Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I группа. Общая компетенция палат Национального собрания




Компетенция палат Национального собрания

 

Для реализации своих функций Национальное собрание наделяется Конституцией и принятым в соответствии с ней Законом «О Национальном собрании Республики Беларусь» необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций Парламента образуют его компетенцию. Компетенция в свою очередь является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение Парламента и его роль в политической жизни общества, но и взаимоотношения его с другими органами государственной власти.

Компетенция Национального собрания реализуется посредством осуществления представительных, законодательных и иных полномочий Парламента.

Компетенция палат Национального собрания закреплена не только в ст. 97 и ст. 98 Конституции, но и в иных нормах Конституции и конкретизирована в Законе от 8 июля 2008г. № 370-З «О Национальном собрании Республики Беларусь». Порядок реализации полномочий и функций палат Парламента регулируется Регламентом Палаты представителей от 9 января 2008г. и Регламентом Совета Республики от 19 декабря 2008г.

Конкретизируя положения Конституции Закон «О Национальном собрании Республики Беларусь», подразделил компетенцию палат на четыре группы:

- общая компетенция палат;

- раздельная компетенция палат;

- исключительная компетенция Палаты представителей;

- исключительная компетенция Совета Республики.

 

1.Законодательные полномочия палат белорусского Парламента.

1.1 В статье 140 Конституции закреплено, что Национальное собрание принимает Конституцию квалифицированным большинством, т.е. не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Парламента.

1.2 Палата представителей по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь и о ее толковании (п. 1 ст. 97 Конституции).

1.3 Палата представителей по предложению субъектов права законодательной инициативы (Президента, депутатов Палаты представителей, Совета Республики, Правительства, граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек) рассматривает проекты иных законов, перечень которых приведен в п. 2 ст. 97 Конституции.

Совет Республики одобряет либо отклоняет принятые Палатой представителей Конституцию и указанные выше законы (п.п. 1, 2 ст. 98 Конституции).

2. Делегирование законодательных полномочий палатами Национального собрания Президенту Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава каждой из палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

В период срока полномочий Президента Республики Беларусь на издание декрета, имеющего силу закона, Национальное собрание не вправе принимать законы по вопросам, по которым Президенту Республики Беларусь делегированы полномочия на издание декрета.

3.Рассмотрение палатами Национального собрания временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона (ст. 101 Конституции).

Временный декрет Президента с обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания представляется для рассмотрения в Палату представителей, а затем Совет Республики.

Не подлежат рассмотрению временные декреты Президента, утратившие силу к моменту их рассмотрения в Национальном собрании.

Палаты Парламента по результатам рассмотрения временного декрета Президента могут принять одно из следующих решений:

- о принятии временного декрета Президента к сведению;

-об отмене временного декрета Президента.

Решение о принятии временного декрета Президента к сведению считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава каждой из палат Национального собрания.

Решение об отмене временного декрета Президента Республики Беларусь считается принятым при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Национального собрания.

Конституция допускает, что палаты Национального собрания могут регулировать законом отношения, возникшие на основе отмененных декретов.

4. Рассмотрение палатами Национального собрания вопросов о досрочном освобождении от должности или смещении с должности Президента Республики Беларусь (ст. 88 Конституции).

Палаты Национального собрания могут принять решение о досрочном освобождении от должности Президента Республики Беларусь при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента Республики Беларусь.

В Законе «О Национальном собрании Республики Беларусь» (ст. 14) указано, что Президент Республики Беларусь может быть смещен с должности в связи с совершением измены государству или иного особо тяжкого преступления. В Конституции - в связи с совершением измены государству или иного тяжкого преступления. В данном случае указанный Закон противоречит Конституции, предусматривающей юридическую ответственность Президента.

5.Рассмотрение палатами Национального собрания вопроса о проведении республиканского референдума.

По предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат Парламента, Президент назначает республиканские референдумы (ст. 73 Конституции).

Постановления Палаты представителей, Совета Республики должны содержать предложения о:

- дате республиканского референдума; вопросах, выносимых на республиканский референдум; рассмотрении соответственно Советом Республики, Палатой представителей вопроса о проведении республиканского референдума.

Совет Республики, Палата представителей рассматривают предложение о проведении республиканского референдума и принимают одно из следующих решений:

- согласиться с предложением соответственно Палаты представителей, Совета Республики о проведении республиканского референдума;

- отклонить предложение соответственно Палаты представителей, Совета Республики о проведении республиканского референдума.

Постановления палат Национального собрания по вопросам принятия либо отклонения предложения о проведении республиканского референдума направляются Президенту Республики Беларусь для решения вопроса о назначении республиканского референдума.

6.Заслушивание палатами Национального собрания ежегодных посланий Президента Республики Беларусь к Парламенту (п. 14 ст. 84 Конституции).

Ежегодные послания Президента Республики Беларусь к Парламенту заслушиваются на совместных заседаниях Палаты представителей и Совета Республики без обсуждения и принятия по ним решения.

Решение о проведении совместного заседания палат Национального собрания для заслушивания ежегодного послания Президента Республики Беларусь к Парламенту принимается палатами Национального собрания с согласия Президента Республики Беларусь.

 

II группа. Раздельная компетенция палат Национального собрания.

1.Заседания палат Национального собрания для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства (ст. 103 Конституции).

Одно заседание в месяц в период проведения сессий резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, желающие направить вопросы Правительству Республики Беларусь, подают их в письменной форме в секретариат соответствующей палаты Национального собрания не позднее чем за семь дней до дня проведения заседания. Приглашения членам Правительства Республики Беларусь с перечнем вопросов направляются не позднее чем за пять дней до дня проведения заседания.

В случае, если член Правительства Республики Беларусь не имеет возможности прибыть на заседание, он вправе дать письменный ответ на заданные вопросы, который доводится до сведения депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики уполномоченным им должностным лицом.

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики могут задавать участвующим в заседании членам Правительства Республики Беларусь другие вопросы в письменной или устной форме, если палатами Национального собрания не будет принято иное решение.

Решение о проведении заседания для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства Республики Беларусь принимается в порядке, установленном регламентами палат Национального собрания. Если от депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики не поступило письменных вопросов к членам Правительства Республики Беларусь, палаты Национального собрания вправе принять решение не проводить в этом месяце заседание для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства Республики Беларусь.

2. Рассмотрение палатами Национального собрания запросов депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру Республики Беларусь, членам Правительства Республики Беларусь, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Национальным собранием. Запрос должен быть включен в повестку дня заседания соответствующей палаты Национального собрания. Ответ на запрос надлежит дать в течение двадцати сессионных дней в порядке, установленном соответствующей палатой Национального собрания (ч. 3 ст. 103 Конституции).

3.Обращение палат Национального собрания в Конституционный Суд Республики Беларусь.

Палата представителей, Совет Республики вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения о соответствии нормативно-правовых актов Конституции Республики Беларусь (ч. 4 ст. 116 Конституции).

Предложение о рассмотрении в палате Национального собрания вопроса об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь вносится в палату соответственно депутатами Палаты представителей, Президиумом и постоянными комиссиями Совета Республики, а также членами Совета Республики.

Решение об обращении палат Национального собрания в Конституционный Суд Республики Беларусь принимается большинством от полного состава палат.

4.Получение палатами Национального собрания информации об исполнении законов и о ходе исполнения республиканского бюджета (ст. 20 Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь):

а.) Палаты Парламента вправе получать информацию о ходе реализации Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь и Военной доктрины Республики Беларусь, утвержденных программными законами;

б.) Палаты Национального собрания вправе по согласованию с Президентом заслушивать информацию:

- Премьер-министра Республики Беларусь - о ходе выполнения одобренной Палатой представителей программы деятельности Правительства Республики Беларусь;

- Генерального прокурора Республики Беларусь - о состоянии законности в Республике Беларусь;

- Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь - о результатах осуществляемого в Республике Беларусь государственного контроля, в том числе за исполнением республиканского бюджета;

- Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь - о ходе выполнения основных направлений денежно-кредитной политик на текущий год.

5.Согласование кандидатур для назначения на должности послов Республики Беларусь в иностранных государствах и постоянных представителей Республики Беларусь при международных организациях (ст. 21 Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь).

Кандидатуры для назначения на должности послов Республики Беларусь в иностранных государствах и постоянных представителей Республики Беларусь при международных организациях вносятся на рассмотрение Президента Республики Беларусь Советом Министров Республики Беларусь после предварительного рассмотрения их в постоянных комиссиях Палаты представителей и Совета Республики, ведающих вопросами международных отношений, которые по результатам рассмотрения кандидатур на указанные должности принимают решения рекомендательного характера.

Порядок рассмотрения кандидатур для назначения вышеуказанные на должности определяется регламентами палат Национального собрания.

6.Иные полномочия палат Национального собрания:

- принимают участие в подготовке Национальным банком Республики Беларусь совместно с Правительством Республики Беларусь основных направлений денежно-кредитной политики на очередной год;

- взаимодействуют с другими государственными органами и иными организациями при решении вопросов, входящих в компетенцию палат Национального собрания. (ст. 22 Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.