Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Стратегия развития системы образования




Ш12

Лабораторная работа № 5

Тема: Оформление геологической графики

Цель работы: закрепить теоретические навыки по оформлению геологической графики

Оборудование: геологическая карта, калька, набор гелевых ручек, набор простых и цветных карандашей, лист ватмана форматом А3, транспортир, стиральная резинка.

Порядок выполнения работы:

1) сделать выкопировку участка карты

2) раскрасить выкопировку

3) приклеить выкопировку на лист ватмана

4) справа от карты построить стратиграфическую колонку

5) слева от карты построить условные обозначения

6) построить геологический разрез по лини АБ

7) скопировать разрез на кальку

8) кальку приклеить в нижней части листа

9) сделать краткое описание по схеме: возраст пород (от древних к молодым, состав породных массивов по каждому возрасту, условия залегания пород, виды складок)

 

 

[*1]

УДК 30

 

 

Р е ц е н з е н т ы:

кандидат исторических наук В.В. Лактионов

кандидат педагогических наук Н.А. Нефедова

 

 

  Ш12 Шакурова М.В. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебно-методическое пособие / М.В. Шакурова. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 248 с.   Учебно-методическое пособие по курсу «Нормативно-правовое обеспечение образования» включают планы семинарских занятий, вопросы и задания для организации самостоятельной работы студентов по каждой теме. В приложении приведены тексты источников, необходимых для освоения курса. Рекомендуется студентам исторического факультета всех форм обучения.   ISBN 5-88519-325-8    

 

УДК 30

ББК 60я44

© Шакурова М.В., 2007

© Редакционно-издательское оформление

ВГПУ, 2006

 

ISBN 5-88519-325-8

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Стратегия развития образования в Российской Федерации Тема 2. Защита прав ребенка……………………………………... Тема 3. Правовой статус образовательного учреждения……… Тема 4. Управление образовательным учреждением…………… Тема 5. Правовое регулирование труда работников школы…… Тема 6. Права и обязанности участников образовательного процесса………………………………………………… Приложение 1. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.96 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.01 № 679, от 25.07.03 № 841) (Извлечение)…… 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393………………………… 3. Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 (Извлечение)………………………………………………………………... 4. Конвенция ООН о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989 г.) 5. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007–2010 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 (Извлечение)… 6. Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Извлечение)………………………… 7. Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» ……… 8. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 20.02.96 № 18-ФЗ; от 12.08.96 № 111-ФЗ; от 08.07.99 № 138-ФЗ; от 16.04.01 № 45-ФЗ; от 15.05.01 № 54-ФЗ; от 21.03.02 № 31-ФЗ; от 14.11.02 № 161-ФЗ; от 26.11.02 № 152-ФЗ; от 10.01.03 № 15-ФЗ) (Извлечение)……. 9. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля 2005 г.) (Извлечение)………………………………… 10. Федеральный Закон Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. Федеральных законов от 26.22.98 № 174-ФЗ; от 08.07.99 № 140-ФЗ; от 21.03.02 № 31-ФЗ; от 28.12.02 № 185-ФЗ) (Извлечение)…….. 11. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (Извлечения)… 12. Типовое положение об учреждении начального профессионального образования. Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 650 (с изменениями от 3 октября, 23 декабря 2002 г.) (Извлечение)…………… 13. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Утверждено постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.) (Извлечение)……….. 14. Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений. Приложение к письму Минобразования РФ от 14 мая 2004 г. № 14-51-131/13…………………………… 15. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения. Утверждено постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. № 1379…………….. 16. Рекомендации по организации деятельности попечительского совета образовательного учреждения среднего профессионального образования. Приложение к письму Минобразования РФ от 27 октября 2003 г. № 18-52-1042/18-28……... 17. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа 2004 г.) (Извлечение)… 18. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации. Приложение к приказу Минобразования России № 463 и Госкомвуза России № 1268 от 31.08.1995 (Извлечение)………………………………………... 19. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Приложение к приказу Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. № 1908……….     20. Разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26.06.2000 № 1908. Приложение к письму Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 7 февраля 2003 г. № 03-8ин/22-03/11 (Извлечение)……………………………………………. 21. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений. Приложение к постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191…………………………………………. 22. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений (с изменениями от 29 ноября 2003 г.). Приложение к постановлению Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724……... 23. Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры. Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41. (Извлечение)………………………… 24. Положение о получении общего образования в форме экстерната. Приложение № 1 к приказу Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884, с изменениями от 17 апреля 2001 г………………………………………………………… 25. Методические рекомендации по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Приложение к письму Минобразования РФ от 23 января 2002 г. № 03-51-16ин/13-03…………………………………………... 26 Об участии в ЕГЭ отдельных категорий выпускников.. Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-59-49ин/36-03……………………………………………………... 27. О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений. Письмо Минобразования РФ от 19 июня 1998 г. № 06-51-138ин/14-06……………...... 28. Порядок приема в государственные учреждения начального профессионального образования Российской Федерации. Приложение к приказу Минобразования РФ от 30 июня 1995 г. № 367……............................................... ..6 ..8               .49                                                                          

Российской Федерации (4 часа)

План:

1. Концепция модернизации образования в Российской Федерации.

2. Программа развития образования в Российской Федерации.

Источники:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.

 

Вопросы и задания:

1. Какова роль образования в современном обществе?

2. Как определяются роль и место школы в современном обществе?

3. Каковы цели и задачи модернизации российского образования?

4. Выделите основные направления предполагаемых изменений отечественной системы образования.

5. Что понимается и чем обеспечивается доступность образования?

6. Какие сформулированы задачи по модернизации процесса воспитания?

7. Какие меры планируется осуществить по отношению к категориям детей с особыми нуждами?

8. Какие мероприятия должны обеспечить повышение качества:

а) общего;

б) профессионального образования?

9. Что понимается под эффективными экономическими отношениями в образовании?

10. Каковы цели и задачи федеральной программы развития образования?

11. Какими проблемами в системе образования обусловлено принятие подобной программы?

12. Каковы планируемые социальные эффекты от реализации программы развития образования?

13. Проиллюстрируйте преемственность Концепции модернизации образования в Российской Федерации и программы по вопросам обеспечения качества образования.

 

Тема 2. Защита прав ребенка (6 часов)

План:

1. Конвенция о правах ребенка (выполняется на занятии).

2. Федеральная программа «Дети России» (выполняется на занятии).

3. Защита прав ребенка в Российской Федерации (предполагает домашнюю работу).

4. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Источники:

1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.).

2.Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007–2010 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172.

3. ФЗ РФ от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. ФЗ РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних».

 

Задание к 1 и 2 пунктам плана

1. Проиллюстрируйте выдержками из текста Конвенции ООН о правах ребенка следующие позиции:

а) Конвенция ввела в официальную лексику понятия «ребенок» и «права ребенка» и наполнила их конкретным содержанием;

б) Конвенция определила обязанности государства по отношению к детству;

в) Конвенция признала ребенка самостоятельным субъектом права;

г) Конвенция привлекла внимание международной общественности к проблеме признания детей частью общества, нуждающейся в защите, поддержке, опеке, заботе;

д) Конвенция сориентировала государства на предупреждение эксплуатации и дискриминации детей;

е) Конвенция потребовала от государств соблюдения приоритетов интересов детей при решении политических, экономических, социальных вопросов;

ж) Конвенция установила правовые границы ответственности государств за положение детей;

з) Конвенция определила механизм контроля над исполнением государствами принятых на себя обязательств;

и) Конвенция обязала человечество задуматься над проблемой недопустимости авторитаризма по отношению к детям со стороны как родителей, так и педагогов и иных специалистов, работающих с детьми.

2. Дайте ответ на вопросы:

1) Каковы цель и задачи ФЦП «Дети России»

2) Заполните таблицу

Наименование программы в составе ФЦП «Дети России» Задачи программы Программные мероприятия
     

 

Вопросы и задание к пункту 3 плана:

1. Каковы цели государственной политики в интересах детей?

2. Каковы принципы государственной политики в интересах детей?

3. Каковы возможности различных социальных институтов и органов государственной власти по содействию ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов?

4. Раскройте содержание понятия «государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей»?

5. Дайте характеристику мероприятиям по защите основных прав ребенка:

а) на образование и воспитание

б) на охрану здоровья, отдых и оздоровление

в) всфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

г) на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

6. Что такое «социальная инфраструктура для детей»? Каковы требования к данной структуре?

7. Дайте определение понятию «дети, находящихся в трудной жизненной ситуации». Каковы требования закона к защите прав данной категории детей?

8. Заполните таблицу

Субъекты защиты прав детей Полномочия по защите прав ребенка
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ  
Органы местного самоуправления  
Общественные объединения (организации), некоммерческие организации, граждане  

9. Каковы функции государственного заказа на производство товаров и оказание услуг для детей, целевых программ и государственного доклада о положении детей в Российской Федерации?

 

Вопросы и задания к пункту 4 плана:

1. Определите основные понятия, используемые в данном законе.

2. Назовите цели и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Охарактеризуйте объект деятельности по индивидуальной профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Что является основанием для проведения индивидуальной профилактической деятельности?

5. Назовите права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

6. Заполните таблицу

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Полномочия
   

 

 

Тема 3. Правовой статус образовательного учреждения (2 часа)

 

План:

1. Правовой статус общеобразовательной школы.

2. Правовой статус учреждения начального профессионального образования.

3. Правовой статус учреждения среднего профессионального образования.

 

Источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 20.02.96 № 18-ФЗ; от 12.08.96 № 111-ФЗ; от 08.07.99 № 138-ФЗ; от 16.04.01 № 45-ФЗ; от 15.05.01 № 54-ФЗ; от 21.03.02 № 31-ФЗ; от 14.11.02 № 161-ФЗ; от 26.11.02 № 152-ФЗ; от 10.01.03 № 15-ФЗ). – Ст. 120, 296, 298, 299.

2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля 2005 г.) – Глава II, IV.

3.ФЗ РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. Федеральных законов от 26.22.98 № 174-ФЗ; от 08.07.99 № 140-ФЗ; от 21.03.02 № 31-ФЗ; от 28.12.02 № 185-ФЗ). – Ст. 9, 10.

4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196; в ред. постановления Правительства РФ от 23.12.02 № 919).

5. Типовое положение об учреждении начального профессионального образования: Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650 (с изменениями от 3 октября, 23 декабря 2002 г.).

6. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.).

 

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «учреждение». Какие учреждения называют образовательными?

2. Кто может быть учредителем образовательного учреждения?

3. В чем заключается право оперативного управления образовательным учреждением?

4. Является ли образовательное учреждение юридическим лицом?

5. Распространяется ли действие законодательства Российской Федерации на негосударственные образовательные учреждения?

6. Охарактеризуйте устав образовательного учреждения как основу для локальных актов.

7. Дайте характеристику нормативно-правовым основам финансирования образовательного учреждения.

8. В чем заключаются особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования?

9. Дайте характеристику нормативно-правовому полю предоставления образовательным учреждением платных образовательных услуг.

 

 

Тема 4. Управление образовательным учреждением (2 часа)

 

План:

1. ФЗ РФ «Об образовании» об основах управления образовательным учреждением.

2. Нормативно-правовые основы деятельности Совета образовательного учреждения.

3. Нормативно-правовые основы деятельности попечительского совета образовательного учреждения.

4. Тарифно-квалификационные характеристики руководителей образовательного учреждения.

 

Источники:

1. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля 2005 г.) – Глава III.

2. Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений: Приложение к письму Минобразования России от 14.05.2004 № 14-51-131.

3. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения: Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. № 1379.

4. О рекомендациях по организации деятельности попечительского совета образовательного учреждения среднего профессионального образования: Письмо Минобразования РФ от 27 октября 2003 г. № 18-52-1042/18-28.

 

Вопросы и задания:

1. Докажите, что современная нормативно-правовая база деятельности образовательных учреждений дает возможность реализовать принцип единоначалия и самоуправления.

2. Каково различие в функциях Управляющего Совета образовательного учреждения и Попечительского Совета образовательного учреждения?

3. Опираясь на текст документов, составьте памятку члену Управляющего Совета образовательного учреждения.

4. Разрешено ли законодательно Управляющему совету и Попечительскому совету вмешиваться в текущую оперативно-распорядитель-ную деятельность администрации образовательного учреждения?

5. Используя материалы Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников образования, 4-5 примерами покажите преемственность в деятельности руководителя образовательного учреждения и его заместителя.

6. Разработайте схему, иллюстрирующую порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения.

7. В чем, согласно ФЗ РФ «Об образовании», заключается особенность управления негосударственным образовательным учреждением?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.196 сек.