Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III группа. Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью. 2 страница





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

В соответствии со ст. 16 Закона «О Национальном собрании» ежегодные послания Президента Республики Беларусь к Парламенту заслушиваются на совместных заседаниях Палаты представителей и Совета Республики без обсуждения и принятия по ним решения. Решение о проведении совместного заседания принимается палатами Национального собрания с согласия Президента.

4. Имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением (п.14 ст. 84 Конституции).

Во время заседаний палат Парламента Президент может выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько он этого потребует (ст. 103 Конституции).

5. Назначает представителей Президента в Парламенте (п. 16 ст. 84 Конституции).

В положении «О помощнике Президента Республики Беларусь», утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 11 января 2001г. № 21 (с изм. и доп.), закреплены особенности полномочий помощника Президента – полномочного представителя Президента в Национальном собрании Республики Беларусь. В соответствии с этим положением полномочный представитель Президента в Парламенте:

- обеспечивает взаимодействие Президента Республики Беларусь с Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь;

- присутствует и выступает на заседаниях, в том числе закрытых, палат Национального собрания и их органов, согласительных комиссий, на парламентских слушаниях;

- разъясняет позицию Президента Республики Беларусь по вопросам, рассматриваемым палатами Национального собрания, в том числе по правовой политике, проектам законов и временным декретам Президента Республики Беларусь;

- информирует Президента Республики Беларусь о деятельности палат Национального собрания; - способствует организации встреч и расширению контактов Президента Республики Беларусь с руководством палат Национального собрания, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

- выполняет отдельные поручения Президента Республики Беларусь, связанные с деятельностью палат Национального собрания;



- принимает участие в подготовке проекта ежегодного послания Президента Республики Беларусь Парламенту, материалов выступлений Президента Республики Беларусь в палатах Национального собрания;

- представляет Президенту Республики Беларусь предложения о совершенствовании порядка взаимодействия Президента Республики Беларусь с палатами Национального собрания;

- имеет право запрашивать и в установленном порядке получать в палатах Национального собрания, иных государственных органах и других организациях материалы и информацию, необходимые для осуществления своей деятельности.

Помощник Президента Республики Беларусь - полномочный представитель Президента Республики Беларусь в Национальном собрании Республики Беларусь также ведет вопросы формирования и проведения государственной политики в области информационных технологий.

6. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами самоуправления и имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов (п. 26 ст. 84 Конституции).

В соответствие с пунктами 9.1, 9.2 положения «О помощнике Президента Республики Беларусь», утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 11 января 2001г. № 21 (с изм. и доп.), Помощник Президента Республики Беларусь – главный инспектор по области и г.Минску является представителем Президента на соответствующей территории и обеспечивает взаимодействие Президента, его Администрации с органами местного самоуправления, осуществляет в области и г.Минске контроль за реализацией государственной социально-экономической политики.

7. Имеет широкие полномочия в законодательном процессе.

Президент является субъектом права законодательной инициативы (ст. 99 Конституции). По его предложению Палата представителей рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции (ст. 97 Конституции). Подписывает законы, имеет право, в порядке предусмотренном в ст. 100 Конституции, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей (п. 24 ст. 84 Конституции). В порядке, предусмотренном статьями 99 и 100 Конституции, участвует в законодательном процессе. Эти его полномочия подробно регламентированы в ст. 21 Закона «О Президенте Республики Беларусь».

8. Участвует в формировании Совета Республики, назначает 8 членов Совета Республики (ст. 91 Конституции).

 

II группа. Полномочия связанные с взаимодействием Президента Республики Беларусь с исполнительной властью и другими центральными органами государственного управления.

Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Однако специфика полномочий его и Правительства, их связь и соотношения таковы, что дают нам основание считать, что он фактически является и главой исполнительной власти.

1. С согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра (п. 6 ст. 84 Конституции).

В соответствии со ст. 106 Конституции решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей, Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. Более подробно процедура дачи согласия Палатой представителей на назначение Президентом Премьер-министра регламентируется ст. 24 Закона «О Национальном собрании» и главой 31 Регламента Палаты представителей Республики Беларусь.

2. Определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов (п.7 ст. 84 Конституции).

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства (ст. 106 Конституции).



3.Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь (п. 15 ст. 84 Конституции).

Как правило, Президент председательствует на заседаниях Правительства, когда рассматриваются наиболее важные вопросы социально-экономического развития Беларуси.

4.Назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус, других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией (п. 16 ст. 84 Конституции).

Перечень высших государственных должностей руководящих работников государственных органов и иных организаций, включенных в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, утверждается Указом Президента Республики Беларусь.

5.Имеет право отменять акты Правительства (п. 25 ст. 84 Конституции).

Нормы Конституции не конкретизируют, какие акты Правительства Президент может отменять. Поэтому можно сделать вывод, что Президент может отменять любые акты Правительства как противоречащие законодательству, так и те, которые Президент сочтет нецелесообразными.

6.Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления, отменяет решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (п. 26 ст. 84 Конституции).

Так, в соответствии с положением «О помощнике Президента Республики Беларусь», утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 11 января 2001г. № 21 (с изм. и доп.), помощник Президента – главный инспектор по области и г.Минску:

- осуществляет в области и г.Минске контроль за реализацией государственными органами государственной социально-экономической политики, анализ общественно-политической ситуации, состояния и эффективности кадровой работы, управленческой деятельности руководящих работников, выполнения на местах поручений Президента;

- участвует в заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов и иных государственных организаций, находящихся на территории области и г.Минска, в пределах своей компетенции может вносить предложения, обязательные для рассмотрения указанными органами и организациями.

7.Образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте (п. 5 ст. 84 Конституции).

В соответствии с п.1 Положения «Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь», утвержденного Указом Президента от 23 января 1997 г. № 97 (с изм. и доп.), Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь.

При необходимости Президентом Республики Беларусь могут создаваться консультативно-совещательные и иные органы для осуществления его функций и полномочий.

8.С согласия Совета Республики назначает на должность и с уведомлением Совета Республики освобождает от должности Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь (п.п. 9 и 11 ст. 84 Конституции).

9.Назначает на должность и дает согласие на назначение руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.

Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов (ст. 119 Конституции).

 

1. Назначает 6 судей Конституционного Суда, иных судей (п. 10 ст. 84 Конституции).

В соответствии с ч. 3 ст. 116 Конституции Республики Беларусь шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, а шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания.

Председатели, их заместители, судьи областных судов и г.Минска, районных и городских судов назначаются Президентом по совместному представлению Министерства юстиции и Верховного Суда Республики Беларусь.

Председатели, их заместители, судьи хозяйственных судов областей и г.Минска назначаются Президентом по совместному представлению Министерства юстиции и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Председатель военного суда вооруженных сил Республики Беларусь, его заместители и судьи, а также судьи межгарнизонных судов назначаются Президентом по совместному представлению Министерства обороны и Верховного Суда Республики Беларусь.

2. С согласия Совета Республики назначает на должность председателей Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, судей Верховного и Высшего Хозяйственного судов. С уведомлением Совета Республики освобождает от должности председателей и судей этих судов (п.п. 8, 9, 11 ст. 84 Конституции).

Порядок назначения и освобождения от должности председателей и судей вышеназванных судов определяется Кодексом о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006г. (с изм. и доп.), Законами Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 20 марта 1994г. (с изм. и доп.).

а.) Обладает правом обращения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативно-правовых актов (ч. 4 ст. 116 Конституции).

б.) Предлагает Конституционному Суду дать заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь (ч. 6 ст. 116 Конституции).

Эти свои права Президент реализует при наличии несоответствия любого нормативного правового акта Конституции, а также при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий обеих палат Национального собрания Республики Беларусь в соответствии со ст. 94 Конституции Республики Беларусь.

 

IV группа. Полномочия Президента в области безопасности и обороны Республики Беларусь:

1. Формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности секретаря Совета Безопасности (п. 27 ст. 84 Конституции).

2. Является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными силами (п.28 ст. 84 Конституции).

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об обороне» от 3 ноября 1992г. (с изм. и доп.) общее руководство Вооруженными силами осуществляется Президентом Республики Беларусь – Главнокомандующим Вооруженными Силами и Советом Министров Республики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь.

Контроль за деятельностью Вооруженных Сил осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, а также иными государственными органами в пределах их полномочий.

3. Вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики (п. 29 ст. 84).

Закон Республики Беларусь от 13 января 2003г. № 185-З «О военном положении» (с изм. и доп.) определяет военное положение как особый правовой режим деятельности государства и общества, временно вводимый на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы Республике Беларусь или нападения на Республику Беларусь (акта вооруженной агрессии), связанный с предоставлением государственным органам и органам военного управления, местным Советам обороны полномочий, необходимых для предотвращения военной угрозы Республики Беларусь или отражения нападения на Республику Беларусь (акта вооруженной агрессии), а также с временным ограничением прав и свобод личности и прав организаций, возложением на них дополнительных обязанностей.

В соответствие со ст. 23 Закона Республики Беларусь от 3 ноября 1992г. № 1902-XII (с изм. и доп.) «Об обороне» для перевода экономики Республики Беларусь, государственных органов на работу в условиях военного времени, осуществления мероприятий по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, объявляется полная или частичная мобилизация. Это означает, что все военнообязанные в соответствие с мобилизационными предписаниями обязаны в указанное в них время явиться в пункты сбора.

4. Вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства в внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики (п. 22 ст. 84).

Чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающей ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций, а также возложения на них дополнительных обязанностей (ст. 1 Закон Республики Беларусь от 24.06.2002г. № 117-З «О чрезвычайном положении» (с изм. и доп.)).

В указе Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, как правило, определяются:

- обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

- обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

- границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

- силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

- перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений (приостановления) прав и свобод граждан, прав организаций;

- государственные органы и должностные лица, ответственные за осуществление чрезвычайных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

- срок действия чрезвычайного положения, а также время вступления указа в силу.

Указ Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения подлежит немедленному официальному опубликованию, а также распространению через все другие средства массовой информации, каналы связи и оповещения.

После обнародования указа Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь обязаны прибыть к месту проведения заседания Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в возможно короткие сроки без специального вызова.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь рассматривает указ Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения и не позднее чем в трехдневный срок после его внесения принимает соответствующее решение.

Указ Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, не утвержденный большинством голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, утрачивает силу сразу же после принятия соответствующего решения Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, о чем население Республики Беларусь или ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

При введении чрезвычайного положения на всей территории Республики Беларусь Палата представителей, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь не могут быть распущены и продолжают свою работу в течение всего срока действия чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток.

По истечении срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Республики Беларусь.

Чрезвычайное положение отменяется Президентом Республики Беларусь ранее срока при устранении обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Республики Беларусь или ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

5. Вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок (п. 23 ст. 84 Конституции).

В соответствии со ст. 388 Трудового кодекса Республики Беларусь забастовка – временный добровольный отказ работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее в случае создания реальной угрозы национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения, правам и свободам других лиц, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст. 393 Трудового кодекса).

 

V группа. Это полномочия Президента в области внешней политики и международных отношений. Как Глава государства Президент представляет Республику Беларусь в отношениях с другими странами и международными организациями, поэтому Конституция наделяет его рядом полномочий в сфере международных отношений:

1. Ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях (п. 20 ст. 84 Конституции).

Конституция устанавливает ограничения при заключении международных договоров. Так, в статье 8 Конституции закреплено, что не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. А в ст. 116 Конституции регулируется порядок дачи заключения Конституционным Судом о соответствии декретов, указов Президента, международных договорных обязательств Республики Беларусь Конституции.

Исключительной прерогативой Президента является назначение и отзыв дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях. Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008г. № 276 (с изм. и доп.) «О некоторых вопросах дипломатической службы Республики Беларусь» утверждено Положение «О дипломатической службе Республики Беларусь».

В положении определен порядок приема на дипломатическую службу, ее прохождения и прекращения, также правовое положение работников, занимающих дипломатические должности в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь, дипломатических представительных и консульских учреждениях Республики Беларусь за рубежом. Положением определяется круг лиц, которые могут занимать дипломатические должности за рубежом, порядок присвоения дипломатических рангов и другие вопросы, относящиеся к дипломатической службе.

2. Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств (п. 21 ст. 84 Конституции).

Верительная грамота – это документ, удостоверяющий полномочия представителя иностранного государства в Республике Беларусь (посла, консула и т.д.), которая вручается Главе государства. Отзывная грамота вручается также Главе государства, когда иностранное государство отзывает своего полномочного представителя из Республики Беларусь.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.