Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знание - источник чистейшего блаженства, целостного образа мысли. Образование как ценность в иудаизме




Обстоятельства двухтысячелетней жизни евреев в изгнании сформировали у них весьма оригинальные взгляды на государственное устройство. Вообще говоря, идеалом государственности в иудаизме является не республика, а конституционная монархия, где роль конституции должны выполнять заповеди Торы. Но для всех государств мира мудрецы Талмуда подчеркивают необходимость "сильной власти": "Молись о благополучии верховной власти, ибо, если бы не страх перед нею, люди живьем поглощали бы друг друга".Вот почему заповеди иудаизма предписывают добросовестное исполнение обязанностей, налагаемых государством. Это в полной мере относится, например, к службе в армии. Любопытно, что в отличие от многих народов мира, имеющих "благородные сословия" военного происхождения, евреи вообще не имеют никакого дворянства. Положение человека в общине полностью зависит от степени образованности. Однако при этом иудаизм поощряет не только религиозное образование (что само собой разумеется), но и занятия светскими науками, которые раввины называли "изысканными приправами мудрости". Согласно иудаизму, все в мире создано единым творцом, - следовательно, каждая сфера человеческого знания отражает ту или иную сторону замысла Всевышнего. Поэтому, например, величайшие религиозные авторитеты сочетали изучение Торы с занятиями философией, логикой, медициной, математикой, астрономией, лингвистикой и другими науками.

Подобный подход к системе образования оказался достаточно эффективным. Бесспорно, этому способствовала и специфика еврейского исторического опыта. Начиная с раннего средневековья, евреи в странах рассеяния были "изъяты" из общественной структуры, они не могли принадлежать к феодальной знати, земледелие и многие ремесла им были запрещены. Поэтому на долю евреев остались только те виды деятельности, которые не предусмотрены феодальной "лесенкой", но без которых, тем не менее, не может существовать ни одно государство. Это торговля, финансы, медицина, некоторые виды ремесел (ювелиры - в Западной Европе, красильщики - в Бухаре), фармакология, музыка и др. одним словом, евреи были интеллигенцией в средневековом смысле этого слова. Во всех перечисленных областях евреи достигли выдающихся успехов, передавая знания и совершенствуя их от поколения к поколению.

Неудивительно, что и ныне в разных странах мира значительное большинство евреев - представители интеллигентных профессий: ведь это их традиционные занятия. И поэтому так высок в еврейском народе престиж образования, способного обеспечить человеку достойное место в обществе. Таким образом, в системе духовных ценностей иудаизма происходит непрерывный процесс творческого взаимодействия противоположных идей и антагонистических тенденций - этики и ритуала, универсализма и национализма, "избранности" еврейского народа (как носителя Божественного откровения) и равенства всех людей, созданных по образу и подобию Божию, преданности утраченной исторической родине и необходимости приспособиться к жизни в изгнании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.