КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опускаться на уровень группы
Ошибка № 40. Секрет агитатора — притвориться таким же глупым, как его слушатели, чтобы они решили, что они такие же смышленые, как он. Карл Краус Возникает вопрос: даже группа пытается подстроиться под нас, так сказать, встает на цыпочки, а мы должны опуститься до ее уровня? Им же легче нас понимать будет. И уверенности будет больше. Особенно если в группе уровень... не сильно высокий. Давайте разбираться, что значит подстроиться под группу и что значит опуститься на ее уровень. Однажды мы с коллегой проводили тренинг «Активные продажи» в Баку, в Азербайджане. Тренинг двухдневный, а провели мы там в общей сложности неделю: пока изучали традиции продаж в другой культуре, пока конкурентов протестировали... Возвращаюсь домой, семья смотрит косо: «Что-то ты как-то странно разговариваешь». За это время у меня съехали падежи: мужчина стал она, а машина — он; появился акцент с четкой «а» в любой позиции в слове, даже жестикуляция изменилась. До сих пор, когда я рассказываю о той поездке, чувствую, что язык во рту по-другому движется. Мои меня успокоили: «Не волнуйся, правильно говорить ты рано или поздно опять научишься, а вот участники вашего тренинга наверняка на второй день заметили, что вы по-русски говорить лучше стали». Тренер совершенно точно подстраивается под группу, он чувствует настроение, наблюдает возникающие эмоции, где-то выделит больше времени на групповую дискуссию, где-то даст людям посмеяться или, если устали, прибавит пять минут к перерыву. В одной группе будет говорить проще, но на полном серьезе, в другой больше шутить. Но стоит задуматься о том, где та грань, которая разделяет «подстроиться» и «опуститься», и как определить, что помогает, а что ограничивает эффективность тренинга? В прошлом году меня пригласил посетить свой первый тренинг один из моих знакомых, который после нескольких лет работы в вузе решил уйти в тренеры по продукту автомобильного завода. Он изначально запланировал лекционную форму преподнесения материала, привычную для него по предыдущим годам работы: 50 минут лекция, 10 — перерыв. Вошел в аудиторию, бегло представился, предложил задавать вопросы по мере возникновения, сел за стол и начал рассказывать. Перед каждым участником лежала тетрадь для записей и ручка. Первые 50 минут прошли в гробовом молчании, ни один участник не открыл тетрадь; казалось, что они не дышали и не шевелились. Вернувшись с перерыва, мой коллега, почувствовавший, что как-то не так он себе все это представлял, еще раз предложил задавать вопросы, обратил внимание присутствующих на тетради и продолжил вещать. Двое открыли тетради, но в целом ничего не изменилось, речь тренера заполняла аудиторию, а в ответ раздавалась тишина. В принципе, ситуация развивалась закономерно. В отличие от бойких студентов, которые точно знали, что сколько веревочке ни виться, а сессия будет, и, попав на семинар, вели себя активно, здесь собрались люди в массе своей без высшего образования, которые порядка двадцати лет не сидели за партой. И вдруг они оказались в атмосфере не вуза, которую пытался создать тренер, а школы, к которой явно приятных эмоций не испытывали. Напряжение возрастало. Тренеру стало совсем неуютно. Потом он признался, что был момент, когда он почувствовал, что тренинг провален, и хотел людей распустить. После очередного перерыва он вышел из-за стола, приблизился к аудитории и спросил: «Может, у вас какие вопросы есть?» Из зала робко прозвучал вопрос, который, кстати, вообще не был связан с тем материалом, который был начитан: «Действительно ли карбюраторный мотор может быть стандарта Евро-3, как это заявлено в паспорте машины?» У тренера шок, но он — технический маньяк — чувствует себя полностью в своей тарелке и садится на любимого конька. Начинает носиться по залу, размахивать руками, ронять маркеры, стулья — одним словом, объяснять, почему карбюраторный мотор по определению не может быть стандарта Евро-3. Сама мысль об этом так его возмущает, что он начинает перемежать свои слова маточком: «И кто вам только такую пи-ип сказал! И это какой пи-ип надо быть, чтобы так народ дурить! И с кем приходится работать на пи-ип!» Группа весело смеется, радуясь, что парень, оказывается, свой в доску, и они вместе уходят курить, причем, вернувшись через полчаса, все еще сидят в теме несчастного карбюраторного мотора. Казалось бы, чего еще желать — контакт установлен, подстройка произошла, лекционный формат стал хотя бы форматом семинара, участники группы оттаяли. Правда, с тренинга мне пришлось уйти, потому что я перестала понимать, о чем идет речь, слов между пи-ипами не хватало, но ведь не я была целевой аудиторией тренинга. А теперь давайте заглянем чуть глубже. Вопрос участника тренинга был поставлен следующим образом: «Действительно ли карбюраторный мотор может быть стандарта Евро-3, как это заявлено в паспорте машины?» То есть любопытство участника не было гипотетическим, такая, с точки зрения тренера и группы, невозможная техническая несуразица была совершенно официально заявлена в документах, причем писанных не рукой того, кому надо продать конечному потребителю любыми правдами и неправдами, а заводских. Даже если допустить, что заводу тоже надо любой ценой продавать, представьте, контроль какого количества государственных и независимых организаций проходит его продукция. Фальсификация в масштабах страны и зарубежья? Открою секрет, в числе сертифицирующих организаций обязательно есть западные. А у них принцип работы несколько отличается от доморощенных, они свою репутацию пуще глаза берегут. Всеобщий непрофессионализм? Тоже не может быть. Недогляд? Тем более. Так что же? А вот это и должен был выяснить тренер, прежде чем отправляться в разглагольствования по поводу суетного мира людей. Почему возник такой вопрос? О какой машине идет речь? И, если это на самом деле так, при каких условиях машина с карбюраторным мотором будет соответствовать стандарту Евро-3? Да, он опустился на уровень группы, да, они заговорили на одном языке, да, он стал своим. Но если вдуматься, за счет чего это было сделано — за счет репутации завода, уважения дилеров к его продукции, лояльности и, вполне возможно, доведения инфор-пип-мации до конечного потребителя. В тех же самых выражениях, с падением уже их лояльности и веры в отечественный автопром. И, что очень вероятно, с разнесением слухов, которые, как известно, расходятся как круги по воде, с той же быстротой и дополнительными искажениями. Так не слишком ли высока цена? Представьте, что на тот тренинг, который Вы сейчас готовите, приходит очень слабая группа, не самая лояльная, малоактивная, не особо грамотная. Какие формы работы, упражнения, переходы, байки помогут Вам найти с группой общий язык, не опускаясь на их уровень? Вспомните ситуацию из Вашей практики, когда группа задает вопрос, ответ на который Вы знаете, но в силу лояльности Вашему клиенту озвучивать не хотите. Какие приемы в подобной ситуации могут помочь сохранить доверие участников группы, не подорвав их уважение к Вашему клиенту и его продукту?
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |