КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды, CTpytoypa доходов и расходов социальных внебюджетных фондов 1 страница
Реформирование системы финансов Российской Федерации, начатое в 1990-х годах, привело к появлению нового звена общегосударственной системы финансов — внебюджетных фондов. Особое значение среди них имеют социальные внебюджетные фонды. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств. Источники формирования внебюджетных фондов: специальные налоги и сборы; ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов; специальные займы; добровольные поступления. Средства могут поступать также за счет капитализации части временно свободных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, инвестирование). По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач. По принадлежности — на государственные, межгосударственные, местные фонды. Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконст-^ рукции и развития, Бюджет Европейского содружества (ЕС) и др. По целям различают: социальные фонды; фонды личного и имущественного страхования; экономические; кредитные; научно-исследовательские; инвестиционные; экологические и другие фонды. В истории развития системы финансов в России не было опыта создания целевых внебюджетных фондов. Впервые они стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения по Закону РСФСРот 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. При создании системы социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рам ках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными создаются многочисленные иные внебюджетные фонды. Впоследствии Правительство РФ принимает решение о консолидации их в бюджет, при этом сохраняется определенная автономность фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформируются в целевые бюджетные фонды.
Социальные фонды сохранили статус внебюджетных. В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят: • Пенсионный фонд РФ; • Фонд социального страхования РФ; • Федеральный и территориальные фонды обязательного ме • Государственный фонд занятости населения РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Социальные внебюджетные фонды, за исключением Государственного фонда занятости населения РФ, являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако самостоятельность эта имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств, в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры И уровня денежных социальных выплат.
Сложная экономическая ситуация в стране, отсутствие опыта в организации функционирования внебюджетных фондов, прозрачности и серьезного контроля за поступлением и использованием их средств; применение недостаточно обоснованных тарифов страховых взносов привели к тому, что в государственных внебюджетных социальных фондах сложилась неблагоприятная ситуация. В настоящее время они имеют большие долги по социальным выплатам населению. Наиболее тяжелое положение у Пенсионного фонда РФ и Государственного фонда занятости населения РФ. Причиной этого явилось то, что у российских внебюджетных социальных фондов последние пять лет практически не было бюджетов. Они принимались по истечении того срока, на который составлялись. Поэтому утверждение Государственной Думой Закона РФ от 30.03.99 г. № 56-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год» и его вступление в силу имеет особое значение. Наличие бюджета означает, что социальные деньги будут распределяться по строго определенным правилам. Пенсионный фонд РФ — крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Бюджет Пенсионного фонда сегодня в России — второй по величине после федерального. Основной источник доходов Пен-сионного фонда РФ — страховые взносы работодателей и работающих (см. табл. 5.2. J). Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждает Правительство РФ.
Основными задачами Пенсионного фонда РФ как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Порядокуплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в фонд устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению его правления. Для различ- Таблица 5.2.1 Доходы Пенсионного фонда РФ на 1999 год1
ных категорий плательщиков установлены страховые взносы в следующих размерах: • 28% — для работодателей (предприятий, учреждений, орга • 20,6% — для работодателей — организаций, занятых в произ
• 14% —для работодателей — организаций, использующих труд • 1 % — для работающих граждан. фо^^Гй^^ Особую сложность представляет определение обоснованных тарифов взносов во внебюджетные фонды, и в Пенсионный фонд РФ Б частности. В целом ряде стран существует очень высокая норма пенсионного накопления. Особое место среди этих стран занимает Сингапур, который первым в мире ввел обязательную накопительную пенсионную систему. Все пенсионные накопления в Сингапуре производятся за счет регулярных взносов работников и их работодателей по весьма значительной ставке — 40% заработной платы (половину вносят работодатели и половину — сами работники). В доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, кроме обязательных взносов, поступают также: • средства федерального бюджета, направляемые через Пенси • средства фонда социального страхования РФ; • свободные средства Государственного фонда занятости насе • средства, возмещаемые Государственным фондом занятости • доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ бан • пени и финансовые санкции; • добровольные взносы юридических и физических лиц. временно свободных средств фонда (покупка ценных бумаг, инвестирование). При отсутствии у Пенсионного фонда РФ собственных средств на финансирование выплаты пенсий могут направляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды из местного бюджета. В целях обеспечения стабильного поступления доходов и целевого расходования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, снижения задолженности организаций, финансируемых за счет федерального бюджета, в 1998 году принят Указ Президента РФ от 29.05.98 г. № 609 «О дополнительных мерах по снижению финансовой задолженности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов». В соответствии с Указом государственным внебюджетным фондам (кроме Пенсионного фонда РФ) запрещено привлечение заемных средств путем выпуска ценных бумаг, получения кредитов и займов. К сожалению, задолженность плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ имеет хронический характер. На I января 1999 г. она составила 129 284,5' млн руб., или 53% всех ожидаемых доходов фонда. Наибольшие суммы задолженности по страховым взносам приходятся на предприятия машиностроения и металлообработки, строительные отрасли, агропромышленный комплекс, металлургию и угольную промышленность. Министерство по налогам и сборам РФ в порядке эксперимента в 1999 году решило самостоятельно собирать взносы в Пенсионный фонд, Фонды социального страхования, занятости и обязательного медицинского страхования в Башкирии, Хабаровском крае и Орловской области. Подобный опыт есть и в международной практике, где налоговые органы собирают взносы на социальные нужды (США, Швеция, Канада, Нидерланды, Финляндия, Норвегия). Финансовое положение Пенсионного фонда РФ вызывает серьезные опасения. Для достижения бездефицитности бюджета Пенсионного фонда РФ в 1999 году среди доходов, направляемых на погашение задолженности по выплатам государственных пенсий и пособий за 1998 год, были предусмотрены в порядке исключения поступления средств Федерального дорожного фонда и Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также средств, вырученных от реализации продовольствия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.99 г. № 130 «О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в первом полугодии 1999 г. в соответствии с соглашениями с Правительством США и Европейским Союзом». Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату: государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсаций пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и другие выплаты. За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются также различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты. Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда РФ. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета и беспроцентного кредита Центрального банка РФ. К ним относятся:
• пенсии и пособия военнослужащим и приравненным к ним • социальные пенсии; • выплаты социальных пособий на погребение; • расходы на предоставление льгот по пенсионному обеспече • расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечест • расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, вы • расходы на доставку и пересылку указанных видов государст В бюджете Пенсионного фонда РФ на 1999 г. на эти цели предусмотрены расходы в сумме [7 652,2765 млн руб. (см. табл. 5.2.2). Серьезной проблемой в деятельности Пенсионного фонда является наличие крупной задолженности населению по пенсионным выплатам. На 1 марта 1999 г. она составила 24,5 млрд руб. и сократилась по сравнению с октябрем 1998 г. лишь на 6 млрд руб.1. Погашение долгов Пенсионного фонда РФ и увеличение пенсий объявлены приоритетами политики российского правительства на 1999 год. В течение года предполагается дважды проиндексировать пенсии: на 12% с 1 мая и еще на 15% — с 1 ноября. На эти цели из Пенсионного фонда РФ предусматривается направить не менее 25 млрд руб. бюджета Фонда, а также дополнительные доходы по страховым взносам, Министерство труда и социального развития РФ рассматривает вариант введения в России единой ставки пенсии. Одинаковая для всех пенсия — это крайняя мера, осуществляемая в целях защиты наименее обеспеченных граждан. Через это прошли пенсионеры Грузии, Болгарии, ряда других стран. Чем благополучнее экономика, тем выше пенсии, и тем больше их дифференциация, так уже происходит в большинстве стран бывшего социалистического лагеря. Единый размер пенсии имеет только одну положительную сторону. Таким образом власти пытаются спасти значительную часть населения от окончательного обнищания. Еще несколько лет назад в России наблюдался позитивный сдвиг в соотношении средней пенсии и средней заработной платы: с 26% в
Известия. 1999. 19 марта. С. 2. 1 Известия. 1999. 19 марта. С. 2.
Расходы Пенсионного фонда РФ на 1999
1992 году до 35—39% в 1997 году2. Однако эта тенденция была достигнута за счет резкого сокращения дифференциации в размерах пенсий. В настоящее время дифференциация максимальной и минимальной пенсии составляет 1,5:1 вместо 3:1 по законодательству. Вследствие этого заработная плата практически не играет роли при исчислении размера пенсии, и у населения ослабли стимулы к «зарабатыванию» пенсии. Правительство РФ намерено проводить индексации, касающиеся прежде всего тех, у кого минимальные пенсии. А это значит, что после их проведения пенсии будут уравнены. Теряется весь смысл стажа, высоких заработков и должностей. Финансовое положение страны ставит ее и всех граждан на грань выживания. Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной системы пенсионного обеспечения —к смешанной. Этому должна способствовать реализация Федерального закона от 01.04.96 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». С 2000 года работающие должны были часть Своих пенси- 1 Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 56-ФЗ «О бюджете Пенсионного 2 Программа пенсионной реформы в Российской Федерации //Российс онных взносов отчислять в накопительную систему и тем самым с ранних лет зарабатывать себе на старость. Теперь все эти планы отодвигаются на неопределенный срок. В сложившихся условиях особое значение приобретают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые призваны обеспечивать дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работников и работодателей. НПФ пока не стали серьезной альтернативой традиционной пенсионной системе, но имеют устойчивый рост. Наибольшее количество НПФ появилось в России в 1996 году. По данным Инспекции НПФ за 1997 год совокупные активы российских негосударственных пенсионных фондов удвоились, что делает их самым быстрорастущим финансовым институтом в России. Основу российской негосударственной пенсионной системы составляет относительно небольшое число фондов, созданных крупнейшими промышленными и финансовыми структурами. Эти фонды с первыхдней обладали большими активами и имели четкую стратегию развития. За последние два года в стране появились практически все виды известных в мире НПФ; корпоративные, банковские, отраслевые, региональные, открытые. Наблюдается концентрация пенсионных активов в руках нескольких фондов: на долю 26 крупнейших корпоративных НПФ пришлось в 1997 году 86,8%' всех активов. Это означает, что в ближайшие годы развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения будет в основном связано с крупными финансово-промышленными группами. Фонд социального страхования РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.92 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования РФ. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда, Эксперт. 1998. № 17. С. 7. отчеты об их исполнении, после рассмотрения правлением Фонда социального страхования, утверждаются его председателем. Основными задачами Фонда социального страхования являются: • обеспечение гарантированных государством пособий по вре , дении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством; • участие в разработке и реализации государственных программ • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчи • разработка совместно с Министерством труда РФ и Мини • организация работы по подготовке и повышению квалифи • сотрудничество с аналогичными фондами других государств и Механизм формирования и использования преобладающей части средств Фонда позволяет около 70% средств оставлять в распоряжении плательщиков. Средства Фонда социального страхования РФ образуются за счет: • страховых взносов работодателей (администрации предприя • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую дея • доходов от инвестирования части временно свободных средств в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий период; добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие рас • прочихдоходов. Основу доходов бюджета Фонда социального страхования РФ составляют страховые взносы. Их доля в структуре всех доходов —около 90%. Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования РФ для работодателей — организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, установлен в размере 5,4% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, за исключением договоров гражданско-правового характера.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |