Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дефицит и профицит бюджета




Резервные фонды

Важным разделом расходной части бюджета является резервный фонд, он может достигать до 3% всего объема расходов 8 федеральном бюджете. Расходуется этот фонд при возникновении чрезвычайных обстоятельств и различных непредвиденных ситуаций. Образование такого фонда — важный фактор устойчивости всей бюджетной си­стемы.

В составе расхода бюджета имеется также резервный фонд Прези­дента Российской Федерации. Его величина ограничена 1% от общей суммы расходов утвержденного федерального бюджета. Фонд исполь­зуется для покрытия непредвиденных расходов, и в первую очередь тех, которые возникли в связи с указами президента. Расходование средств фонда происходит только в соответствии с письменными ука­заниями президента. Существует ряд ограничений на использование средств этого фонда, нельзя, к примеру, их использовать на проведе­ние выборов и т.п.

В 2002 и 2003 гг. актуальной стала проблема создания особого фи­нансового резерва для платежей по внешнему государственному долгу.

Следует учесть, что значительная часть доходов и расходов общей бюджетной системы проходит через бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти. Общий объем консолидированного бюд­жета субъектов Федерации и местных властей составлял в 2001 г. 1083,3 млрд руб. по доходам и 1081,8 млрд руб. по расходам, т.е. 40,5% по доходам и 44,9% по расходам от консолидированного бюджета Фе­дерации. Субъекты Федерации и местный уровень управления могут формировать и внебюджетные фонды, как правило, социального на­значения. Поэтому реальные финансовые возможности субъектов Фе­дерации и местных властей больше, чем это следует из их бюджетов.


Между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федера­ции идет активный оборот средств, не отражаемый в итоговых показа­телях доходов и расходов. Федеральный бюджет может предоставлять ссуды, теоретически может их и получать. Он направляет нижестоя­щим бюджетам дотации и трансферты, может перераспределять ре­сурсы по согласованию со всеми участниками операции. Внутри бюд­жетной системы идет активный оборот средств, превышающий итого­вые показатели доходов и расходов бюджета.

Одним из важнейших показателей, характеризующих состояние бюджетов любого уровня, является соотношение доходов и расходов бюджета. Превышение расходов над доходами называют дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами — профицитом. Бюд­жет государства — очень сложная экономическая конструкция, и поэ­тому заранее нельзя сказать, что профицит — это очень хорошо, а де­фицит — это очень плохо. Дело в том, что в течение XX в. бюджет государства стал составной частью всей финансовой системы любой страны, он зависит от этой системы, и она зависит от него. Соотноше­ние доходов и расходов бюджета непосредственно связано с денеж­ным обращением, кредитными ресурсами, рынком ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг непосредственно связан с де­фицитом и профицитом бюджета, является, в свою очередь, важным средством регулирования денежного оборота в стране и ее валютного курса. Поэтому лучше всего, когда доходы и расходы бюджета совпа­дают, а если нет, то расхождение должно быть небольшим. Если рас­хождения существенные, то лучше, чтобы был профицит, а не дефи­цит, поскольку последний ведет к образованию и росту государствен­ного долга.

На практике почти во всех странах более типичным является де-ицит, а не профицит бюджета, поэтому именно дефицит и является объектом постоянного рассмотрения в финансовой науке и практи-еских разработок по его предупреждению или ликвидации его пос­ледствий. Никакой особой теории дефицита бюджета не существует, росто установлено на практике, что если он есть, то лучше, чтобы его «ина не превышала 3% ВВП. Такой «международный стандарт» фицита принят в рамках Европейского союза, и он вполне прием-ем для других стран. При таком дефиците государственный долг не ловится тяжким бременем для страны и может быть либо стабили-Рован, либо даже выплачен при благоприятных условиях. Профи-при нормальном развитии страны, строго говоря, не нужен, он




 


означает просто избыточность финансовых ресурсов государства, ко­торым надо искать какое-то применение, а государство все же не ком­мерческая организация. Но развитие любой страны редко бывает совершенно «нормальным». Всегда есть какие-то трудности, в част­ности накопленный государственный долг. Вот для его ликвидации профицит очень полезен. Правда, современный уровень развития ми­рового финансового рынка позволяет превратить в инвестиции любые средства. Государство, имеющее профицит бюджета, может эти ресур­сы направить в доходные ценные бумаги, обращающиеся на междуна­родных биржах. Так поступает, к примеру, правительство Норвегии. Это все зависит от конкретных условий и обстоятельств. Но такие си­туации очень редки. Как уже говорилось, типичным является дефицит бюджета, так как у «нормального» государства средств всегда не хвата­ет. Дефицит бюджета порождает государственный долг, и в статьях расхода появляются процентные платежи и возврат основной части долга. В большинстве развитых стран дефицит бюджета укладывается в пределы 3% величины ВВП, что считается допустимым.

В России за последние 15 лет наблюдалась противоречивая ситуа­ция. Уже в последние годы существования СССР резко возрос дефи­цит бюджета. После образования самостоятельной России дефицит бюджета стал постоянным явлением в ее финансовой системе.

За период с 1992 до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовались кредиты ЦБ, что способствовало инфляции. Затем дефицит стали покрывать выпуском государствен­ных ценных бумаг. Если в 1994 г. доля этого источника в покрытии бюджетного дефицита составляла 3% общей суммы финансирования дефицита, то в 1995 г. — 60, в 1997 г. — 52, в 1998 г. — 80%. Однако масштабы заимствований на рынке ценных бумаг, осуществленные в 1995—1996 гг., привели к быстрому росту внутреннего долга и затрат на его обслуживание, а также к росту процентных ставок в хозяйстве. Другим источником финансирования бюджетного дефицита стали внешние заимствования — кредиты правительств иностранных госу­дарств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Плохо продуманная политика покрытия дефицита бюджета приве­ла к быстрому росту государственного долга, в составе которого пре­обладали иностранные долги. После кризиса 1998 г. дефицит консо­лидированного бюджета в России сократился, в 1999 г. он составил 44,4 млрд руб. против 95,9 млрд руб. в 1998 г., а в 2000 г. уже был про­фицит бюджета, равный 207,4 млрд руб., в 2001 г. профицит составил 266,5 млрд руб. Появление профицита в консолидированном бюджете говорит о значительных успехах в финансовой политике, однако не


означает коренного перелома. Все дело во внешнем долге, который достиг таких размеров, что необходим значительный профицит бюд­жета на протяжении ряда лет для его обслуживания и возврата. Напря­женность в системе государственных финансов России сохраняется.

По международным правилам все расходы по внешнему долгу включаются в дефицит бюджета. Чтобы иметь объективную оценку состояния бюджета страны, мировая практика финансовых отноше­ний выработала понятие первичного профицита. Оно означает следую­щее: доходы бюджета, за вычетом кредитов и займов, должны превы­шать его расходы, уменьшенные на обслуживание государственного долга (выплата процентов и возмещение основной суммы долга). До­стижение первичного профицита означает, что часть доходов бюджета идет на выплату долгов, т.е. общая сумма задолженности уменьшает­ся. Это соответствует международной методике определения дефици­та бюджета, которая включает в его состав и все расходы по обслужи­ванию государственного долга. Например, в федеральном бюджете за 2001 г. показан профицит в 265 млрд руб. Поскольку в опубликован­ной отчетности в составе доходов бюджета не указаны займы и креди­ты, а в составе расходов отражены платежи по государственному долгу 231,1 млрд руб., то первичный профицит составляет 496,1 млрд руб. (265 + 231,1).

Дефицит (профицит) может быть не только в федеральном бюд­жете, но и в бюджетах субъектов Федерации и местных самоуправ­лений, следует, однако, избегать образования заметных дефицитов на этих уровнях бюджетной системы, учитывая скромные их воз­можности по мобилизации денежных средств. Практика показала, что попытки отдельных субъектов Федерации привлечь дополни­тельные ресурсы, в частности на внешних финансовых рынках, зачастую заканчивались образованием существенных долгов без чет­ких перспектив их возвращения. Поэтому вполне уместна та регла­ментация привлечения средств субъектами Федерации из внешних

"очников, которая введена Министерством финансов, косвенно это означает и определенное ограничение на формирование дефи­цитов в их бюджетах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.