КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. Ф. Миллер. Очерк истории русского былинного эпоса
<...> Эпическая поэзия—одно из проявлений духовной жизни народа, неразрывно связанное со всем строем как материальной, так и духовной жизни вообще. Задаваясь вопросом, в какое время, в какой среде, при каких условиях могло появиться произведение, воспевавшее какого-нибудь героя и поэтизировавшее совершенное им дело, мы должны вникнуть в целый ряд других вопросов, без решения которых все наши домыслы будут лишь гадательны. Мы должны уяснить себе, в каких бытовых условиях жило население, в котором могло зародиться эпическое поэтическое сказание, каково было его материальное состояние, его культура, какие классы или группы этого населения стояли во главе, каково было народное или классовое сознание и каковы идеалы, каковы были внешние отношения к соседним народам и мног. друг. Только внимательное изучение культурной и политической истории народа в течение ряда столетий даст нам возможность ответить и на историко-литературные вопросы: оно может уяснить нам, какие периоды благоприятны были для прогресса духовной и материальной жизни народа, и какие временно ослабляли прогрессивное движение или направляли его односторонне, какой класс населения руководил его духовной жизнью и проявлял себя в литературе и искусстве, и какие условия вызвали появление тех или других памятников как в том, так и в другом. Только после внимательного ознакомления с эволюцией исторической жизни русского народа, мы уясним себе, например, были ли XIII и XIV века действительно тем периодом, в который установилось содержание былин, так называемого Владимирова цикла, как думают некоторые исследователи, или от этой мысли придется отказаться и представить себе иначе исторический ход нашего эпоса. В числе сюжетов, дошедших до нас в былинной обработке, можно различать три группы: 1) Былины несомненно, или более или менее вероятно, сложенные в Новгороде или в его культурном районе и не вышедшие в большинстве за пределы последнего. По содержанию своему они прикреплены к городу Новгороду (Василий Буслаев, Садко, гость Терентий) или впоследствии внесены в так называемый киевский цикл (Ставр, Сорок калик, Соловей Будимирович). Они представляют собой былины-новеллы и не относятся к эпосу богатырскому. 2) Во вторую, очень скудную по числу сюжетов, группу могут быть отнесены былины об отдельных героях, которых былины называют богатырями, но которых подвиги не совершаются на службе кн. Владимира. Сюда можно отнести былины о Вольге (поход в Индию, встреча с Микулой Селяниновичем, о князе Глебе Володьевиче, о князе Романе (поход Ливиков), о Святогоре. 3) К третьей самой обширной группе относятся такие сюжеты, которые могут быть названы Владимировым циклом. В них упоминается г. Киев с его бессменным, вечно пирующим князем. Действующие лица совершают разные воинские подвиги и оправдывают свое название богатырей. Они выезжают из Киева по поручению князя или приезжают ко двору Владимира из разных мест. Сюжеты этого цикла далеко не все воинского содержания: между ними встречаются былины-новеллы, в роде сватовства Соловья Будимировича, попытки Алеши жениться на жене Добрыни, попытки Владимира овладеть женой Данилы Ловчанина, любовные отношения Чурилы к жене Бермяты и другие. Мы оставим пока в стороне обе первые группы былин и займемся некоторыми вопросами, связанными с третьей группой, т. е. былинами, механически связанными в так называемый Владимиров цикл. Всякая попытка в настоящее время уяснить, какие сюжеты входили в глубокой древности в цикл песен, приуроченных ко времени и к имени Владимира I, должна остаться безнадежной. Тысячелетие, отделяющее нас от его времени, исторические бури, передвижение населения, условия, на несколько столетий разъединившие северовосточную Русь с юго-западной, изменения в этнографическом составе населения и в его государственном строе—все это вместе взятое лишает нас всякой надежды когда-либо вполне уяснить состав первоначального цикла Владимирова. К сожалению, и письменные свидетельства о наших богатырях крайне скудны: данные, внесенные в так называемую Тверскую (точнее Ростовскую) летопись, в Никоновский свод и некоторые другие памятники, свидетельствуют о том, что интерес к народным богатырским сказаниям у книжных людей появился слишком поздно, в XVI веке, в том периоде, когда от древних сказаний оставались лишь скудные обрывки. Когда-то старшие славянофилы (К. Аксаков), увлекаясь былинами, доходили до утверждения, что они сохранили в некоторых случаях такие исторические данные из эпохи Владимира, которые ускользнули от летописцев, но ряд детальных непредубежденных исследований наших былин давно рассеял этот мираж. Искать исторического Владимира и его эпоху в былинах так же бесплодно, как, например, почерпать исторические данные об Аттиле и гуннах в Нибелунгах. Однако, отказавшись от безнадежных вопросов, все же мы должны постараться уяснить, к какому периоду относится вообще возникновение и развитие раннего Владимирова цикла и какие общественные условия вызвали его появление. Для этой цели нам необходимо, хотя бы в главных чертах, припомнить ход культурной и политической жизни так называемого Киевского периода, так как значительное число исторических имен, сохранившихся от этого периода в былинах, при всем нашем скептицизме относительно древности самих сюжетов современных былин, все же делает необходимым предположение, что основы эпических сказаний были заложены еще в этом периоде. Прежде всего является вопрос, в среде каких русских племен были заложены эти основы. Если вопрос ставится о древнейшем периоде Владимирова цикла, то последний должен был возникнуть среди южнорусских племен, и прототипы былин слагались на диалектах этой группы. Исследователи истории русского языка с уверенностью утверждают, что русский язык распадался на три большие диалектические группы: южную, сидевшую на юго-западе Европейской России, среднюю, занимавшую среднюю ее часть, и северную, заселявшую север. Памятники письменности обнаруживают уже в XI и XII вв. некоторые из тех звуковых особенностей, которые в настоящее время характеризуют русские наречия; так, в древнейших новгородских рукописях встречаются звуковые черты, обычные и теперь на севере; в некоторых памятниках, писанных в XII веке в Киевской и Волынской землях, встречаются, с другой стороны, некоторые особенности, свойственные нынешним малорусским говорам. Однако, говорить о существовании великоруссов, малоруссов, и белоруссов в Х и XII вв. мы не имеем права. Звуковые и формальные отличия между говорами северного, среднего и южного русского населения не были еще так резки, как в наше время, и все эти три племени, входящие в состав русской народности, обособились значительно позднее вследствие различных судеб их жизни. Для распространения эпических сказаний на пространстве Руси язык, т. е. диалектические в нем отличия, древнего периода нашей истории вообще не имеет значения. Если в настоящее время при значительных отличиях, например, малорусского языка от великорусского мы наблюдаем, что при соседстве поселений великорусские песни переходят к малоруссам и наоборот, то в древнем периоде тем более диалектические отличия в говоре каких-нибудь полян, северян, кривичей, древлян, новгородских славян и проч. не имели никакого значения в усвоении одним племенем песенного добра, сложенного другим. Необходимо только одно условие, — чтобы поэтические произведения, сложенные в одном районе и в известной среде, представляли живой интерес для населения другого района. Этот общий интерес обусловливается одинаковыми чертами быта, понятий, взглядов, верований, идеалов, говоря вообще, национальным самосознанием, которое вырабатывается разными условиями жизни, разъясненными историками. Припомним поэтому, какие условия сплотили разные русские племена в так называемом Киевском периоде в русский народ, который сознавал свою особенность в языке, религии, обычаях, социальном и политическом строе и был воодушевлен одинаковыми чувствами в отстаивании своей земли от напора разных азиатских орд. <...> Переходя теперь к так называемому циклу Владимира, поищем его следы прежде всего в письменных памятниках. 1. И летопись, и народное предание, перешедшее в былевой эпос, прежде всего отличают широкое хлебосольство Владимира, его знаменитые пиры. Летопись говорит о них неоднократно. <...> 2. Другое летописное предание о Владимире связано с его войной с печенегами. Это известное полное эпических подробностей предание об успешной борьбе русского юноши с печенежским великаном. <...> Перед нами несомненно содержание одной из старин раннего Владимирова цикла, занесенное в летопись в XI веке. Книжник записал один из его вариантов—это версия Лаврент. и Ипат-ского списков. Но сказание продолжало жить в устах населения, обогащалось деталями и эта пополненная версия была внесена в летопись Переяславля Суздальского. <...> Что касается места происхождения этого предания и среды, в которой оно сложилось, то сама летопись, связывая его с основанием «града», т. е. крепости Переяславля, указывает на его переяславское происхождение. Это — предание, о каком-то местном силаче, приуроченное уже в XI в. ко времени кн. Владимира, быть может, самое раннее указание на то, что местные сказания в этом веке уж тянули к циклу Владимира. Если предание о пирах Владимира естественно сложилось и жило в дружинной среде, которая идеализировала его щедрость к дружине, то в переяславском предании нет следов дружинных сказаний. В дружине Владимира, к ее стыду, не нашлось охотника бороться с печенежином; он нашелся из простых людей, в лице какого-то силача из низших слоев, по-видимому, из ремесленников. <...>Т. о. в рассмотренном летописном предании мы имеем остов «былины», но не дружинного, а простонародного происхождения, и притом возникшей среди северянского населения Переяславского княжества. 3. В древнейший цикл Владимира входили несомненно два былинные сюжета, связанные с именем знаменитого воеводы Владимира и его дяди Добрыни. <...> Исходя из древней, внесенной в летопись, пословицы— Добрыня крести огнем, и Путята мечом — и из сообщаемого отрывком Якимовской летописи рассказа о насильственном крещении новгородцев воеводами Владимира Добрыней и Путятой, я предположил, что предание о борьбе Добрыни с язычеством приняло впоследствии шаблонные черты боя героя с змием, являющимся олицетворением диавола, язычества и всего нечистого. Подтверждение такого толкования былины я находил как в новгородском местном предании о змияке и перынском ските, так и в отдельных деталях былины:: купание Добрыни (крещение), в Пучайной (т. е. р. Почайне, при устье которой в Днепре совершилось крещение киевлян), в отчестве Забавы Путятичны, последнем следе летописного воеводы Путяты, избавленном Добрыней от нападения новгородских язычников, в приемах борьбы Добрыни (шляпа земли греческой) и проч. <...> Несмотря на различия в понимании ее (былины) генезиса и дальнейшей литературной истории, можно считать несомненным, что основной ее сюжет входил уже в состав древнейшего цикла Владимира, что имя былинного Добрыни и приписываемый ему эпосом подвиг змиеборства имеет в основе предания о знаменитом воеводе Владимира Добрыне и об его подвигах. 4. Другая былина о Добрыне, в основе которой также, по-видимому, лежит историческая сага — былина о Добрыне-свате. В предложенном мною разборе ее * я старался доказать, что в древности в роли свата Владимира Добрыня выступал ярче, чем в современных редакциях былин, что раньше существовала о нем, как о свате, отдельная песня, впоследствии спаявшаяся с песнью о женитьбе Дуная. «Сага», державшая в роду Всеславичей Полоцких, припоминала брак Владимира с Рогнедой, дочерью Рогволода, князя полоцкого. Устроителем брака является «храбр и наряден муж» Добрыня, уй Владимира, который в то время был еще «детьск» и княжил в Новгороде под опекой своего дяди. Припомним отказ гордой полоцкой княжны («не хочю розути робичича, но Ярополка хочю»), ярость Добрыни, поражение Рогволода, взятие Полотска, убиение князя и насильный увоз Рогнеды, переименованной в Горе-славу. Едва ли в каком-нибудь другом былинном сюжете можно наметить так убедительно, как в этом, связь с историческим преданием и, кажется, все исследователи эпоса согласны в предположении этой связи. Есть поэтому основание думать, что это родовое княжеское предание ходило в XI в. в виде песни, вошедшей в цикл Владимира и распространившейся из княжеской и дружинной среды в других слоях народа. В виду того, что сага относилась к молодости Владимира, «ему детьску сущу и еще погану», к тому периоду, когда он был еще не киевским, а новгородским князем, и что трагедия с Рогнедой разыгралась в Полоцке, можно думать, что основная песня сложилась в новгородской земле. Ведь Добрыня тесно связан с Новгородом, упоминается в числе посадников, имел, по свидетельству Якимовской летописи, в Новгороде дом и жену. Итак, оба сюжета, прикрепление к имени Добрыни—змиеборство и сватовство — по многим признакам возникли в новгородской земле и указывают на живое участие новгородского творчества в создании прототипов былин так наз. Владимирова цикла. Древнейший эпос Владимиров был столько же киевским, сколько новгородским. Объясняется это тесной исторической и экономической связью древнейшего гнезда Рюриковичей со вторым — Киевом. Вспомним, что Новгород искал себе князя из рук Святослава и принял к себе его младшего сына Владимира, так как другие сыновья Святослава не пожелали княжить в Новгороде. Вспомним помощь, оказанную новгородцами Владимиру, когда он в борьбе с Ярополком добывал киевский стол. Вспомним неизменную готовность новгородцев помогать Ярославу, несмотря на его жестокую и коварную расправу со многими из них. Вообще новгородский стол в этом периоде считался придатком к киевскому. Так по разделу между Ярославичами по смерти отца старший Ярославич Изяслав сел в Киеве, присоединив к нему и новгородскую волость: значит, в его руках сосредоточились оба конца речного пути «из Варяг в Греки», Это экономическое значение Новгорода, как важной узловой станции на водном торговом пути, связывало интересы новгородцев и киевлян и побуждало С одной стороны киевских князей держать богатый город под своей рукой чрез своих посадников или сыновей, с другой — новгородцев быть в согласии с Киевом, от которого во многом зависело их благосостояние. Мы должны, конечно, допустить, что у новгородцев в XI, XII вв., как и у других славяно-русских племен, были свои сказания, свои песни, но следует думать, что содержание древнейшего Владимирова цикла было им, вследствие постоянных сношений с югом и экономической, и политической зависимости от него, так же хорошо известно, как южанам, тем более, что в создании этого цикла они сами принимали участие (былины о Добрыне). От особого, местного новгородского, точнее не богатырского, а городского, эпоса от XI в. до нас не дошло следов. Имена действующих лиц новгородских былин (Садко, Василий Буслаев, Ставр) относятся уже к ХII веку. Итак, мы предполагаем, что к XI веку, периоду сложившегося русского национального сознания, о котором свидетельствуют летопись и другие письменные памятники, относится создание Владимирова цикла героических сказаний, первообраза позднейших былин. В создании песен этого круга могли участвовать и княжеские певцы и дружинные, так как объектом воспевания могли быть популярные в дружине и народе князья и такие же дружинники, воеводы или «храбры», вроде Добрыни и Путяты. <...> Воспевая князей и дружинников, эта поэзия носила аристократический характер, была так сказать изящной литературой высшего, наиболее просвещенного класса, более других слоев населения проникнувшегося национальным самосознанием, чувством единства Русской земли и вообще политическими интересами. Если эти эпические песни княжеские и дружинные и доходили до низшего слоя народа, до земледельцев, смердов и рабов, то могли только искажаться в этой темной среде, подобно тому, как искажаются в олонецком и архангельском простонародье современные былины, попавшие к нему из среды профессиональных петарей, исполнявших их ранее для более богатого и культурного класса. Ведь основным мотивом этих песен было желание прославить то или другое лицо высшего класса, симпатичное слагателю песни. Быть может, в княжих певцах следует видеть даже придворных поэтов (вроде поэтов XVIII столетия), которые слагали хвалебные песни по заказу. Эти песни должны были кончаться славлением, что можно заключить из слов автора «Слова о полку Игореве». <...> Что в основе некоторых былин могли быть подобные хвалебные исторические песни, видно из их окончания. Насколько консервативны поэтические формы, можно заключить из того, что и в настоящее время, дойдя до развязки былинного сюжета, сказитель говорит: «тут такому то лицу и славу поют», хотя иногда такое окончание, как известно, представляется совершенно неуместным (славу поют, напр., Соловью разбойнику, Маринке, даже змею, убитому Добрыней). <...> Представим себе дальнейшую эволюцию Владимирова цикла в XI и XII вв., в связи с политической и внутренней историей Руси, пользуясь для этой цели с одной стороны некоторыми следами, сохранившимися в былинах, с другой—летописными данными. С половины XI в. и в течение всего следующего южная Русь подвергалась постоянным нападениям и опустошениям половецких «железных» полков (Слово о. п. И.). <...> С начала XII в. по инициативе Владимира Мономаха русские князья начинают предпринимать походы в степь и первое такое общее предприятие 1103 г. сопровождалось блестящей удачей, значительно возвысившей престиж кн. Владимира М. среди современников и потомков. Этот тревожный период постоянной войны с половцами с разными героическими эпизодами не мог не отразиться в современной песне, не мог не дать обильные мотивы для княжеских и дружинных певцов. По всем признакам должен был явиться цикл песен «половецкого» периода, в которых воспевались подвиги отдельных дружинников и воевод. Вероятно, слагались и хвалебные песни князьям, но едва ли они получали широкое распространение. Многие князья сами приводили «поганых» на русскую землю, сами пользовались ими в своих семейных усобицах и подрывали к себе сочувствие в русском народе, выносившем на своих плечах эти княжеские свары. Благодарной памятью в широких кругах общества конца XI и начала XII века пользовался главным образом самый энергичный и умный стоятель за русскую землю Владимир Мономах. Слава его успешной борьбы с половцами жила долго в позднейших поколениях. Его могущество и влияние идеализировалось, и его век представлялся впоследствии периодом силы и славы Руси. <...> Если в письменных поздних памятниках заметно смешение известий об обоих Владимирах, то в устном предании среди позднейших поколений, обычно путающих хронологию, это смешение еще более естественно. На эпическую личность Владимира (Святого) наслоились предания о Владимире Мономахе, обе личности или точнее оба имени слились, и события XI и XII вв., главным образом эпизоды борьбы русских дружин с половцами, перенесены были впоследствии ко времени «ласкового» князя Владимира. «Храбры» кн. Владимира теперь побеждали половцев, так как память о Вл. Мономахе всего теснее была связана с этим периодом военной истории Руси. <...> <...>0тыскивая следы Владимира Мономаха в «эпическом» Владимире, мы должны остановиться на былине о Ставре. В моем исследовании этой былины * я старался по возможности уяснить ее литературную историю и пришел к заключению, что дошедшая до нас наиболее архаичная сибирская редакция, должна быть отнесена к XIV—XV вв. и могла зайти в Сибирь в XVI или XVII вв. Но прототип былины с его историческим именем действующего лица должен восходить ко времени, близкому к жизни этого лица, т. е. к XII в. Былина разработала странствующий сюжет о муже, освобождаемом из тюрьмы переодетою женою, отличающейся мужеством, силою, хитростью, мудростью. Освобождаемый муж носит в ней имя Ставра и называется боярином. Естественно припоминается новгородский боярин Ставр, живший в XI—XII вв, и пострадавший от Владимира Мономаха. Под 1118 годом 1 новгородская летопись занесла о нем следующую заметку: «Приведе Владимер (Мономах) вся бояры новгородскыя Кыеву и заводи я к честьному кресту и пусти я домовь, а иныя у себя остави; разгневася на ты, оже то грабили Даньслава и Ноздрьчю, и на сочьского на Ставра и затоци я все». Вот все, что исторически известно о Ставре; ни в одной другой летописи кроме новгородской не упоминается поступок с ним Владимира Мономаха. Но при всей скудости известий между летописным и былинным Ставром трудно отрицать связь. В былинах основой рассказа также является гнев на Ставра Владимира и заточение в погреба глубокие. В наиболее архаичных пересказах (Кирши Данилова, кн. Кострова) Ставер называется боярином, каким был новгородский сотский Ставр. Есть поэтому основание думать, что в основе современной былины, прошедшей через несколько фазисов переделок, лежит воспоминание, рассказ или песня, о реальном лице и событии 1-й четверти XII в. Но в каком районе Руси могла быть сложена предполагаемая основная песня о Ставре, если не в том, где знали о нем и интересовались его судьбою? Имя Ставра почти неизвестно в былинах центральной Руси и приволжских губерний: оно известно только в пределах старого новгородского культурного влияния — в Олонецкой (и Архангельской) губ. и занесено из северных же губерний Европейской России в Сибирь. Исторический Ставр также упоминается только в новгородской летописи. Следовательно, это лицо и его заключение Владимиром в тюрьму вызывало интерес только в новгородской области: да оно и понятно в виду того, что Ставр был новгородским боярином и сотским. При исторически сложившихся отношениях Новгорода к Киеву крутой поступок киевского князя (каковым был в 1118 г. Владимир Мономах) с вызванными им в Киев новгородскими боярами и именитым между ними сотским должен быть задеть за живое новгородское самолюбие и мог послужить стимулом к сложению рассказа или песни, в которой киевский князь Владимир получил нелестную для него роль, простоватого князя, обманутого ловкой бабой. Вспомним, что засадив Ставра и других бояр в Киеве, Владимир сделал именно то, против чего впоследствии так восставали новгородцы, постоянно требовавшие от своих князей, чтобы они судили новгородцев не иначе, как в самом Новгороде, и не вызывали их на суд в другие города *. Все это говорит в пользу предположения, что основная былина о Ставре была сложена в новгородской земле и что это новгородское произведение с именем Владимира Мономаха впоследствии вошло в эпический цикл «ласкового» князя стольно-киевского Владимира Сеславича. Вообще былина о Ставре представляет среди других наших былин наиболее яркий пример ассимиляции Владимира Мономаха с Владимиром Святым. <...> Некоторое сходство с былиною о Ставре в отношении роли эпического князя Владимира представляет былина об Иване Гостином сыне, которую я также отношу к произведениям новгородского эпического творчества. Как и в других новгородских былинах-новеллах, ничего «богатырского» в ней нет. Дело идет о состязании некоего Ивана Гостиного (купецкого) сына конями с киевским князем Владимиром. У киевского князя богатая конюшня: у него триста жеребцов и три похваленных: кологривый, сивогривый и воронко. Он вызывает желающих состязаться своими конями в скачке с его тремя лучшими жеребцами, причем ареной для скачки будет расстояние между Киевом и Черниговом. Вызывается сидящий на пиру Иван Гостиный, собственник чудного коня. Устраивается пари, закрепляется письмом. Но до скачки дело не доходит: конь Ивана Гостиного своей дикой повадкой разогнал 300 коней Владимира, искалечил его «хваленых» жеребцов, и напугал самого князя, очутившегося в смешном положении. Предположение о новгородском происхождении прототипа этой былины я старался подтвердить следующим соображением. Она носит яркий купецкий характер. Ее герой—сын богатого купца, щеголяющий драгоценной собольей шубой и дорогим, купленным за морем, конем. Вспомним при этом дороговизну коней в новгородских землях, куда лучшие приходили с запада от иностранцев (кони латынские в былинах), с уплатой значительной пошлины и стоимости провоза («проводин»). В Киеве за столом князя сидят и торговые гости, а корабли с их заморскими товарами стоят в пристани. При дворе устраивается пари и, согласно с обычаем новгородских дельцов, скрепляется записью и рукоприкладством. Ведь новгородцы всегда славились, как люди «письменные», и новгородские эпические лица, как Садко, Василий Буслаев — люди грамотные. Помимо внешней обстановки и внутренняя сторона былины как будто говорит в пользу нашего толкования. Это — отношение личности героя к обществу, то значительное развитие личного начала, которое вызывалось новгородским политическим и социальным строем и культурою. Былина прославляет личное богатство торгового гостя Ивана, как былина о Садке богатом госте; как Садко соперничает с Новгородом богатством, как Василий Буслаев — силою-удалью, так Иван Гостиный бьется об заклад против князя и всех его поручителей, в том числе и людей своего сословия, торговых гостей. Как новгородский Микула Селянинович на своей соловой кобылке обгоняет князя и просвещает его на счет цены своей кобылки (купленной за 500 р. из-под матушки), так Иван Гостиный посрамил князя Владимира своим «бурушкой косматым», разогнавшим всех княжеских коней, и говорит о его (коня) стоимости (в целу тысячу). Словом, в былине об Иване Гостином мы находим знакомые мотивы несомненных новгородских былин. Быть может, новгородским происхождением былины объясняется и то странное на первый взгляд обстоятельство, что эта песня, принадлежащая к числу наименее популярных даже в современном средоточии устной эпической традиции, была однако записана в Новгородской губернии, давшей до сих пор весьма незначительное число былин. Новгородский характер былины я усматриваю также в отношении слагателя к кн. Владимиру, лишенному в былине всякого достоинства, и во властной роли сидящего на пиру владыки черниговского, напоминающего скорее всего положение и значение новгородского владыки. Спрашивается однако, имеем ли мы достаточно оснований предполагать, что в этой былине субстратом кн. Владимира был Владимир Мономах? Думаем, что для этого предположения мы имеем некоторые основания. Обратим внимание на то, что Владимир в этой былине представлен любителем коней, скачки и собственником трех «похваленых» жеребцов. О том, что он богат конями, что у него, по его словам, на конюшнях триста жеребцов и три любимых, рассказывает и былина о Казарине, в которой, как мы видим, также главное действующее лицо Казарин представлен богатырем киевского князя Владимира, т. е. Владимира Мономаха. Припомним далее, что память об одном, особенно чудном коне Владимира Мономаха жила еще в московские времена, в XVI и XVII вв. Предание о нем слышал в Москве Петрей и занес его в свою «Историю о великом княжестве Московском». <...> Это ходившее, как предание, описание коня Владимира Мономаха, по-видимому, напоминает повадку и ухватки косматого бурушки Ивана Гостиного, которого, по одному варианту, этот молодец подарил, хотя неудачно, князю Владимиру, который в былине о Казарине (вариант Кирши Данилова) присваивает себе и дивного коня, приведенного Казарином, признаваясь, что он лучше всех его трехсот коней и трех любимых. Итак, в этих былинах эпический Владимир является ценителем коней, обладателем отличной конюшни и любителем скачки. Не напоминает ли он этими чертами исторического Владимира Мономаха? Вспомним некоторые места из поучения этого князя, и мы убедимся, что данные былины соответствуют реальным. <...>Вышеприведенные данные соображения, на наш взгляд, дают нам достаточное основание видеть в любительстве коней, приписываемом былинами Владимиру, воспоминание о конском спорте Владимира Мономаха и об его чудных, быстрых конях, изукрашенное предание о которых сохранялось еще в Москве в XVI и XVII веках. <...> В связи с былинами о Ставре и Иване Гостином, основы которых восходят, по-видимому, к ранней поре нашего эпоса и к новгородскому творчеству, рассмотрим былину о сорока каликах, & основе которой несомненно лежит новгородское предание, вызванное событием 2-й половины ХП-го века. В моем исследовании этой былины* я пришел к выводу, что она представляет пример обработки в былину Владимирова цикла популярной народной легенды, которая повествовала о хождении и благополучном возвращении из. Иерусалима 40 новгородцев во времена новгородского архиепископа Иоанна и при киевском князе Ростиславе (в марте 1168). <...> Выше мы указали некоторые следы периода борьбы Руси с половцами в былинах (былина о Казарине). Эти следы заметны всюду в нашем эпосе, и по некоторым сохранившимся именам можно судить о том, что полуторавековая борьба Руси с половцами, окончившаяся неудачей до Калкской битвы, давала материал для богатырских сказаний. Всего прочнее в эпосе была память о знаменитом хане Тугоркане, современнике Владимира Мономаха. Его имя наши исследователи уже давно и с полным основанием видят в имени эпического Тугарина Змиевича, убитого ростовским богатырем Алешей (т. е. Александром Поповичем). Отсылая читателей к моему исследованию «Илья Муромец и Алеша П.», напомню только те данные, которые могут служить основанием для сближения Тугарина с Тугорканом. 1. Во-первых, сходство имени: окончание кан, есть половецкая форма названия хан, так что исходить нужно из имени Тугор (Тугар), к которому прикрепился обычный суффикс -ин, что дало форму Тугар-ин. 2. Во-вторых, Тугоркан жил и действовал при князе Владимире (Мономахе), Тугарин былинный связан с князем Владимиром. 3. В-третьих, Тугоркан был тестем киевского князя Святополка Изяславича, породнившегося с ним в 1094 г. после заключения с половцами мира с целью обезопасить свою область от половецких набегов. Как отец киевской княгини, Тугоркан после убиения его в битве 1096 г. был привезен из-под Переяславля к Киеву и погребен в Берестовом («межю путем идущим на Берестово и другим в монастырь идущим»). Эпический Тугарин чувствует себя как бы хозяином в Киеве, обжирается и опивается в княжеской палате, и в его отношениях к киевскому князю играет некоторую роль киевская княгиня (Апраксия). 4. В-четвертых, исторический Тугоркан, несмотря на родство с киевским князем, в 1096 г. со своей ордой появился (30 мая) у Пе-реяславля, города Владимира М., и осадил его в отсутствие князя. Переяславцы затворились в граде. В это время киевский князь (Святополк) и переяславский Владимир М. были заняты междуусобной войною с Олегом Святославичем, чем и воспользовались половцы для своих набегов. В этом году все силы их — орды Боняки, Тугоркана, Кури — свирепствовали в киевском и переяславском княжествах. Конец погрому положил Владимир М., соединившись со Святополком. У Заруба половцы были разбиты на голову, и Тугоркан убит. Припоминая эти события — неожиданный набег половецких ханов Боняка на Киев, Тугоркана на Переяславль, поражение Тугоркана Владимиром Мономахом, смерть Тугоркана и его погребение близ Киева — мы едва ли ошибемся, отыскивая их отголоски в былине об Алеше П. и Тугарине. Под действием процесса «поэтизации» реальные исторические черты давно поблекли и заменились сказочными: победитель Тугоркана Владимир Мономах; слившись с обесцветившимся эпическим Владимиром, является в былине только страдательным лицом. Победа над Тугарином стала делом популярного богатыря начала XIII в. Алеши Поповича. Бой с Тугарином происходит уже около Киева, эпического центра, а не около Переяславля... Исторический Тугоркан утратил в былине в некоторой степени человеческие черты и хотя еще не превратился в змея (как летописный печенежский великан в народной сказке о Кожемяке), но стал уже змеевичем и возлетает под облака на подвязанных крыльях. Можно думать, что ко внесению Тугарина в Киевский цикл послужила и могила близ Киева исторического Тугоркана. Если Тугоркан погребен близ Киева, следовательно (выводило народное предание) он там и действовал, а так как он был поганый половецкий насильник, то насильничал в Киеве и был.убит каким-нибудь богатырем. Этим богатырем мог быть Алеша Попович, перешедший из родины Ростова после смерти кн. Константина на службу к киевскому князю, тем более, что предания рассказывали о его победах над половцами. Таким процессом народной мысли можно объяснить сложение прототипа того рассказа, который после ряда изменений дошел до нас в виде старинки о бое Алеши Поповича с Тугарином Змеевичем. Несомненно, и имя шелудивого Боняка, опустошавшего Русь одновременно с Тугорканом, поминалось преданиями и быть может песнями ХП-го века, но в современных былинах это имя не оставило следа, хотя народные сказки о Боняке прикреплены к некоторым урочищам на Волыни и в Галиции («Настина могила» около м. Мирополя Новгород-Волынского уезда, у села Деревич того же уезда и друг.). Более поздний половецкий хан Кончак, современный автору Слова о п.И., также не мало бед причинивший Руси, сохранил до сих пор свое имя с разными «перевираньями» в архангельских старинках, но только имя, так как никаких отдельных действий ему не приписывается. Он называется сыном подступающего к Киеву с несметною ратью восточного царя (Кудреванка, Калина, Батыя) и имеет свою также многочисленную рать «в 40 тысяч»**. Имя летописного Кончака представляет в былинах легко узнаваемые формы: Коньшик, Кончальничек, Лоншек, Гончуг. Существование имени Кончака в Архангельской губернии было уже давно отмечено Максимовым, который приводит слышанный им в этой губернии от народа рассказ о трех братьях великанах — Кончаке, Когле и Жожге, которые были так сильны, что стоя далеко друг от друга перебрасывались котлом, как легким мячом. Переход древнего врага в великана довольно обычен в народных сказаниях, близких к его времени. Вспомним поэтический отрывок из галицко-волынской летописи, где про Кончака говорится, что он «снесе Сулу пешь ходя, котел нося на плечеву». В виде предположения, я высказал в «Очерках» и догадку, что в былинах сохранилось имя отца Кончакова, хана Отрока (точнее Атрака), которого Мономах загнал на Кавказ «в Обезы за железныя врата». <...> Родственные отношения между Кончаком и Атраком могли быть перепутаны в эпосе, но то обстоятельство, что оба имени вошли в былины одновременно, вероятно, объясняется тем, что и в предании, записанном в Галицко-Волынскую летопись по поводу победы Владимира М. над половцами, оба хана — Отрок и Кончак также упоминаются в родственной связи. <...> Приднепровская Русь, опустошенная, оскудевшая населением, с разоренными городами, с обедневшими князьями, которые накануне общего разгрома все еще сводили свои родовые счеты, лишилась тех бытовых условий, которые благоприятствовали развитию эпической героической поэзии. Некому было складывать хвалебные песни князьям и дружинникам, да и некому было их слушать. Ни обеспеченности жизни, ни благосостояния, ни досуга не представляла уже жизнь поредевшего южно-русского населения в начале рокового для Руси XIII столетия. Традиции киевской жизни перенесены были потоком эмигрантов на запад в княжества Галицкое и Волынское, которые переживают, хотя короткий, но блестящий период с конца XII в, до начала XIV. Действительно, близость к западу, торговля, сношения с югом, прилив населения — все это возвысило Галич среди других русских княжеств. Нижнедунайские владения связывали его с Болгарией и Византийской империей, С которой велись торговые и дипломатические сношения. Княжеский род Галича находился в дружбе с членами династии Комнинов, вступает с ними в личное общение и оказывает им услуги. Овладев галицким столом, неутомимый энергичный и предприимчивый Роман Мстиславович своими войнами с ятвягами и поляками придал ему еще более блеска и значения, которые еще умел поддержать его сын «король» Даниил, несмотря на нашествие татар. Только уже при сыне Даниловом Льве (+ в 1301 г.) Галич быстро теряет свое прежнее значение, войдя затем в состав польского государства. К тому же приблизительно периоду относится процветание Волынской земли, как независимого княжества, тесно связанного своими судьбами с Галицкой землей. При Романе (1172—1205) она соединяется с Галичем в одной княжеской семье, и это соединение не прекращалось и после смерти Романовичей. Обе земли связывали общие экономические интересы и общие враги — Литва, Польша, татары. Благодаря природным богатствам и населенности Волынь не сокрушил окончательно ни татарский погром 1240 года, ни дальнейшие тяжелые десятилетия ига. И только объединение литовских народцев в сильное государство, татарские набеги и борьба богатого боярства с княжеской властью — все это вместе после смерти князя Юрия Андреевича (около 1336 г.) повело к падению независимости Волыни и ее поглощению Литвой *. Следы этого краткого, но блестящего периода политического и экономического процветания Галиции и Волыни отразились и в эпических сказаниях. В то время, когда героические песни о князьях и дружинниках, частью входившие в эпический цикл Владимира, умолкли в Приднепровьи и в скудном числе перешли вместе с населением на северо-восток, где, как увидим, не нашли благоприятных условий для своего развития, эпическое творчество продолжает жить на западе. <...> Существование галицко-волынских отголосков в нашем эпосе служит ярким доказательством тому положению, что развитие эпических сказаний, как одно из проявлений духовного творчества вообще, находится в тесной связи с политической историей, с внутренней жизнью русского населения, с экономическим процветанием или упадком ее, так что историк русской жизни и историк литературы должны идти рука об руку в исследовании судеб как той, так и другой. Суммируя отдельные наблюдения предыдущего исследования, мы можем считать достаточно обоснованными следующие положения о зарождении и развитии поэтических эпических сказаний Владимирова цикла. Эти сказания, прототипы позднейших былин, окружили имя «старого» Владимира в XI веке. В этом веке выработался уже определенный тип этих поэтических сказаний, выработался их стиль, образный язык, стихотворный склад. Героический элемент определился политическими условиями южно-русской жизни — постоянной войной с восточными кочевниками, сначала печенегами, затем половцами. Песни складывались в высшем классе общества, в богатой, привилегированной по своему общественному и экономическому положению дружинной среде. Они прославляли выдающихся дружинников, идеализируя их подвиги, и прикрепляли их к Киеву и кн. Владимиру. К этому центру тянули и сказания местные — черниговские, переяславские, ростовские, которых следы находим иногда в летописных известиях, иногда в современных былинах. В XII в. эпос Владимира пережил свой период расцвета вместе с расцветом культуры, литературы и искусства. Самый выдающийся князь этого времени Владимир Мономах, прославляемый удачными войнами с половцами, наложил свою печать на эпического Владимира по крайней мере отдельными чертами, а имена некоторых его современников сохранились в былинах. Вместе с падением экономическим и политическим Киева, передвижением южно-русского населения на запад и северо-восток с крайней необеспеченностью жизни в Приднепровье со второй половины XII в, начинается оскуднение эпической поэзии в этих местах. Ее традиция продолжает жить на западе в галицко-волынском княжестве вследствие вышеуказанных благоприятных условий. Эта традиция продолжает жить и на севере в новгородском крае, который в Х и XI, и частью XII веках еще тесно связан был своими политическими и экономическими интересами с Киевом и сам участвовал в создании и хранении сказаний, связанных с Владимиром и с новгородскими личностями. Предполагая широкое развитие сказаний Владимирова цикла в XII в., мы, однако, должны признать, что наследие этого цикла, дошедшее до нас, вследствие неблагоприятных условий довольно скудно. Говоря об этом наследии, выслеживаем его (следы) главным образом в былинных именах—личных и географических: что же касается самых фабул былин, то древнейший их вид, вследствие наследий многих веков, может быть восстановлен только предположительно. Имена, как показывает история всех народных эпосов, древнее фабул, к ним прикрепленных. К самым древним именам и, в некоторых случаях, сюжетам нашего эпоса мы относим имя Добрыни змееборца и свата, в сказаниях о котором сохранилась память о знаменитом воеводе Владимира. Имя Добрыни, так же как его князя, жило в преданиях всей русской земли, но оба прототипа будущих былин о нем приурочиваются, по-видимому, к новгородскому краю. Может быть сохранилось в былинах и имя другого воеводы Владимира Путяты (Забава Путятична), внесенного народной памятью в одну с ним «притчу» (Добрыня крести огнем, а Путята мечом). Более следов сохранилось в былевом эпосе от XII в., периода самой упорной борьбы с половцами. Мы отнесли к этим следам: Казарина Петровича, новгородскую новеллу о Ставре, изображение Владимира любителем коней и скачек (отражение Влад. Мономаха в былине об Иване Гостином), прототип новгородской былины о 40 каликах, Тугарина Змиевича (Тугоркана) в былине о бое с ним ростовского храбра Александра Поповича, наконец, встречающиеся в былинах имена половецких ханов: Кончака, Отрока (Артак). От непродолжительного галицко-волынского периода расцвета эпических сказаний, внесенных впоследствии во Владимиров цикл, по нашему предположению, дошли до нас в былинах отчасти вместе с прикрепленными к ним фабулами имена Галича Волынца, кн. Владимира Васильковича Волынского с его воевоводой Дунаем, Дюк, Поток и Чурила. Отражение имени Романа Галицкого в былинах остается под сомнением. Вот, по-видимому, все и притом весьма немногое, что, с большой вероятностью, может быть признаваемо за следы южно-русского периода Владимирова цикла в современных былинах. <…> Примечания «Очерк истории русского былинного эпоса» подводит итог исследованиям В. Ф. Миллера (см. стр. 129) в области истории русского эпоса. Опубликован посмертно в 1924 г. Перепечатан со значительными сокращениями из книги: Акад. Вс. Ф. Миллер. Очерки русской народной словесности. Т. 3. Былины и исторические песни. М.—Л., Госиздат, 1924, стр. 3—90.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 7498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |