Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронологическая карта теоретического занятия по теме. Технологическая карта занятия




Задачи занятия.

Технологическая карта занятия

Дисциплина «Основы права», Специальность «Стоматология»

Тема: Понятие и предмет Конституционного права.

Время: - 90 минут

Цели занятия:

Образовательная рассказать о структурах правовой культуры, содержащим вопросы правовая культура.

Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность.

Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.

Иметь представление:

  • предмете конституционного права, правах и свободах человека и гражданина.

Используемые педагогические технологии:

· исследовательская, информационно-коммуникативная.

Методы:

· объяснительно-иллюстративный

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Учащиеся должны знать:

· понятие и предмет Конституционного права;

· Конституция РК.

· конституционно - правовые нормы, источники права, структуру правового статуса личности, права и свободы, конституционные обязанности личности, систему государственных органов.

Учащиеся должны уметь:

· опознавать объект права по указанным признакам.

Средства обучения профессионального модуля:

  • Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
  • Технические средства обучения: персональный компьютер.
  • Электронные:

Литература основная:

  • К.И. Оспанов. Основы права. Учебное пособие.-Алматы.-«Жеті жарғы».-2010

 

Литература дополнительная:

  • Теория государства права 2011 г

 

« Понятие и предмет Конституционного права»

Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. 5 мин. Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
2. Актуализация опорных знаний. Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: - правовая культура; - правовая культура общества; - структура правовой культуры; - виды правовой культуры. 20 мин. Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала.
3.Изложение нового материала. Изложение нового материала, согласно плана: конституционно правовые нормы, источники права, структуру правового статуса личности, права и свободы, конституционные обязанности личности, систему государственных органов. 40 мин. С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти.
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. 1) Ответить на вопросы. 2) Индивидуальная самостоятельная работа с учебным пособием, дидактическим раздаточным материалом. 10 мин.   Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронталь­ного опроса).
5. Подведение итогов занятия. Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. 10 мин. Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся.
6. Объяснение домашнего задания. К.И. Оспанов. Основы права. Учебное пособие.-Алматы.-«Жеті жарғы».-2010 15-26 стр.   5 мин. Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.

 

Понятие и предмет Конституционного права.

 

1. Конституционное право - ведущая отрасль права РК. Такая его роль обусловлена значением обще­ственных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Ведущая роль конституционного права в системе права РК выражается в следующем: во-первых, консти­туционное право устанавливает в правовой форме основополага­ющие принципы устройства общества и государства; во-вторых, конституционное право определяет общие основы управления всеми общественными процессами; в-третьих, нормами консти­туционного права регулируется сам процесс создания права, так как нормы конституционного права определяют виды других нор­мативных правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы.

Наука конституционного права является составной частью юридической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук. Для конституционного права как науки при­сущи свой предмет, источники, специфический подход к его изу­чению. Наука конституционного права относится к числу отрас­левых юридических наук. Наука конституционного права — сис­тема научных знаний о закономерностях развития: государствен­но-правовых отношений, представленных в институтах консти­туционного строя; волевых общественных отношений, с которы­ми связано осуществление государственной власти.

Наука конституционного права представляет собой систему знаний. В систему науки конституционного права входят: знание о конституционном праве как отрасли права; знания о сущности Конституции РК - ее структуре и содержании; знания об осно­вах конституционного строя РК и их отношении с господствую­щими в обществе отношениями; знания о правах и свободах чело­века и гражданина РК; знания о национально-государственном и административно-территориальном устройстве РК; знания о си­стеме органов власти РК, местном государственном управлении и самоуправлении. Указанные объекты выступают предметом на­учного исследования и изучаются исходя из научных методоло­гических принципов с использованием различных методов: исто­рического, логического, сравнительно-правового, системного, статистического, конкретно-социологического и др.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционно­го права опирается на широкую систему источников, под кото­рыми подразумеваются факторы, составляющие основы научно­го познания. К таким источникам в первую очередь относится Конституция. В то же время источниками науки являются и дру­гие нормативные правовые акты, которые в совокупности состав­ляют конституционное законодательство: конституционные и обычные законы, нормативные правовые акты Президента, Пра­вительства, местных представительных органов. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, ос­новные понятия, раскрывает взаимосвязи.

Другим источником науки конституционного права является практическая деятельность государственных органов и всех субъектов правовых отношений по реализации конституционно-правовых норм. Ее изучение позволяет понять не только фор­мальную природу, но и фактическую сущность, реальность дей­ствия норм права. Источником науки конституционного права являются также труды ученых, как отечественных, так и зару­бежных, посвященных философским, социологическим и другим проблемам конституционного строительства, прямо или косвен­но относящихся к данной отрасли.

Конституционное право РК как отрасль права — это совокуп­ность правовых норм, регулирующих правовое положение лич­ности и государственное устройство РК. В основу разделения права на отрасли положено два критерия: предмет регулирова­ния и метод регулирования. Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процес­се осуществления государственной власти. Таким образом, пред­метом конституционного права являются общественные отноше­ния, связанные с осуществлением государственной власти и ее организации, устройством государства, а также между челове­ком и государством.

Как и любой отрасли права, конституционному праву прису­ща совокупность приемов и способов, при помощи которых осу­ществляется воздействие на общественные отношения, называе­мые методами правового регулирования. Конституционно-пра­вовые отношения регулируются следующими методами: 1)метод обязывания; 2) метод запрещения;3) метод дозволения;4) метод признания.Методы регулирования конституционного права носят политико-правовой характер, поскольку закрепляют в Консти­туции категории общественных идеалов, социальных ценностей, моральных принципов. Таким образом, конституционное право-это отрасль права Республики Казахстан, представляющая со­бой совокупность правовых норм, регулирующих основы кон­ституционного строя РК, статус человека и гражданина, госу­дарственное устройство, систему органов государственной влас­ти, местного государственного управления и самоуправления.

В конституционном праве важным являются нормы Консти­туции, по которым живет страна и должны соответствовать нор­мы других правовых актов. Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм других отраслей права. Они также являются средством упорядочения общественных отношений, принимаются государством и выполняют регулятивную и право­охранительную функции. Вместе с тем, конституционно-право­вые нормы отличаются от правовых норм других отраслей права: содержанием и сферой регулируемых общественных отношений;

непосредственным действием; особенностями структуры. Кон­ституционно-правовые нормы чаще всего имеют диспозицию, реже — гипотезу, и только в отдельных случаях — санкцию; источ­никами в которых они выражены (Конституция, конституцион­ные законы); наличием значительного количества норм-принци­пов, норм-задач, норм-определений, не свойственных другим от­раслям права; учредительным характером содержащихся в них предписаний; специфическим характером субъектов (народ, го­сударство, нации, высшие государственные органы).

Конституционно-правовые нормы классифицируют по следу­ющим основаниям: по характеру содержащихся предписаний их разделяют на: управомочивающие, обязывающие и запрещаю­щие. Управамочивающиенормы—это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и оп­ределяющие рамки их полномочий. Обязывающие нормы закреп­ляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Запрещающие нормы — это нормы, содержащие запреты на совершение определенных дей­ствий, в них предусмотренных.

По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и дизпозитивные нормы. Императивные нормы — это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими пщъша.Диспозитив-ные нормы — это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

По назначению в механизме правового регулирования разли­чают материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Материальные нормы — это нормы, предусматривающие содержа­ние действия по правовому регулированию общественных отно­шений. Процессуальные нормы — это нормы, определяющие поря­док, в котором они должны быть реализованы. Существуют и иные критерии классификации норм.

Система конституционного права — это совокупность состав­ных частей и элементов конституционного права, характеризую­щих его внутреннее строение и обособляющих его от других от­раслей права. Универсальные и общие принципы конституционного права—это основные начала конституционного права, в соответ­ствии с которыми оно строится как система правовых норм и ко­торые придают этой системе единую направленность. К универ­сальным;принцишм конституционного права, оказывающим вли­яние на всю систему национального права РК, относятся; прин­ципы высшей юридической силы и прямого действия Конститу­ции на всей территории Республики (ст. 4 Конституции РК); прин­цип абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод человека (ч. 2 ст. ^Конституции РК). К общим отраслевым принципам конституционного права относятся: принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими ме­тодами; принцип суверенитета; принцип принадлежности госу­дарственной власти народу, ее единство; принцип признания иде­ологического и политического многообразия.

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы, само является сложной системой и состоит из элемен­тов отрасли — правовых институтов. Конституционно-правовой институт — совокупность норм конституционного права, регу­лирующих однородные и взаимосвязанные общественные отно­шения и образующих относительно самостоятельную группу. В системе конституционного права выделяют следующие право­вые институты: основы конституционного строя; права и свобо­ды человека и гражданина; административно-территориальное ус­тройство; избирательная система; президентская власть; законо­дательная власть; исполнительная власть; судебная власть и про­куратура; местное государственное управление; местное самоуп-равление;порядок изменения Конституции.

2. Конституционно-правовые отношения — это общественные от­ношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъек­тами в форме взаимных прав и обязанностей. К особенностям конституционно-правовых отношений относятся: особое содер­жание, особая сфера отношений» составляющих предмет консти­туционного права; особый субъектный состав. Среди, субъектов конституционно-правовых отношений есть такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений; наличие нескольких видов правоотношений. Наиболее классическим ви­дом являются конкретные конституционно-правовые отноше­ния, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вторым видом конституционных правоотношений являются правоотношения общего характера, в которых конкретно не оп­ределены субъекты отношений, не установлены конкретные пра­ва и обязанности. Такие отношения возникают на основе реали­зации норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей. Особым видом правоотношений являются правовые состояния. Их субъек­ты четко определены, но содержание прав и обязанностей этих субъектов конкретно не определено, а выводится из большого массива действующих норм. К правовым отношениям такого вида относится состояние в гражданстве.

Классификация конституционно-правовых отношений: по сро­ку действия различаются постоянные и временные отношения; по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения; по целевому назна­чению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. Возникновению, прекращению или изме­нению правоотношения предшествует юридический факт — со­бытие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Дей­ствия классифицируются на юридические акты и юридические поступки.

Субъекты конституционного права — это участники конститу­ционно-правовых отношений. Круг субъектов очень широк: ими могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлага­ют обязанности и предоставляют права. Среди них государство, народ, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, граждане, лица без гражданства, общественные орга­низации и т.д. Таким образом, субъектами конституционно-пра­вовых отношений выступают: человек, вступая в отношения сам или через соответствующие органы с государством; государство, вступая в отношения с другим государством или человеком.

 

Приложение 1

Вопросы для самоконтроля:

1. Что вы знаете о Конституции? Когда она была принята?

2. Какую роль в жизни общества играет Конституция?

3. Какие конституционные права вы знаете?

4. Идеологическая функция Конституции.

5. Конституционно-правовые отношения регулируются какими методами?

6. Нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий?

7. Юридическая функция Конституции

8. Участники конституционно-правовых отношений?

9. Политическая функция Конституции

10. Субъекты конституционного права.

 

Приложение 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.