Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная стратегия предприятия




Инновационная стратегия представляет собой целенаправленную деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов перспективного развития, выработке требований к развитию предприятия и к комплексу мероприятий для достижения перечисленных целей.

Инновационная стратегия является результатом непрерывного процесса оценки и анализа различных зависимостей, увязывающих стратегию, экономическую обстановку, научно-технический потенциал предприятия, портфель научно-технических задач и сами задачи между собой.

В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов. Для достижения поставленных целей имеется ряд стратегических средств.

Стратегия нововведений фирмы на рынке может носить наступательный (агрессивный) или оборонительный характер.

Наступательная стратегия означает стремление стать и быть ведущим предприятием, с точки зрения инноваций в определенном сегменте рынка и области сбыта.

Принятие компанией наступательной стратегии, направленной на активный поиск и разработку нововведений как в освоенных, так и в новых для нее областях хозяйственной деятельности, требует больших изменений в организационной структуре.

Инициаторы инноваций работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации нововведений, носящих учреждающий характер, имеется запас «экономической прочности», выражающийся в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции, с более низкими, по сравнению со средними, удельными издержками производства (применяется лишь в отношении одного или нескольких отдельно взятых видов товаров, причем, в том случае, если существуют благоприятные условия для ее проведения).

Исходя из выбранной общей стратегии деятельности фирмы, на рынке выбирается стратегия по отношению к продукту. Сущность ее заключается в приведении возможностей фирмы в соответствие с ситуацией на рынке, т. е. внутренняя среда должна быть адекватна внешней среде. Стратегии могут быть различны, главное — выбрать подходящую для каждого конкретного рынка и товара.

Можно выделить следующие базовые стратегии агрессивного подхода.

Достижение преимущества по издержкам. В этом случае политика компании заключается в достижении конкурентных преимуществ за счет более дешевого производства и сбыта продукции.

Стратегия, ориентированная на конкретный сегмент рынка. В данном случае фирма выделяет специфический сегмент рынка и, путем низких цен или уникального предложения, контролирует издержки, концентрируя усилия на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специфических потребителей, и создании особой репутации при обслуживании рынка, который не смогли удовлетворить конкуренты.

Ориентация на новые рынки. Предлагает разработку новых товаров и освоение новых регионов одновременно. Это наиболее рискованная и дорогая стратегия, но именно она может обеспечить устойчивость предприятия в нестабильном внешнем окружении. Фирма стремится выявить ту сферу деятельности, в которой она может эффективно использовать свои конкурентные преимущества.

Основой стратегии агрессивных рыночных действий фирм, добивающихся подавляющего преимущества на современном рынке, является ориентация на опережение в инновационной деятельности своих конкурентов и наращивание этого отрыва.

Умеренно наступательную стратегию обеспечивает позиция «второго самого лучшего производителя», в некоторых случаях следующего непосредственно за ведущей фирмой. Обычно ее применяют мощные и крупные предприятия, опять же — в некоторых видах деятельности.

Данная стратегия сложна с точки зрения управления, поскольку необходимо постоянно удерживаться на втором месте в группе претендентов на успех, проводить эффективную инновационную политику.

Умеренно наступательная стратегия ориентирована на широкого потребителя (массовая продажа, в результате — большой доход), в то время как активно наступательная стратегия направлена на обеспечение высокой рентабельности на рынках наиболее передовых потребителей, которые могут оплатить сложные инновации.

Оборонительная стратегия ориентирована на сохранение позиций среднего предприятия, в некоторых случаях предприятия, которое не справляется с трудностями сбыта по причине отсутствия конкуренции (например, монопольное положение в определенной области, недоступной для конкуренции).

Предприятия, использующие данную стратегию, обычно в значительной степени экономят на исследованиях и разработках, в некоторых случаях и на других расходах, связанных с завоеванием и удержанием передовых позиций в инновационной деятельности. Они пользуются любой возможностью перенять опыт и достижения предприятий, ведущих в данной инновационной области, за счет чего целенаправленно снижают свои расходы на освоение производства продукции.

Сущность остаточной стратегии заключается в стремлении закрепиться на уже завоеванном рынке со средними или даже устаревшими в инновационном отношении изделиями. Обычно она применяется на том этапе, когда из конкурентной борьбы на данном участке инновационной деятельности выбывает ведущий производитель. Иногда, главным образом для мелких предприятий, бывает выгодно использовать остаточный спрос, уже не привлекающий крупных производителей. Для этого необходимы минимальные затраты на исследования и на то, чтобы внедрить уже освоенные достижения.

Использование остаточной стратегии (например, продвижение отечественных изделий на иностранный рынок) во многих случаях является нелегким делом. Недооценка конкуренции или неправильное определение времени (забегание вперед или слишком длительное отставание) могут привести к потерям при сбыте. В каждом случае использование остаточной стратегии ограничено временными рамками и предполагает высокую потребность в области сбыта (например, быстрая переориентация на производство запасных частей для уже освоенного ассортимента продукции другой фирмы или работа с так называемым консервативным потребителем).

Процесс выбора эффективной инновационной стратегии развития предприятия предполагает оценку всех форм инновационной деятельности, проявляющихся в нововведениях различного типа. Однако на практике реализация этого положения сталкивается с существенными затруднениями. Главное из них — то, что инновационный процесс, рассматриваемый как объект менеджмента, охватывает все стороны хозяйственной деятельности и должен быть составной частью любой функциональной или производственной подсистемы.

 

4 .. Методы оценки экономической эффективности инновационного продукта.

Специфика управления нововведением связана, с одной стороны, с необходимостью стимулировать выдвижение идей, а с другой, — давать постоянную оценку шансов на достижение успеха инновации продукта до начала стадии разработки. Это указывает на необходимость контроля за инновационным процессом в рамках стратегического планирования.

Управление инновационной деятельностью напрямую связано с управлением экономическим развитием организации в целом. Поэтому эффективность управления инновационной деятельностью должна оцениваться по общим финансовым результатам организации. Но во всех случаях необходимо оперативно оценивать эффективность отдельных конкретных инновационных проектов. Особенно на ранней стадии инновационного процесса. Только около 30% вложений в НИОКР обеспечивают коммерческий успех. При этом наиболее весомой причиной провалов новых продуктов является ошибочное определение объема спроса (до 50%), что доказывает значимость маркетинговых исследований, связанных с выбором разработки новых продуктов (изделий) или инновационных проектов в целом.

Целесообразность реализации тех или иных новшеств зависит от их вида. Имеются три разновидности оценки эффективности инноваций: оценки научно-технической эффективности, социальной эффективности и экологической эффективности.

- эффект, получаемый от научной продукции оценивается в виде прироста информации. Он становится научно-техническим эффектом, если является результатом процесса создания и освоения новой техники (технологии) и выражается в приросте научно-технической информации. А развитие производства на базе научно-технической информации порождает прирост технической информации, представляющей технический эффект.

Понятно, что использование прироста информации, например, появляющейся в публикациях, сложно количественно оценить в виде эффекта при использовании ее в будущем. Имеются только некоторые косвенные оценки: число публикаций, количество патентов и т.п.

Поэтому наиболее простым и доступным способом оценки эффективности научно-технических результатов являются экспертные методы, в основе которых лежит экспертная оценка риска при использовании отдельных научно-технических новшеств. Экспертные методы оценки эффективности научно-технических новшеств во многих странах используется для решения вопросов финансирования и поддержания научно-технических разработок и на государственном уровне, и на уровне других структур управления.

- оценка социальной эффективности. Казалось бы, эта оценка должна быть определяющей, так как любая инновационная деятельность в конечном счете должна быть направлена на улучшение жизни людей, на гармоничное развитие человека. Однако многие проявления социального эффекта невозможно измерить количественно. Это можно проследить, рассматривая цели социальной политики. Однако в большинстве случаев при такой оценке используются экспертные методы.

- оценка экологической эффективности.

При оценке экологической эффективности инновационных проектов анализируют:

выбросы и отходы в окружающую среду (водный, воздушный бассейны, земельные ресурсы, лесные ресурсы, животный мир). Оценка производится в сравнении с предельно-допустимыми концентрациями вредных веществ и предельно-допустимыми уровнями воздействий на окружающую среду, а также с помощью показателей и характеристик, по которым не установлены предельные нормативные значения. Затем оценивается влияние объекта на экологическую емкость территории, уровень которой не должен снижаться при введении в эксплуатацию новшества, а также экологический риск: вероятность и тяжесть возможных катастроф, связанных с инновациями;

безотходность производства за счет замкнутого технологического цикла переработки ресурсов или благодаря переработке образующихся отходов. Оценки фиксируют полностью или частично безотходные технологии, а также степень утилизации отходов производства; организацию оборотного водоснабжения, малоотходных и бессточных производств;

приближения к биосферосовместимому типу технологии - оценке технологии с позиции степени перехода с природоперерабатывающего типа производства на природо-сберегающие процессы;

повышение качества продукции, услуг; расширение и стабильность рыночной продажи; снижение издержек; создание технологического задела.

Особое внимание уделяется вопросам экологической безопасности. Пренебрежение к ним приводит к печальным последствиям. Яркий пример - Чернобыльская катастрофа.

К числу основных факторов, учитываемых при оценке экономической эффективности и конкурентоспособности нового продукта, необходимо отнести:

финансовые преимущества, ожидаемые от реализации нового продукта; воздействие нового продукта на другие в рамках всего портфеля продуктов данной организации;

влияние нового продукта (в случае его успеха) на экономику организации в целом;

возможность защиты предлагаемых к разработке новинок от освоения их конкурирующими организациями;

выявление существующих и предполагаемых в будущем направлений государственного регулирования с точки зрения издержек производства и перспектив реализации нововведений.

В настоящее время имеется весьма широкий диапазон методов отбора инновационных проектов - от экспертной оценки в баллах до сложных методов с применением ЭВМ. Методы балльной оценки обычно используются в основном на ранних стадиях проектов. Методов математического моделирования применяют на более поздних стадиях.

Следовательно, для обоснования целесообразности реализации отдельных инновационных проектов необходимо оценить их экономическую эффективность. Методы экономической эффективности любых проектов рассмотрены в курсе ЭОИ.

Особенности методики оценки экономической эффективности инновационных проектов

Оценка экономической эффективности инновационных проектов, как и прочих проектов, производится по Методике с использованием официальных Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.

Инновационные проекты (как и прочие инвестиционные проекты) оцениваются по трем группам показателей:

коммерческой эффективности;

бюджетной эффективности;

общей экономической эффективности.

Эффективность инновационных проектов определяется по всем трем указанным формам, но предпочтение все же отдается первой, так как заботы по выбору новой продукции или совершенствованию технологии и организации производства ложатся в основном на менеджеров первичных организаций.

Специфика оценки эффективности инновационных проектов в том, что она должна быть тщательно выполнена на первых этапах разработки и реализации новшеств. А это достаточно трудная задача на этапе предпроектных инвестиционных возможностей и ТЭО проекта. На этапе предпроектных исследований имеются ограничения по ресурсам, поэтому большая часть работ по оценке эффективности инновационного проекта проводится в рамках ТЭО проекта.

Любой инновационный проект можно рассматривать как инвестиционный, направленный на получение прибыли. Под инвестиционным проектом в данном случае следует понимать программу мероприятий, реализация которых требует привлечения инвестиций.

Инновационные проекты сравнительно дорогие, поэтому особое значение придается оценке их экономической эффективности. Кроме того, для них характерна большая неопределенность в будущем.

Разработка и реализация инновационного проекта включает три стадии, составляющие которых приведены на рис..

 

Анализ работ прединвестиционной стадии проекта указывает на важность маркетинговых исследований. Требуется объективно оценить факторы внешней среды и собственные возможности организации, выступающей инициатором инновационного проекта.

Оценка экономической эффективности инновационного проекта требует учета множества факторов, связанных с его разработкой и реализацией.

При экономической оценке эффективности инновационных проектов используются показатели, вид и число которых зависят от методов оценки.

Статистические методы просты и используются для приближенной оценки, особенно на ранних стадиях экспертизы инновационных проектов (простая норма прибыли, простой срок окупаемости).

При динамических методах оценки экономической эффективности инновационных проектов определяются дисконтированные денежные потоки (чистая текущая стоимость, индекс рентабельности, внутренняя норма доходности, дисконтированный срок окупаемости).

Главная сложность оценки целесообразности реализации того или иного инновационного проекта заключается в получении исходной для расчетов информации. Большая часть ее может быть получена без строгих доказательств, а большая часть исходных данных может быть получена с известной долей вероятности.

На будущие периоды работы по реализации проектных решений исходная информация в практике в значительной части определяется экспертными методами. Экспертные методы в настоящее время отработаны достаточно хорошо. Но, когда они применяются к большей части исходной информации, то степень достоверности конечного прогнозного продукта может быть не так велика.

Тем не менее, если такие расчеты выполняются с одними и теми же подходами, результаты которых затем используются для сравнения альтернативных инвестиционных проектов, степень достоверности общего вывода о целесообразности использования какого-то конкретного проекта будет сравнительно высокой.

 

Тема 6. Управление финансовыми инвестициями

1. Формы финансовых инвестиций и особенности управления ими

2. Факторы, определяющие инвестиционные качества финансовых инструментов

3. Принципы и методы оценки эффективности отдельных финансовых инструментов инвестирования

4. Формирование портфеля финансовых инвестиций

5. Оперативное управление портфелем финансовых инвестиций

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.