КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доходы и расходы консолидированного бюджета
Выделенные в табл. 5.2 числа в сумме дают итог расходов и доходов, расшифровка других данных дана не полностью. В соответствии с международными правилами показатели консолидированного бюджета показаны не только в абсолютных числах, но и по отношению к ВВП, его величина составила в 2001 г. 9041 млрд руб. Доля бюджета в ВВП обычно определяется по расходам. Как видно из таблицы, эта доля составила 26,7%, а с учетом профицита — 29,6%, что значительно ниже, чем в развитых странах, правда, следует учесть, что в России ;Ще имеются государственные внебюджетные фонды, по экономической сущности не отличающиеся от бюджета. Абсолютные размеры консолидированного бюджета России в десятки раз ниже (при пересчете по текущему курсу рубля) бюджетов развитых стран. Даже с поправкой на заниженность курса рубля отставание громадное. В доходной части, как и положено, преобладают налоги, а самый вный (по объему) налог — на добавленную стоимость. Но есть ос~ 1ния полагать, что в ближайшие годы его может превзойти налог прибыль, который быстро растет за последнее время. Пока скром-
ное место занимает налог на доходы физических лиц, что не соответствует традициям рыночной экономики. Структура доходов (налоговых поступлений) бюджета отражает социальный состав общества, дает характеристику его экономического базиса. Высокий удельный вес косвенных налогов говорит, как правило, об отставании в экономическом развитии, о низком уровне доходов членов общества, занятых в производстве товаров и услуг. В перспективе желательны положительные сдвиги в структуре доходов бюджета, связанные с ростом прямых налогов, в первую очередь подоходного налога с отдельных граждан, включая налог с доходов от мелкого предпринимательства (в России сюда входит и налог на вмененный доход), налог с дохода от ценных бумаг и депозитов в банках. Видимо, в будущем уменьшится численность наемных рабочих и соответственно уменьшится доля налога с заработной платы...
Таблица 5.2. Консолидированный бюджет России, 2001 г.
Окончание табл. 5.2
Главным экономическим субъектом станут самодеятельные граждане, получающие доходы от собственного дела и собственного имущества, включая и денежные фонды.
В расходах бюджета две самые крупные статьи — социально-культурные мероприятия и оборона. И это действительно два самых главных направления финансирования общественных нужд в современных условиях пока еще непреодоленного глубокого экономического и социального кризиса. Представляет интерес состав расходов консолидированного бюджета в 2001 г. на социально-культурные мероприятия. Они приводятся в табл. 5.3.
Таблица 5.3. Состав расходов консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия, 2001 г.
Как видно из таблицы, расходы, объединенные в этой статье, достаточно разнородны. Но если отделить затраты на культуру, искусство и кинематографию, а также на средства массовой информации, то возникает более однородный блок затрат. В этом блоке главное — расходы на образование 285,1 млрд руб., по отношению ко всем расходам консолидированного бюджета это около 12%, что, конечно, недостаточно для России. Малы сами по себе и расходы на здравоохранение и на социальную политику, но здесь следует учитывать еще и внебюджетные целевые фонды, в которых содержатся близкие по назначению средства. Всего по итогам 2001 г. расходы государственных внебюджетных фондов составили примерно 700 млрд руб. С учетом этого доля государственных расходов в ВВП поднимается до 34,4%, но этого все равно недостаточно для России в нынешнем ее состоянии. Следует отметить, что расходы на обязательное медицинское обслуживание населения во внебюджетном фонде составляют более 80 млрд руб., что является существенным дополнением к прямым бюджетным расходам на эти цели. А социальные расходы во внебюджетных фондах в 2001 г. (пенсии и социальное страхование) составили около 500 млрд руб., что значительно больше, чем затраты консолидированного бюджета на социальную политику (216,8 млрд руб.). Близость по содержанию некоторых статей бюджета и внебюджетных фондов дает основание полагать, что самостоятельное существование этих фондов не связано с серьезными причинами. Вполне возможно в дальнейшем и объединение финансирования социальных нужд в единой финансовой структуре.
При всей важности консолидированного бюджета как источника информации следует иметь в виду, что он является расчетным показателем, а не рабочим инструментом, не он является бюджетом — планом, а федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти. Это же можно сказать про консолидированный бюджет субъекта Федерации, охватывающий сумму собственно бюджета Федерации и всех бюджетов территориальных образований, расположенных на территории данного субъекта. Разумеется, то же относится и к консолидированному бюджету всех консолидированных бюджетов субъектов Федерации, за счет этой консолидации возникает второе слагаемое в общем консолидированном бюджете Российской Федерации наряду с федеральным бюджетом. Но реальное воздействие на хозяйство и людей имеют именно федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации и бюджеты местных органов власти. Они-то и являются основой бюджетной системы, средством управления и регулирования развития экономической и социальной сфер. Доходы и расходы федерального бюджета Приведем данные о федеральном бюджете, который, безусловно, ляется главным звеном системы государственных финансов России (табл. 5.4). Таблица 5.4. Федеральный бюджет России, 2001 г.
Сопоставление данных консолидированного бюджета России и федерального бюджета позволяет выяснить некоторые особенности консолидированного бюджета всех субъектов Федерации, включая и местные бюджеты. Доходы бюджетов субъектов Федерации составили 1083,3 млрд руб., а расходы — 1081,8 млрд руб. Это означает, что общий профицит консолидированного бюджета в основном появился за счет федерального бюджета, а не бюджетов субъектов Федерации. Действительно, доля профицита бюджетов субъектов Федерации составила всего 0,5% общего итогового профицита. Определенные различия есть и в структуре доходов. Объем налога на прибыль в бюджетах субъектов Федерации значительно больше, чем в федеральном бюджете. Это говорит о более тесной связи финансовых систем субъектов Федерации с реальным сектором, что вполне оправданно, так как на местах лучше знают условия работы предприятий. Это же касается налогов на совокупный доход и на вмененный доход. Если удастся добиться подъема мелкого предпринимательства, то этот разрыв станет еще больше. Очень крупное превышение поступления средств в бюджеты субъектов Федерации наблюдается по налогу на имущество, они получили этого налога почти в 50 раз больше, чем федеральный бюджет, и это вполне объяснимо, так как имущественные отношения складываются в основном непосредственно на местах. Примерно в 3 раза больше поступает в бюджеты субъектов Федерации платежей за пользование природными ресурсами. Федеральный бюджет имеет преимущества при поступлении налога на добавленную стоимость и по акцизам. Некоторые виды акцизов поступают только в федеральный бюджет (на нефть и др.). С другой стороны, только в консолидированный бюджет субъектов Федерации поступает налог с продаж. Б части расходов также наблюдаются большие расхождения по структуре. Подавляющая часть расходов на образование и на здравоохранение идет через бюджеты субъектов Федерации, ключая и местные. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство сосредоточены только в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах. Бюджет развития В зависимости от экономического содержания расходы бюджета делятся на капитальные и текущие, это деление предусмотрено в экономической классификации расходов в Бюджетном кодексе (ст. 66). Текущие расходы бюджета показывают повседневные нужды в денежных средствах органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений. Капитальные расходы обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность, они могут предназначаться как для существующих, так и для вновь созданных юридических лиц. За счет инвестиционных расходов осуществляются капитальные вложения и капитальный ремонт, т.е. они ведут к увеличению имущества тех юридических лиц, которые их получают. За счет капитальных расходов может быть сформирован и специальный бюджет развития, он может составлять 2—4% всех расходов федерального бюджета. Средства бюджета развития обычно используются на поддержку экспорта и импортозамещающего производства, а также для развития высоких технологий и их внедрения, для финансовой поддержки конверсии предприятий оборонной промышленности. Порядок его формирования и использования регулируются федеральным законом, принятым в 1998 г., но фактически этот бюджет был и до появления специального закона. Сложившаяся практика образования бюджета развития предусматривает включение в него и других средств, помимо бюджетных. Как правило, в него включаются связанные иностранные кредиты, получаемые Россией в соответствующем году, разнообразные нерегулярные доходы (например, превышение против плана поступлений от внешнеторговой деятельности и т.п.). Средства бюджета развития расходуются на финансирование ин-стиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, на полнение государственных гарантий, принятых на себя Правительством Рф в части осуществления инвестиций, и другие цели. Финан-рование из бюджета развития представляется в основном на воз-L -*ои основе. Как правило, средства этого бюджета выступают в естве дополнительного условия в осуществлении каких-либо круп-L пР°ектов, поэтому фактический объем инвестиций, осуществляе-в СВязи с использованием бюджета развития, значительно больше о этого бюджета.
Помимо бюджета развития в нашей финансовой системе имеются различные фонды, за счет которых осуществляются прикладные научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Общая величина этих фондов составила в 2001 г. 105 млрд руб., более чем наполовину она сформирована за счет бюджетных средств, причем не только за счет федерального бюджета, но и за счет бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Остальная часть — это взносы предприятий, проценты по депозитам и другие источники. Величина этих фондов в России чуть больше 1% ВВП, в развитых странах эти расходы в несколько раз выше. Россия существенно отстает по этим расходам.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |