Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды, CTpytoypa доходов и расходов социальных внебюджетных фондов 1 страница




Реформирование системы финансов Российской Федерации, на­чатое в 1990-х годах, привело к появлению нового звена общегосу­дарственной системы финансов — внебюджетных фондов. Особое значение среди них имеют социальные внебюджетные фонды. Спе­цификой внебюджетных фондов является четкое закрепление до­ходных источников и, как правило, строго целевое использование средств.

Источники формирования внебюджетных фондов: специальные налоги и сборы; ассигнования из федерального, региональных и ме­стных бюджетов; специальные займы; добровольные поступления. Средства могут поступать также за счет капитализации части вре­менно свободных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, инвестирование).

По срокам действия специальные фонды подразделяются на по­стоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.

По принадлежности — на государственные, межгосударственные, местные фонды.

Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконст-^ рукции и развития, Бюджет Европейского содружества (ЕС) и др.

По целям различают: социальные фонды; фонды личного и иму­щественного страхования; экономические; кредитные; научно-ис­следовательские; инвестиционные; экологические и другие фонды.


В истории развития системы финансов в России не было опыта создания целевых внебюджетных фондов. Впервые они стали соз­даваться в Российской Федерации в период перехода страны на но­вые экономические отношения по Закону РСФСРот 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про­цесса в РСФСР». Ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. При создании системы социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли соци­альных расходов, которые в рам ках бюджета финансировались с боль­шим напряжением. Одновременно с социальными создаются мно­гочисленные иные внебюджетные фонды. Впоследствии Правитель­ство РФ принимает решение о консолидации их в бюджет, при этом сохраняется определенная автономность фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформируются в целевые бюджетные фонды.

Социальные фонды сохранили статус внебюджетных. В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят:

• Пенсионный фонд РФ;

• Фонд социального страхования РФ;

• Федеральный и территориальные фонды обязательного ме­
дицинского страхования РФ;

• Государственный фонд занятости населения РФ.

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслужи­вания и т.д. Социальные внебюджетные фонды, за исключением Государственного фонда занятости населения РФ, являются само­стоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако са­мостоятельность эта имеет свои особенности, существенно отлича­ется от экономической и финансовой самостоятельности государ­ственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процес­сы мобилизации и использования средств, в размерах и на цели, рег­ламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры И уровня денежных социальных выплат.

Сложная экономическая ситуация в стране, отсутствие опыта в организации функционирования внебюджетных фондов, прозрач­ности и серьезного контроля за поступлением и использованием


их средств; применение недостаточно обоснованных тарифов стра­ховых взносов привели к тому, что в государственных внебюд­жетных социальных фондах сложилась неблагоприятная ситуация. В настоящее время они имеют большие долги по социальным вып­латам населению. Наиболее тяжелое положение у Пенсионного фонда РФ и Государственного фонда занятости населения РФ. При­чиной этого явилось то, что у российских внебюджетных соци­альных фондов последние пять лет практически не было бюджетов. Они принимались по истечении того срока, на который составля­лись. Поэтому утверждение Государственной Думой Закона РФ от 30.03.99 г. № 56-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год» и его вступление в силу имеет особое зна­чение. Наличие бюджета означает, что социальные деньги будут распределяться по строго определенным правилам.

Пенсионный фонд РФ — крупнейший из внебюджетных социаль­ных фондов. Он введен в действие с 1 января 1992 года Постановле­нием Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Бюджет Пенсионного фонда сегодня в России — второй по величине после федерального. Основной источник доходов Пен-сионного фонда РФ — страховые взносы работодателей и работаю­щих (см. табл. 5.2. J). Работодатели ежемесячно уплачивают страхо­вые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязатель­ные страховые взносы с работников, включая работающих пенсио­неров. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме не­зависимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работаю­щих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начис­ляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждает Пра­вительство РФ.

Основными задачами Пенсионного фонда РФ как самостоя­тельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством. Уплата страховых взносов в Пен­сионный фонд РФ носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость про­дукции (работ, услуг). Порядокуплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в фонд устанавливаются ежегодно за­конодательством РФ по представлению его правления. Для различ-


                               
   
   
   
 
         
       
 
 
 
 
 
   
     
 
 


Таблица 5.2.1

Доходы Пенсионного фонда РФ

на 1999 год1

 

Виддохода Сумма, Удельный
  тыс. руб. вес, %
Всего на год; 244495 895,6 100,00
в том числе."    
Страховые взносы 183 288 773,4 74,97
Мобилизация просроченной задолженности    
плательщиков страховых взносов в фонд 15 200000,0 6,22
Средства федерального бюджета, передавае­мые фонду на выплаты государственных    
пенсий и пособий 17700000,0 7,23
Средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ 300000,0 0,12
Прочие поступления 1750000,0 0,72
Другие доходы, направляемые на погашение    
задолженности по выплатам государственных пенсий и пособий за 1998 г, 26257122,2 10,74

ных категорий плательщиков установлены страховые взносы в сле­дующих размерах:

• 28% — для работодателей (предприятий, учреждений, орга­
низаций), для граждан, использующих труд наемных работ­
ников;

• 20,6% — для работодателей — организаций, занятых в произ­
водстве сельскохозяйственной продукции, а также для пред­
приятий, учреждений, организаций, выплачивающих автор­
ские гонорары, для крестьянских (фермерских) хозяйств, об­
щин коренных малочисленных народов Севера; для индиви­
дуальных предпринимателей, занимающихся частной прак­
тикой; для адвокатов; для индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения;

• 14% —для работодателей — организаций, использующих труд
членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиа­
ции;

• 1 % — для работающих граждан.

фо^^Гй^^


Особую сложность представляет определение обоснованных та­рифов взносов во внебюджетные фонды, и в Пенсионный фонд РФ Б частности. В целом ряде стран существует очень высокая норма пенсионного накопления. Особое место среди этих стран занимает Сингапур, который первым в мире ввел обязательную накопитель­ную пенсионную систему. Все пенсионные накопления в Сингапу­ре производятся за счет регулярных взносов работников и их работо­дателей по весьма значительной ставке — 40% заработной платы (по­ловину вносят работодатели и половину — сами работники).

В доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, кроме обязательных взносов, поступают также:

• средства федерального бюджета, направляемые через Пенси­
онный фонд РФ на целевое финансирование выплаты госу­
дарственных пенсий и пособий;

• средства фонда социального страхования РФ;

• свободные средства Государственного фонда занятости насе­
ления РФ;

• средства, возмещаемые Государственным фондом занятости
населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий без­
работным гражданам;

• доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ бан­
ками;

• пени и финансовые санкции;

• добровольные взносы юридических и физических лиц.
Кроме того, доходы могут поступать за счет капитализации части

временно свободных средств фонда (покупка ценных бумаг, ин­вестирование). При отсутствии у Пенсионного фонда РФ собст­венных средств на финансирование выплаты пенсий могут на­правляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды из местного бюджета.

В целях обеспечения стабильного поступления доходов и целе­вого расходования средств федерального бюджета и государствен­ных внебюджетных фондов, снижения задолженности организаций, финансируемых за счет федерального бюджета, в 1998 году при­нят Указ Президента РФ от 29.05.98 г. № 609 «О дополнительных мерах по снижению финансовой задолженности федеральных ор­ганов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов». В соответствии с Указом государственным внебюджетным фондам (кроме Пенсионного фонда РФ) запрещено привлечение заемных средств путем выпуска ценных бумаг, получения креди­тов и займов. К сожалению, задолженность плательщиков страхо­вых взносов в Пенсионный фонд РФ имеет хронический характер.


На I января 1999 г. она составила 129 284,5' млн руб., или 53% всех ожидаемых доходов фонда. Наибольшие суммы задолженности по страховым взносам приходятся на предприятия машиностроения и металлообработки, строительные отрасли, агропромышленный комплекс, металлургию и угольную промышленность. Министер­ство по налогам и сборам РФ в порядке эксперимента в 1999 году решило самостоятельно собирать взносы в Пенсионный фонд, Фон­ды социального страхования, занятости и обязательного медицин­ского страхования в Башкирии, Хабаровском крае и Орловской об­ласти. Подобный опыт есть и в международной практике, где на­логовые органы собирают взносы на социальные нужды (США, Швеция, Канада, Нидерланды, Финляндия, Норвегия).

Финансовое положение Пенсионного фонда РФ вызывает серь­езные опасения. Для достижения бездефицитности бюджета Пен­сионного фонда РФ в 1999 году среди доходов, направляемых на по­гашение задолженности по выплатам государственных пенсий и по­собий за 1998 год, были предусмотрены в порядке исключения поступления средств Федерального дорожного фонда и Федерально­го фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также средств, вырученных от реализации продовольствия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.99 г. № 130 «О постав­ках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в первом полугодии 1999 г. в соответствии с соглашениями с Правительством США и Европей­ским Союзом».

Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату: госу­дарственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кор­мильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсаций пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; по­собий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям; на де­тей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и другие выплаты. За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются также различные програм­мы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осу­ществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наи­больший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фон­да РФ. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты госу­дарственных пенсий и пособий на возвратной основе из федераль­ного бюджета и беспроцентного кредита Центрального банка РФ. К ним относятся:


 

• пенсии и пособия военнослужащим и приравненным к ним
по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям;

• социальные пенсии;

• выплаты социальных пособий на погребение;

• расходы на предоставление льгот по пенсионному обеспече­
нию граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чер­
нобыльской АЭС;

• расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечест­
венной войны и вдовам военнослужащих;

• расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, вы­
ехавшим на постоянное место жительства за границу;

• расходы на доставку и пересылку указанных видов государст­
венных пенсий.

В бюджете Пенсионного фонда РФ на 1999 г. на эти цели преду­смотрены расходы в сумме [7 652,2765 млн руб. (см. табл. 5.2.2).

Серьезной проблемой в деятельности Пенсионного фонда яв­ляется наличие крупной задолженности населению по пенсионным выплатам. На 1 марта 1999 г. она составила 24,5 млрд руб. и сокра­тилась по сравнению с октябрем 1998 г. лишь на 6 млрд руб.1. По­гашение долгов Пенсионного фонда РФ и увеличение пенсий объяв­лены приоритетами политики российского правительства на 1999 год. В течение года предполагается дважды проиндексировать пен­сии: на 12% с 1 мая и еще на 15% — с 1 ноября. На эти цели из Пенсионного фонда РФ предусматривается направить не менее 25 млрд руб. бюджета Фонда, а также дополнительные доходы по стра­ховым взносам,

Министерство труда и социального развития РФ рассматривает вариант введения в России единой ставки пенсии. Одинаковая для всех пенсия — это крайняя мера, осуществляемая в целях защиты наименее обеспеченных граждан. Через это прошли пенсионеры Гру­зии, Болгарии, ряда других стран. Чем благополучнее экономика, тем выше пенсии, и тем больше их дифференциация, так уже проис­ходит в большинстве стран бывшего социалистического лагеря. Еди­ный размер пенсии имеет только одну положительную сторону. Та­ким образом власти пытаются спасти значительную часть населения от окончательного обнищания.

Еще несколько лет назад в России наблюдался позитивный сдвиг в соотношении средней пенсии и средней заработной платы: с 26% в


 


Известия. 1999. 19 марта. С. 2.


1 Известия. 1999. 19 марта. С. 2.


 




                               
   
 
     
     
   
       
 
 
         
 
 
       
 
 
 

Таблица 5.2.2
год1

Расходы Пенсионного фонда РФ на 1999

 

Видрасхода Всего на год; в том числе: выплаты государственных пенсий и пособий, из них: погашение задолженности по выплатам пенсий за 1998 г. Содержание органов управления Фонда Расходы на обслуживание временно привлеченных кредитов Возврат заимствованных средств Фонда социального страхования РФ Прочие расходы Сумма, млн руб. 244495,9 240622,6 26257,1 2060,0 0,5 0,5 0,8 Удельный вес,% 100,00 98,42 10,74 0,85 0,20 0,20 0,33

1992 году до 35—39% в 1997 году2. Однако эта тенденция была достиг­нута за счет резкого сокращения дифференциации в размерах пен­сий. В настоящее время дифференциация максимальной и мини­мальной пенсии составляет 1,5:1 вместо 3:1 по законодательству. Вследствие этого заработная плата практически не играет роли при исчислении размера пенсии, и у населения ослабли стимулы к «за­рабатыванию» пенсии. Правительство РФ намерено проводить ин­дексации, касающиеся прежде всего тех, у кого минимальные пен­сии. А это значит, что после их проведения пенсии будут уравнены. Теряется весь смысл стажа, высоких заработков и должностей. Фи­нансовое положение страны ставит ее и всех граждан на грань вы­живания. Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной системы пенсионного обеспечения —к смешанной. Этому должна способствовать реализация Федераль­ного закона от 01.04.96 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персони­фицированном) учете в системе государственного пенсионного стра­хования». С 2000 года работающие должны были часть Своих пенси-

1 Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 56-ФЗ «О бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации на 1999 год».

2 Программа пенсионной реформы в Российской Федерации //Российс­
кая газета. 1998. 26 мая.


онных взносов отчислять в накопительную систему и тем самым с ранних лет зарабатывать себе на старость. Теперь все эти планы ото­двигаются на неопределенный срок.

В сложившихся условиях особое значение приобретают негосу­дарственные пенсионные фонды (НПФ), которые призваны обеспе­чивать дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работников и работодателей. НПФ пока не стали серьезной альтернативой традиционной пенсионной системе, но имеют устойчивый рост. Наибольшее количество НПФ появилось в России в 1996 году. По данным Инспекции НПФ за 1997 год совокупные активы российских негосударственных пен­сионных фондов удвоились, что делает их самым быстрорастущим финансовым институтом в России. Основу российской негосударст­венной пенсионной системы составляет относительно небольшое число фондов, созданных крупнейшими промышленными и фи­нансовыми структурами. Эти фонды с первыхдней обладали боль­шими активами и имели четкую стратегию развития. За последние два года в стране появились практически все виды известных в мире НПФ; корпоративные, банковские, отраслевые, региональные, от­крытые. Наблюдается концентрация пенсионных активов в руках нескольких фондов: на долю 26 крупнейших корпоративных НПФ пришлось в 1997 году 86,8%' всех активов. Это означает, что в бли­жайшие годы развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения будет в основном связано с крупными финансово-про­мышленными группами.

Фонд социального страхования РФ призван способствовать мате­риальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он действует в соответствии с Указом Прези­дента РФ от 07.08.92 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и Положением о Фонде социального стра­хования РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российс­кой Федерации». Фонд социального страхования РФ управляет сред­ствами государственного социального страхования РФ. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не вхо­дят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюд­жеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда,

Эксперт. 1998. № 17. С. 7.


отчеты об их исполнении, после рассмотрения правлением Фонда социального страхования, утверждаются его председателем. Основ­ными задачами Фонда социального страхования являются:

• обеспечение гарантированных государством пособий по вре­
менной нетрудоспособности, беременности и родам, при рож-

, дении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмот­ренные законодательством;

• участие в разработке и реализации государственных программ
по охране здоровья работников, мер по совершенствованию со­
циального страхования;

• осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчи­
вость Фонда социального страхования;

• разработка совместно с Министерством труда РФ и Мини­
стерством финансов РФ предложений о размерах тарифа стра­
ховых взносов на государственное социальное страхование;

• организация работы по подготовке и повышению квалифи­
кации специалистов для системы государственного социаль­
ного страхования, разъяснительной работы среди страховате­
лей и населения по вопросам социального страхования;

• сотрудничество с аналогичными фондами других государств и
международными организациями по вопросам социального
страхования.

Механизм формирования и использования преобладающей час­ти средств Фонда позволяет около 70% средств оставлять в распо­ряжении плательщиков.

Средства Фонда социального страхования РФ образуются за счет:

• страховых взносов работодателей (администрации предприя­
тий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъ­
ектов независимо от форм собственности);

• страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на со­
циальное страхование в соответствии с законодательством;

• страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую дея­
тельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение
по государственному социальному страхованию, установлен­
ному для работников, при условии уплаты ими страховых взно­
сов в Фонд социального страхования;

• доходов от инвестирования части временно свободных средств
Фонда социального страхования в ликвидные государственные
ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств


в банковские вклады производится в пределах средств, предус­мотренных в бюджете Фонда социального страхования на со­ответствующий период;

добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступ­лений иных финансовых средств, не запрещенных законода­тельством;

• ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие рас­
ходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и ком­
пенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Черно­
быльской АЭС или радиационных аварий на других атомных
объектах гражданского или военного назначения и их послед­
ствий, а также в других, установленных законом случаях;

• прочихдоходов.

Основу доходов бюджета Фонда социального страхования РФ со­ставляют страховые взносы. Их доля в структуре всех доходов —око­ло 90%. Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования РФ для работодателей — организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, установ­лен в размере 5,4% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, за исключением договоров граж­данско-правового характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.