КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хронологическая карта теоретического занятия по теме. Технологическая карта занятия
Задачи занятия. Технологическая карта занятия Дисциплина «Основы права», Специальность «Стоматология» Тема: Понятие и предмет Конституционного права. Время: - 90 минут Цели занятия: Образовательная – рассказать о структурах правовой культуры, содержащим вопросы правовая культура. Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность. Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности. Иметь представление:
Используемые педагогические технологии: · исследовательская, информационно-коммуникативная. Методы: · объяснительно-иллюстративный Требования к знаниям, умениям, практическому опыту: Учащиеся должны знать: · понятие и предмет Конституционного права; · Конституция РК. · конституционно - правовые нормы, источники права, структуру правового статуса личности, права и свободы, конституционные обязанности личности, систему государственных органов. Учащиеся должны уметь: · опознавать объект права по указанным признакам. Средства обучения профессионального модуля:
Литература основная:
Литература дополнительная:
« Понятие и предмет Конституционного права»
Понятие и предмет Конституционного права.
1. Конституционное право - ведущая отрасль права РК. Такая его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Ведущая роль конституционного права в системе права РК выражается в следующем: во-первых, конституционное право устанавливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства; во-вторых, конституционное право определяет общие основы управления всеми общественными процессами; в-третьих, нормами конституционного права регулируется сам процесс создания права, так как нормы конституционного права определяют виды других нормативных правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы. Наука конституционного права является составной частью юридической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук. Для конституционного права как науки присущи свой предмет, источники, специфический подход к его изучению. Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук. Наука конституционного права — система научных знаний о закономерностях развития: государственно-правовых отношений, представленных в институтах конституционного строя; волевых общественных отношений, с которыми связано осуществление государственной власти. Наука конституционного права представляет собой систему знаний. В систему науки конституционного права входят: знание о конституционном праве как отрасли права; знания о сущности Конституции РК - ее структуре и содержании; знания об основах конституционного строя РК и их отношении с господствующими в обществе отношениями; знания о правах и свободах человека и гражданина РК; знания о национально-государственном и административно-территориальном устройстве РК; знания о системе органов власти РК, местном государственном управлении и самоуправлении. Указанные объекты выступают предметом научного исследования и изучаются исходя из научных методологических принципов с использованием различных методов: исторического, логического, сравнительно-правового, системного, статистического, конкретно-социологического и др.
Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам в первую очередь относится Конституция. В то же время источниками науки являются и другие нормативные правовые акты, которые в совокупности составляют конституционное законодательство: конституционные и обычные законы, нормативные правовые акты Президента, Правительства, местных представительных органов. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, раскрывает взаимосвязи. Другим источником науки конституционного права является практическая деятельность государственных органов и всех субъектов правовых отношений по реализации конституционно-правовых норм. Ее изучение позволяет понять не только формальную природу, но и фактическую сущность, реальность действия норм права. Источником науки конституционного права являются также труды ученых, как отечественных, так и зарубежных, посвященных философским, социологическим и другим проблемам конституционного строительства, прямо или косвенно относящихся к данной отрасли. Конституционное право РК как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и государственное устройство РК. В основу разделения права на отрасли положено два критерия: предмет регулирования и метод регулирования. Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Таким образом, предметом конституционного права являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством.
Как и любой отрасли права, конституционному праву присуща совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется воздействие на общественные отношения, называемые методами правового регулирования. Конституционно-правовые отношения регулируются следующими методами: 1)метод обязывания; 2) метод запрещения;3) метод дозволения;4) метод признания.Методы регулирования конституционного права носят политико-правовой характер, поскольку закрепляют в Конституции категории общественных идеалов, социальных ценностей, моральных принципов. Таким образом, конституционное право-это отрасль права Республики Казахстан, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РК, статус человека и гражданина, государственное устройство, систему органов государственной власти, местного государственного управления и самоуправления. В конституционном праве важным являются нормы Конституции, по которым живет страна и должны соответствовать нормы других правовых актов. Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм других отраслей права. Они также являются средством упорядочения общественных отношений, принимаются государством и выполняют регулятивную и правоохранительную функции. Вместе с тем, конституционно-правовые нормы отличаются от правовых норм других отраслей права: содержанием и сферой регулируемых общественных отношений; непосредственным действием; особенностями структуры. Конституционно-правовые нормы чаще всего имеют диспозицию, реже — гипотезу, и только в отдельных случаях — санкцию; источниками в которых они выражены (Конституция, конституционные законы); наличием значительного количества норм-принципов, норм-задач, норм-определений, не свойственных другим отраслям права; учредительным характером содержащихся в них предписаний; специфическим характером субъектов (народ, государство, нации, высшие государственные органы). Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям: по характеру содержащихся предписаний их разделяют на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управамочивающиенормы—это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Запрещающие нормы — это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и дизпозитивные нормы. Императивные нормы — это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими пщъша.Диспозитив-ные нормы — это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Материальные нормы — это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы — это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы. Существуют и иные критерии классификации норм. Система конституционного права — это совокупность составных частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права. Универсальные и общие принципы конституционного права—это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность. К универсальным;принцишм конституционного права, оказывающим влияние на всю систему национального права РК, относятся; принципы высшей юридической силы и прямого действия Конституции на всей территории Республики (ст. 4 Конституции РК); принцип абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод человека (ч. 2 ст. ^Конституции РК). К общим отраслевым принципам конституционного права относятся: принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами; принцип суверенитета; принцип принадлежности государственной власти народу, ее единство; принцип признания идеологического и политического многообразия. Конституционное право, являясь частью единой правовой системы, само является сложной системой и состоит из элементов отрасли — правовых институтов. Конституционно-правовой институт — совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. В системе конституционного права выделяют следующие правовые институты: основы конституционного строя; права и свободы человека и гражданина; административно-территориальное устройство; избирательная система; президентская власть; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть и прокуратура; местное государственное управление; местное самоуп-равление;порядок изменения Конституции. 2. Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей. К особенностям конституционно-правовых отношений относятся: особое содержание, особая сфера отношений» составляющих предмет конституционного права; особый субъектный состав. Среди, субъектов конституционно-правовых отношений есть такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений; наличие нескольких видов правоотношений. Наиболее классическим видом являются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Вторым видом конституционных правоотношений являются правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены конкретные права и обязанности. Такие отношения возникают на основе реализации норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей. Особым видом правоотношений являются правовые состояния. Их субъекты четко определены, но содержание прав и обязанностей этих субъектов конкретно не определено, а выводится из большого массива действующих норм. К правовым отношениям такого вида относится состояние в гражданстве. Классификация конституционно-правовых отношений: по сроку действия различаются постоянные и временные отношения; по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения; по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юридический факт — событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия классифицируются на юридические акты и юридические поступки. Субъекты конституционного права — это участники конституционно-правовых отношений. Круг субъектов очень широк: ими могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязанности и предоставляют права. Среди них государство, народ, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, граждане, лица без гражданства, общественные организации и т.д. Таким образом, субъектами конституционно-правовых отношений выступают: человек, вступая в отношения сам или через соответствующие органы с государством; государство, вступая в отношения с другим государством или человеком.
Приложение 1 Вопросы для самоконтроля: 1. Что вы знаете о Конституции? Когда она была принята? 2. Какую роль в жизни общества играет Конституция? 3. Какие конституционные права вы знаете? 4. Идеологическая функция Конституции. 5. Конституционно-правовые отношения регулируются какими методами? 6. Нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий? 7. Юридическая функция Конституции 8. Участники конституционно-правовых отношений? 9. Политическая функция Конституции 10. Субъекты конституционного права.
Приложение 2
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |