Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики психодиагностики самосознания




В области диагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик. Наиболее популярные из них ¾ самоотчеты, идеографические и проективные техники. Достоинства и недостатки методик психодиагностики самосознания приводятся в табл. 16.

К стандартизованным самоотчетам относятся прежде всего тест-опросники, состоящие из утверждений, касающихся:

· отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах;

· чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни субъекта;

· поведенческих проявлений;

· взаимоотношений с другими людьми.

Способ ответа широко варьируется от двух- до семиальтернативного выбора, с вербальным или невербальным согласием.

 


Таблица 16

Достоинства и недостатки методик психодиагностики

самосознания

Класс методик Достоинства Недостатки
     
Стандартизированные самоотчеты Обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора и количественный подход Апеллируют к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержены влиянию стратегий «самопрезентации», кроме того, ограничивают испытуемого заданными рамками подобранных утверждений  
Нестандартизированные самоотчеты Снимают ограничение испытуемого заранее заданными рамками подобранных утверждений Более трудоемки и трудны для количественной обработки и более подвержены влиянию лингвистических способностей испытуемых  
Идеографические методики Пространство самоописания на языке испытуемого Проблема дифференцированной системы диагностики заключений и их обоснованности  
Проективные методики Устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации Отсутствие простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения; необходимость доказательства, что проективная продукция относится к самоотношению, а не к иным психологическим характеристикам; теоретическая проблема разработки обоснованной системы категорий кодирования проективного содержания

 


Нестандартизованные самоотчеты представляют собой развернутое самоописание, в которых так или иначе проявляется «Я -концепция». Для обработки совокупности текстов применяют процедуру контент-анализа.

Идеографические техники основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с «нормой», а относительно других характеристик того же субъекта. Эти методики применяются для диагностики «Я-концепции».

Использование проективных техник в исследованиях самоотношения и «Я-концепции» вызвано необходимостью редукции влияния стратегий самопрезентации и основано не на психоаналитическом толковании проекции, а на пристрастности нашего отражения действительности.

Проективные показатели используются для анализа трех аспектов самоотношения, ускользающих при анализе прямого самоотчета:

· бессознательных компонентов самоотношения (внутриличностных защит);

· «незамеченного, непреднамеренного самоотношения», которое человек затрудняется адекватно вербализовать;

· «нежелательной самооценки», т. е. самооценки, которая противоречит социально приемлемым образцам личности.

 

Методики психодиагностики самосознания приводятся в табл. 17.


Таблица 17

Методики психодиагностики самосознания

Методики Аннотация
   
Стандартизованные самоотчеты
Шкала «Я-кон-цепции» Теннеси. Существующие формы (модификации) ¾ консультативная (упрощенная) и клиническая формы опросника, предназначенные для подростков старше 11 лет и взрослых Шкалы: по строкам ¾ 1) самокритичность, 2) самоудовлетворенность, 3) поведение; по столбцам ¾ 1) «физическое Я», 2) «моральное Я», 3) «личностное Я», 4) «семейное Я», 5) «социальное Я». Выявление глобального самоотношения и специфических форм самоотношения к себе, своему телу, себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т. д. Процедура обработки: 1) расчет показателей для строк и столбцов (дает 8 индексов теста); 2) графическое отображение полученных результатов; 3) дополнительно вычисляются 2 индекса ¾ вариабельности как меры согласованности восприятия себя в различных областях, распределения как меры расположения субъектом своих ответов по пятишаговой шкале Количество вопросов (заданий) ¾ содержит 90 пунктов на анализ «Я-концепции» и 10 пунктов шкалы лжи
Методика исследования самоотношения (МИС) Пантилеев С. Р.   Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ Концепция самоотношения С.Р. Пантилеева Предмет диагностики: самоотношение возрастной диапазон от 15 до 60 лет Шкалы ¾ Закрытость-открытость, Самоуверенность, Саморуководство, Отраженное самоотношение, Самоценность, Самопринятие, Самопривязанность, Внутренняя конфликтность, Самообвинение Процедура обработки: 1)получение сырых баллов; 2)перевод сырых баллов в стены; 3)сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий) ¾ 110 утверждений
Продолжение табл. 17
   
Нестандартизованные самоотчеты
Тест двадцати утверждений на самоотношение Куна, Макпартленда Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ теоретическое представление о личностном «Я» как об интериоризации индивидуальной позиции в социальной системе. Различия в идентификации личностного «Я» эквивалентны различиям в том, как человек связывает свою судьбу с рядом возможных референтных групп. Так как «Я-концепция» так или иначе проявляется в любом развернутом самоописании, появляется возможность применить к некоторой совокупности текстов процедуру контент-анализа Шкалы ¾ объективные и субъективные (индивидуальный локализационный балл) социальные роли. Выявляется личностная самоидентичность и богатство оттенков самоописания Процедура обработки ¾ контент-анализ по ряду категорий: 1) социальным группам (полу, возрасту, национальности, религии, профессии); 2) идеологическим убеждениям (философским, религиозным, политическим и моральным высказываниям); 3) интересам и увлечениям; 4) стремлениям и целям; 5) самооценке Количество вопросов (заданий) ¾ в течение 12 минут даются 20 ответов на вопрос «Кто я такой?» и проводится контент-анализ
Идеографические техники
Техники репертуарных решеток Дж. Келли Теоретическое основание ¾ предложенный Дж. Келли метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый-черный и т. д.). Конструкт ¾ это «личностное образование», истолкование, которое накладывается на реальность. Информативны прежде всего сами «названия» этих конструктов и их смысл Шкалы и количество вопросов (заданий) ¾ в зависимости от целей обследования (исследования) Процедура обработки: 1) выявление объектов и конструктов; 2) оценивание указанных объектов по соответствующим конструктам и составление матрицы оценок; 5) обработка матрицы оценок с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен. Итогом является реконструкция индивидуальной системы конструктов.

 

Продолжение табл.17
   
Проективные методики
Q-классификация (Q-sort) В. Стефенсон 1953   Существующие формы (модификации) ¾ 60 карточек для диагностики тенденций поведения человека в реальной группе Теоретическое основание ¾ проекция Предмет диагностики: представления о своем Я Шкалы ¾ сортировка карточек по заданным группам, которые устанавливаются в зависимости от цели и задач исследования Процедура обработки: Подсчитывается количество карточек в каждой группе, исходя из чего определяется степень выраженности личностных особенностей испытуемого не в абсолютных показателях, а относительно друг друга. 1)получение сырых баллов; 2)перевод сырых баллов в стены; 3)сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий) ¾ число карточек зависит от цели и задач исследования
Методика управляемой проекции (МУП) В.В. Столин   Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ концепция самоотношения Столина Предмет диагностики: особенности самоотношения Шкалы ¾ самоотношение или отношение к «Я» (глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес), отношение к отсутствующим личностным чертам или отношение к «не-Я», эмоционально-ценностное отношение к себе по основаниям симпатии- антипатии, уважения-неуважения, близости-отдаленности Процедура обработки: качественная интерпретация ответов, контент-анализ Количество вопросов (заданий) ¾ словесный психологический портрет испытуемого на основе результатов 16 PF Кеттелла (Персонаж А), а также портрет его вымышленной противоположности (Персонаж В); ряд вопросов относительно прошлого, настоящего и будущего данных персонажей.
Методика рисования человека, К. Маховер Теоретическое основание ¾ графические особенности рисования, имеющие диагностическое значение (пол, форма частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования). Достаточного теоретического и эмпирического обоснования нет Процедура обработки: 1) анализ разнообразных деталей рисунка, прежде всего особенности изображения частей тела; 2) формальный анализ рисунка (размер фигуры, ее местонахождение на листе бумаги, степень законченности рисунка и т. п.)

 

Окончание табл.17
   
Символические задания на выявление «социального Я» (разработаны Б. Лонгом, Р. Зиллером и Р. Хендерсоном)   Теоретическое основание ¾ различные психологические теории, в том числе строение «Я-концепции». В основе построения методик лежит предположение о том, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других, может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиция левее других ¾ как переживаемая «сила» «Я», внутри фигуры, составленной из кружков «других», как включенность и зависимость, вне ¾ как независимость «Я» Шкалы ¾ символические задания соответствуют 7 различным аспектам «Я-концепции»: самооценке, силе, индивидуации, социальной заинтересованности, идентификации, эгоцентричности, сложности. Производится измерение самоотношения и самоидентичности Процедура обработки: 1) измеряется физическая дистанция на листе бумаги между кружками; 2) в соответствии с выделенными критериями осуществляется интерпретация полученных данных



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.