Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иные административные правонарушения, борьба с которыми отнесена к компетенции таможенных органов




Виды нарушений таможенных правил и их классификация

Кодекс РФ об административных правонарушениях (глава 16) содержит 22 вида составов нарушений таможенных правил. В Таможенном кодексе РФ 1993 года (глава 39) их было 40. Причин уменьшения количества составов таможенных правонарушений несколько:

– это и объединение нескольких составов в один (например, составы, предусмотренные ст. 276 ТК РФ «Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля», ст.277 ТК РФ «Сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» и ст.278 ТК РФ «Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации» были объединены в один – ст.16.1 КоАП РФ «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации»;

– и декриминализация отдельных деяний как самостоятельных видов таможенных правонарушений (например, деяний, ответственность за которые была предусмотрена ст.261 ТК РФ «Изменение, уничтожение, повреждение либо утрата средств идентификации», ст.272 ТК РФ «Нарушение порядка уничтожения товаров» и др.);

– и выделение отдельных составов из разряда нарушений таможенных правил с последующим объединением их по признаку родового объекта в единый состав другой группы административных правонарушений (например, деяния, ответственность за которые была предусмотрена ст.286 ТК РФ «Незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного брокера либо нарушение условий такой деятельности» и ст.287 ТК РФ «Незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика» теперь не являются нарушениями таможенных правил, а за совершение большинства действий, перечисленных в диспозициях этих статей, предусмотрена административная ответственность по ст.14.1 КоАП «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»).

Общим для всех видов нарушений таможенных правил является то, что все они в той или иной степени посягают на урегулированные нор­мами таможенного права общественные отношения – таможенно-правовые отношения (а таковыми следует признавать урегулированные правовыми нормами общественные отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу). Различаются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (то есть по признакам объективной стороны), в ряде случаев – по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.

Классификация нарушений таможенных правил в соответствии с теми или иными признаками имеет важное значение для совершенствования правоприменительной деятельности таможенных органов, поскольку позволяет, с одной стороны, выявить некие качественные особенности каждого конкретного состава таможенного правонарушения и в то же время, с другой стороны, избежать односторонности его интерпретации.

Наиболее общей классификацией нарушений таможенных правил является их классификация по степени общественной опасности. В соответствии с этим критерием все виды составов нарушений таможенных правил можно условно разделить на незначительные нарушения, не пред­ставляющие большой общественной опасности для экономических инте­ресов России, и на грубые нарушения, совершение которых наносит реальный ущерб экономическим интересам и безопасности нашей страны.

К первой группе относятся такие нарушения таможенных правил, как, например, неуведомление таможенного органа о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств (ст.16.4 КоАП РФ), несоблюдение срока или маршрута доставки товаров и (или) транспортных средств (ст.16.10 КоАП РФ), нарушение сроков представления таможенной декларации (ст.16.12 КоАП РФ) и другие незначительные нарушения, совершение которых происходит, в основном, как следствие халатного исполнения участниками таможенно-правовых отношений своих обязанностей в сфере таможенного дела

Ко второй группе следует относить нарушения, совершение которых несет реальный ущерб экономическим интересам России, нравственно­сти и здоровью ее населения и которые, как правило, направлены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих. Сюда отно­сятся, прежде всего, нарушения таможенных правил так называемой «контрабандной» группы – незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст.16.1 КоАП РФ) и недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст.16.2 КоАП РФ) и иные грубые нарушения.

Можно проводить классификацию нарушений таможенных правил по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможен­ного дела (то есть по объекту посягательства). Представляется, что по этому критерию следует выделять четыре группы нарушений таможенных правил, исходя из сформулированного нами выше определения понятия нарушения таможенных правил:

1) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (ст.16.1, 16.3, 16.7, 16.17–16.19 КоАП РФ);

2) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России (ст.16.2, 16.4 - 16.6, 16.8–16.16 КоАП РФ);

3) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров таможенными платежами и порядок их уплаты (ст.16.22 КоАП РФ);

4) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими (ст.16.20, 16.21 КоАП РФ).

Такая классификация хотя и опирается на определение самого понятия «нарушение таможенных правил», однако так же, как и любая другая, весьма условна. И вот почему. Во-первых, отдельные противоправные деяния могут одновременно посягать и на несколько объектов. Так, например, деяние, предусмотренное ст.16.1 ТК РФ (незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную грани­цу), одновременно посягает и на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, и на порядок их таможенного контроля, поскольку в качестве одного из способов незаконного перемещения товаров и (или) транспортных средств в диспозиции данной статьи указано перемещение помимо таможенного контроля либо сокрытие от него. И таких примеров можно привести и сколько. Поэтому автор в этом вопросе не претендует на «истину в последней инстанции», это лишь его субъективное видение проблемы

Следующий способ возможной классификации видов нарушений таможенных правил – в зависимости от способа, места и времени их совершения, то есть по признакам объективной стороны правонарушения, которая также имеет немаловажное значение для практической реализации административной ответственности за таможенные правонарушения. И вот почему.

К сожалению, большинство составов административных правонару­шений в области таможенного дела попросту «перекочевали» в Кодекс РФ об административных правонарушениях из Таможенного кодекса РФ, изменив при этом, в основном, только размеры своих санкций. Диспо­зиции многих статей не дают полной картины объективной стороны данных правонарушений. На практике этот пробел предстоит устранять, как и раньше, – посредством издания всевозможных приказов, инструк­ций и писем ГТК России, содержащих подробные разъяснения, а порой – и прямые дополнения содержания соответствующих статей закона. А ведь таких приказов, инструкций и информационных писем в бытность действия главы 39 Таможенного кодекса РФ 1993 года были десятки, а то и сотни.

Напомним, что объективная сторона состава нарушения таможенных правил – это система установленных нормами права специфических признаков, отражающих внешнюю сторону (черты) данного общественно вредного явления и проявляющихся в прямой зависимости от способа, места и времени совершения конкретного противоправного деяния (дей­ствия или бездействия).

Юридический анализ действующих таможенно-правовых норм позволяет выделить в объективной стороне составов административных про­ступков, именуемых нарушениями таможенных правил, следующие характерные признаки их классификации:

1) форму совершения противоправного деяния (действие или бездействие);

2) противоправный результат (материальный или нематериальный вред, ущерб);

3) место, время и средства совершения правонарушения. Причем последняя группа признаков объективной стороны составов нарушений таможенных правил является факультативной для их классификации, поскольку находит отражение далеко не в каждом составе исследуемых проступков, и поэтому рассматриваться нами не будет.

Нарушения таможенных правил могут совершаться в форме действия или бездействия. В этой связи по признаку вида (формы совершения) противоправного деяния их можно подразделить:

1) на правонарушения, содержащие в объективной стороне состава признаки бездействия (часть первая ст.16.2, ст.16.4, 16.6, 16.16 КоАП РФ и др.);

2) правонарушения, совершаемые посредством осуществления того или иного действия (ст.16.1, часть вторая ст.16.2, ст. 16.3, 16.5, 16.8 КоАП РФ и др.) в случаях отказа либо уклонения от выполнения требований соответствующих таможенно-правовых норм.

Особенность классификации нарушений таможенных правил по признаку формы совершения противоправного деяния заключается в том, что в ряде случаев законодатель объединил в диспозиции конкретной таможенно-правовой нормы деяния, выражающиеся по своей объективной стороне состава и в действии, и в бездействии. Например, ответственность по ст.16.7 КоАП РФ наступает как за бездействие, выражающееся в несоблюдении перевозчиком установленных требований об остановке следующего через таможенную границу Российской Федерации транспортного средства в определенном для этого таможенным органом месте, так и за действия, выражающиеся в отправлении (убытии) находящегося под таможенным контролем транспортного средства из места стоянки без соответствующего разрешения таможенного органа. В целом же, составов нарушений таможенных правил, объективная сторона кото­рых характеризуется совершением того или иного противоправного действия, почти в три раза больше, чем составов, объективная сторона кото­рых предполагает бездействие.

Общественная вредность нарушений таможенных правил определяется наступлением тех или иных последствий посягательства, поэтому классифицировать их можно и по характеру последствий, то есть по про­тивоправному результату. По этому критерию следует выделять наруше­ния таможенных правил, общественно вредные последствия которых но­сят материальный характер (например, заявление в таможенной деклара­ции либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств, помещении их под из­бранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных плате­жей – часть вторая ст.16.2 КоАП РФ и др.), и нарушения таможенных правил, совершение которых несет вред нематериального характера (например, нарушение режима зоны таможенного контроля – ст.16.5 КоАП РФ и др.).

Важное классификационное значение по признаку объективной стороны имеют также размер и характер наступивших общественно вредных последствий совершенного правонарушения. Во-первых, размер причи­ненного правонарушением вреда (ущерба) нередко учитывается при назначении вида и размера налагаемого взыскания (в частности, штрафные санкции, предусмотренные нормами главы 16 КоАП РФ, не имеют фиксированного размера). Во-вторых, он является условием разграничения некоторых видов нарушений таможенных правил со смежными с ними видами преступлений в сфере таможенного дела (например, нарушений таможенных правил, предусмотренных ст.16.1 и 16.2 КоАП РФ, и пре­ступления, предусмотренного ст.188 УК РФ).

Что касается характера общественно вредных последствий правонарушения (целей и мотивов, на достижение которых направлено противоправное деяние), то он позволяет разграничить те или иные деяния при так называемой «конкуренции правовых норм», когда одно и то же по существу деяние предусмотрено двумя и более статьями КоАП РФ.

Например, состав правонарушения, предусмотренный ст.16.1 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств), является формальным составом, ограниченным самим бездействием (действием) и не требующим наступления конкретных последствий. В то же время недекларирование может быть и противоправным способом совершения других противоправных действий – неправомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (с несоблюдением мер по защите экономических интересов России и других запретов и ограничений), а также освобождения от уплаты, занижения размера или уплаты таможенных платежей с нарушением требований, действующих в таможенном деле, получения неправомерных льгот по таможенным платежам и др.

Кроме того, недекларирование товаров в определенном смысле является специфической пассивной формой (способом) сокрытия товаров от таможенного контроля, а недостоверное декларирование – это, по существу, обманное использование правонарушителем таможенного документа – декларации. Иными словами, недекларирование или недостоверное декларирование может быть способом совершения деяний, подпадающих под признаки составов нарушений таможенных правил, предусмотрен­ных ст.16.1 и 16.3 КоАП РФ.

Необходимым условием правильной квалификации деяния является установление мотива и цели действий правонарушителя при недекларировании или недостоверном декларировании товаров и транспортных средств. Обязательным признаком объективной стороны правонарушений, предусмотренных ст.16.1 и 16.3 КоАП РФ, является причинная связь между недекларированием или недостоверным декларированием и самим перемещением товаров через таможенную границу, несоблюдением установленных запретов и ограничений, сокрытием товаров, представлени­ем поддельных документов и пр. Дополнительной квалификации в таких случаях по ст.16.2 КоАП РФ не требуется, так как объективная сторона 'данного правонарушения включена в качестве способа конструкции соста­вов, предусмотренных ст.16.1 и 16.3 КоАП РФ, которые по отношению к ст.16.2 КоАП РФ являются специальными правовыми нормами.

И наконец, в зависимости от субъектов, их совершающих, нарушения таможенных правил можно подразделить:

а) на нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть любые физические или юридические лица, отвечающие общим признакам субъекта административного правонарушения (таковых большинство);

б) нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть только специальные субъекты, то есть физические или юридические ли­ца, обладающие помимо общих признаков субъекта административного правонарушения еще и некоторыми характерными признаками, позво­ляющими им выступать в качестве субъектов конкретных правонарушений. В качестве примера здесь можно привести правонарушение, предусмотренное ст.164 КоАП РФ, – неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ, субъектом которого может выступать только перевозчик, каковым в соответствии с п.11 ст.18 ТК РФ является лицо, фактически перемещающее товары через грани­цу, либо лицо, ответственное за использование транспортного средства

На практике же надлежащее применение тех или иных составов на­рушений таможенных правил невозможно без знания и инкорпорирования норм Таможенного кодекса РФ, а также разрабатываемых ГТК России на основе этих норм всевозможных ведомственных нормативно-правовых актов (приказов, инструкций и др.). Так, например, относительно уже упомянутой ст.16.4 КоАП РФ правоприменитель должен знать, что она направ­лена на предупреждение и пресечение противоправных действий, нарушающих закрепленное в части первой ст.139 ТК РФ соответствующее требование о необходимости при ввозе товаров и транспортных средств уведомления таможенного органа перевозчиком о пересечении им таможенной границы. Он также должен знать перечень исключений из этого правила, форму и порядок уведомления, а также иные касающиеся этого вопроса тонкости и нюансы.

 

Основной вид административных правонарушений в области таможенного дела – нарушения таможенных правил. В то же время, помимо нарушений таможенных правил, к компетенции таможенных органов России отчасти (наряду с другими органами исполнительной власти РФ) отнесена также и борьба с рядом иных видов административных правонарушений, в частности:

– нарушением авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (в части ввоза, продажи, сдачи в прокат или иного незакон­ного использования контрафактных произведений или фонограмм – часть первая ст.7.12 КоАП РФ, раздел «Административные правонарушения в области охраны собственности»);

– осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) – в части осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий, предусмотренных таким нарушением или лицензией, когда выдача таких разрешений и лицензий и контроль за осуществлением такой деятельности отнесены к компетенции таможенных органов (например, деятельности в качестве таможенного брокера, таможенного перевозчика и пр.) – части вторая и третья ст.14.1 КоАП РФ (раздел «Административные правонарушения в области пред­принимательской деятельности»);

– незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров (ст.14.10 КоАП РФ, раздел тот же);

– непредоставлением сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (в части непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представления таких сведений в неполном объеме или искаженном виде – часть первая ст.15.6 КоАП РФ, раздел «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг»);

– нарушением порядка открытия счета налогоплательщику (в части открытия банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица – часть вторая ст.15.7 КоАП РФ, раздел тот же);

– нарушением срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) - ст.15.8 КоАП РФ (раздел тот же);

– неисполнением банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.15.9 КоАП РФ, раздел тот же);

– невыполнением законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст.17.7 КоАП РФ, раздел «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти»);

– заведомо ложными показаниями свидетеля, пояснениями специалиста, заключением эксперта или заведомо неправильным переводом (ст.17.9 КоАП РФ, раздел тот же);

– неповиновением законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), – в части неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица таможенных органов, а равно воспрепятствования осуществлению этим должностным лицом своих служебных обязанностей – часть первая ст.19.4 КоАП РФ (раздел «Административные правонарушения против порядка управления»);

– невыполнением в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), – в части невыполнения в установленный срок законного предписания таможенного органа (должностного лица таможенного органа) об устранении нарушений таможенного законодательства – часть первая ст.19.5 КоАП РФ (раздел тот же);

– непринятием мер по установлению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст.19.6 КоАП РФ, раздел тот же);

– непредставлением сведений (информации) – ст. 19.7 КоАП РФ (раздел тот же);

– нарушением правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (в части нарушения правил ввоза в Россию и вывоза из РФ таких технических средств – часть вторая ст.20.23 Ко-АП РФ, раздел «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность»).

Перечисленные выше правонарушения не являются, собственно, правонарушениями в области таможенного дела, хотя, отчасти, и затрагивают его. Поэтому рассматривать их более подробно в рамках курса нет необходимости. Компетенция таможенных органов в борьбе с этими правонарушениями ограничивается моментом составления протокола об админи­стративных правонарушениях (в силу п.12 части второй и части третьей ст.28.3 КоАП РФ), а рассмотрение дел о таких правонарушений отнесено к компетенции судей (часть первая ст.23.1 КоАП РФ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.