Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и особенности реализации норм конституционного права




Конституционно-правовые отношения (субъекты, объекты, содержание) и основания их возникновения, изменения и прекращения

 

Конституционное право устанавливает специфическое правовое состояние – правосубъектность участников определенных общественных отношений и тем самым активно воздействует на них.

Определенный вид общественных отношений представляет собой конституционно-правовые отношения. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникающие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права. Элементами конституционно-правовых отношений являются субъект, объект и содержание, которые имеют свои специфические особенности.

Объектом конституционно-правовых отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, по поводу которых или в связи, с чем возникают субъективные права и юридические обязанности – основы личных свобод и прав, отношения собственности и др.

Объектами конституционно-правовых отношений могут выступать как материальные блага (территория государства, право собственности и т.д.), так и не материальные блага (права и свободы человека и гражданина, независимость судей и т.д.), а также действия и результаты действия (предоставление гражданства и т.д.).

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит индивидуализации субъектов права, что индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, т.е. субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа (ст. 22 Конституции «Все равны перед законом…», ст. 15 Конституции «Государство ответственно за свободное развитие всех» и т.д.).

Природа конституционно-правовых отношений раскрывается в содержании субъективных прав и юридических обязанностей.

Содержанием конституционно-правовых отношений является специальное поведение (деятельность) субъектов конституционного права, обеспечиваемое и направляемое государством путем определения их конкретных прав и обязанностей.

Субъект конституционно-правовых отношений – стороны, между которыми возникают отношения по поводу реализации прав (свобод) и исполнения обязанностей.

Субъективное право управомачивает субъект действовать в границах определенных нормой конституционного права, по своему усмотрению, но в установленном направлении, для удовлетворения своих интересов и в необходимых случаях требовать соответствующего поведения от других, включая государственные органы. Интересы органически связаны с субъективными правами. Субъективные юридические обязанности в конституционно-правовых отношениях властно предписывают субъекту права должное поведение. Между субъективными правами и юридическими обязанностями существует неразрывная связь.

Субъекты конституционного права можно условно подразделить на две большие группы.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, группы граждан (ст. ст. 11, 30 Конституции), избиратели, депутаты, члены Совета Республики (лица, обладающие специальной правоспособностью), народ (при проведении референдумов, выборов).

Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Причем, общая правосубъектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.

Ко второй группе относятся – государство в целом, его органы, территориальные единицы и органы самоуправления, политические партии и другие общественные объединения.

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего, как носитель правотворческой власти. Государство предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, определяющих содержание указанного предписания.

Органы государства как субъекты конституционного права, наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (Президент, Национальное собрание, Совет Министров, суды). Они выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

Территориальные общности (местное самоуправление) реализуют свои права либо через свои органы, либо непосредственно путем референдума.

Возникновению конкретного конституционного правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту, конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, юридический факт – событие или деяние, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение конституционного правоотношения. Событие возникает независимо от воли участников правоотношения (рождение и смерть человека, достижение совершеннолетия, истечение времени и т.д.). Деяние (действие или бездействие) – определенные волеизъявления, результат сознательной деятельности людей. Деяния, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки и подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное деяние – волевое поведение, которое соответствует конституционно-правовым нормам, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъекта конституционного права. Неправомерное деяние – волевое поведение, которое не соответствует требованиям конституционно-правовым нормам, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями (ограничение избирательного права, превышение полномочий должностных лиц, принятие незаконных актов и т.д.). Юридические акты – это акты применения права, вызывающие юридическое последствия (например, Указ Президента о назначении выборов). Юридические поступки – не направлены специально на возникновение правоотношений, но влекут согласно закону те или иные правовые последствия.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов. Так, возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие акта о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. После того, как избиратель проголосовал правоотношение по реализации права избирать, заканчивается.

 

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права.

Реализация конституционных норм - это такое поведение субъектов конституционных правоотношений, в котором воплощаются предписания норм конституционного права (правомерное поведение), практическая деятельность органов государства, должностных лиц и граждан по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Реализация норм конституционного права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

По характеру правореализующих действий можно выделить четыре формы реализации норм конституционного права: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение – основная форма, посредством которой реализуют свои обязанности все субъекты общественных отношений. Основной она является потому, что закреплена в Конституции Республики Беларусь, которая обязывает государственные органы, общественные организации, (политические партии, общественные объединения), должностных лиц и граждан следовать предписаниям Конституции и принятых в соответствии с ней правовых актов. Государство, все его органы, должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (ст. 7 Конституции). Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию и законы (ст. 52 Конституции). Данная форма охватывает всех субъектов конституционных правоотношений без исключения и в этом смысле она является универсальной, всеобщей.

При соблюдении норм субъекты конституционных правоотношений воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами соблюдают требования Конституции.

Соблюдение конституционных норм, по сравнению с другими формами реализации, имеет свои особенности.

Во-первых, соблюдение запретов, исполнение конституционных обязанностей непосредственно связано с государством и возможностью государственного принуждения.

Во-вторых, соблюдение служит важной гарантией осуществления основных прав и свобод другими гражданами.

В-третьих, соблюдение может быть добровольным и принудительным.

В-четвертых, соблюдение – это всегда требуемые, необходимые поступки и действия. От государства на этот счет исходит императивное веление.

Соблюдать – значит выполнять предписанное, установленное в Конституции.

Исполнение – это, в некоторой степени, противоположенная соблюдению форма реализации конституционных норм, ибо она предполагает активное поведение, требует активных действий от субъектов конституционных правоотношений по выполнению возложенных на них обязанностей. Исполнение конституционных норм касается органов государства, должностных лиц, которые обязаны исполнять возложенные на них задачи. Так в ч. 2 ст. 59 Конституции Республики Беларусь закреплено, что государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры по осуществлению и защите прав и свобод личности.

Исполнение конституционных норм касается и физических лиц, которые должны проявлять активность в выполнении возложенных на них некоторых обязанностей. Например, граждане обязаны платить налоги, пошлины и иные платежи (ст. 56 Конституции).

В этой форме реализуются не только обязанности, но и права. Особенно это относится к исполнительным органам власти, должностным лицам. Органы исполнительной власти призваны исполнять в первую очередь Конституцию. Неслучайно она названа исполнительной. Ее назначение – исполнять законы, декреты, указы, принятые в соответствии с Конституцией.

Исполнение независимо от того, каким путем оно достигается - путем активных действий или же воздержания от них, всегда связано с претворением в жизнь обязывающих предписаний.

Использование – такая форма реализации норм конституционного права, когда субъекты конституционно-правовых отношений по своему усмотрению используют предоставленные им права или правомочия. В данном случае реализуемых, в первую очередь, управомочивающие нормы, т.е. такие, которые наделяют правами, а не обязанностями. В пределах данной формы реализации конституционного права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью конституционных норм общественных отношений. Например, граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37 Конституции) и т.д. Использование или не использование субъективных прав гражданами являются их сугубо добровольным делом.

По-иному осуществляются правомочия государственными органами и должностными лицами. Здесь соблюдение является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Так, Конституционный Суд Республики Беларусь обладает не только правомочиями по осуществлению контроля за конституционностью нормативных актов в государстве, но и обязан по предложению Президента Республики Беларусь давать заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь (ст. 116 Конституции). Президент Республики Беларусь, осуществляя свои полномочия, обязан соблюдать Конституцию.

Использование должно осуществляться в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, иначе использование может перерасти в злоупотребление правом, или, напротив, для органов власти, должностных лиц – в неиспользовании права в необходимых случаях.

Применение конституционных норм имеет свою специфику. Это властная деятельность органа государства, должностного лица или иных органов по уполномочию государства на принятие (издания) акта, с помощью которого реализуется конституционные нормы. Из этого следует, что конкретные граждане не могут заниматься применением конституционных норм; они лишь соблюдают, исполняют и используют нормы Конституции, участвуя, таким образом, в ее реализации. Применение конституционной нормы необходимо там, где конституционное правоотношение может возникнуть лишь по решению органа, олицетворяющую государственную власть. Так, Президент Республики Беларусь, решая вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, осуществляя помилование осужденных, награждая государственными наградами, назначая на должность и т.д. издает указы, которые являются в данном случае актами применения, реализует нормы Конституции, закрепленные в ст. 84 Конституции Республики Беларусь, Палаты Национального Собрания Республики Беларусь на своих заседаниях принимают регламенты, которые являются актами применения, реализующими ст. 105 Конституции Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.