Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страхование как экономическая категория отражает процесс фор­мирования целевых фондов денежных средств и их использование на 3 страница




Реализация государственных гарантий прав граждан на образо­вание обеспечивается путем создания системы образования и соот­ветствующих условий для получения образования. В настоящее вре­мя понятие системы образования трактуется как совокупность факто­ров, обеспечивающих реализацию социальных функций образова­ния: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; организация со­трудничества с другими социальными и образовательными система­ми; управление.

Государство гарантирует ежегодное выделение бюджетных средств на нужды образования в размере не менее 10% национального до­хода, а также защищенность соответствующих расходов федераль­ного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и мест­ных бюджетов. Доля расходов на финансирование высшего про­фессионального образования не может составлять менее 3% рас­ходной части федерального бюджета. Установлено, что финанси­рованию подлежит обучение 170 студентов Па каждые 10 тысяч ч< ловек, проживающих в Российской Федерации. Закон предусмат­ривает единые принципы формирования бюджетных средств н образование по всей территории России на основе государственны экономических нормативов на единицу контингента обучаемых которые ежегодно должны утверждаться федеральным заКОЦЩ


„повременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежекварталь-индексация выделяемых средств в соответствии с темпами ин-

Культура. Правовой базой сохранения и развития отечественной дьТуры является Закон РФ от 09.10.92 г. №3612-1 «Основы законо­дательства Российской Федерации о культуре», в котором отмечена неразрывная связь создания культурных ценностей и приобщения к нИМ граждан для решения экономических проблем. Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя следующие обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ:

• осуществлять бюджетное финансирование государственных
и в необходимых случаях негосударственных организаций

культуры;

• стимулировать развитие культуры через предоставление нало­
говых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладываю­
щим свои средства в решение этих задач;

• устанавливать особый порядок налогообложения некоммерчес­
ких организаций культуры;

 

• способствовать развитию благотворительности в области куль­
туры;

• осуществлять свое покровительство в отношении малообеспе­
ченных граждан.

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, культура, как и образование, является одним из основных претендентов на средства государственного бюд­жета. В законодательстве указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от терри­ториальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного Уточнения объемов финансирования для возмещения дополнитель­ных затрат из-за инфляционных процессов.

Здравоохранение. Успех проводимых реформ в сфере охраны здо­ровья граждан находится в прямой зависимости от их законодатель­ного обеспечения. В «Основах законодательства Российской Феде-Рации об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. № 5487-1 отмечено, нто государство гарантирует охрану здоровья каждого человека. При этом основные принципы охраны здоровья, такие, как доступность *ЭДико-социальной помощи и социальная защищенность граждан случае утраты здоровья, свидетельствуют о том, что изначально не гарантирована полная бесплатность здравоохранения, а гарантиро-Ван лишь определенный минимальный объем бесплатных медицинс-


ких услуг. Основными доступными и оплачиваемыми из бюдже для каждого гражданина видами медицинского обслуживания яъл^ ются: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм отравлений и иных неотложных состояний; проведение санитарно' гигиенических и противоэпидемических мероприятий; медицинс­кая профилактика важнейших заболеваний; санитарно-гигиеничес­кое образование; меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства; другие мероприятия.

Вторым значимым документом в области здравоохранения явля­ется Закон РФ от 28.06.91 г.№ 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Создание и развитие системы обязательного и добровольного медицинского страхования позволя­ет привлечь органы государственного управления, работодателей и граждан к оплате медицинских услуг. Источниками страхования при обязательном медицинском страховании являются: для работающе­го населения — средства работодателей; для неработающего населе­ния и работников бюджетной сферы — соответствующий бюджет. В результате изменения структуры затрат на охрану здоровья населе­ния (реструктуризации расходов) в России сформировалось три сис­темы организации финансирования здравоохранения, две из кото­рых государственные (муниципальные): государственная бюджетная система здравоохранения; государственная система обязательного медицинского страхования; негосударственная (частная) медицина. Для аккумулирования и контролируемого использования финан­совых ресурсов (кроме бюджетных) созданы федеральный и регио­нальные фонды обязательного медицинского страхования. В отли­чие от образования и культуры законодательством не установлена доля средств бюджета, направляемая на здравоохранение. Для реа­лизации медицинских услуг создаются лечебно-профилактические учреждения различных организационно-правовых форм.

Социальное обслуживание населения представляет собой деятель­ность по оказанию нуждающимся гражданам различных видов со­циальных услуг на дому и в учреждениях социального назначения бесплатно или на льготных условиях. Социальные услуги — это уход, организация питания, содействие в получении медицинской, пра­вовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, органи­зации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и ДРУ гие. Система социального обслуживания населения включает в себя как сеть стационарных учреждений дневного и круглосуточного пре­бывания, среди которых дома-интернаты для престарелых и инва-


лИдов, приюты, реабилитационные центры, социальные гостини­цы и т.п., так и прямые социальные выплаты малообеспеченным гражданам и молодежи.

Законодательные аспекты общенациональной социальной страте­гии закреплены более чем в 200 правовых актах, из них 95% направле­ны на обеспечение льгот отдельным категориям населения. Реализа­ция этих документов возложена на десятки структур и носит распре­делительный характер. К примеру, Федеральный закон от 02.08.95 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует порядок бюджетного финансирования не только государственных учреждений социального обслуживания, но и негосударственных. К негосударственному сектору социального об­служивания относятся общественные объединения, в том числе про­фессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные орга­низации, деятельность которых связана с социальным обслуживани­ем граждан пожилого возраста и инвалидов. Этим организациям в ус­тановленном порядке также могут выделяться бюджетные средства на частичное покрытие расходов.

К расходам на социальную помощь граждан относятся затраты на реализацию целевых социальных программ, таких как «Дети-ин­валиды», «Молодежь России», «Старшее поколение» и т.п. Путем реализации таких программ решаются проблемы перераспределения ресурсов в пользу тех или иных категорий граждан. Часть расходов, таких, например, как бесплатное питание школьников во время учеб­ных занятий; предоставление на бесплатной, либо льготной основе медикаментов при амбулаторном лечении отдельным категориям больных; выплата региональных доплат работникам, имеющим до­ход ниже прожиточного минимума; выдача денежных средств мно­годетным семьям на приобретение одежды для посещения школы; содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, включается в состав расходов на образование и здравоохране­ние, что не позволяет в полной мере отслеживать эффективность оказания социальной помощи из-за отсутствия единой системы уче­та затрат.

Реализация государственных гарантий осуществляется специально созданными для этих целей учреждениями. В соответствии с зако­нодательством учреждением называется организация, созданная соб­ственником для осуществления управленческих, социально-культур­ных или иных функций некоммерческого характера и финансируе­мая им полностью или частично. Собственником (учредителем) го­сударственных и муниципальных учреждений является государство


в лице федеральных, региональных и местных органов управлени поэтому основой государственных гарантий получения граждани' ном социальных услуг в пределах стандартов служит государствен ное или муниципальное финансирование.

Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного това­ра, их ролью в социально-экономическом развитии страны. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться по потреб­ности. Процесс государственного регулирования — это и установле­ние государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении. Например, законодательством определено что для системы образования государственный заказ должен вклю­чать такие параметры, как контингент обучаемых, государственный образовательный стандарт, норматив бюджетного финансирования.

Исходя из принятой классификации расходов бюджета, выделяе­мые средства распределяются по разделам, подразделам, целевым и экономическим статьям.

В приложении 1 приведен перечень типов учреждений по рассмат­риваемым отраслям, включенный в бюджетную классификацию рас­ходов Российской Федерации. Все они закодированы специальными шифрами, указывающими на принадлежность ктой или иной системе и на вид затрат. Например, в целом отрасли «образование» присвоен шифр (код) 1400, его параметры охватывают семь подразделов в зави­симости от уровня реализуемых образовательных программ — 1401— 1407. Внутри каждого из них предусмотрено распределение расходов по видам и целевым статьям, показывающим тип учреждения. Виды расходов в свою очередь делятся на экономические статьи. Техноло­гия распределения расходов на экономические статьи, показывающие вид финансовой операции, носит унифицированный характер для любого бюджетного учреждения. Все расходы, в зависимости от эко­номического содержания, делятся на текущие и капитальные. Теку­щие расходы объединены в две группы: закупки товаров и оплата ус­луг, субсидии и текущие трансферты. Первая группа включает в себя расходы на оплату труда; начисления на нее; приобретение предметов снабжения и расходных материалов (канцелярских, хозяйственных, мягкого инвентаря и обмундирования, продуктов питания, прочих материалов); командировки и служебные разъезды; оплату транспорт­ных услуг; оплату коммунальных услуг с выделением расходов на элек­трическую, тепловую энергию, газ, водоснабжение, прочие услуги.

Из второй группы расходов наиболее значимы такие трансферты населению, как стипендии обучаемым, выдача наличных денег вза-


мен питания, компенсационные выплаты учителям на приобретение книгоиздательской продукции, пособия на опекаемых детей и т. п. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды: приобретение оборудования и предметов длительного пользо­вания, новое строительство, капитальный ремонт.

Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям свя­зана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирую­щих и административных органов за их целевым использованием. Это­му соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обосно­вания или сметы расходов. Определение объемов бюджетных ассиг­нований и распределение разнообразных по своему характеру расхо-1 дов по экономическим статьям осуществляет государственный орган управления в пределах выделенных по бюджету средств на календар­ный финансовый год.

До 1994 года бюджетная классификация расходов была более ук­рупненной. Например, все расходы на оплату труда относились на ста­тью 1 «Заработная плата». С 1995 года эти расходы подразделяются на экономические статьи: основной оклад гражданских служащих, допол­нительная оплата труда гражданских служащих, прочие денежные вып­латы гражданским служащим, выходные пособия при увольнении, оплата труда внештатных работников. Являясь удобной для контроля органов власти и управления, такая детализация стала тормозом для нормального функционирования бюджетных учреждений.

Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов сметного пла­нирования расходов на содержание учреждений в настоящее вре­мя, обратимся к действовавшему ранее порядку финансового обес­печения их деятельности. В 70—80-х годах XX века бюджетные сред­ства выделялись также на основе смет, составляемых с учетом де­нежных и натуральных норм расходов по видам затрат. Сметный порядок способствовал устойчивости функционирования учрежде­ний, но не стимулировал рациональное использование ресурсов. При жесткой регламентации финансово-хозяйствен ной деятельно­сти учреждения не были заинтересованы в отказе от финансирова­ния неэффективных мероприятий; руководители премировались за выполнение «планов», а не за экономию средств или изыскание до­полнительных финансовых источников. Последующие этапы эко­номической политики в конце 1980-х годов предусматривали со­здание механизмов экономического стимулирования эффективно­го использования средств через поощрительные фонды и систему Надбавок к ставкам заработной платы. Расширились финансово-хозяйственные права руководителей учреждений, активизировалось


внедрение в бюджетную сферу так называемого «нового хозяйствен­ного механизма», при котором предполагалась высокая степень са­мостоятельности учреждений. Разрешалось использовать все фи­нансовые источники, включая бюджетные, по своему усмотрению Средства зачислялись в единый фонд финансовых ресурсов и по установленному процентному нормативу распределялись по фон­дам: единый фонд оплаты труда, материальные и приравненные к ним затраты, фонд производственного и социального развития. В случае экономии хозяйственных расходов средства могли употреб­ляться на материальное поощрение работников.

С введением новой бюджетной классификации ситуация суще­ственно изменилась. В настоящее время использовать бюджетные средства по своему усмотрению учреждения не вправе из-за целево­го финансирования расходов. Вновь сметный порядок выделения ассигнований признан основополагающим. Прежде всего, учреди­тель устанавливает для каждого учреждения производственные по­казатели деятельности (задания, контрольные цифры, госзаказ), с учетом которых формируется смета расходов. Например, для дош­кольных учреждений производственными показателями являются число воспитанников и групп, для школ -— число учащихся и клас­сов, по учреждениям профессионального образования — прием сту­дентов (учащихся) на бесплатное обучение, для больниц — число коек, для поликлиник — посещений и т.д. При финансовом плани­ровании учитываются не только показатели на начало и конец фи­нансового года, но и среднегодовые, которые зависят от сроков ком­плектования (приема), выпуска, отсева в процессе обучения, сроков ввода (закрытия) коек и т.д. Расчет среднегодовых величин может производиться путем суммирования показателей на каждое 1 -е чис­ло месяца и деления полученной суммы на 12. Так, на основе сред-негодового количества штатных единиц и установленных ставок за­работной платы в соответствии с Единой тарифной сеткой (ETC) по оплате труда работников бюджетной сферы определяются расходы на заработную плату работников любого бюджетного учреждения.

Действующая в настоящее время ETC приведена в приложении 2. В свою очередь, количество работников (например, школы) зависит от количества классов и установленной нормы учебных часов в неде­лю на ставку учителя (20 или 18). По каждому классу устанавливается норматив учебных часов в неделю. Количество классов определяется с учетом норматива наполняемости -~ 25 человек (по городским шко­лам). Примером натуральных норм может быть перечень одежды и обуви, выдаваемой детям-сиротам, нормы потребления продуктов


питания в день в расчете на одного воспитанника, медикаментов на одного больного и т.п.

Среднегодовые показатели используются также для расчета расхо­дов на питание, медикаменты, трансферты. Например, расходы на питание воспитанников детского дома определяются путем умноже­ния среднегодового количества детей (120 чел.) на расчетную денеж­ную норму питания в день, определенную на основе натуральных норм, и на среднее число дней пребывания ребенка в учреждении в течение года(ЗЗОдней):

120-32-330 = 1267,2 тыс. руб.

Методика исчисления затрат по другим статьям расходов для всех типов учреждений практически одинакова. Значительное место в расходах на содержание учреждений занимают коммунальные пла­тежи: отопление, освещение, водоснабжение и т.д. Расчетный объем средств зависит от кубатуры и площади помещений, от условий обес­печения тепловыми и энергетическими ресурсами. В городских уч­реждениях, как правило, коммунальное обслуживание учреждений осуществляется по договорам со специализированными организаци­ями. По учреждениям, расположенным в сельской местности, име­ющим собственное печное или паровое отопление, расчет более сло­жен. Расходы исчисляются по нормам расхода топлива, учитывают­ся действующие цены на него, продолжительность отопительного сезона. Как правило, расчетный объем средств по прочим и комму­нальным расходам определяется исходя из фактического расхода за ряд предшествующих лет или на основе лимита потребления ресур­сов в натуральном выражении (кубометр воды, Г/кал). В последние годы из-за недофинансирования коммунальных расходов у учреж­дений возникает кредиторская задолженность поставщикам услуг. Эти суммы также следует учитывать при планировании расходов на очередной финансовый год.

Расходы на приобретение мягкого инвентаря более свойственны стационарным учреждениям — больницам, домам для престарелых и инвалидов, детским домам, школам-интернатамит.п. Планируе­мые средства зависят от наличия постельных принадлежностей, одеж-Ды и обуви, потребности в них, цены продукции. Аналогично пла­нируются расходы на оснащение учреждений учебным, медицинс­ким, хозяйственным и технологическим оборудованием и инвента­рем. По бюджетной классификации на статью «Приобретение не­производственного оборудования и предметов длительного пользо­вания для государственных учреждений» относятся расходы на за­купку всех видов основных средств, которые служат более одного года. Затраты по статье «Капитальный ремонт объектов социально-кул ь-


турного и бытового назначения» планируются учредителем по ад­ресной программе ремонтных работ. При выделении средств опре­деляется приоритетность, учитывается техническое состояние зда­ний и сооружений, составляется проектно-сметная документация

Объемы бюджетного финансирования оформляются специальным документом — сметой расходов. В смете указывается наименование и адрес учреждения, коды бюджетной классификации (раздел и це­левая статья, по которой финансируется учреждение), приводится свод утвержденных средств по каждой экономической статье с по­квартальным распределением. При поквартальной разбивке учиты­ваются заданные объемы финансирования, исходя из предполагае­мого поступления доходов бюджета.

Контрольные вопросы:

1. Назовите источники финансирования учреждений социальной сферы.

2. Какие социальные обязательства гарантированы государством за счет бюд­
жетного финансирования?

3. Назовите основные экономические статьи классификации расходов уч­
реждений социальной сферы.

4. Приведите методику расчета среднегодовых производственных показате­
лей деятельности учрежде! шя.

5. Каковы особенности постатейного планирования расходов бюджетных уч­
реждений?

8.4. Финансирование отраслей социальной сферы

Проблема финансового обеспечения обязательств государства пе­ред населением страны и перед бюжето получателя ми по реализации экономических и социальных программ в настоящее время приоб­ретает особо важное значение. Не случайно в Бюджетном кодексе РФ законодательно закреплены вопросы адаптации бюджетной сис­темы к новым экономическим условиям и с особой тщательностью раскрыт правовой режим процесса исполнения расходной части бюд­жета любого уровня, определены функциональные виды расходов, которые могут финансироваться из того или иного бюджета.

Средства федерального бюджета прежде всего направляются на финансирование тех функций, без которых не может существовать го­сударство, атакже на выравнивание финансового потенциала субъек­тов Российской Федерации. По обоюдному соглашению между фВДе' ральными и территориальными органами власти отдельные видь! рас­ходов могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в лрУ' гой. Особенность структуры территориальных и местных бюджетов


заключается в том, что наибольший удельный вес в их расходах зани­мает финансирование отраслей социальной сферы. С помощью этих бюджетов в основном решаются вопросы местного значения. Напри­мер, около 90% расходов на здравоохранение и 80% — на образование финансируется в настоящее время за счет регионов. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое фи­нансирование». Употребляемое понятие «многоканальное финансиро­вание» означает, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и широкий спектр внебюджетных средств.

Процесс финансирования означает реальное перечисление средств на счет бюджетополучателя или реальную оплату расходов органом казначейства по поручению учреждения. В настоящее время приме­няется несколько способов финансирования учреждений. Один из них заключается в том, что финансовые органы перечисляют сред­ства на счета государственного органа управления, который называ­ется главным распорядителем кредитов. Далее орган управления при­нимает решение о том, как эффективнее их использовать, по какому принципу распределить между учреждениями, какому учреждению и какую сумму перечислить, как проконтролировать целевое исполь­зование средств.

Частично эта проблема решается путем открытия отдел ьных бан­ковских счетов, предназначенных только для финансирования средств на оплату труда и начислений на нее. В этом случае распределение средств производится исходя из удельного веса финансирования по отношению к утвержденной на данный период сумме, Разновиднос­тью первого способа является вариант, при котором орган управле­ния сам осуществляет все расчеты за учреждение через централизо­ванную бухгалтерию, если учреждение не имеет самостоятельного расчетного счета в банке. Такая схема финансирования позволяет обеспечить более тщательный контроль над финансовой деятельнос­тью учреждения и способствует предотвращению необоснованных затрат. Обязанностью централизованной бухгалтерии при органе уп­равления — главном распорядителе кредитов ~ является учет фи­нансовых операций, порученных ей учреждением. Руководитель са­мостоятельно делает выбор, создать ли ему бухгалтерскую службу как структурное подразделение или на договорных началах передать ве­дение бухгалтерского учета специализированной организации. Ста­тус самостоятельного субъекта финансово-хозяйственной деятельно­сти при этом сохраняется.


Поскольку основным держателем и распорядителем обществен ных фондов потребления является государство, оно определяет по­рядок движения и использования бюджетных средств. Новый меха­низм финансового обеспечения государственных расходов, в том числе расходов на социальную сферу, включает в себя процесс уп­равления бюджетными ресурсами через органы казначейства. На орга­ны казначейства повсеместно возлагаются функции по управлению счетами бюджетов и бюджетными средствами, по осуществлению платежей за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюд­жетных учреждений. Последнее означает, что органы казначейства возьмут на себя роль плательщика расходов бюджета за всех бюдже­тополучателей, на счета которых не будут поступать бюджетные сред­ства (кроме средств на заработную плату и трансфертов).

Безусловно, переход на казначейскую систему оплаты бюджетных расходов с открытием лицевых счетов для каждого бюджетополуча­теля экономически целесообразен. Эта система прогрессивна по сво­ему характеру и может дать положительные результаты в части: ма­неврирования государственными финансовыми ресурсами; получе­ния оперативной информации о кассовых расходах и перечислении средств по назначению; контроля над финансовыми операциями учреждений. Правила финансирования учреждений, состоящих на федеральном бюджете, предусматривают только казначейские схе­мы финансовых потоков. Что касается региональных и местных бюд­жетов, то в систему бюджетного процесса вписались лишь отдель­ные элементы казначейского финансирования. Например, уже сей­час в ряде территорий устанавливаются лимиты финансирования, и по принятым бюджетным заявкам казначейство напрямую перечис­ляет бюджетные средства на банковские счета бюджетополучателей, минуя промежуточное звено — главного распорядителя бюджетных средств, и решая при этом две задачи: сокращение сроков прохожде­ния средств и усиление контроля за целенаправленным финанси­рованием расходов.

С принятием Бюджетного кодекса РФ и новых правил финанси­рования значительно изменилась бюджетная терминология, кото­рая применяется при бюджетных взаимоотношениях с получателя­ми бюджетных средств, в том числе и с учреждениями социальной сферы. Например, бюджетополучателем, или получателем бюджет­ных средств называется бюджетное учреждение или иная организа­ция, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Бюджетополучатель должен быть юридическим лицом, иметь утвержденную смету дохо­дов и расходов, самостоятельные счета в банковских учреждениях


Лйбо вести учет доходов и расходов через централизованные бухгал­терии при органах управления. При казначейской системе исполне­ния бюджета для каждого бюджетополучателя в казначействе откры­вается лицевой счет, в котором указывается постатейный объем ас­сигнований на год, квартал и лимит финансирования на месяц, а также учитывается фактически произведенная оплата расходов и ос­татки средств.

Права и обязанности бюджетополучателя также строго регламен­тированы. Он имеет право на: своевременное получение и исполь­зование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджет­ной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своев­ременное доведение уведомления о бюджетных ассигнованиях и ли­митах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинан­сирования по решению судебных органов: Обязанности бюджетопо­лучателя: своевременно подавать бюджетные заявки или иные доку­менты, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе, и пла­ту за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведе­ния об использовании бюджетных средств.

Как уже отмечалось, финансирование учреждений осуществляет­ся по так называемым лимитам. По другой терминологии это называ­ется «в соответствии с кассовым планом финансирования», который зачастую не выполняется из-за недопоступления доходов. Лимиты финансирования представляют собой объемы бюджетных обязательств, определяемые и утверждаемые для распорядителя и получателя бюд­жетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не пре­вышающий три месяца. В настоящее время лимиты бюджетных обя­зательств устанавливаются ежемесячно, исходя из бюджетных возмож­ностей. Определение и утверждение лимитов, или кассовое планиро­вание представляет собой процесс оценки поступления доходных ис­точников и расходования средств в течение предстоящего бюджетно­го периода. В первую очередь учитывается необходимость полного обеспечения расходов по «защищенным» бюджетным статьям, В пре­делах лимитов бюджетополучатели имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей. Органу, испол­няющему бюджет, предоставлено право в одностороннем порядке Уменьшать лимиты в случае секвестирования бюджета либо отсрочить предоставление лимитов сроком на три месяца, но не более 10% сум­мы квартала, в котором производится отсрочка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.