Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические системы и политические режимы 9 страница




 

 

12.3. Имидж политического лидера

 

Лидерство - это особый механизм взаимосвязи политика с последователями. В отличие от лидерства в малых группах, лидерство общенационального масштаба отличается отсутствием непосредственных личных контактов с массами. Это своеобразное дистанционное руководство. О политике как реальном человеке и его лидерском потенциале мы, как правило, судим по тому образу, который складывается под воздействием СМИ, политической рекламы и самих заявлений политика, а также по результатам его деятельности. При этом "виртуальный" образ политика не всегда совпадает с реальным прототипом. Например, отсутствие любого качества, столь важного для создания положительного и запоминающегося образа политика может быть компенсировано работой имиджмейкеров, результатом чего станет видимость наличия этого качества у человека. Образы политика, какой-либо организации, сформированные в общественном сознании, обозначаются понятием "имидж".

Исследователи отмечают, что применительно к любому политику, как и к организации, можно говорить о нескольких типах имиджей:

зеркальный (субъективный), т.е. образ политика в собственных глазах. Это то, что думает политик о самом себе;

моделируемый желательный имидж - образ, который команда политика пытается закрепить в общественном сознании;

отрицательный имидж, создаваемый оппонентами;

текущий имидж, положительный или отрицательный образ, который складывается в общественном сознании как стихийно, так и в силу применения специальных технологий.

 

Ниже речь пойдет о моделируемых имиджах, которые учитывают сложившиеся в массовом сознании стереотипы и отвечают социальным ожиданиям определенных социальных групп. С этой точки зрения, имидж - это сконструированный образ, который может обладать любыми характеристиками, востребованными последователями. С помощью имиджа создается запоминаемый яркий образ политика. Действительно, если посмотреть на ситуацию, сложившуюся в России в 90-х гг., то можно заметить, что общество проявило значительно больше внимания политикам, разрушившим стереотипное представление о руководителе, сложившееся в советское время, и продемонстрировавших принципиально новые модели поведения (Б. Ельцину - лидеру-оппозиционеру, сломавшему тоталитарную систему, впервые из отечественных руководителей снявшему галстук, не скрывавшему свои человеческие слабости; Ю. Лужкову - лидеру-"строителю", "хозяйственнику", А. Лебедю - лидеру-военному, В. Жириновскому - лидеру-"актеру"), нежели политикам, не сумевшим создать своего "особого" образа. Очевидно, что свой собственный образ имеет и В. Путин.

На психологическом уровне общественный деятель может ассоциироваться с одним из образов: "мудрец", "герой-защитник", "верный последователь" (преемник идей другого популярного лидера), "отец нации", "слуга народа", "мученик" (популярность политику обеспечивает факт его преследования со стороны предыдущей власти) и др. Массовое сознание может отождествлять политика с несколькими образами одновременно, что значительно расширяет социальную базу. Например, все перечисленные выше образы были использованы для создания харизматического образа И. Сталина. Нынешняя ситуация нестабильности в России делает самыми востребованными образы политиков, ассоциирующихся в массовом сознании с типом сильной личности (лидер-"защитник"), способным оградить население от хаоса и гарантировать общественную безопасность, сочетающим в себе деловые и патерналистские качества одновременно. Второй популярный образ - это политик-хозяйственник, способный обустроить жизнь региона или страны в целом. Третий - это "слуга народа". Например, имидж лидера российских коммунистов Г. Зюганова призван символизировать служение интересам трудящихся.

Имидж политика складывается из целого ряда компонентов, которые, в идеале, должны "работать" на создание единого образа:

программ, заявлений, в которых отражены основные идеи лидера. Это, как правило, несколько наиболее злободневных проблем общественной жизни, требующих разрешения. В предвыборный период задача прелагаемого лидером политического курса выражается в краткой и доступной для понимания формуле - лозунге. Многие претенденты на высшие государственные посты ассоциируются с простыми по формулировке, но яркими лозунгами своих избирательных кампаний: "Новый курс" - Ф. Рузвельт, "Новые горизонты" - Дж. Картер, "Главное - это люди" - Б. Клинтон, "На защиту работающих семей" - А. Гор, "Правда и порядок" - Б. Ельцин (1991 г.), "Порядок", "Мы будем гордиться Россией" - А. Лебедь;

поведения, позволяющего продемонстрировать черты характера, которые в общественном сознании связываются с понятием лидера. Среди них такие как решительность в отстаивании своих идей, компетентность. Немаловажно, чтобы поведение политика демонстрировало простоту, открытость в общении и другие качества, вызывающие симпатию и доверие у людей;

внешности (одежда, лицо, фигура), манер, жестов, походки, красноречия. Психологи говорят, что отношение к политику определяется не только тем, что он говорит и предлагает, но также тем, как он выглядит. Даже стиль одежды призван подчеркнуть визуальный образ политика, сблизить его с какими-то группами населения. Например, символами ряда политиков стали определенные детали одежды: шинель (И. Сталин), морской китель (У. Черчилль), кепка (Ю. Лужков). Известно, что М. Тэтчер, дочь мелкого торговца, став британским премьер-министром, подчеркивала свою связь со средним классом, приобретая одежду в системе магазинов для этого класса;

биографии: происхождения, образования, профессия, партийности. Авторитет кандидата может подкрепить его должностной статус и имидж той организации, с которой он в профессиональном плане связан. Подтвердить право на лидерство могут и яркие факты жизненного пути, свидетельствующие о смелости и решительности политика, например, служба в армии, участие в военных действиях, борьба с коррупцией и привилегиями, с проявлениями несправедливости.

 

Имидж включает в себя дополнительные составляющие, которые призваны приблизить политика к рядовому гражданину, делающие его образ более близким и знакомым: это характеристики, раскрывающие взаимоотношения с членами семьи, а также хобби, увлечение спортом, домашние животные.

В заключение приведем мнение известного французского специалиста по избирательным технологиям Ж. Сегела.

Свои наблюдения, касающиеся построения удачных имиджей, он облек в форму восьми заповедей:

Голосуют за человека, а не за партию.

Голосуют за идею, а не за идеологию.

Голосуют за будущее, а не за прошлое.

Голосуют за образ социальный, а не за политический.

Голосуют за человека-легенду, а не за посредственность.

Голосуют за судьбу, а не за обыденность.

Голосуют за победителя, а не за неудачника.

Голосуют за ценности подлинные, а не мнимые.

 

ТЕМА 13. ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

13.1. Выборы: понятие, принципы

13.2. Стадии избирательного процесса

13.3. Типы избирательных систем

 

13.1. Выборы: понятие, принципы

 

Избирательная система является важнейшей составляющей политического режима. С одной стороны, она устанавливает правила формирования органов власти, а с другой - оказывает непосредственное влияние на электоральный процесс. Наконец, избирательная система является одним из факторов, определяющих конфигурацию партийной системы в стране. Изучение выборов позволило сформироваться особому научному направлению - псефологии.

Понятие "избирательная система" используют в двух значениях. В широком смысле это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти или наделение полномочиями должностного лица особым способом - путем выборов. При широком толковании понятие "избирательная система" включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами, тогда как в узком понимании избирательная система - это способ учета голосов избирателей и распределения мест в органах государственной власти между кандидатами (группами кандидатов) (Аним. 1).

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан (Видео (4,7 мб.)). Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К главным функциям выборов можно отнести следующие (Аним. 2):

артикуляция интересов различных социальных групп;

мирное разрешение конфликта между политическими акторами, претендующими на власть;

легитимация структур власти;

рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;

политическая социализация и мобилизация граждан.

 

Все современные политические режимы используют процедуру выборов для легитимации власти, но не все они позволяют отразить действительную волю народа. Тоталитарные и авторитарные режимы демонстрируют ситуацию, которую американские политологи Р. Таагепера и М. Шугарт определили как "выбор без выбора"1.

Подобная практика может иметь разные проявления:

правящая партия выдвигает только одного кандидата на каждую выборную позицию (такая практика существовала в СССР до 1989 г., причем не требовалось даже заполнения бюллетеня, а сам незаполненный бюллетень рассматривался как голосование за кандидата);

выдвижение нескольких кандидатов от правящей партии, которые придерживаются единой идеологии, но соперничают между собой за голоса избирателей.

Подобная практика распространена в однопартийных тоталитарных и авторитарных системах. Но и системы, являющиеся лишь формально многопартийными, способны ограничить право выбора:

правящая партия допускает выдвижение второстепенных, малоизвестных кандидатов, которые не могут составить конкуренцию для основного кандидата, но создают видимость альтернативности выбора;

создается привилегированное положение отдельных кандидатов, пользующихся преимуществом в финансировании, в доступе к СМИ;

фальсификация итогов голосования;

введение многообразных ограничений на выдвижение кандидатов (ограничения на идеологические ориентации, расовую принадлежность кандидатов и др.) и предвыборную агитацию.

 

Соблюдение ряда общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет придать выборам действительно демократический характер (Аним. 3).

1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.

2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования.

3. Всеобщность избирательного права означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право (Аним. 4) избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы, которые ограничивают избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями (Аним. 5).

Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Например, для парламентских выборов в США установлено ограничение в один месяц, в Норвегии - не менее 10 лет, в Ирландии этот ценз выражен в требовании иметь место для сна.

Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства.

Ценз происхождения распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.

Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, выше 20 лет. В России кандидатом на должность президента может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы - не моложе 21 года.

Имущественный ценз - обладание имуществом или фиксированной величиной дохода. В современном мире в открытой форме подобный ценз встречается редко. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог.

Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например в Саудовской Аравии, Кувейте и Иордании.

В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство о грамотности. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования.

Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые к избирателю, например запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда.

В разных странах устанавливаются дополнительные цензы. В Великобритании особый ценз установлен для членов Палаты лордов (они не имеют права участвовать в голосовании), а служители церкви не могут быть избранными в Палату общин.

Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения (Аним. 6). Первоначально избирательные права получили взрослые богатые и грамотные мужчины. Так, в 1830 г. в Англии избирательным правом обладало только 4% взрослых мужчин2. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. в Австралии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. В 1917 г. их примеру последовала Россия. В 1920 г. женщины получили избирательные права в США. В Швейцарии женщины были лишены избирательного права до 1971 г., а в Лихтенштейне - до 1986 г.

4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ для всех кандидатов.

5. Равные права избирателей.

Это означает:

равное количество голосов для всех избирателей. Чаще всего это требование выражено в формуле "один человек - один голос". В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами. Например на выборах депутатов Государственной Думы России избиратель обладает двумя голосами, что объясняется использованием смешанной системы голосования;

от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов, что требует образования примерно равных по численности избирательных округов. В этом случае голоса избирателей имеют одинаковый "вес".

 

Принцип равенства избирателей соблюдался не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи (выборы состоялись в 1906 г.) формировалась по сословному принципу. Избиратели были разделены на четыре курии: 1)землевладельцы (крупные помещики); 2) горожане, владеющие недвижимостью; 3) крестьяне-домохозяева и 4) рабочие. Норма представительства от курий была различной. Наибольшее число депутатов было выбрано от первой курии, хотя наибольшее число избирателей было представлено рабочей курией. В современное время в некоторых государствах допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах (этнические меньшинства, женщины).

Известны и другие способы нарушения этого принципа:

неравномерная по численности нарезка избирательных округов. При использовании мажоритарной избирательной системы подобная ситуация означает, что "вес" избирателей неодинаков. Норма представительства избирателей в малочисленных округах будет выше, чем в более населенных округах. Для избежания подобного законодательство большинства стран устанавливает предельные нормы отклонения в численности избирателей округов. В США неравенство в нарезке округов было ликвидировано в 1960-е гг. Считается приемлемым, если на выборах в Конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%, а сами округа, в зависимости от демографической динамики и итогов переписи, каждые 10 лет перенарезаются3. В России отклонение от средней нормы представительства допускается не более чем на 10%, в труднодоступных местностях - на 15%, а в районах проживания коренных малочисленных народов - 30%4;

манипуляции с определением географических границ округов - джерримандеринг (рис.). Подобная практика позволяет каким-либо политическим силам с помощью подконтрольных избирательных комиссий собирать голоса их противников в одних округах и обеспечивать преимущество "своим" кандидатам в других;

наделение отдельных групп граждан дополнительными голосами (подобная практика может наблюдаться на ранних этапах процесса демократизации однопартийных тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита пытается сохранить за собой контроль над законодательным органом). Например, первые альтернативные выборы, проведенные в СССР в 1989 г., наряду с голосованием в избирательных округах предусматривали выборы депутатов от общественных организаций членами этих организаций.

 

6. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов; частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников. Использование подобной практики преследует и другую цель - ограничение лоббизма в отношении победивших политических партий (кандидатов) со стороны субсидирующих групп. Государство берет на себя финансирование либо всех зарегистрированных кандидатов, либо тех, кто обладает определенным уровнем общественной поддержки. Так, согласно Закону о политических партиях, принятому в России в 2001 г., чтобы получить право на финансирование, партии, участвующие в выборах, должны получить не менее 3% голосов избирателей на думских или президентских выборах. За успехи на парламентских выборах партии будут получать ежегодное финансирование, а за президентские - весь последующий год после голосования.

7. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.

8. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования), выражая тем самым свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть еще один негативный аспект: при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании составляет 25% для выборов в Государственную Думу РФ и 50% - на выборах Президента). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию выборов. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах (Австралия, Бельгия, Греция, Италия) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишение на определенный срок водительских прав. В Турции предусматривается лишение свободы.

Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение - Индия), одинаковостью всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинках.

9. Прозрачность выборов5 позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их расходуют на выборную кампанию.

 

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

13.2. Стадии избирательного процесса

 

Выборы - сложная совокупность общественных отношений, которую можно представить в виде чередующихся во времени стадий единого процесса. Политическая борьба в этот период времени строго регламентирована, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны стремящихся к власти лиц.

Организационно-практическая сторона избирательного процесса представлена избирательной процедурой - это мероприятия государства по организации и проведению выборов6. От избирательной процедуры следует отличать избирательную (предвыборную) кампанию, под которой понимают действия непосредственных участников выборов: выдвижение кандидатов, разработку предвыборных программ, агитацию и другие формы работы с электоратом.

Выделяют несколько стадий избирательного процесса (Аним. 7):

1. Назначение даты выборов. Дата выборов назначается уполномоченным органом (например, президентом, премьер-министром) в соответствии с законодательством страны. В некоторых странах дата выборов прямо указывается в Конституции или в Законе о выборах.

2. Регистрация избирателей.

В современной практике используется несколько форм регистрации:

обязательная форма (Россия), что означает, что государство само составляет списки избирателей на основании сведений об их проживании на определенной территории;

добровольная форма (США), предполагающая, что избиратель должен сам зарегистрироваться на избирательном участке. Политологи полагают, что подобная практика негативно влияет на электоральною активность. Например, не все американцы регистрируются и не все зарегистрированные избиратели принимают затем участие в выборах.

 

3. Установление избирательных округов и избирательных участков.

4. Создание избирательных органов. Для организационного руководства избирательным процессом обычно создают центральный избирательный орган, территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии.

5. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков. На данной стадии определяется круг лиц, из которых будут избраны президент, сенаторы, депутаты.

Выдвижение кандидата возможно несколькими способами:

самовыдвижение;

выдвижение группами избирателей. Обычно кандидатов выдвигают трудовые коллективы, жители какого-либо населенного пункта, территории. Они проводят собрание, на котором ведется протокол и ставят подписи в поддержку кандидата;

выдвижение политическими партиями и иными общественными объединениями. Зарегистрированная в соответствии с законом партия вправе выдвигать своих кандидатов, а при пропорциональной избирательной системе партии формируют списки кандидатов от своей партии.

 

6. Регистрация кандидатов и списков партий.

7. Предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов (Видео (14,8 мб.)) включает в себя работу кандидатов (партий) и групп для убеждения избирателей в необходимости проголосовать за этого кандидата или активно поддерживающих их партийный список. Проведение современных избирательных кампаний особенно требует проведения специальных исследований в области политического маркетинга, позволяющих определиться с программами кандидатов, ориентированными на различные группы избирателей, а также выстроить определенные имидж-стратегии.

Для убеждения избирателей в достоинствах кандидатов и преимуществах их программ используются разнообразные средства:

реклама в СМИ, главное внимание отводится телевидению (политологи считают, что 70% имиджа создается именно с помощью TV): телеролики, участие в дебатах, передачах, различных шоу;

агитационная кампания "от двери к двери", которая предполагает непосредственную работу активистов кандидата с электоратом по месту жительства;

встречи кандидата с избирателями;

"директ мейл" - адресная рассылка писем от имени кандидата избирателям;

листовочная и плакатная агитация, (рис.), граффити;

проведение различных акций (митинги, шоу, массовые праздники, раздача партийной символики и т.п.). Используются и другие способы рекламирования политиков и партий. Например, республиканцы в качестве своего символа часто используют живых слонов.

Проведение предвыборной кампании требует значительных денежных средств, которые предоставляются добровольными пожертвователями, выделяются партиями и частично государством.

 

8. Проведение процедуры голосования. Сам термин "голосование" пришел из античной Спарты, где высший орган власти формировался в ходе общего собрания общими криками, а выбранным считался тот спартанец, за которого кричали громче всех. Подобная практика принятия решений носит и другое название - "аккламация". Таким способом, например, принимались решения в Византии в VII в., в средневековых республиках Новгорода и Пскова. Из античных Афин пришла и избирательная урна. В урну греки опускали черные и белые камни (своеобразные бюллетени), голосуя "за" или "против" решения (подобным образом граждане афинского полиса приговорили к смерти Сократа (рис.)).

Современное голосование производится различными способами:

поднятием рук (в небольших поселениях, при выборах органов местного самоуправления);

самый распространенный способ - на бумажных бюллетенях для голосования, когда напротив фамилии выбираемого кандидата ставится какой-либо знак;

с применением электронных машин путем нажатия на кнопки или давления на рычаги (последний способ используется в США).

 

В большинстве стран избиратель голосует непосредственно за кандидата (прямые выборы). В некоторых странах используются косвенные выборы. То есть граждане сначала избирают промежуточные органы (коллегии выборщиков), которые затем выбирают того кандидата, за которого им поручено голосовать гражданами. Показательными в этом отношении являются выборы президента в США.

Президентская кампания в США проходит в несколько этапов.

Первый этап - выдвижение кандидатов на пост президента и вице-президента. Сама система выдвижения кандидатов достаточна сложна, т.к. не прописана в конституции и определяется законодательством каждого штата. После второй мировой войны утвердилась практика первичных выборов (праймериз), посредством которых сторонники партии (демократической или республиканской) определяются с партийными кандидатами на всеобщие выборы либо голосуют за делегатов, которых они уполномочивают голосовать за конкретного кандидата на национальном съезде партии. Сами праймериз могут быть дух типов: "закрытые" - в их работе принимают участие только зарегистрированные члены этой партии; "открытые" - сторонники одной партии могут принимать участие в праймериз другой партии. "Открытые" праймериз позволяют учесть такую специфику электорального поведения американцев, как периодичность голосования одного и того же избирателя за демократов и республиканцев. Кроме праймериз, существует и второй способ определения делегатов на национальный съезд партии - проведение многоступенчатых партийных конференций.

Второй этап - проведение национальных съездов партий, на которых каждая партия определяет своего кандидата на пост президента и вице-президента. Съезды несут большую пропагандистскую нагрузку и по форме напоминают театрализованный митинг. Съезды дают старт основной президентской кампании.

Решающий этап - национальные выборы, которые позволяют определить победителей - президента и вице-президента. Их проводят во вторник, после первого понедельника в ноябре каждого високосного года (в 2000 г. они проходили 7 ноября). Избиратель, голосуя за кандидата той или иной партии на пост президента, на самом деле голосует за выборщиков, выдвинутых этой партией в данном штате. Кандидат в президенты, набравший в этом штате больше голосов, чем его соперник, получает голоса всех выборщиков данного штата (по принципу "победитель получает все"). Поэтому принципиальное значение имеет даже минимальное преимущество голосов, отданных за выборщиков штата. Этим объясняется проблема повторного (ручного) пересчета голосов в штате Флорида в ноябре 2000 г., на котором настаивали демократы, надеясь тем самым изменить ситуацию в пользу А. Гора (рис.). Количества голосов выборщиков от этого штата было достаточно для победы и А. Гора, и Дж. Буша (рис.). Перевес в пользу выборщиков-республиканцев составлял 0,5%, что по законодательству требует пересчета голосов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.