Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности устной публичной речи: основные этапы подготовки публичного выступления




Лекция № 8

  1. Ораторское искусство античности.
  2. Ораторские традиции в России.
  3. Этапы подготовки публичного выступления.
  4. Техника речи.

Ораторское искусство в той или иной мере было присуще всем цивилизациям — живая человеческая речь всегда была в цене. Истоки европейской риторики, имеющей более чем 2, 5 - тысяче летнюю историю развития, связывают с античной утилизацией. Однако существуют свидетельства о риторических традициях в культурах Востока — китайской, индийской. Термин «риторика» имеет греческое происхождение — rhetor — учитель красноречия. Его синонимами являются лат. orntoria (от огаге — говорить) — «ораторское искусство, риторика» и исконно русское «красноречие». Исторически античность не только древний период в развитии Греции и Рима, но и новая эпоха в истории культуры, основным антропологическим признаком которой можно считать отношение к человеку как к цели общественной жизни, а не только как к её средству. Поэтому отличительным признаком мировоззрения античности является пристальное внимание ко всем сторонам физического и духовного развития свободного человека.

Идеал классической Греции времен рабовладельческой афинской демократии, когда риторика оформляется как особая область деятельности и как наука, — свободный человек-гражданин. Форма правления предполагала активное участие свободных греков в политической жизни страны через основные демократические учреждения — народное собрание (экклесий), совет пятисот (булэ) и суд присяжных (гелиэя). Экклесий собирался каждые десять дней и юридически обладал полной верховной властью, решая государственные вопросы: объявление войны или заключение мира, избрание высших должностных лиц, утверждение законов и т.д. Народному

собранию подчинялись все остальные государственные органы. Между его заседаниями текущие дела рассматривались советом пятисот (булэ). Члены булэ избирались по жребию из числа граждан не моложе 30 лет по 50 человек от каждого из 10 районов Афин. Судебными делами и законодательной дея-

тельностью ведал суд присяжных (гелиэя). Огромное количество присяжных заседателей (6 тыс.) исключало возможность подкупа судей. Специальных государственных обвинителей не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников — подсудимый

должен был защищаться сам. Такая структура управления полисом требовала от граждан постоянной готовности к публичным выступлениям. Успех в народном собрании, совете пятисот, суде зависел от умения хорошо говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, то есть навыки ораторского искусства были необходимостью для афинян.

Это и стало важнейшим условием появления риторической теории и практики. Не случайно риторику называют 4 духовным детищем демократии».

Огромное значение придавали риторическому мастерству римляне. «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно — искусство полководца, другое — искусство хорошего оратора», — писал Цицерон. Профессиональные ораторы странствовали из города в город, зарабатывая выступлениями перед публикой увлекательными рассказами и занимательными рассуждениями. Для рядового римлянина, особенно в эпоху Республики, владение речью было совершенно необходимо: государственные дела решались дебатами в народном собрании и сенате, гражданские споры — в суде, где мог выступить практически каждый свободный римский гражданин. Интенсивная общественная жизнь в Риме времён Республики как нельзя более способствовала развитию ораторского искусства, а относительная свобода слова — его широкому распространению, так что красноречие в эту эпоху было доступно большинству и носило до известной степени народный характер.

Античное ораторское мастерство формировалось в течение столетий. О первых его шагах узнаем из гомеровских поэм, где созданы образы «славного пилосского витии» Нестора» спартанца (лаконца) Менелая, речь которого выразительно лаконична, и Одиссея с речью пространной и эмоциональной

(«Илиада» — III, 212-224; IX, 229-306). На этой стихийной стадии развития риторика рассматривалась как природный дар, и никто не пытался определять ее теоретические основы. Теория красноречия возникает в Сицилии во второй половине V в. до н. э. О родоначальниках теоретической риторики Кораксе и Тисии достоверных свидетельств не сохранилось.

В отрывках из учебника, написанного на египетском папирусе и, возможно, принадлежащего одному из них, рекомендуется для успешного выступления вызвать доверие у слушателей, создать о себе благоприятное впечатление, тщательно скрывать подготовку к речи, использовать в ней примеры из поэзии. В конце V в. до н.э. в Афинах появляется настоятельная необходимость в опытных в красноречии людях, которые сумели бы помочь советом или даже написать для выступающего соответствующий текст, прежде всего судебный. Так возникла особая профессия адвокатов-логографов, за плату писавших речи для клиентов. Кроме того, в экклесии и булэ начали выделяться ораторы, руководители общественного мнения или представители политических партий, которые тоже должны были владеть красноречием. Возникает потребность в дальнейшей разработке теоретических основ ораторского мастерства. Первые попытки придать ораторскому искусству научную основу связаны с деятельностью софистов. В основе их подхода к разработке теории красноречия лежит учение об относительности истины. О всяком предмете, как считал один из софистов Протагор, можно высказать два противоположных мнения. Выделяя одни данные, благоприятные для дела, и затеняя или замалчивая другие, невыгодные стороны, можно придать ему нужное освещение, или, по выражению Протагора, «слабое сделать сильным». С этой точки зрения искусство оратора заключается не в том, чтобы открыть или доказать

какую-либо истину, а в том, чтобы убедить в чём-либо слушателей. «Риторика есть мастерица убеждения», — говорит Платон в «Горгии». Соответственно, основное место в риторике софисты уделяют эристике (от греч. erizo — спорю) — теории убеждения. Приемы доказательств, выработанные ими, породили особый термин — софизм, использующийся в наши дни как обозначение средства «обмана и манипуляции людьми», доказательство, по форме как будто бы правильное, а по сути ложное, основанное на игре слов. Так, например, утверждая, что сделать необразованного человека образованным, значит убить его, софист рассуждал следующим образом: «Став образованным, он уже не будет тем, чем был». Если софиста уличали во лжи, он выворачивался примерно таким образом: «Кто лжёт, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, сказать нельзя,

следовательно, никто не может лгать». Поэтому слово «софист» с течением времени приобретает отрицательную окраску, его синонимами становятся «лжемудрец», «шарлатан». Но роль софистов в развитии риторики велика: они первыми стали записывать произнесённые речи и использовать их в

качестве образцов; выработали так называемые «общие места», т.е. готовые схемы «ходячих» рассуждений и тем, которые во всякое время могли быть пущены в ход; учитывали необходимость планомерного построения речей и стали выделять основные части (вступление, главную часть и заключение); подразделяли красноречие на виды: совещательное или политическое (обсуждение каких-либо проблем, мероприятий); судебное (обвинительные и защитительные речи); эпидиктическое (показные, торжественные речи). Образцы красноречия софистов дошли до нас в сборнике «Двойные речи»: это рассуждения «за» и «против» по таким вопросам, как «хорошее» и «дурное», «прекрасное» и «безобразное», «справедливое» и «несправедливое».

Первым исторически достоверным ритором-софистом был Горгий (вторая половина V— начало IV в. до н. э.). Его искусные речи привлекли внимание всей Греции, которую он объездил вдоль и поперёк, выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии он произносит речь, призывая

соотечественников к совместной борьбе с варварами. Это выступление прославило его, и греки даже воздвигают ему статую (в XIX в. её база была найдена в Олимпии). Горгий был одним из первых ораторов нового типа, совмещая практику и теорию. Известны две его работы — «Оправдание Паламеда» и «Похвала Елене». Их сюжеты мифологические, а по форме

они представляют собой образцы защитительной речи: обвинение разделяется на ряд конкретных возможностей, затем опровергается каждый пункт в отдельности. Не сохранились торжественные речи Горгия —«Олимпийская речь» и «Надгробное слово». Из языковых средств Горгий вводит всевозможные приемы формального украшения текста (Горгиевы

фигуры): антитезы, разделение каждой фразы на колена, равные по своей длине, рифму. Специальные труды Горгия по риторике не сохранились, но известно, что он имел много учеников и последователей, и его влияние ясно ощущается в речах Антифонта, Лисия, Исократа, в «Истории» Фукидида.

Самым старшим из аттических (материковых) софистов был Антифонт (480—411 гг.). Он был крупным политическим деятелем олигархической партии, стоял во главе переворота 411 года, был обвинён в измене и казнён. Недавно были обнаружены отрывки его защитительной речи на последнем процессе. Фукидид считал эту речь лучшей из известных в то время. Ан-

тифонт создает руководство по риторике и образцы ораторских выступлений. Он первым записывает и публикует свои речи, считая, что каждая может служить образцом в аналогичных судебных процессах. Сохранились 15 судебных речей Антифонта.

Расцвет ораторского искусства в Греции связан с именами Лисия, Исократа, Демосфена, Эсхина.

Лисий (459 — около 380 гг.) родился в Сиракузах. Его отец был приглашён Периклом в Афины и жил там в качестве метека, имея крупное состояние и мастерскую по изготовлению щитов, но никаких политических прав не имел. Лисий произнёс в своей жизни только одну речь — «Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена». Суровый и простодушный Эвфилет обвиняет Эратосфена, рассказывая о том, почему и как убил его. Эратосфен — один из членов правительства Тридцати, которого Лисий считал виновником смерти своего брата Полемарха. Чем закончилось судебное разбирательство, неизвестно, но историки предполагают, что Лисий оказался в трудных материальных условиях и вынужден был заняться логографией. Им написано более 230 речей (сохранились полностью или в отрывках 34). Почти все они

судебные. Сила речей Лисия состоит не в тонкой и сложной технике подбора доказательств, но в убедительном изложении обстоятельств дела и умении мастерски отобразить личность клиента. Древние критики называли это качество «этопеей», «творчеством характеров» (греч. ethopoeia). Речи Лисия — богатейшее собрание бытовых картин его времени: разорение богатых семей, стачки хлебных спекулянтов, политическая борьба, подделка законов, опекуны, обирающие своих подопечных, распутство мужей и неверность жен. Поклонниками мастерства Лисия в эпоху эллинизма были критики Дионисий Галикарнасский, Кекилий, римляне Цезарь, Цицерон

и Квинтилиан.

Судьбе Лисия близки обстоятельства жизни другого греческого логографа Исократа (436-338 гг.). Его семья была богата. Отец содержал мастерскую флейт и дал сыну хорошее образование, но во время правления Тридцати подвергся преследованиям и лишился состояния. Как и Лисий, Исократ

занялся логографией, но это поприще не увлекало его, он стремится к политической деятельности. Исократ обладал всеми политическими правами и вполне мог бы стать политическим оратором, но мешала слабость голоса и робость характера.

Поэтому он обращается к педагогике, создает риторскую школу, которая вскоре приобрела известность и принесла ему материальное благосостояние. Учебная программа в школе Исократа не ограничивалась приобретением чисто профессиональных навыков, а имела целью дать ученикам широкое

научное образование в области права, истории, литературы, философии. Все эти дисциплины входили в трёх-четырёхгодичный курс обучения, состоявший из лекций и практических занятий. Учитель и ученики регулярно состязаются друг с другом в ораторском мастерстве. Исократом были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно содержать следующие части: 1) введение, в нем ставится цель привлечь внимание слушателей и вызвать их доброжелательное отношение; 2) изложение предмета выступления; 3) опровержение доводов противника и аргументация своих собственных; 4) заключение, подведение

итогов. У Исократа учились ораторы Ликург и Гиперид, историки Эфор и Феопомп. В эпоху эллинизма и позднее риторские школы, организованные по образцу школы Исократа, стали своего рода университетами.

Исократ бредит мечтой о сильной личности, ищет таковую среди современников и находит её в лице царя Македонии Филиппа. Цель — влияние на политическую жизнь Греции, руководство общественным мнением через сильных мира сего, которым Исократ пишет речи. Из сочинений ритора до нас дошла 21 речь (6 судебных и 15 торжественных) и 9 писем, напоминающих торжественные речи. По содержанию судебные речи в основном посвящены денежным спорам, они напоминают речи Лисия, но лишены их живости и яркости. Наибольшую славу Исократ приобрел большими торжественными речами <Панегирик» (речь на общем собрании представителей всех греческих городов-государств), «Ареопагитик» (про-

славление старого доброго времени, когда афиняне благоденствовали под управлением Ареопага) и «Панафинейская речь».

Их общая направленность — призыв к единению греков против главного врага — персов. К разработке своих речей Исократ подходит с чисто артистической точки зрения, тщательно обдумывает план, особенно много работает над словесной отделкой. Замечательны сроки работы — «Панафинейскую речь» он пишет три года, «Панегирик» — десять лет. Впоследствии о деятельности логографа с сарказмом будут говорить, что Александр Македонский быстрее завоевал Азию, нежели Исократ написал свой «Панегирик». Исократ является родоначальником системы периодической речи. Прозаическая речь должна звучать не менее изящно и гармонично, чем поэтическая, поэтому необходимо подбирать соответствующие слова и умело располагать их. Каждая фраза должна сама по себе представлять художественное и закругленное целое — период (от греч. periodos — обход, круговращение), где равномерно распределяются отдельные «колена», совпадая со смысловыми членениями. Отделку «ко-

лен» и «периодов» Исократ доводит до такого совершенства, что соответственные части имеют у него одинаковое количество слогов. Усовершенствования техники ораторской речи, сделанные им, были усвоены последующей греческой литературой и легли в основу сформировавшегося в эпоху эллинизма изысканного и высокопарного стиля, получившего название «азианского» красноречия. Язык ритора высоко ценили Цицерон и Квинтилиан. Расцвет софистической риторики был бурным, но недолгим.

Первый вызов ей был брошен Сократом, выступившим против учения об относительности истины и поставившим во главу угла логическое доказательство. Согласно его представлениям, верная мысль рождает верное деяние, а возможность доказать или опровергнуть один и тот же тезис не исключает возможности найти истину. Абсолютная истина существует, она божественна, она выше человеческих суждений. Следовательно, риторика как «мастерица убеждения» бесполезна: мнение истинное сохранит свою силу и без риторических убеждений, а мнение ложное даже при помощи риторики не устоит против истины. Сократ все время жил в Афинах и вокруг него постепенно сформировался круг единомышленников, которые считали себя учениками философа. Уже после трагической гибели знаменитого грека именно эти люди становятся основателями сократических школ (сократик), развивая идеи учителя. Здесь получает развитие новый для Греции риторический жанр — сократические диалоги, принимающие то форму спокойной беседы, то форму острой полемики. Вопросно-ответный метод, беспощадная логика и диалектика Сократа способствуют рождению правильной мысли, поиску и установлению истины.

Конец V в. до н.э. ознаменовался в Греции небывалым расцветом философской мысли, в немалой степени синтезировавшей взгляды софистов и Сократа. Весомый вклад в теорию красноречия внес Платон. Основав свою школу — Академию — Платон продолжает развивать идеи Сократа, становится величайшим мастером диалога и полемики. В диалогах «Горгий» и «Федр» он критикует современную ему риторику, не содержащую философского знания. Настоящее красноречие доступно только философу, постигшему, что истинно и что ложно. Познав сущность вещей, он придет к правильному о них мнению, познав природу человеческих душ, он правильно внушит это мнение слушателям. Об этом Платон рассуждает в «Федре». Решительное выступление Платона против сформировавшихся к его времени теории и практики красноречия было моментом наивысшего обострения вражды между красноречием и философией. Примирение двух отраслей знания состоится благодаря Аристотелю. Вершиной ораторской практики в Греции стала деятельность Демосфена (384-332 гг.), которого Цицерон убежденно называет «совершенным оратором». Отец Демосфена владел

мастерскими оружия и мебели и умер, когда мальчику было семь лет. Опекуны расхитили крупное наследство (14 талантов). Это заставило Демосфена по достижении совершеннолетия подумать о его возвращении, тем более, что оно принадлежало не только ему, но и его сестре. Ради этого он учится у лучшего специалиста по делам о наследстве оратора Исея, чтобы впоследствии возбудить против своих обидчиков судебное разбирательство. Процесс был им выигран, но деньги вернуть не удалось. Демосфен занимается логографией, но такой род занятий не удовлетворяет его — он стремится к политической деятельности. Первые его выступления оказались неудачны — оратор был освистан. Знакомый актёр объясняет ему причины: нерешительность, неумение держаться на публике, слабое владение голосом, недостатки произношения (картавость). Кроме того, Демосфен страдает физическим недостатком — у него подергивается плечо. Плутарх пишет о том, как оратор работал над собой: говорил, держа во рту камешки, голосом старался перекрыть шум моря, произносил речи, восходя на гору, в одиночестве упражнялся перед зеркалом, подвешивал над плечом меч, который больно колол его, когда плечо дергалось. В результате Демосфен приобретает совершенную ораторскую технику. Всего сохранилась 61 речь, 56 «Вступлений» к речам и 6 писем. Политическое красноречие Демосфена ярче всего проявилось в его продолжительной и упорной борьбе против царя

Македонии Филиппа. 8 речей, посвящённых этой теме, получили общее название «Филиппики»: три «Олинфских», «О мире», «О делах в Херсонесе» и три «Против Филиппа». Они дают обширную картину состояния военных сил, упадка народного духа, разлагающей роли некоторых политических деятелей, и наконец, обличают главного виновника несчастий греческого

народа — Филиппа Македонского. Чтобы разбудить угасающее чувство патриотизма и гордости, Демосфен обращается к славному прошлому Греции, его речь серьезна и содержательна, отличается максимальной краткостью и тщательной языковой отделкой. Оратор создает свои произведения не для чтения, а для публичного произнесения, поэтому нередко он прибегает к повторениям, подробному изложению мыслей, к

богатым образным выражениям. Демосфен редко выступал без предварительной подготовки, заранее всесторонне разрабатывал тексты. Он сам признавался в этом, и некоторые его современники, по свидетельству Плутарха, даже подсмеивались над ним, говоря, что от его речей «пахнет лампой». Он совершенствует разработанную Исократом систему периодической речи, разделяя период на колена, тщательно соблюдает требования музыкальности, в полной мере пользуясь долготой и краткостью звуков греческого языка, избегает скопления кратких слогов, а медлительными долготами оттеняет важность серьезной мысли. Соответственные колена периода выражаются равным числом слогов, фраза заключается музыкально построенными концовками, клаузулами (лат. clausula — заключение). Полное соблюдение принципа единства формы и

содержания усиливается мастерским произнесением текста. Демосфен прожил трудную жизнь и сам выбрал свою смерть. В 322 г. греки потерпели поражение в Ламийской войне, Афины захвачены, и оратор вынужден бежать. Он укрылся в храме Посейдона на острове Калаврия. Македонские

солдаты хотели силой вывести его, и великий оратор просит дать ему возможность написать прощальные слова друзьям. Тростниковое перо было наполнено ядом, и через несколько секунд Демосфена не стало. Ему было 52 года.

Значение деятельности великого соотечественника было по достоинству оценено греками. В 280 году на площади Афин ему был поставлен памятник с такими строками:

 

«Будь у тебя, Демосфен,

Столь же мощная сила, как разум,

Сам Македонский Арес

Греков бы не покорил».

 

Времена Демосфена были бурным периодом в истории Греции. Демократический строй открывал возможности и даже требовал от граждан активного участия в общественной жизни, и наряду с Демосфеном выступали многие другие крупные ораторы, проводившие различные политические линии. В пору борьбы с Филиппом Македонским определились две резко противоположные партии: македонская и антимакедонская, патриотическая. Во главе последней и стоял Демосфен вместе с Гиперидом, Ликургом, Гегесипом. К македонскому лагерю принадлежали Эсхин, Филократ, Демад, Динарх. Самым выдающимся соперником Демосфена был Эсхин (390-314 гг.). Сын учителя, политический деятель, «тритагонист» (актер, исполняющий третьестепенные роли), как язвительно называл его Демосфен, Эсхин первоначально выступал против Филиппа. В 346 г. он был назначен послом Афин в Македонии, сблизился с Филиппом и стал проводником его политики. В процессах «О посольстве» и «О венке» Демосфен и Эсхин противостояли друг другу и как политические деятели, и как профессионалы-ораторы. Речи Эсхина отличались простотой, ясностью изложения, изяществом и остроумием, но были лишены глубины, присущей речам Демосфена. Существует предание о том, как Эсхин читал свою речь «О венке» ученикам, и те удивлялись, как такая речь могла потерпеть неудачу. «Вы не удивились бы, если бы слышали этого зверя!» — отвечал Эсхин. Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы и обобщены Аристотелем в трактате «Риторика». Он состоит из трех книг. Первая рассматривает место риторики среди других наук, анализирует принципы, на основании которых оратор может воздействовать на слушателей. Раскрывая сущность ораторского искусства, Аристотель говорит о единстве трех элементов, его составляющих: оратора — предмета речи — слушателя, которого называет «конечной целью всего». Текст будет убедительным, если слушатель будет считать его справедливым, полезным или приятным. В соответствии с этим Аристотель выявляет типы речей: судебная — убедить судью в справедливости или несправедливости каких-то действий; совещательная — убедить народное собрание в полезности или вредности каких-либо действий; эпидиктическая (показательная) — доставить удовольствие слушателю, воздавая хвалу или хулу кому-нибудь. Вторая книга посвящена особенностям и личным свойствам, которые, по мнению Аристотеля, необходимы оратору. Много внимания уделено страстям и нравам, ибо оратор должен сам испытывать ту страсть, которую желает возбудить в слушателях. Третья книга посвящена проблемам стиля и композиции речи. Временем Аристотеля в истории греческой культуры заканчивается период классики. Новая эпоха античной культуры — эллинизм — сформирует новый риторический стиль — азианский, в соответствии с требованиями которого риторы, часто в ущерб содержанию, будут отдавать предпочтение звуковым эффектам, рубленым фразам, непривычному порядку членов предложения, манерной игре словами. Лучшие времена греческого ораторского мастерства останутся в прошлом. Римская культура, в том числе и культура риторическая, совершенно немыслима без достигнутого греками. Римлян называют вторым классическим народом античности. Высокие требования чистоты, правильности, ясности, уместности и сообразности, предъявлявшиеся к эллинской речи, остаются актуальными и в речи латинской.

Уважение, которым пользовались древнеримские ораторы, трудно переоценить. Вот на площади или перекрестке, на сцене выступает оратор — величавая осанка, голова умащена благовониями, пышное длинное одеяние, чарующий голос, царственные жесты, образцовый язык. Он может говорить на любую тему, гармонично сочетая риторический блеск с философским её осмыслением. Народу собирается не меньше, чем на театральное представление. Заработок ораторы получают странствуя из города в город и выступая с увлекательными рассказами и занимательными рассуждениями. Однако и для рядового римлянина, особенно в эпоху республики, владение

речью было совершенно необходимо: государственные дела решались дебатами в народном собрании, в сенате и суде, где мог выступить каждый свободный римский гражданин. Вершина римского красноречия — теоретические изыскания и ораторская практика Марка Туллия Цицерона. Об этом свидетельствуют Плутарх, Плиний Старший, Квинтилиан.

Однако личность и деятельность Цицерона всегда являлись предметом ожесточенных споров и разногласий историков и биографов. Родился будущий оратор в наследственном поместье в семье всадника, homo novus. Предполагают, что одним из его предков был простой крестьянин, занимавшийся огородничеством: цицеро — сорт гороха, отсюда это провинциальное прозвище, которым Цицерон мужественно гордился

нпоглодствии. Когда семья оставила сельское поместье и перебралась в Рим, там царствовала эллинская культура. Греческие учёные и риторы были практически единственными наставниками молодежи. Полученное классическое образование, хорошие природные данные открывают перед Цицероном двери образованного общества. Он берет уроки у лучших ораторов того времени Марка Антония, Луция Лициния Красса, греческого поэта Архия. Достигнув совершеннолетия, Цицерон посвящает себя изучению римского права и делает это под руководством братьев Муциев Сцевол, известнейших юристов. Актерскому мастерству учится у популярных актеров Эзопа и Росция. Его внимание привлекает также философия, особенно эпикуреизм (Эпикур — философ-материалист, создавший теорию этики, которая основывается на разумном стремлении человека к счастью; распространено извращённое толкование эпикурейства как стремления к удовлетворению чувственных потребностей и достижению личного блага) и стоицизм (портик Stoa в Афинах, где учил молодых греков философ Зенон: задача мудреца — освободиться от страстей и жить, повинуясь разуму). Всю жизнь проживет в доме Цицерона стоик Диод от. В трактате «Брут» Цицерон назовет философию матерью всего, что хорошо сделано и сказано. В 25 лет Цицерон начинает свою карьеру оратора, которая

продлится без малого сорок лет. Первую речь «В защиту Публия Квинкция» он произнес в 81 г., последнюю, 14 филиппику, — в 43-м, в год своей смерти. Политическая деятельность привлекала Цицерона больше, чем литературная, и во всех своих произведениях он сетует на вынужденное политическое бездействие, но обстановка в Риме не всегда благоприятствовала, приходилось жертвовать политикой в пользу риторики. В изгнании Цицерон напишет трактат «Об ораторе». Во времена диктатуры Цезаря — трактаты «Брут» и «Оратор».

Все эти произведения объединяет общая идея — идея необходимости широкой культуры для оратора. Первый состоит из трех книг и написан в форме диалога. Собеседники Цицерона — Луций Лициний Красе, широко образованный оратор, и Марк Антоний, оратор — практик. Действие отнесено к 91 году, и это не случайно: расположение в определенных исторических рамках позволяет ему с большей свободой высказываться о политике. Содержание — ответ Цицерона на сомнение Антония в необходимости и целесообразности общих знаний для оратора. Темпераментно показывает автор, что дает оратору литература, история, право, философия. Историю надо знать, ибо не знать, что случилось до твоего появления на свет — значит всегда оставаться ребенком. Право в республиканском Риме имело значение общеобразовательной науки, так как

каждый римский гражданин имел возможность выступить в суде в качестве обвинителя или защитника, стремился к участию в государственных делах, а то и другое требовало правовых знаний. Устами Красса Цицерон излагает преимущества, которые дает знание права: знакомство с бытовой стороной

жизни общества, удовлетворение патриотического чувства сознанием того, что в этой области римляне превзошли греков, возможность занять высокое общественное положение. Однако среди всех необходимых предметов в образовании оратора

первое место принадлежит философии. Из трех разделов философского знания — учения о природе (фюзис), учения о нравственности (этика) и логики — Цицерон считал наиболее полезными для оратора этику и логику. Знание логики помогает обработать содержание речи, правильно построить ее, способствует выяснению дела. Знание этики — сознательно

выбрать тот прием, который вызовет нужную реакцию у служителей, ибо, только познав людей, можно воздействовать на их души.

Из трех необходимых для красноречия данных — природного таланта (ingenium), навыка (usus) и знаний (doctrina) — важнее всего наука, так как первенство принадлежит образованному оратору (docto oratori palma danda est). «Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор и она служит ему материалом», — пишет автор. Необходим оратору и природный дар — быстрота и подвижность ума, находчивость в развитии мысли, хорошая память — все это, по мнению Цицерона, дается от природы, а не приобретается. Нужны и особые внешние качества: звучный голос, сильное и складное сложение. Однако ни образование, ни природный дар не помогут оратору, если он не будет развивать их постоянными упражнениями (usus). Цицерон протестует против шаблонного преподавания риторики в школах, но находит нужным, тем не менее, изложить его суть. Обязанности оратора: найти, что сказать — инвенция; найденное расположить по порядку — диспозиция; придать ему словесную форму — элокуция, утвердить все это в памяти — мемориа; произнести — акцио. Задачи оратора:

расположить к себе слушателя; изложить суть дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; говорить чисто и сообразно с духом языка.

В диалоге «Об ораторе» Цицерон впервые дает обстоятельную разработку вопроса об (использовании юмора в красноречии, опираясь при этом па работы греков-перипатетиков (Спрогуливающиеся» — по преданию, Аристотель преподавал философию во время прогулок), прежде всего Феофраста («О смешном» и «Характеры»). Большое значение в трактате уделено проблеме воздействия на чувства слушателя в публичном вы-

ступлении. Цицерон исходит из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Сам автор обладал умением захватить аудиторию как никто другой и в теории продвинулся далеко вперед по сравнению с теми сведениями, которые имелись в риторических учебниках его предшественников. Трактат «Брут» в хронологическом порядке излагает историю римского красноречия и неоценим как зачастую единственный источник информации о ранних римских ораторах. Он построен в форме диалога автора с друзьями — Брутом и Аттиком, содержит немало практических указаний и советов и завершается автобиографическим очерком. Трактат «Оратор» отвечает на вопрос, который Брут часто задавал Цицерону: каков идеал красноречия? В его поисках Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: docere — учить, delectare —услаждать, movere — побуждать. Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое — долг оратора, второе — залог популярности, третье — необходимое условие успеха. Цицерон

сформулировал признаки разных видов красноречия, утверждая, что настоящий оратор тот, кто «умеет говорить о низком просто, о высоком — важно и о среднем — умеренно». Образцом такого оратора автор, безусловно, считает самого себя.

Сохранилось 58 полных текстов речей Цицерона (18 — в отрывках, примерно 30 известно по названиям и упоминаниям о них). Эпистолярное наследие составляет 931 текст (это письма Титу Помпонию Аттику и другим друзьям). Цицерон написал философские трактаты: «О государстве», «О законах», «О высшем благе и крайнем зле», «Тускуланекие диспуты»,

«Об обязанностях», «Катон Старший, или о Старости». Риторические работы представляют собой в основном судебные речи, хотя в период Республики судебного красноречия в чистом виде не существовало — каждая речь имела и политическую окраску. Девизом судебного оратора была не правда, а правдоподобие. Основные приемы его достижения с полной откровенностью описывались в риторических учебниках («Риторика для Герения»), Каковы же они у Цицерона? Усилить выгодные для подопечного моменты и ослабить невыгодные, а по возможности и вовсе обойти их стороной — основная задача защитника. Сильнейшее оружие — смех и пафос, они могут не только скрыть невыгодное в деле, но и полностью извратить его. Если нельзя помочь подзащитному, надо позаботиться о том, чтобы не навредить ему. Разумеется, нельзя искать в речах, отвечающих таким требованиям, выражение личного мнения оратора: это речи, целиком зависящие от характера дела и обстоятельств. В политических речах возведение необоснованных обвинений было одним из самых распространённых ораторских приемов. Слухи и сплетни становились мощным оружием, так как в вину осуждаемому вменялся не конкретный проступок, но вся его жизнь, человек вообще. На врага не жалели чёрной краски, защищая преступника, стремились всячески обелить его. Такие речи писал и Цицерон. Они записывались после произнесения, и проблема записанной и произнесённой речи многократно обсуждалась исследователями. В качестве примера назовем речи «За Милона», «За Росция из Америи», «Против Вереса». Традиционно спорным остается вопрос о соответствии цицероновских речей его собственным риторическим рецептам.

Наиболее распространённое мнение — оратор двигался в направлении все большей и большей творческой свободы, все меньше и меньше зависел от правил риторического мастерства. Одна из причин того, что речи Цицерона не укладываются в строгие риторические нормы — римская судебная практика. Она значительно отличалась от греческой, тогда как учебные пособия опирались именно на традиции греческого красноречия. В греческом суде предполагалось по одной речи с каждой стороны — обвинение и защита. Римская практика допускала защиту, разделенную между несколькими адвокатами, и Цицерон не раз выступал вместе со своими коллегами. Обычно ему доставалось заключение. Греческий суд заслушивал свидетелей до процесса, и защитник имел возможность сориентироваться. В Риме же в обычном уголовном суде

свидетелей заслушивали во время процесса, поэтому речь, предшествующая опросу, содержала много общих мест и рассуждений. В Греции обвиняемый обычно сам вел свое дело, а защитительную речь для него писал логограф. Советы расположить к себе судей, вызвать жалость и сочувствие связаны именно с этой практикой. В римском суде адвокат часто был близким другом обвиняемого, поэтому рекомендации греков не вполне подходили римлянам. Римский суд не знал государственных обвинителей: обвинителем выступало частное лицо, которое одновременно могло быть и защитником противоположной стороны. Отсюда следует, что римские судебные процессы зачастую являлись способом сведения личных счётов. Обвинитель стремился не только доказать конкретную вину обвиняемого, но и уничтожить его как личность. Защитник же пытался доказать отсутствие вины и вызвать сочувствие к обвиняемому. Судьба красноречия, как и всякого иного культурного явления, тесно связана с социально-политической жизнью страны и изменяется вместе с ней. Миновала эпоха Республики.

Установившийся монархический режим устраняет необходимое для процветания красноречия условие — возможность влиять на ход событий. Сенат больше не разбирает политических дел. Опустел Форум, не стало свободных дискуссий. Тацит в «Диалоге об ораторах» пишет: «Неизменная тишина в сенате и беспрекословное повиновение принцип умиротворили и самое красноречие». Оно замыкается в рамках риторских школ. Продолжает существовать судебная риторика, но особенно популярной становится риторика эпидиктическая, по словам Цицерона, «годящаяся только для забав и для парадов». Ораторское искусство превращается в особый жанр литературы. Неровный и аффектированный, сентенциозны и афористичный, внешне изысканный и блестящий, риторико-декламационный стиль эпохи принципата (со времен Клавдия и Нерона) вполне соответствует обстановке дворцовых интриг и борьбы императоров с сенатской оппозицией. Стабильные общественные отношения, установившиеся в эпоху Флавиев, возвращают риторику в лоно классики, провозглашая образцом риторическую теорию и практику Цицерона. Во второй половине I в. н. э. теоретиком классического красноречия становится Марк Фабий Квинтилиан (около 36 г. — после 96 г.), адвокат, педагог, руководитель первой государственной риторской школы, открытой императором Веспасианом. Первое сочинение Квинтилиана «О причинах упадка красноречия» не сохранилось. Зато последнее — «Образование оратора» («Institutio oratoria») в 12 книгах — известно полностью и представляет собой свод достигнутого предшественниками и обобщение двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. I книга — о воспитании будущего оратора в семье и у грамматика до начала занятий риторикой; II — о природе риторики как науки, общие советы о занятиях в риторической школе; Ш—1Х — энциклопедия традиционной теории ораторского искусства; X часть содержит обзор греческой и римской литературы как образцов, представляющих ценность для будущего оратора; XI книга посвящена внешним приёмам и манерам оратора; XII рисует моральный и общественный его облик. Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть и существенные отличия. Так, для Цицерона философия по отношению к риторике первична, она составляет её основу. Квинтилиан считает философию и все другие науки вторичными, они — лишь подготовка к риторике. Происхождение ораторского искусства Цицерон связывает с основателями городов и законодателями. Квинтилиан

считает, что «доныне существуют кочевники, не имеющие ни городов, ни законов; тем не менее и у них есть люди, которые выполняют обязанности послов, обвиняют и защищают» и при этом «одни говорят лучше, чем другие». Цицерон убеждён — оратора создают не риторские школы, но практическая деятельность. Квинтилиан связывает упадок ораторского искусства с несовершенством системы образования. Значительно подробнее, чем Цицерон, формулирует Квинтилиан требования к манере поведения оратора перед слушателями: излагает теорию жеста, мимики, осанки, правила движений плеч, рук, головы, постановки дыхания, голоса, уделяет внимание одежде.

Теоретические положения Квинтилиана мы не можем соотнести с его практической деятельностью, так как ораторские произведения I века не сохранились. Дошедший «Панегирик Траяну» Плиния Младшего дает весьма относительное представление о том, как претворялись в практику постулаты

Квинтилиана.

Подводя итоги краткого знакомства с античной риторикой, следует отметить, что риторика Греции была воспринята римлянами наиболее глубоко и легла в основу римского образования. В период республики обучение в риторских школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. Однако в поздний период, период империй, культивирование

искусства слова повлекло за собой забвение его основной функции — функции носителя мысли. Речь доставляла эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением, при этом изменяя своему первоначальному предназначению — выражению мысли и чувства. Красноречие теряло свою жизненность и постепенно перестало восприниматься как основа современного развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.