Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ошибка № 67. Стать циничным




Не отказывайся от своих иллюзий. Когда ты их поте­ряешь, ты еще сможешь существовать, но жить в полном смысле этого слова тебе уже не удастся.

Марк Твен

Основной источник цинизма — иллюзия нашего всемогущества. Если «Яв ответе за все», если «Партия сказала, комсомол ответил: „Есть!"», если «Человек звучит гордо» и имеет право по своему разумению повора­чивать реки и сносить горы, значит, мы всемогущи. Разве нас не так вос­питывали?

Только вот волшебной палочки у нас нет.

И всемогущества тоже.

Почему в пятнадцать лет романтики все, а в тридцать — единицы?

Потому что при первом же серьезном «не получается» мы испытыва­ем разочарование.

В пятнадцать лет мы отлично знаем, как нужно переделать этот мир, чтобы он наконец-то стал хорошим, добрым и красивым. Только точку опоры найти не удается. Нас не слушают, нашим мудрым советам не сле­дуют, продолжают быть несчастными по-своему, и в результате розовые очки пылятся на полке, а язык начинает скрывать боль разочарования под слоем грустных смешинок.

На свете дураков больше, чем мошенников, иначе мошен­никам нечем было бы жить.

С. Батлер

Из всех воров дураки самые вредные: они одновременно похищают у нас время и настроение.

Иоганн Вольфганг фон Гете

По временам меня огорчает мысль, что для гения суще­ствуют границы, а для глупостинет.

Александр Дюма-сын

Все-таки можно быть честным, только глупо это де­монстрировать.

Людвиг Берне




Всякое общепринятое мнениеглупость, потому что оно одобрено большинством.

Эдгар Алан По

Глупость останется глупостью, даже если ее повторят 50 миллионов человек.

Анатоль Франс

Либо мы начинаем искать причину этого «не получается». И конечно, не в себе. Мы-то всемогущи, это окружающие козлы все портят. Я так все правильно придумал, а они такую малость воплотить не смогли.

Природа, опять же, — я должен был занять первое место, а она — раз, и вьюгу запустила, я даже до места соревнований добраться не смог.

Недаром, например, циничны врачи, особенно хирурги. Никогда об этом не задумывались? Я вам предлагаю прочитать несколько врачебных анекдотов и задуматься, над чем нам предлагают смеяться.

— Куда его: в морг или в реанимацию?

— Врач сказал в морг.

Пациент приподнимается на каталке:

— А может, все-таки в реанимацию?

— Сказано в морг, значит, в морг.

* * *

— Почему вы везете меня в морг, я же еще не умер?

— Так мы еще и не доехали!

* * *

— У меня для Вас две новости: хорошая и плохая. Начну с плохой —
по ошибке вчера Вам ампутировали здоровую ногу. А теперь хоро­
шая — пациент из соседней палаты согласился купить Ваши ботинки.

Продолжить?

Ни один анекдот просто так не рождается.

Один раз в жизни я принимала участие в выборах, находясь в род­доме, так совпало.

Пока стояла в очереди, услышала разговор:

— Следующие-то кто?

— Тяжелые.

— Ха, так это что же, их сюда катить или урну к ним?

— Ты что, она же не на колесиках.

Слишком высока ответственность, слишком близко смерть, слишком мало сил сострадать каждому и разделять с ним его боль. Происходит ам­путация сочувствия, и человек становится циничным.


На нашем пути нас неминуемо ждут разочарования и козни окру­жающего мира, людей и организаций, в которые мы попадем. Нагрузка и ответственность будут большими. Сухой остаток... не всегда будет за­метным. Люди будут пытаться переложить на нас часть своих страданий. Мы будем пытаться держать себя в руках.

Как не стать автоматом по формированию профессиональных навы­ков и не покрыть свое сердце толстой коркой цинизма?

Есть очень простой и одновременно очень сложный способ оставаться человечным и сохранять внутренний баланс в самых сложных ситуациях. Этот способ — осознавать и постоянно помнить, что все в нашей жизни происходит в оптимальное для нас время и оптимальной для нас форме.

Расскажу старую притчу.

У одного царя был мудрый министр, который в любой ситуации оставался неизменно спокойным и повторял, молитвенно сложа руки: «Хорошо, что так произошло. Просто чудесно, что так получилось». Царь не один раз спрашивал своего министра, почему тот остается таким невозмутимым и радостным, что бы ни случилось, во время за­сухи и проливных дождей, во время войн и других лишений. Ответ министра оставался неизменным: «Все в нашей жизни случается по воле Бога. Ему виднее, что для нас лучше».

Однажды царь со своим министром отправился в дальнее путеше­ствие, и так случилось, что при переправе через особо опасную гор­ную реку царю расплющило палец так, что пришлось его отрубить. Министр молитвенно сложил руки и произнес, как обычно:

— Хорошо, что так произошло. Просто чудесно, что так получи­
лось.

Царь возмутился:

— Как! Я лишился пальца, а ты этому радуешься! Заточить его в
темницу до моего возвращения! Не миновать тебе казни!

Министр не стал возражать, лишь склонил голову. Под стражей его отправили домой и бросили в самую жуткую, самую мрачную темни­цу, которая только была в этом царстве. Когда дверь за стражниками закрылась, министр молитвенно сложил руки и произнес, как будто ничего не случилось:

— Хорошо, что так произошло. Просто чудесно, что так получи­
лось.

Пока министр сидел под стражей, царь продолжал свое путеше­ствие. Усталость брала свое, но и путешествие подходило к концу.

Однажды утром, умываясь на роднике, царь увидел великолепную антилопу, которая, казалось, поддразнивала его, нетерпеливо стуча копытцем, стоя у соседнего дерева. Царь протянул руку, чтобы ее по­гладить, но антилопа отпрыгнула в сторону. Царь сделал к ней несколь­ко шагов, но антилопа отскочила и вновь остановилась на небольшом



расстоянии. Царь решил броситься в погоню, вскочил на коня и, не сказав никому ни слова, начал преследовать гордое животное.

Целый день продолжалась погоня, антилопа то появлялась, то вновь скрывалась от глаз царя. В сумерках уставший конь упал на пе­редние ноги, и у царя не осталось иного выхода, как прекратить эту безумную гонку. Только теперь он понял, что потерял дорогу и не зна­ет, где находится его лагерь.

Сумерки сгущались, и, ощущая сильную усталость, царь решил про­вести ночь на этом месте, а ранним утром пуститься на поиски лагеря. Устроившись под деревом, царь заснул крепким сном.

Проснулся царь оттого, что его куда-то несли. Попробовал пошеве­литься — не получается. Открыв глаза, обнаружил, что его несут не­сколько туземцев, спеленав, как ребенка.

Царя принесли на большую поляну, где племя туземцев было в сборе, и все было приготовлено для жертвоприношения. Не понимая ни слова из того, что произносилось, царь не имел никаких сомнений по поводу того, кто был предназначен в жертву.

Шаман приказал раздеть царя и подготовить его к жертвоприноше­нию. В окружении вооруженных воинов царь не имел возможности ни сопротивляться, ни бежать. Ему ничего не оставалось делать, как подчиниться.

Вдруг шаман вскрикнул от горя. Он поднял руку царя, на которой недоставало пальца, и его вопль повторили все воины племени. Тело

жертвы не могло иметь такого изъяна, и, собрав свою одежду, через минуту царь покинул ужас­ное место.

Вернувшись домой, царь пер­вым делом приказал доставить к нему из тюрьмы министра. Ко­гда тот предстал перед его очами, царь рассказал ему, что с ним про­изошло, и в заключение сказал:

— Хорошо, я тебя прощаю за то, что ты порадовался, когда мне отрубили палец. Если бы не это, я бы уже распрощался с жиз­нью. Но скажи мне, из-за этого инцидента ты провел несколько долгих месяцев в сырой и мрач­ной темнице. Чем это было так хорошо и чудесно тебе?

Склонившись перед царем в поклоне, министр ответил:



— Видишь ли, все дело в том, что у меня все пальцы на месте. Так
же как и глаза, и руки и ноги. Если бы я не сидел в темнице, я бы не­
сомненно присоединился к тебе в преследованиях антилопы, и тогда
меня наверняка принесли бы в жертву.

На удивление позитивный взгляд на жизнь, согласитесь, просто и трудно одновременно. Вера в то, что то, что с нами происходит, является оптимальным для нашего существования и развития, — твердое основа­ние для смелого взгляда в будущее и спокойного — в настоящее.

А сейчас я предлагаю вспомнить то, с чего начиналась эта глава: как не стать циничным, отталкивая от себя страдания других людей. Ведь не скажешь же человеку, у которого все плохо: «Знаешь, друг, ты просто при­ми и отпусти, вот давай я тебе притчу расскажу, она мудрая, тебе легче станет...» Вера начинается с осознания, принятие происходит уже потом, и только гораздо спустя спокойствие становится неотъемлемой частью жизни. Если у окружающих нас людей не было подобной практики, наши слова могут показаться издевкой или просто пройти мимо. Именно поэто­му несколько ранее мы рассматривали способы помочь, показать вектор движения, возможности и перспективы. Очень важно своевременно под­сказать, где найти силы, постепенно произойдет освоение этого ресурса.

Это для тех, кто попадает в нашу орбиту, но мы от них ничем не отли­чаемся. Нам тоже нужно найти ресурсы для поддержания себя в хорошей форме борьбы с цинизмом, сохранения теплого сердца и любви к людям.

Это может быть подход глобальный: молитвенно сложить руки и по­вторять: «Хорошо, что так произошло. Просто чудесно, что так получи­лось. Все в нашей жизни случается по воле Бога. Ему виднее, что для нас лучше». Но к этой жизненной позиции так просто, к сожалению, не прий­ти. На эту тему можно думать, привыкать, начинать чувствовать, что это действительно так, находить подтверждения. Но этот процесс занимает определенное время, а жить хочется уже сейчас.

Поэтому для начала рекомендую не такую глобальную, но простую и действенную методику «Я желаю всем счастья» врача-востоковеда Оле­га Геннадьевича Торсунова.

Выберите удобное время и место, когда Вы можете расслабиться и сосредоточиться. Сядьте удобно, закройте глаза и начните повторять:

— Я желаю всем счастья! Я желаю всем счастья! Я желаю всем сча­
стья!

Олег Геннадьевич всегда дает эту методику, заканчивая лекцию или семинар. У него фразы звучат нараспев, сливаясь:

— Я желаю всем счасть — Я желаю всем счасть — Я желаю всем
счасть! — Я желаю всем...

Как бы вы ни повторяли эти слова, делать это следует не торопясь, размеренно, придавая словам вес и значимость, вслушиваясь в то, что




вы говорите. Торсунов рекомендует повторять эту фразу 108 раз, это занимает около четырех минут — не так много, и каждый человек в состоянии себе позволить делать это каждый день. Можно больше, тогда лучше, если число кратно ста восьми. Во время повторения сто­ит обращаться — представлять перед глазами тех людей, с которыми вы живете, с которыми общаетесь, тех, кто просит у вас помощи или делится своими проблемами.

Когда я представляю группам данную методику, мне часто задают вопрос, почему именно 108. Об этом хорошо рассказывает Вячеслав Олегович Рузов в лекции «Число законченного цикла» (www.ruzov.ru).

«Число 108 способно принести нам максимальную эффективность в жизнедеятельности. Это число законченного цикла, а значит, что бы ни сделал человек 108 раз, он поднимается на следующую ступень своего профессионализма. Это число эффективности, число мастер­ства, число самореализации. Во многих восточных гимнастиках пол­ный цикл упражнений состоит из 108 телодвижений.

Если мы испекли 108 блинов, 108-й блин получится уже более-менее похожим на блин. Если мы свяжем 108 пар варежек, 108-ю пару уже можно будет носить. Если мы 108 раз прыгнем с парашютом, мы станем друзьями неба. Путешественник может говорить, что он видел все, если посетил 108 городов на этой планете. Это цикл, за который тренировка переходит в навык, становится частью нашего опыта, кото­рым мы уже можем поделиться с другими.

Человек, сделавший что-то 108 раз, уже может считаться учителем. Да, это еще небольшой опыт, но его уже вполне достаточно, чтобы поделиться с тем, кто им вообще не обладает. Это минимальное ко­личество повторений какого-то действия, чтобы иметь право обучать ему других. Поэтому достаточно 108 раз что-то сделать, чтобы понять, наше это дело или нет.

В этом смысл испытательного срока при трудоустройстве. Прове­дя 108 суток на новой работе, мы можем легко понять, стоит ли нам этим заниматься, раскроются ли наши профессиональные способно­сти, проявится ли наша истинная природа. Мы или ощутим это место своим, или почувствует отвержение. Но в любом случае, если мы на новом месте сделаем свою работу 108 раз — это даст нам опыт, кото­рый поможет нам в дальнейшей жизни. Это уже не будет пустой поте­рей времени. Поэтому не торопитесь бросать то, что начали. Доведи­те дело до первичного профессионализма и отложите в свою копилку жизни 108 минут — время продолжения духовной практики, перево­дящей человека на следующий уровень понимания реальности.

Мы часто слышали, что лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Но 108 — необычное число, оно открывает внутреннее видение. По­этому если человек 108 раз услышал о том, чего не может увидеть глазами, он начинает это видеть своим сердцем. Число 108 является


в своем роде ключом к пониманию всего мироздания. Осталось толь­ко понять, как им пользоваться...

В течение своей жизни человек должен научиться одухотворять свою жизнь. Это возможно, если посвятить своему духовному разви­тию 108 минут утром и 108 минут вечером. Немного опыта, в будущем это вам обязательно пригодится...»



Какие еще притчи, наблюдения, воспоминания и практики являются для Вас хорошим ресурсом поддержания состоя­ния толерантности, сочувствия и сопереживания?



Какие инструменты, техники, приемы помогут Вам пере­вести общение в конструктивное русло?






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.