Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система национально-государственных интересов России




Характер развития событий в мире и внутри страны все более настойчиво свидетельствуют о том, что, для современной России важнейшей задачей является формирование необходимых предпосылок - экономических, политических, социальных и других - важных для обеспечения своевременного перехода в постиндустриальное общество. В случае, если эта возможность будет упущена, то Россия рискует навсегда остаться за порогом современной цивилизации, что неминуемо повлечет за собой утрату собственной государственности вследствие усиления центробежных тенденций регионов и стремления западных стран избавиться от нищего и неконтролируемого гиганта-соседа.

В связи с этим система национально-государственных интересов РФ должна строиться исходя, в первую очередь, из потребностей собственного социально-экономического развития на основе концепции "просвещенного эгоизма", суть которой состоит в восприятии внешнего мира и воздействия на систему международных отношений исходя из собственных интересов. Бесспорно, что общечеловеческие интересы, интересы других стран должны находить отражение во внешнеполитической стратегии РФ, но отнюдь не они должны определять основное содержание внешней политики России.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что общечеловеческих ценностей не существует в природе. Дело в том, что многие так называемые общечеловеческие проблемы со всей остротой стоят только перед развитыми странами, уже вступившими в эпоху постиндустриального общества. Для значительной части государств они еще не представляют какой-либо реальности.

Исходя из этого, для подавляющего большинства государств современного мира на первом месте стоят собственные национально-государственные интересы, связанные с обеспечением безопасности и самосохранения нации, народа, а "общечеловеческие" их интересуют постольку, поскольку следуют в русле собственных интересов и способствуют сближению с другими странами.

Национально-государственные интересы России по своему содержанию и формам проявления не являлись идентичными на конкретно-исторических этапах ее развития. Менялись ориентиры, ценности, идеалы, механизмы и методы их достижения, что сказывалось на существенном понимании и осуществлении взаимосвязи общества, государства и личности. В зависимости от приоритета отдельного элемента этой триады выстраивались и формировались определенные интересы социальных субъектов.

В первой половине 90-х годов в российском обществе сформировались две основные категории "групп интересов", стремящихся влиять на выработку и реализацию стратегических внешнеполитических установок.

К первой из них относятся армия, военно-промышленный комплекс и сопряженные с ними бюрократические структуры, научно-исследовательские центры, высшие учебные заведения и др.

Запад воспринимается как враг, покушающийся на российские природные ресурсы, стремящийся помешать возрождению России, лишить ее политического влияния на пространстве бывшего СССР, превратить в свой сырьевой придаток.

К принципиальным задачам внешней политики, по мнению этих слоев и групп, относится восстановление в перспективе единого государства на территории бывшего СССР, а в ближайшем будущем - создание там военного блока. Поэтому ставится вопрос о сохранении крупной армии, способной вести как локальные, так и "большие" войны. Ядерное оружие считается не только средством сдерживания агрессии, но и инструментом обеспечения российских интересов на международной арене.

Важно подчеркнуть, что указанные "группы интересов", выступая за возрождение в той или иной форме и на том или ином уровне конфронтации с Западом, отнюдь не склонны к провоцированию крупномасштабного военного конфликта.

Другая совокупность "групп интересов", наоборот, выступает за полнокровное сотрудничество с западными государствами, а в перспективе, за партнерство с ними. Главная задача России видится не в восстановлении военной мощи, позволяющей противостоять всему миру, а в модернизации экономики на основе перехода к рыночной системе, формировании многочисленного среднего класса, являющегося основой стабильности в обществе, привлечении иностранных капиталовложений.

В военном плане подобные взгляды исходят из того, что война с США и НАТО крайне маловероятна, а скорее всего невозможна, тогда как потенциальная угроза России исходит от Китая и экстремистских режимов "третьего мира".

Таким образом, в России сложились две крупные совокупности "групп интересов", выступающие за существенно различные внешнеполитические стратегии. Они расходятся по принципиальным вопросам - сотрудничество с Западом или противоборство с ним, нормальные отношения с ближайшими соседями или линия на форсированную интеграцию в рамках СНГ. В итоге внешняя политика России приобрела противоречивый характер.

В настоящее время в России, заявившей о переходе к правовому государству и гражданскому обществу, основные интересы личности, общества и государства являются единой системой национальных интересов. При этом интересы личности объявлены первоосновой общественных и государственных интересов, которые в свою очередь не являются чем-то вторичным, второстепенным.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 17 декабря 1997 г., зафиксировала, что на современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии. Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Концепция национальной безопасности определяет национально-государственные интересы России также в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре. Например, во внутриполитической сфере эти интересы состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и др.

Важнейшими задачами являются укрепление российской государственности, совершенствование и развитие федерализма и Устного самоуправления. Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного Функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочии между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее договорных отношении с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса. Главная цель защиты российского федерализма — не допустить трансформации федеративных отношений в конфедеративные.

Приоритет во внешней политике отдается обеспечению безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства, развитию отношений России с ведущими государствами мира, всестороннему сотрудничеству и интеграции в рамках СНГ, а также полноправному участию России в мировых, европейских и азиатских экономических и политических структурах.

В целом к числу важнейших национально-государственных интересов России можно отнести следующие:

— завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. выгодная для РФ “реорганизация” постсоветского пространства и создания вокруг него пояса дружественных государств;

— дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация отношений России и НАТО;

— предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;

— включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях.

Применительно к системе межгосударственных отношений коренной национально-государственный интерес России замыкается на сохранение нации, то есть самобытности народа, его основных традиций, культуры, духа, нравственных ценностей путем обеспечения безопасности государства как социальной общности и института. Это то, что входит в уровень коренных внешнеполитических интересов. Сюда же можно отнести защиту территориальной целостности, суверенитета, экономической безопасности и т.д.

Итак, национально-государственные интересы представляют собой целостную систему, обладающую структурой, функциональными связями и целью, причем системность национально-государственных интересов изначально заложена в целостности самого социума, которым выступает государство. При этом следует отметить, что именно государство на международной арене является наиболее явным носителем национально-государственных интересов, поскольку только данный социальный организм обладает всей необходимой совокупностью социальных институтов, способных выполнить весь комплекс мероприятий, начиная от осмысления потребностей, и заканчивая по их реализации.

Сохранение государства российского, обеспечивающего не только выживание, но и возрождение русского народа, представляет собой на современном этапе мирового развития стержень всей системы национально-государственных интересов и, следовательно, любые усилия властей в данном направлении объективно соответствуют коренным интересам всех граждан России.

Внешняя политика того или иного государства определяется множеством детерминант, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение страны, ее национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю политику фокусируются в концепции государственного интереса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.