Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности




Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи

Лекция № 6-7

Или

 
 
Фонд готов принять на стажировку трех преподавателей института на срок два месяца. Стажеры обеспечиваются жильем, им выплачивается стипендия в размере минимальной заработной платы.

 

 


Гарантийные письма обычно имеют две подписи (руководителя и бухгалтера), на них проставляется печать.

Инициативные письма – это письма, требующие ответа. Боль­шая категория таких писем выражает просьбу (предложение, запрос) к адресату в решении каких-либо вопросов. Это самая распростра­ненная разновидность писем, тематика которых не ограничена. Од­нако их характер предполагает вариантность положительного или отрицательного решения поставленного вопроса. Например:

 

Для планируемого увеличения выпечки хлебобулоч­ных изделий для жителей муниципального округа «Ясенево» с 1 до 5 тонн в сутки и расширения ассорти­мента необходимо большее помещение площадью не менее 300 кв. м. Просим Вас оказать содействие в аренде подходя­щего помещения достаточной площади.

 

 


Письма-ответы по своему содержанию носят зависимый харак­тер от инициативных писем, так как тема их текста уже задана и ос­тается изложить характер решения поставленного в инициативном письме вопроса: принятие или отказ от предложения, выполнения просьбы. Ответ всегда должен быть изложен в конкретной и четкой форме: все ли просьбы могут быть удовлетворены, в какой мере, в какие сроки. Если письмо содержит отказ, он должен быть хорошо аргументирован. Например:

На № 07/64-25 от 28.02.97 О качестве продукции Предлагаемая Вам магнитная лента, выпускаемая заводом, прошла сертификацию в Государственном сертификационном центре и признана соответствую­щей всем требованиям. Приложение: Сертификат соответствия на ленту магнитную. Копия.  

 

 


Или

   
 
117463, Москва, ул. Лесная, 6, кв. 57 Федорчуку Ф. М. Сообщаем Вам, что документы Климовской МТС Петровского района Ульяновской области за 1952-56 гг. в архив на хранение не поступали, в связи с чем подтвердить стаж Вашей работы, в названной МТС за указанные годы не представляется возможным. Директор Госархива В. И. Емельянова  
 
 
На № 222-12 от 13.05.96 О поставке реставрационной бумаги Запрашиваемая Вами реставрационная бумага не может быть поставлена в оговоренные ранее сроки в связи с изменением таможенного законодательства и необходимостью подготовки новых документов.

 

 


  1. Разновидности научного стиля речи.
  2. Основные черты научного стиля.
  3. Особенности использования различных языковых средств в научном стиле.

Сегодня наука — важнейший фактор жизнедеятельности человека: так или иначе, практически каждый из нас ежедневно сталкивается с результатами её исследований,

переживает издержки созданных на её основе техники и технологии. В рамках научного стиля речи в зависимости от характера адресата и целей общения сформировались следующие стили и подстили:

1) собственно научный, адресатом его являются ученые, а целью — получение нового знания о природе, человеке, обществе;

2) научно-учебный, адресат — новые поколения, цель — усвоение научной картины мира;

3) научно-технический, адресатом являются специалисты

технико-технологического профиля, целью — применение достижений фундаментальной науки в практике;

4) научно-популярный, адресат — широкие слои населения, цель — повышение общего культурного уровня народа.

Как мы уже отмечали, данный стилевой пласт языка обслуживает разнообразные отрасли науки и техники, обеспечивает образовательный процесс в высших учебных заведениях гуманитарного, естественного и технического профиля.

Главная объединяющая подстили научной речи особенность — единая цель коммуникаций в этой сфере человеческой деятельности, а именно — наиболее точное, логичное и однозначное выражение мыслей. В соответствии с этими общими специфическими чертами научного стиля во всех его разновидностях являются: 1) отвлеченная обобщённость и

2) подчеркнутая логичность изложения. Какими средствами достигается такой тип изложения?

1) Отвлечённость и обобщённость проявляются прежде всего в том, что почти каждое слово выступает в научном тексте или учебной литературе как обозначение отвлечённого понятия или абстрактного предмета — «скорость», «время», «предел», «количество», «качество», «закономерность», «развитие». Часто подобные слова употребляются во множественном числе, что для других стилей не характерно: «величины», «частоты», «силы», «длины», «широты», «пустоты», «скорости». Рассмотрим фразу: «Примем данное химиками определение молекул как мельчайших частиц вещества, из

которых построены более крупные предметы, и приведём несколько рассуждений». В высказывании каждое из слов выражает либо общее понятие («определение», «рассуждение»), либо абстрактный предмет («молекула», «частица», «вещество»). Даже конкретная лексика («химики») выступает для обозначения общего понятия — это не известные нам люди,

но химики как представители данной области знания, химики вообще.

Отвлечённо-обобщённый характер лексики подчеркивается и специальными лексическими единицами («всякий раз», «обычно», «как правило», «всегда», «регулярно»), и грамматическими средствами (неопределённо-личными предложениями, пассивными конструкциями). Например, «Семена кукурузы высевают в лотки, заполненные почвой, или помещают на бумажные полотенца, засыпанные почвой, и выдерживают при пониженной температуре». Обобщённость и отвлечённость собственно научного стиля

не означает, что ему противопоказана образность. Крупные ученые, как правило, способны не только к логическому выражению мыслей, но и обладают весьма развитым воображением, способны в ярком образе просто и доступно дать сложнейшую научную информацию. Именно они являются обычно и талантливейшими популяризаторами научного знания,

создавая научно-популярную литературу. Особенно часто образность появляется в научных работах в области гуманитарного знания (литературоведение, история, философия), в естественных описательных науках (география, химия, геология). Вот Карл Маркс говорит о причинах интереса к античности. Сколько поэзии в этих хрестоматийных строках: «Трудность заключается не в том, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны с известными формами общественного развития. Трудность состоит в том, что они продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом...» И далее: «Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее

собственный характер в его безыскусственной правде? И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень?...Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не находится в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло. Наоборот, оно является результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые общественные условия, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова».

Образность научной речи — явление историческое. Свидетельство тому — стершиеся ныне термины-метафоры, которые в момент возникновения, без сомнения, были ярким образным средством выражения — «язычок», «пестик», «зонтик» (биология), «муфта», «гусеница», «лапа», «плечо», «хобот», «шейка» (техника), «подошва», «хребет» (геология) и т.п.

Чаще других образных средств в научном стиле речи используется сравнение, так как оно является одной из форм. Краткие формы широко используются для выражения не временного, а постоянного признака предмета или явления. Сравните: «Малокремнеземистые красные бокситы богаты окисью алюминия» — «Этим летом муромские леса богаты ягодой».

2) Подчеркнутая логичность научной речи — ещё одна специфическая ее черта. Логичность необходимо присутствует на всех языковых уровнях: в словосочетании, предложении, между двумя рядом стоящими предложениями, в абзаце и между абзацами, в целом в тексте. Реализуется этот принцип применением следующих средств:

1) связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями; 2) употребление наречий,

указывающих на последовательность течения мысли, — «сначала», «прежде всего», «далее», «потом», 3) использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания, - - «следовательно», «во-вторых», «наконец», «итак», «таким образом»; 4) употребление союзов — «так как»,

«потому что», «чтобы»; 5) использование конструкций и оборотов связи — «Теперь остановимся на свойствах....», «Перейдем к рассмотрению вопроса....», «Далее отметим...» М.Н. Кожина отмечает, что «с точки зрения общей традиционной стилистики эти выражения лишь загромождают текст и в силу своей семантической опустошённости вообще не нужны речи.

Однако они органически присущи научному общению, без них речь становится отрывистой, скачкообразной»1. Добавим, подобные конструкции, не требующие от слушателя проникновения в их смысл, позволяют собраться с мыслями как тому, кто произносит (пишет), так и тому, кто слушает (читает) научный текст, выстроить его в логически последовательную цепь, необходимую для понимания той или иной сложной информации. Требование строгой логичности научного текста обусловливает преобладание в нем сложных предложений с союзной связью, особенно сложноподчинённых.

Специфика стиля научно-технической литературы не в последнюю очередь связана со спецификой технических теорий, изложению которых она в значительной степени посвящена. Применительно к любой технической теории можно говорить о её опережающем развитии по отношению к инженерной практике. Именно этим обстоятельством и определяется во многом своеобразие технической теории, которая имеет практическую

направленность: её абстрактным объектам обязательно должен соответствовать класс гипотетических технических систем, которые ещё не созданы. Технические теории, таким образом, описывают прежде всего объекты, которые ещё только предстоит создать. Языковые средства выражения этой задачи связаны с приоритетным употреблением глаголов в будущем времени, а также в повелительном наклонении. Кроме того, в научно-технической литературе, особенно в такой, где широко применяются

математические методы, форма будущего времени глагола практически лишена своего обычного грамматического значения. К примеру, глагол «быть» употребляется в смысле «есть», «является».

В научно-технической литературе довольно слабо представлена образность, метафоричность оборотов языка, отсутствует внелитературная лексика, очень незначительны проявления эмоциональности, почти полностью отсутствуют признаки, присущие разговорной стилистике, исключительно распространено использование абстрактной лексики и терминов, высока степень употребления слов в их прямом значении. Стиль научно-технической литературы связан с исключительно широким использованием узкоспециальной лексики. Для него весьма характерно употребление слов-«гибридов», возникших на стыке общенаучных, общетехнических и узкоспециальных лексических образований.

Стилю научно-технической литературы присущ особый способ изложения материала, в котором первостепенную роль играет описание. Что же касается повествования и рассуждения, то их использование весьма незначительно.

Исключительное возрастание в последние десятилетия в рамках научно-технической литературы потока публикаций технологической направленности оказало несомненное влияние на её стилистику. Содержащиеся в работах технологического характера многочисленные предписания (направляющие течение технологического процесса, использование оборудования и веществ) стимулировали проникновение в систему языковых средств научно-технической литературы элементов делового стиля. Составление многочисленных технологических схем, технологических карт и т.д. связано со строгой регламентацией деятельности технологов на производстве. Это привело к тому, что в литературе технологического содержания образовался целый пласт публикаций, обладающих силой своеобразного документа, очерчивающего течение технологического процесса и примыкающего к инструкциям по деятельности самих людей, составленным с использованием собственно юридической стилистики. Такие технологические публикации имеют много сходных черт со стилистикой, присущей текстам документов. Различного рода технологические предписания, указания, рецептурные требования опираются на такое языковое наполнение, которое в определённой мере близко к текстовым нормам делового стиля, используется большой набор стандартных выражений и словосочетаний, словесных клише, штампов, регулярных повторов одних и тех же слов и лексических конструкций (к примеру, «после чего необходимо произвести следующее...», «необходимо соблюдать указанную последовательность...»), В такого рода литературе широко применяется также набор готовых синтаксических конструкций, выражающих стандартные элементы смысла» Применяются и своеобразные текстовые формулы, позволяющие описать тот или иной технологический поток (заполнение агрегата сырьем > применение технологических режимов > выход готовой продукции). Такие формулы многократно повторяются в литературе технологического характера.

Формами реализации научного стиля, его жанрами (фр, genre - род, вид) являются монографии, научные статьи, диссертации, рефераты, тезисы, доклады на научных конференциях, техническая документация, которая используется в производстве, лекции и семинары, учебники и учебные пособия, методические рекомендации, обслуживающие учебный процесс в вузах, и т0д. По преимуществу, научная, техническая и учебная речь — это речь письменная. Использование устной формы (доклад, лекция, семинар) требует строгой ее кодификации. Язык научного стиля необходимо дополняется чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями,

формулами, диаграммами и т.д.

Основными способами создания жанров научной литературы являются описание и рассуждение. В соответствии с современной терминологией описание и рассуждение, наряду с повествованием, называют типами речи.

Научное описание не содержит события, в нём нет сюжета и действующих лиц. Цель — раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи и соотношения. Описания чаще всего невелики по объёму и не составляют в целом того или иного научного текста. Различают описания подробные, детальные и сжатые, краткие. В центре данного типа речи может быть один предмет, процесс, явление или сравнение (сопоставление — противопоставление) нескольких предметов, процессов, явлений. Существуют простой и усложнённый варианты композиции описания. В первом строение текста определяет сам процесс исследования автором того или иного предмета, процесса, явления. Усложнённый вариант может содержать теоретические отступления, рассуждения автора по поводу наблюдаемого и т.д. Композиция научного описания может быть связана с движением автора исследования во времени и пространстве или соответствовать задачам изучения предмета: его внешний вид, назначение, составные части, место в ряду родственных и т.д. В научных описаниях нередко прибегают к группировке предметов, сравнению и обобщению их признаков. Описание в качестве составного элемента присутствует практически во всех жанрах научного стиля речи.

Самый распространённый тип научной речи — рассуждение. Его цель состоит в проверке истинности или ложности какого-либо утверждения (тезиса) с помощью таких доводов, которые признаются убедительными, истинность которых проверена ранее и не подвергается сомнению. Рассуждение строится как цепь умозаключений, основанных на доказательствах и опровержениях, это сопоставления и противопоставления, выявленные причинно-следственные связи явлений, позволяющие сделать те или иные выводы и обобщения. Примером наиболее строгих рассуждений может служить доказательство теорем в математике, структуры умозаключений в логике, выведение физических и химических формул и т.д.

Различают следующие методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложение и аналогия. В элементарном смысле дедукция (лат. deductio — выведение) — это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным положениям и законам. К дедуктивному методу изложения материала исследователь прибегает тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основании уже известного положения или закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления. Композиционно дедуктивное рассуждение состоит из трёх этапов. На первом этапе выдвигается тезис (от греч. thesis — положение, истинность которого должна быть доказана), или гипотеза (от греч. hipothesis — основание, предположение). Второй этап — основная часть рассуждения — развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат. argumentum) — логических доводов, служащих основанием доказательства:

толкование тезиса, «доказательство от причины», мнения авторитетов, «доказательство от противного», факты и примеры, свидетельствующие об истинности или ложности тезиса, сравнения. Завершающий этап дедуктивного метода изложения материала — выводы и предложения. Дедуктивный метод рассуждения активно применяется в научных дискуссиях, теоретических статьях по спорным научным вопросам, на семинарах в студенческой аудитории.

Индуктивный метод (лат. inductio — наведение) — это движение мысли от частного к общему, или движение от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению. В учебниках логики подчёркивается, что индуктивное умозаключение, будучи практически отображением всей производственной практики людей, зародилось в весьма

давние времена. По словам Аристотеля, «индукция убедительна и проста и с точки зрения чувственного познания более выгодна и доступна». Индуктивный метод движения мысли от фактов к обобщению активизирует мышление, воспитывает исследовательский подход к окружающим явлениям. Следовательно, он является незаменимым способом научного стиля изложения. Индукция может быть полной и неполной. При полной индукции общий вывод делается на основании знания обо всех без исключения предметах и явлениях данного класса. На практике, однако, индуктивный вывод о классе предметов не может быть сделан на этом основании, так как опыт всегда незакончен, практика всегда будет опережать всякую, даже самую лучшую теорию.

Композиционно индукция представляет собой следующее:

во вступлении не выдвигается тезис, гипотеза, хотя у исследователя может иметься некое предположение, не вполне ясное предчувствие открытия. Строгие условия научной логики предостерегают серьезного учёного от поспешных выводов, поэтому во вступлении определяется цель предпринятого исследования. В основной части излагаются накопленные факты, рассказывается о технологии их получения, делается анализ, сравнение и синтез полученного материала. И, наконец, на основе этого могут быть сделаны выводы, установлена закономерность, определены свойства материала, выявлены признаки того или иного процесса и т.д. Научные сообщения на конференциях, диссертационные исследования, монографии, отчёты о научно-исследовательской работе строятся по

схеме индуктивного рассуждения. Проблемное изложение предполагает активизацию мыслительной деятельности путём постановки в определённой последовательности проблемных вопросов, решая которые, можно подойти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закономерностей. Этот метод имеет давнюю историю и берёт своё начало с знаменитых «сократических бесед», когда с помощью искусно поставленных вопросов и ответов знаменитый мудрец приводил своих слушателей к истинному знанию. Общеметодологическая основа проблемного метода изложения материала — деятельностный подход к формированию личности человека. Согласно ему, всякое развитие человека, в том числе и интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Самостоятельное мышление обычно начинается с проблемы, вопроса или противоречия, вовлекающего человека в процесс поиска истины. Проблемное изложение вполне можно рассматривать как разновидность индуктивного метода рассуждения. В ходе лекции, доклада, в тексте монографии, диссертационного исследования формулируется та или иная проблема. Автор предлагает ряд возможных путей её решения, подвергая некоторые из них, оптимальные с его точки зрения, подробному анализу. Вскрывая внутренние противоречия проблемы, высказывая предположения и опровергая возможные возражения, он как бы обнажает и демонстрирует процесс решения той или иной задачи. Путь научного мышления вынуждает слушателей (читателей) следовать за логикой изложения, делает их активными участниками поиска истины: они обдумывают сообщаемые факты, рассматривают их со всех сторон, выделяют существенное и второстепенные, абстрагируют и обобщают. В этот момент проявляется одно из главных преимуществ проблемного изложения: осознание слушателем (читателем), что он идёт по пути познания

истины, оказывается способным на открытие, он сопричастен исследователю. Это активизирует мыслительные и эмоциональные возможности, поднимает уровень самооценки и способствует развитию личности.

Метод аналогии в изложении восходит к логической операции «умозаключение по аналогии». Его суть можно сформулировать следующим образом: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Умозаключения по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер, поэтому многие считают аналогию менее приемлемой для жанров научного стиля речи. Однако аналогия является весьма действенным средством наглядного объяснения тех или иных положений, поэтому особенно важно её применение в научно-учебной литературе. Изложение по методу аналогии нельзя отождествлять с простым сравнением, хотя цель у них общая: наглядно представить то или иное положение. Но сравнение строится на сходстве каких-либо предметов, явлений, а аналогия выступает как своеобразная модель какого-то, как правило, не имея непосредственной связи с ним, явления. В аналогии важна не поверхностная схожесть, а глубокое родство явлений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.