Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система судов общей юрисдикции, порядок их формирования и деятельность




Статус судей Республики Беларусь

Правое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения (избрания), освобождения от должности и другие вопросы, определяющие особый статус судей Республики Беларусь закреплено в Конституции Республики Беларусь в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 года №139-З (с изм. и доп.) (далее Кодекс) и другими нормативными актами.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Определенные особенности в статусе судей имеют военные судьи и судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Так, судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда являются военнослужащими, поэтому на них распространяется и законодательство, регулирующее статус военнослужащего. На судей Конституционного Суда распространяются положения, изложенные в Законе Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь».

Конституция и Кодекс определяют, что судьи осуществляют правосудие и исполняют свои полномочия на профессиональной основе. Требования судей при исполнении своих полномочий, обязательны для государственных органов, иных организаций, должностных лиц и граждан. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение их требований влечет установленную законом ответственность.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Общие из них закреплены в Кодексе. Судьями могут быть только граждане Республики Беларусь, владеющие русским или белорусским языками, имеющие высшее юридическое образование, достигшие 25- летнего возраста, имеющие стаж работы по специальности не менее 3-х лет. Наряду с этими требованиями Конституция и Кодекс устанавливают и ряд других требований, предъявляемых Конституции судьям. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь и другие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его ответственности, справедливости и беспристрастности.

Кодекс также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен. Военные судьи должны иметь офицерское звание. В соответствии с Конституцией судьи Конституционного Суда Республики Беларусь должны быть квалифицированными специалистами в области права, иметь, как правило, ученую степень.

На должность судьи не может быть назначено (избрано) лицо:

- в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

- не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

- признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти им образуются органы судейского сообщества. К их числу относятся:

- съезд судей Республики Беларусь;

- Республиканский совет судей;

- Конференции судей областных (Минского городского) судов, конференции судей военных судов и конференции судей хозяйственных судов;

- Квалификационная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь, Квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов, квалификационная коллегия судей хозяйственных судов.

Съезд судей Республики Беларусь созывается, как правило, один раз в четыре года. В случае необходимости может созываться внеочередной съезд судей Республики Беларусь. Осуществляет свои полномочия съезд судей Республики Беларусь в составе судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов, а также судей в отставке.

В период между съездами судей Республики Беларусь его полномочия осуществляет Республиканский совет судей, который избирается съездом судей Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов, имеющих стаж работы в должности судьи не менее трех лет. В состав Республиканского совета судей входят по должности Председатели Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов Республики Беларусь и их заместители, если они не избраны в состав Республиканского совета судей.

В конференции судей областного суда принимают участие судьи (судьи в отставке) районных (городских) судов и судьи (судьи в отставке) областного суда. В конференции Минского городского суда принимают участие судьи (судьи в отставке) районных судов города Минска, а также судьи (судьи в отставке) Минского городского суда.

В конференции судей военных судов принимают участие судьи (судьи в отставке) межгарнизонных судов и Белорусского военного суда.

В конференции судей хозяйственного суда принимают участие судьи (судьи в отставке) хозяйственных судов.

Конференции судей созываются по мере необходимости, не реже одного раза в год.

В республике Беларусь создается:

- квалифицированная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь;

- квалифицированная коллегия судей областного (Минского городского) судов;

- квалифицированная коллегия судей военных судов;

- квалифицированная коллегия судей хозяйственных судов.

Квалифицированные коллегии судей образуются в целях поддержания высоких стандартов профессиональных и моральных качеств судей, закрепленных в Кодексе чести судьи республики Беларусь, усиления гарантий их независимости, повышение ответственности и дисциплины в работе судов и судьи и высокого престижа судейского труда.

Судьи Конституционного Суда назначаются (избираются), остальные судьи назначаются.

Важной гарантией самостоятельности и независимости судей является несменяемость и неприкосновенность судей.

Несменяемость судей проявляется в том, что судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как на основании и в порядке, предусмотренном законом (ст.86 Кодекса).

Судьи неприкосновенны в течении всего срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, а также принадлежащие судье имущество и используемые им документы. Проникновение в жилище, служебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также производство в отношении его следственных действий могут осуществляться не иначе как с санкции Генерального Прокурора Республики Беларусь, либо по судебному решению.

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный обыск. Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждения и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет устанавливаться их виновность в совершении преступления против интересов службы.

Судья, народный заседатель, задержанные по подозрению в совершении преступления, доставленные в органы внутренних дел или иной государственный орган должны быть немедленно освобождены, кроме случаев задержания их на месте преступления.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным Прокурором Республики Беларусь.

В случае дачи согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлекающих их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение к ним меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

Уголовные дела в отношении судей рассматриваются только Верховным Судом Республики Беларусь (ст.87 Кодекса).

Конституция Республики Беларусь устанавливает ряд ограничений в отношении судебного корпуса. Так, в соответствии со ст.36 Конституции судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Судьи не могут быть членами Совета Республики, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (ст.92 Конституции) и депутатами местных Советов депутатов.

Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской (ст. 111 Конституции).

 

Как уже отмечалось ранее, систему судов общей компетенции возглавляет Верховный Суд Республики Беларусь. Он является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и осуществляет иные полномочия, отнесенные к его компетенции. Его полномочия распространяются на всю территорию Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:

1) Пленума;

2)Президиума;

3) четырех коллегий:

- судебной коллегии по гражданским делам;

- судебной коллегии по уголовным делам;

- судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности;

- Военной коллегии.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в Верховном Суде Республики Беларусь могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Верховного Суда Республики Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь, из числа судей Верховного Суда, назначает Председателя Верховного Суда с согласия Совета Республики Национального собрания и освобождает его от должности по основаниям, предусмотренным законом, с уведомления Совета Республики (п.п. 8,9,10 Конституции, ст.47 Кодекса).

Первый заместитель, заместители Председателя Верховного Суда (по должности Председатели судебных коллегий) назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда из числа судей Верховного Суда сроком на 5 лет (ст. 48,49 Кодекса).

Верховный Суд Республики Беларусь:

- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

- может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

- вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

- осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

- оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства;

- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

- изучает деятельность общих судов, заслушивает информацию председателей, заместителей председателей и судей общих судов о деятельности соответствующих судов;

- решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 46 Кодекса).

Областные суды, приравненный к ним Минский городской суд и Белорусский военный суд образуют второе звено белорусской судебной системы.

Областной (Минский городской) и Белорусский военный суд состоит из председателя, заместителей председателя (по должности председатели судебных коллегий) и судей.

В этих судах образуются:

- президиум суда;

- судебная коллегия по гражданским делам;

- судебная коллегия по уголовным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда в этих судах могут образоваться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Областного (Минского городского) и Белорусского военного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь (ст.35 Кодекса).

В соответствии со ст. 9 и 10 ст. 84, Конституции судей областных (Минского городского) и Белорусского военного судов назначает Президент Республики Беларусь. Он же их и освобождает от должности. Председателей и заместителей областных (Минского городского) и Белорусского военного судов назначает Президент Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на 5 лет (ст.ст. 37,38 Кодекса).

Областной (Минский городской) и Белорусский военный суды:

- рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях;

- могут рассматриваться в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном и кассационном порядке;

- осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывают им помощь в применении законодательства;

- изучают и обсуждают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 36 Кодекса).

Районные (городские суды), межгарнизонные военные суды являются основным звеном системы судов общей юрисдикции. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предусматривает функционирование специализированных судов, как в районе (городе), так и на несколько районов. Однако в настоящее время специализированные суды в Республике Беларусь не образованы.

Районные (городские), межгарнизонные военные суды состоят из председателя и судей, при наличии 5 и более судей вводится должность заместителя председателя, а при наличии 10 и более судей – второй заместитель председателя.

Судей районных (городских) и межгарнизонных военных судов назначает на должность и освобождает от должности Президент Республики Беларусь.

Председателей и заместителей этих судов назначает на должность Президент Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на 5 лет.

Районный (городской) суд:

- рассматривает в пределах своей компетенции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

- рассматривают материалы об исполнении судебных постановлений;

- изучают и обобщают судебную практику, ведут судебную статистику;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Межгарнизонный военный суд:

- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела по искам, вытекающим из воинских отношений, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела, подсудные военным судам;

- изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.