нию средства. Всего по итогам 2001 г. расходы государственных вне­бюджетных фондов составили примерно 700 млрд руб. С учетом этого доля государственных расходов в ВВП поднимается до 34,4%, но этого все равно недостаточно для России в нынешнем ее состоянии. Следу­ет отметить, что расходы на обязательное медицинское обслуживание населения во внебюджетном фонде составляют более 80 млрд руб., что является существенным дополнением к прямым бюджетным расходам на эти цели. А социальные расходы во внебюджетных фондах в 2001 г. (пенсии и социальное страхование) составили около 500 млрд руб., что значительно больше, чем затраты консолидированного бюджета на социальную политику (216,8 млрд руб.). Близость по содержанию некоторых статей бюджета и внебюджетных фондов дает основание полагать, что самостоятельное существование этих фондов не связано с серьезными причинами. Вполне возможно в дальнейшем и объеди­нение финансирования социальных нужд в единой финансовой структуре.

При всей важности консолидированного бюджета как источника информации следует иметь в виду, что он является расчетным по­казателем, а не рабочим инструментом, не он является бюджетом — планом, а федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти. Это же можно сказать про консолидиро­ванный бюджет субъекта Федерации, охватывающий сумму собст­венно бюджета Федерации и всех бюджетов территориальных обра­зований, расположенных на территории данного субъекта. Разумеется, то же относится и к консолидированному бюджету всех консолиди­рованных бюджетов субъектов Федерации, за счет этой консолида­ции возникает второе слагаемое в общем консолидированном бюд­жете Российской Федерации наряду с федеральным бюджетом. Но реальное воздействие на хозяйство и людей имеют именно феде­ральный бюджет, бюджет субъекта Федерации и бюджеты местных органов власти. Они-то и являются основой бюджетной системы, средством управления и регулирования развития экономической и социальной сфер.


Доходы и расходы федерального бюджета

Приведем данные о федеральном бюджете, который, безусловно, ляется главным звеном системы государственных финансов России (табл. 5.4).

Таблица 5.4. Федеральный бюджет России, 2001 г.

 

Статьи Млрд руб. В процентах к итогу
  2  
Доходы В том числе: Налоговые доходы Из них: налог на прибыль (доход) предприятий и ор­ганизаций налог на добавленную стоимость налог на доходы физических лиц акцизы налог на внешнюю торговлю и внешнеэко­номические операции платежи за пользование природными ресур­сами Неналоговые доходы Из них от: внешнеэкономической деятельности имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от де­ятельности Безвозмездные перечисления Доходы целевых бюджетных фондов 1590,7 1461,0 214,3 638,9 2,8 203,1 331,5 49,7 112,5 44,9 60,1 2,7 14,5 100 92,0 13,5 40,0 13,0 21,0 3,1 7,0 3,2 2,5 1,0
Расходы В том числе на: государственное управление и местное самоуправление международную деятельность национальную оборону правоохранительную деятельность и обеспе­чение безопасности государства промышленность, энергетику и строитель­ство —сельское хозяйство и рыболовство 1325,7 42,0 29,7 246,7 148,7 44,2 23,7 100 3,1 2,2 18,6 11.2 :. ■;■■ '■ 3,3 '• : ■ 1,7



 


               
 
   
   
 
 
 
   

    Окончание табл. 5.4
    3 ' '
транспорт, дорожное хозяйство, связь, ин­форматику 37Д 2,8
социально-культурные мероприятия 204,1 j. -..15,3,
обслуживание государственного долга 231,1.. ynV 230,
финансовую помощь бюджетам других уров­ней 17,2 17,
расходы целевых бюджетных фондов 14,5 1,0
Профицит 265,0  

Сопоставление данных консолидированного бюджета России и федерального бюджета позволяет выяснить некоторые особенности консолидированного бюджета всех субъектов Федерации, включая и местные бюджеты. Доходы бюджетов субъектов Федерации составили 1083,3 млрд руб., а расходы — 1081,8 млрд руб. Это означает, что общий профицит консолидированного бюджета в основном появился за счет федерального бюджета, а не бюджетов субъектов Федерации. Действительно, доля профицита бюджетов субъектов Федерации со­ставила всего 0,5% общего итогового профицита.

Определенные различия есть и в структуре доходов. Объем налога на прибыль в бюджетах субъектов Федерации значительно больше, чем в федеральном бюджете. Это говорит о более тесной связи финан­совых систем субъектов Федерации с реальным сектором, что вполне оправданно, так как на местах лучше знают условия работы предпри­ятий. Это же касается налогов на совокупный доход и на вмененный доход. Если удастся добиться подъема мелкого предпринимательства, то этот разрыв станет еще больше. Очень крупное превышение по­ступления средств в бюджеты субъектов Федерации наблюдается по налогу на имущество, они получили этого налога почти в 50 раз боль­ше, чем федеральный бюджет, и это вполне объяснимо, так как иму­щественные отношения складываются в основном непосредственно на местах. Примерно в 3 раза больше поступает в бюджеты субъектов Федерации платежей за пользование природными ресурсами. Феде­ральный бюджет имеет преимущества при поступлении налога на добавленную стоимость и по акцизам. Некоторые виды акцизов по­ступают только в федеральный бюджет (на нефть и др.). С другой сто­роны, только в консолидированный бюджет субъектов Федерации по­ступает налог с продаж. Б части расходов также наблюдаются большие расхождения по структуре. Подавляющая часть расходов на образова­ние и на здравоохранение идет через бюджеты субъектов Федерации,


ключая и местные. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство сосредоточены только в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах.

Бюджет развития

В зависимости от экономического содержания расходы бюджета делятся на капитальные и текущие, это деление предусмотрено в эко­номической классификации расходов в Бюджетном кодексе (ст. 66). Текущие расходы бюджета показывают повседневные нужды в денеж­ных средствах органов государственной власти, местного самоуправ­ления, бюджетных учреждений. Капитальные расходы обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность, они могут предна­значаться как для существующих, так и для вновь созданных юриди­ческих лиц. За счет инвестиционных расходов осуществляются капи­тальные вложения и капитальный ремонт, т.е. они ведут к увеличению имущества тех юридических лиц, которые их получают.

За счет капитальных расходов может быть сформирован и специ­альный бюджет развития, он может составлять 2—4% всех расходов федерального бюджета. Средства бюджета развития обычно использу­ются на поддержку экспорта и импортозамещающего производства, а также для развития высоких технологий и их внедрения, для финансо­вой поддержки конверсии предприятий оборонной промышленности. Порядок его формирования и использования регулируются федераль­ным законом, принятым в 1998 г., но фактически этот бюджет был и до появления специального закона. Сложившаяся практика образова­ния бюджета развития предусматривает включение в него и других средств, помимо бюджетных. Как правило, в него включаются связан­ные иностранные кредиты, получаемые Россией в соответствующем году, разнообразные нерегулярные доходы (например, превышение против плана поступлений от внешнеторговой деятельности и т.п.).

Средства бюджета развития расходуются на финансирование ин-стиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, на полнение государственных гарантий, принятых на себя Правитель­ством Рф в части осуществления инвестиций, и другие цели. Финан-рование из бюджета развития представляется в основном на воз-L -*ои основе. Как правило, средства этого бюджета выступают в естве дополнительного условия в осуществлении каких-либо круп-L пР°ектов, поэтому фактический объем инвестиций, осуществляе-в СВязи с использованием бюджета развития, значительно больше о этого бюджета.




 


Помимо бюджета развития в нашей финансовой системе имеются различные фонды, за счет которых осуществляются прикладные науч­ные исследования и опытно-конструкторские разработки. Общая ве­личина этих фондов составила в 2001 г. 105 млрд руб., более чем напо­ловину она сформирована за счет бюджетных средств, причем не только за счет федерального бюджета, но и за счет бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Остальная часть — это взносы пред­приятий, проценты по депозитам и другие источники. Величина этих фондов в России чуть больше 1% ВВП, в развитых странах эти расхо­ды в несколько раз выше. Россия существенно отстает по этим рас­ходам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.