Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок ценных бумаг как объект маркетинга 7 страница




1. Операторы рынка ценных бумаг должны ориентироваться на обслу­
живание всего жизненного цикла ценной бумаги, сопровождать ее движение
от момента выпуска до изъятия из обращения.

2. Потребительские качества ценных бумаг как товара выражаются преж­
де всего в их способности приносить доход (процент, повышение курсовой
стоимости), а также служить титулом собственности на реальные активы
(инструментом влияния, властных полномочий). Однако эти потребительские
качества находятся в значительной зависимости от рисков, которые испыты­
вают ценные бумаги и те объекты, оценку и имущественные права на ко­
торые они отражают. Соответственно любая маркетинговая стратегия на
фондовом рынке должна создавать такие комбинации доходности, динамики
курсовой стоимости и определенного уровня риска, которые, будучи в опре­
деленных ценных бумагах, удовлетворяют потребительским ожиданиям той
или иной конкретной группы инвесторов.

3. Ценная бумага является продуктом, имеющим множество модифика­
ций, каждая из которых может быть направлена на удовлетворение инте­
ресов конкретной группы инвесторов (покупателей). Вместе с тем индивиду­
альность, модифицируемость ценной бумаги как товара должны сочетаться
с ее стандартностью, соответствием установленным видам ценных бумаг,
правилам их выпуска и обращения, определенным законодательством. Только
такой финансовый продукт может считаться хорошо регулируемым и, сле­
довательно, пользоваться доверием и спросом у публики.

Таким образом, маркетинговые стратегии должны обеспечить сочетание стандартности с приданием ценным бумагам индивидуальных свойств. Осо­бое внимание к этому эмитентов и инвестиционных институтов позволяет конструировать такие финансовые продукты, которые находят своего потре­бителя даже в тяжелые инфляционные и кризисные времена (когда интересы инвесторов крайне деформируются).

4. Обладание товаром — ценной бумагой — в условиях российской эко­
номики связано с очень высокими значениями рисков. Поэтому наиболее
успешными будут те маркетинговые стратегии, которые позволяют понизить
риски для потребителя (системы компенсаций потерь, особые меры, обеспе­
чивающие ликвидность ценной бумаги, жесткое финансовое саморегулиро­
вание, осуществляемое эмитентами и инвестиционными институтами).

32 Маркетинг



Глава 45


5. В настоящее время в российской практике наиболее выигрышными
должны быть агрессивные маркетинговые стратегии (именно они адекватны
пустому и неликвидному фондовому рынку, начальному периоду его станов­
ления при масштабной приватизации, глубокой структурной перестройке хо­
зяйства, сочетающейся с кризисом и инфляцией). При этом следует обеспе­
чить жесткое финансовое и операционное саморегулирование, снижающее
риски для операторов рынка ценных бумаг и инвесторов (введение норм
достаточности капитала, управление ликвидностью, качеством активов, при­
быльностью и т.п.).

Более общий (чем в п.4) подход к определению маркетинговых стратегий в зависимости от динамики развития рынка ценных бумаг представлен в табл. 45.2.

6. Важным требованием к маркетинговым стратегиям на фондовом рынке
(отчетливо выраженным в зарубежной практике) является усиление универ­
сальности в операциях с ценными бумагами.

Таблица 45.2

 

 

Стадия развития рынка ценных бу­маг Типы стратегий1
Удержание рынка (улучшение пози­ций по существу­ющему товару на существующем рынке) Продуктовая экспансия (расширение про­даж существующих товаров) Экспансия рын­ков (новые рынки по уже существу­ющему товару) Диверсификация (экспансия) на но­вые рынки с новыми продуктами
Начальный этап становления рынка       +
Стабильное развитие рынка + + + +
Сужение и пере­ход к кризисному состоянию рынка +      

3. Особенности ситуационного анализа и сегментации на рынке
ценных бумаг '

Информационное обеспечение. Для ситуационного анализа обычно ис­пользуются: а) биржевая пресса и издания, специализирующиеся на конк­ретных сегментах рынка ценных бумаг; б) данные саморегулирующихся организаций (ассоциаций и объединений инвестиционных институтов и про­фессиональных инвесторов); в) подсистемы финансового рынка национальных и международных информационных систем (типа «Рейтер»); г) данные ана­лиза и публикации рейтинговых агентств (рейтинг эмитентов, рейтинг ценных бумаг); д) аналитическая информация, подготовленная собственными иссле­довательскими отделами; е) информация инвестиционных консультантов; ж) собственные публикации эмитентов и инвестиционных институтов; з) базы данных.

1 Классификация стратегий дана по книге: Pezzullo Mary Ann. Marketing for bankers. — Wash.,American Bankers Association. —1988. —P.108.


Маркетинг на рынке ценных бумаг



Традиционно сложилось (пока, к сожалению, не в российской практике), что рынок ценных бумаг является одной из самых информационно и ана­литически насыщенных сфер деятельности.

Рассмотрим особенности ситуационного анализа.

1. Общая макроэкономическая обстановка. Ценные бумаги — товар, тре­
бующий макроэкономической стабильности. На данном этапе анализируются
страховые, политические, законодательные, инфляционные и иные риски, оп­
ределяющие, стоит ли вообще вкладывать деньги в ценные бумаги или вести
с ними операции. Фондовые ценности намного быстрее теряют свою сто­
имость и потребительную стоимость, чем другие товары. Ситуационный ана­
лиз на макроэкономическом уровне должен учитывать также, на какой
стадии экономического цикла находится страна.

Важнейшей компонентой макроэкономического окружения, глубоко влия­ющей на рынок ценных бумаг, является инфляция. Ее высокий уровень, а тем более гиперинфляция способны разрушить даже самые развитые фон­довые рынки. Важно учитывать и тот вклад, который вносят в инфляционный климат и спрос на ценные бумаги такие регуляторы, как налоги, монетарная политика, регулирование цен, доходов, стимулирование инвестиционной ак­тивности и т.п. В конечном итоге важно исходить из общей оценки благо­приятности инвестиционного климата, объема и динамики платежеспособного спроса на ценные бумаги. Например, лето—осень 1991 г., зима 1992-1993 гг. характеризуются благоприятным климатом для развития операций с ценны­ми бумагами в России, а 1992 г. — исключительно неблагоприятным.

2. Ситуация на фондовом рынке. В сферу анализа должны входить: ста­
дия развития фондового рынка; текущее состояние фондового рынка; крат­
косрочные изменения (мода на те или иные ценные бумаги, сезонные
колебания); влияние и конкуренция рынков товаров-«заместителей» (кредит­
ный рынок), объемы перераспределения ресурсов через бюджет.

3. Отраслевой разрез в анализе фондового рынка. Объектом анализа
являются: стадия жизненного цикла отрасли, поскольку она прямо влияет
на курсовую стоимость ценных бумаг, эмитируемых в данной отрасли; ус­
тойчивость отрасли к макроэкономическим циклам — соответственно курсо­
вая стоимость ценных бумаг более устойчивых отраслей менее подвержена
нежелательным колебаниям на кризисных стадиях макроэкономического цик­
ла.

4. Региональный разрез в ситуационном анализе фондового рынка. Об­
ласть анализа включает: стадию жизненного цикла экономики региона; ус­
тойчивость экономики региона к средне- и краткосрочным макроэкономиче­
ским колебаниям; специфические региональные риски; влияние конкуренции
смеж.ных регионов. Все указанные факторы могут вызвать положительную
или отрицательную динамику рынка ценных бумаг в регионе и соответст­
вующих фондовых ценностей на общенациональном рынке.

5. Демографические и социально-культурные факторы в анализе рынка
ценных бумаг.
Наиболее общим вопросом ситуационного анализа является
склонность населения к сбережению средств, которая существенно отлича­
ется в экономиках различных стран (измеряется долей расходов на сбере­
жения в общей сумме расходов населения). Известны страны с традиционно
высокой склонностью населения к сбережениям (например, Япония), что со­
здает широкую ресурсную базу для операций с ценными бумагами. В пре-

32*


500 Глава 45

делах общей склонности к сбережениям очень важными оказываются тра­диционные предпочтения, которые отдаются населением сбережениям в бан­ках, вложениям в ценные бумаги или, например, инвестициям в золото. Так, в России население традиционно ориентировано на вложение средств в сбе­регательный банк (считалось, что в нем его средства наиболее сохранны) и испытывает стойкое недоверие к государственным ценным бумагам.

Следующей основной градацией, возникающей в ситуационном анализе рынка ценных бумаг, являются возрастные, «поколенческие» различия в по­требностях людей применительно к ценным бумагам. Речь идет о степени риска, который способны принять люди различных поколений.

Младшее поколение в большей мере ориентировано на вложения в более рискованные ценные бумаги, связанные зачастую с инновационными проек­тами и способные принести более высокий доход (повышенные проценты, скачкообразное повышение курсовой стоимости ценных бумаг в случае удач­ного проекта). И, наоборот, старшее поколение предпочитает (в стабильных индустриальных экономиках) вложения в низкорискованные ликвидные бу­маги со стабильной курсовой стоимостью. При этом люди старшего возраста обычно ориентируются не столько на приращение, сколько на сохранение накопленных за всю жизнь сбережений, придавая меньшее значение вели­чине выплачиваемых процентов (по таким бумагам процент, как правило, ниже).

Еще один важнейший подход в ситуационном анализе фондового рынка связан с социально-культурной оценкой инвестора как «квалифицированно­го» или как не обладающего специальными знаниями, стандартами поведе­ния и требованиями в мире ценных бумаг,

К категориям квалифицированных инвесторов обычно относят людей, имеющих высокий уровень доходов (и, как правило, образования), лиц твор­ческих профессий, группы, принадлежащие к среднему классу и имеющие высокий уровень образования, и т.п. Как правило, квалифицированные ин­весторы предъявляют спрос не только и не столько на стандартные товары и услуги в мире ценных бумаг. Они требуют создания специализированных продуктов узко группового и даже индивидуального характера, позволяющих проводить сложные стратегии по управлению личными финансовыми акти­вами. Именно в этой группе возникает, например, потребность в управлении персональным портфелем ценных бумаг, в создании сложных смешанных портфелей и трастовых счетов с одновременным предложением банковских услуг в ежедневном брокерском обслуживании, консультационном и инфор­мационном обеспечении и т.п. Именно данная группа лиц наиболее продви­нута в использовании компьютерных сетей для решения личных финансовых вопросов (банковское и брокерское дело на дому). Кроме того, она иници­ирует потребность в совершении разовых сложных сделок с ценными бума­гами, имеющих нестандартные условия. Для этой группы важнейшее значе­ние имеет выпуск ценных бумаг — престижных финансовых продуктов (типа «золотая акция»).

Что касается неквалифицированных инвесторов (слои населения с наибо­лее низкими доходами), то они предпочитают наиболее простые, стандартные и мелкономинальные финансовые продукты, имеющие массовые серии.

6. Технологические факторы в анализе рынка ценных бумаг. Рынок цен­ных бумаг (равно как и банковский) является одним из наиболее техноло­гически насыщенных. В международной практике очень быстро повышается удельный вес ценных бумаг, которые существуют только в форме записей


Маркетинг на рынке ценных бумаг



 



по счетам в компьютерных базах данных. Все информационно-аналитическое обеспечение рынка, раскрытие информации, являющееся одним из его осно­вополагающих принципов, основаны на использовании компьютерных систем. Соответственно маркетинг ценных бумаг не может не ориентироваться на создание компьютеризированных финансовых продуктов, на все более глу­бокую персонализацию обслуживания клиентов, на полностью компьютерные рынки ценных бумаг.

7. Другие аспекты ситуационного анализа. Очень часто проводится анализ
рынков и отдельных их сегментов по: видам ценных бумаг; регионам; кон­
кретным эмитентам; применяемым технологиям; сегментам рынка, регули­
руемым различными государственными органами; видам фондового рынка
(первичный, вторичный, биржевой, внебиржевой, прибиржевой и т.д.).

8. Анализ микроэкономической ситуации. Обычно на этом уровне изуча­
ют: клиентуру, конкурентов, собственное финансовое состояние, качество ус­
луг, активов, управление персоналом и иными ресурсами, результаты ранее
выбранной маркетинговой политики. В качестве примера приведем возмож­
ную форму опросного листа клиентуры — юридических лиц (табл. 45.3).


>-



Глава 45


 





 


Маркетинг на рынке ценных бумаг



Укажите виды услуг по ценным бумагам, потребность в которых Вы испытываете (оценка от 1 до 5):

 

12 3 4 5 (не (потребность (периодичес- (потребность (испытываем Виды услуг нуждаемся) минимальная) кая потреб- достаточно постоянную и ность) велика) значительную потребность) 1. Осуществление инве-..,„» стаций в ценные бума-. ги на основе покупки ' по поручению, от имени и за счет средств вла­дельца портфеля 2. Продажа по пору­чению 3. Информационное, ме­тодическое, правовое,; аналитическое и кон- ' "" «сультационное обслу­живание, услуги по сопровождению опе­раций с ценными бу­магами 4. Посредничество в организации выпуска и первичном размеще­нии ценных бумаг * 5. Осуществление рас-, \ четов по ценным бу- -магам по поручению ■ ' 6. Перерегистрация цен­ных бумаг на условное имя 7. Хранение, охрана и пересылка ценных бу­маг по поручению и т.д.


Глава 45


 


Особенности сегментации рынка ценных бумаг. Так же, как и на других рынках, сегментация, т.е. выделение групп потребителей со специфическими потребностями, проводится по географическому, демографическому и психогра­фическому (для населения), отраслевому (для предприятий) критериям, а также по критериям интенсивности использования продукта и ожидаемых от него потребителем выгод. Пример такой сегментации приведен в табл. 45.4.

Таблица 45.4

 

  Типы клиентов
  Сегмент Сегмент Сегмент Сегмент
  квалифицирован- осторожных инвесторов, ценя- инвесторов
  ных инвесторов инвесторов щих свое время «дождливого дня»
Основная выгода, Наиболее высокая Уверенность в бе- Удобства Отложить деньги
преследуемая доходность на каж- зопасности денег   на черный день
инвестором 5 дый инвестирован-      
  ный доллар      
Демографические Высокий уровень Менее образован- Супруги, имеющие Менее образован-
характеристики образования и про- ные, более старшие детей, оба зараба- ные, «синие во-
  фессионализма в по возрасту груп- тывают ротнички»
  своем деле, верхняя пы, с меньшим до-   (рабочие)
  группа менеджмен- ходом    
  та, наибольшие до-      
  ходы      
Социально-психо- Наиболее высокий Низшие Средний класс Низшие
логическая харак- социальный класс, социальные   социальные
теристика продвижение классы   классы
  вверх «по социаль-      
  ной лестнице»      
Специальные Намерены Консервативный Всегда заняты, Консервативный
поведенческие показать другим стиль поведения очень активны в стиль поведения,
характеристики свою финансовую   делах своего горо- внимательное
  проницательность,   да и т.д. планирование и
  «обыграть» ин-     бюджетирование
  фляцию     своих расходов
Предпочитаемые Акции, облигации, Низкорискованные Ценные бумаги со- Ценные бумаги со-
инвестиционные ценные бумаги со- государственные вместных фондов, вместных фондов
инструменты (в ми- вместных фондов облигации (казна- фондов денежного  
ре ценных бумаг)   чейские векселя и рынка  
    ноты)    

4. Особенности отдельных видов маркетинговых стратегий на рынке ценных бумаг

Продуктовая стратегия. Выше указывалось, что любая ценная бумага как товар — это уникальный финансовый продукт, обладающий индивидуальными





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.