КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дефицит и профицит бюджета
Резервные фонды Важным разделом расходной части бюджета является резервный фонд, он может достигать до 3% всего объема расходов 8 федеральном бюджете. Расходуется этот фонд при возникновении чрезвычайных обстоятельств и различных непредвиденных ситуаций. Образование такого фонда — важный фактор устойчивости всей бюджетной системы. В составе расхода бюджета имеется также резервный фонд Президента Российской Федерации. Его величина ограничена 1% от общей суммы расходов утвержденного федерального бюджета. Фонд используется для покрытия непредвиденных расходов, и в первую очередь тех, которые возникли в связи с указами президента. Расходование средств фонда происходит только в соответствии с письменными указаниями президента. Существует ряд ограничений на использование средств этого фонда, нельзя, к примеру, их использовать на проведение выборов и т.п. В 2002 и 2003 гг. актуальной стала проблема создания особого финансового резерва для платежей по внешнему государственному долгу. Следует учесть, что значительная часть доходов и расходов общей бюджетной системы проходит через бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти. Общий объем консолидированного бюджета субъектов Федерации и местных властей составлял в 2001 г. 1083,3 млрд руб. по доходам и 1081,8 млрд руб. по расходам, т.е. 40,5% по доходам и 44,9% по расходам от консолидированного бюджета Федерации. Субъекты Федерации и местный уровень управления могут формировать и внебюджетные фонды, как правило, социального назначения. Поэтому реальные финансовые возможности субъектов Федерации и местных властей больше, чем это следует из их бюджетов. Между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации идет активный оборот средств, не отражаемый в итоговых показателях доходов и расходов. Федеральный бюджет может предоставлять ссуды, теоретически может их и получать. Он направляет нижестоящим бюджетам дотации и трансферты, может перераспределять ресурсы по согласованию со всеми участниками операции. Внутри бюджетной системы идет активный оборот средств, превышающий итоговые показатели доходов и расходов бюджета.
Одним из важнейших показателей, характеризующих состояние бюджетов любого уровня, является соотношение доходов и расходов бюджета. Превышение расходов над доходами называют дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами — профицитом. Бюджет государства — очень сложная экономическая конструкция, и поэтому заранее нельзя сказать, что профицит — это очень хорошо, а дефицит — это очень плохо. Дело в том, что в течение XX в. бюджет государства стал составной частью всей финансовой системы любой страны, он зависит от этой системы, и она зависит от него. Соотношение доходов и расходов бюджета непосредственно связано с денежным обращением, кредитными ресурсами, рынком ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг непосредственно связан с дефицитом и профицитом бюджета, является, в свою очередь, важным средством регулирования денежного оборота в стране и ее валютного курса. Поэтому лучше всего, когда доходы и расходы бюджета совпадают, а если нет, то расхождение должно быть небольшим. Если расхождения существенные, то лучше, чтобы был профицит, а не дефицит, поскольку последний ведет к образованию и росту государственного долга. На практике почти во всех странах более типичным является де-ицит, а не профицит бюджета, поэтому именно дефицит и является объектом постоянного рассмотрения в финансовой науке и практи-еских разработок по его предупреждению или ликвидации его последствий. Никакой особой теории дефицита бюджета не существует, росто установлено на практике, что если он есть, то лучше, чтобы его «ина не превышала 3% ВВП. Такой «международный стандарт» фицита принят в рамках Европейского союза, и он вполне прием-ем для других стран. При таком дефиците государственный долг не ловится тяжким бременем для страны и может быть либо стабили-Рован, либо даже выплачен при благоприятных условиях. Профи-при нормальном развитии страны, строго говоря, не нужен, он
означает просто избыточность финансовых ресурсов государства, которым надо искать какое-то применение, а государство все же не коммерческая организация. Но развитие любой страны редко бывает совершенно «нормальным». Всегда есть какие-то трудности, в частности накопленный государственный долг. Вот для его ликвидации профицит очень полезен. Правда, современный уровень развития мирового финансового рынка позволяет превратить в инвестиции любые средства. Государство, имеющее профицит бюджета, может эти ресурсы направить в доходные ценные бумаги, обращающиеся на международных биржах. Так поступает, к примеру, правительство Норвегии. Это все зависит от конкретных условий и обстоятельств. Но такие ситуации очень редки. Как уже говорилось, типичным является дефицит бюджета, так как у «нормального» государства средств всегда не хватает. Дефицит бюджета порождает государственный долг, и в статьях расхода появляются процентные платежи и возврат основной части долга. В большинстве развитых стран дефицит бюджета укладывается в пределы 3% величины ВВП, что считается допустимым. В России за последние 15 лет наблюдалась противоречивая ситуация. Уже в последние годы существования СССР резко возрос дефицит бюджета. После образования самостоятельной России дефицит бюджета стал постоянным явлением в ее финансовой системе. За период с 1992 до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовались кредиты ЦБ, что способствовало инфляции. Затем дефицит стали покрывать выпуском государственных ценных бумаг. Если в 1994 г. доля этого источника в покрытии бюджетного дефицита составляла 3% общей суммы финансирования дефицита, то в 1995 г. — 60, в 1997 г. — 52, в 1998 г. — 80%. Однако масштабы заимствований на рынке ценных бумаг, осуществленные в 1995—1996 гг., привели к быстрому росту внутреннего долга и затрат на его обслуживание, а также к росту процентных ставок в хозяйстве. Другим источником финансирования бюджетного дефицита стали внешние заимствования — кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.
Плохо продуманная политика покрытия дефицита бюджета привела к быстрому росту государственного долга, в составе которого преобладали иностранные долги. После кризиса 1998 г. дефицит консолидированного бюджета в России сократился, в 1999 г. он составил 44,4 млрд руб. против 95,9 млрд руб. в 1998 г., а в 2000 г. уже был профицит бюджета, равный 207,4 млрд руб., в 2001 г. профицит составил 266,5 млрд руб. Появление профицита в консолидированном бюджете говорит о значительных успехах в финансовой политике, однако не означает коренного перелома. Все дело во внешнем долге, который достиг таких размеров, что необходим значительный профицит бюджета на протяжении ряда лет для его обслуживания и возврата. Напряженность в системе государственных финансов России сохраняется. По международным правилам все расходы по внешнему долгу включаются в дефицит бюджета. Чтобы иметь объективную оценку состояния бюджета страны, мировая практика финансовых отношений выработала понятие первичного профицита. Оно означает следующее: доходы бюджета, за вычетом кредитов и займов, должны превышать его расходы, уменьшенные на обслуживание государственного долга (выплата процентов и возмещение основной суммы долга). Достижение первичного профицита означает, что часть доходов бюджета идет на выплату долгов, т.е. общая сумма задолженности уменьшается. Это соответствует международной методике определения дефицита бюджета, которая включает в его состав и все расходы по обслуживанию государственного долга. Например, в федеральном бюджете за 2001 г. показан профицит в 265 млрд руб. Поскольку в опубликованной отчетности в составе доходов бюджета не указаны займы и кредиты, а в составе расходов отражены платежи по государственному долгу 231,1 млрд руб., то первичный профицит составляет 496,1 млрд руб. (265 + 231,1).
Дефицит (профицит) может быть не только в федеральном бюджете, но и в бюджетах субъектов Федерации и местных самоуправлений, следует, однако, избегать образования заметных дефицитов на этих уровнях бюджетной системы, учитывая скромные их возможности по мобилизации денежных средств. Практика показала, что попытки отдельных субъектов Федерации привлечь дополнительные ресурсы, в частности на внешних финансовых рынках, зачастую заканчивались образованием существенных долгов без четких перспектив их возвращения. Поэтому вполне уместна та регламентация привлечения средств субъектами Федерации из внешних "очников, которая введена Министерством финансов, косвенно это означает и определенное ограничение на формирование дефицитов в их бюджетах.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |