Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории элит




 

Родиной элитистских концепций можно считать Италию, где независимо друг от друга Г. Моска и В. Парето положили начало разработке концепции элитарности в обществе. Впервые понятие «политический (правящий) класс» ввел в научный оборот Гаэтапо Моска (1858-1941). Вильфредо Парето (1848-1923) определял элиту как группу «наиболее продуктивных или наибо­лее способных» людей. Он писал «История человечества — это история постоянной смены элит, одни возвышаются, другие приходят в упадок». Причину этого он видел в изменении психологии элит. Поэтому такой подход был назван психологическим. Г. Моска же считал организованность элит их главным пре­имуществом, поэтому разработанное им направление было на­звано организационным. Ею последователем был Роберт Михельс (1876—1936), который, развивая организационный подход Гаэтано Моски, акцентировал внимание на том, что власть элиты зависит от степени ее организованности.

Названные ученые являются представителями макиавеллистской школы, утверждающей следующее.

Любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей физических, психологических, умственных, моральных.

Элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами.

Массы признают право элиты на власть, то есть ее легитимность.

Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.

Теории демократического элитизма. Для теорий элитной демо­кратии (Р. Даль, С. Липсет) общими являются следующие положения.

Понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательных кампаний. Речь идет о новом способе рекрутирования политических элит (борьбы за поддержку народом на выборах) и об изменении самосознания элиты, зависящей в своей политической судьбе от рядовых граждан.

Элита рассматривается как поборница либерально-демократических ценностей — свободы, равенства, права в отличие от масс, радикально настроенных в борьбе за свои права на труд, социальное обеспечение и т.д.

Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Ценностные теории. Для ценностных теорий (В. Ропке, Ортега-и-Гассет) характерны следующие положения.

Элита — это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению.

Положение элиты как высшего слоя оправданно, так как отвечает интересам общества в целом.

Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом.

Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

Концепции плюрализма элит (или функциональные теории элит). Для концепций множественности, плюрализма элит (С. Келлер, О. Штаммер, Д. Рисмен) характерны следующие утверждения.

Элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно.

В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы.

Элиты контролируются массами посредством выборов, рефе­рендумов, опросов, прессы, групп давления.

Конкуренция между элитами предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны общества.

Границы между элитой и обществом условны. Доступ в элиту открыт не только представителям крупного богатства, но и представителям других слоев общества, обладающим выдающимися способностями и знаниями.

Леволиберальные концепции элит. В противоположность плюра­листическому элитизму представители данных концепций (Р. Миллс) исходят из того, что общество управляется исклю­чительно одной властвующей элитой.

Основные положения этих концепций.

В реальной жизни элита находится на высшем уровне власти и не допускает массы к участию в политике. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы и т.д.) незначительны.

Властвующая элита занимает ключевые позиции в государстве и на этой основе обеспечивает себе власть, богатство и известность.

Между элитой и массами большое различие, преодоление которого практически невозможно.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.