Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режимы автоматизированной обработки данных




Классификация информационных задач

Совокупность управленческих операций и информации называется информационным процессом. Каждая операция ориентирована на выполнение определенной целевой функции, прямо связанной с информацией, что позволяет называть подобные операции информационными. Их выполнение - решение информационных задач. Информационные управленческие задачи подразделяются на несколько видов по различным признакам:

1. По периодичности и регулярности решения задач:

● регламентные - установлены принятым порядком управления и решаются в определенные временные периоды;

● систематические с твердой и частой датой решения;

● запросно-справочные - возникают и решаются в неустановленное заранее время;

● эпизодические с редкими датами решения; случайные.

2. По срочности: срочные и несрочные;

3. По математической основе вычислений:

● задачи прямого счета - ведущими являются арифметические действия, алгоритм которых несложный, а исходная информация объемна и сложна по структуре (это задачи учета). Это одновариантные задачи.

● оптимизационные - ведущими являются логические действия, алгоритм их далеко не прост, а исходная информация малообъемна (это задачи прогнозирования и планирования, АХД). Эти задачи являются многовариантными с поиском наилучшего решения, поэтому используют экономико-математические методы и модели.

4. По формализации алгоритмов решения:

● структурированные (формализуемые) - имеют свой алгоритм решения; это все информационные задачи;

● неструктурированные (неформализуемые) – не имеют алгоритма решения; это преимущественно творческие задачи, для их решения используются эвристические способы, методы экспертных оценок;

● частично структурированные.

От класса задач зависит выбор режима обработки информации, кроме того, на каждом этапе обработки информации возможно применение определенных режимов обработки.

 

Глава 3. Информационные процессы и технологии

3.1. Понятие информационных технологий,
их развитие и классификация

Функции хранения, обработки и передачи информации в процессе человеческой деятельности реализуются в виде информационных технологий. Под информационной технологией(ИТ) понимают процесс, состоящий из четко определенных правил выполнения операций над данными и использующий совокупность средств и методов сбора, накопления обработки и передачи данных для получения нового информационного продукта и решения управленческих задач. Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества.

Эволюция средств вычислительной техники и программного обеспечения объективно обусловили изменение сложившихся технологий хранения и обработки информации. На смену ручным технологиям пришли технологии электронные, обеспечивающие автоматизацию информационных процедур. К настоящему времени информационная технология прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, изменением задач и появлением новых технических средств переработки информации. Эволюция ИТ представлена в таблице 3.

В настоящее ИТ можно классифицировать по ряду признаков, в частности, по способу реализации в АИС, по классам реализуемых операций, по типу пользовательского интерфейса, по сфере применения, по способу построения сети, по степени охвата задач управления.

По способу реализации в АИС выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии. Последние характеризуются тем, что они основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей в информационном процессе, широком применении прикладных программ, использовании удаленных баз данных и компьютерных сетей.

 

 

Таблица 5. Этапы развития ИТ

Период Поколение ЭВМ Решаемые задачи Тип ИТ
Конец 1950-х – начало 1960-х гг. I, II Решение с использованием ЭВМ наиболее трудоемких задач бухгалтерского учета, оптимизационных задач Частичная электронная обработка данных
1960-е гг. – начало 1970-х гг. II, III Электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочной информации, выдача машинограмм на бумажных носителях Электронная обработка данных
1970-е гг. III Комплексная обработка информации на всех этапах управления деятельностью предприятия, переход к разработке автоматизированных систем управления (АСУ) Централизованная автоматизированная обработка информации на вычислительных центрах (ВЦ)
1980-е гг. IV Развитие АСУ предприятиями (АСУП), АСУ технологическими процессами (АСУТП), отраслевых АСУ (ОАСУ). Частичная децентрализация обработки данных, решение задач в многопользовательском режиме. Реализация ИТ на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ. Удаленный доступ к массивам данных и обработка информации на базе суперЭВМ.
С конца 1980-х гг. V Комплексное решение экономических задач; широкий спектр приложений; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя с вычислительной техникой. Новая информационная технология (НИТ)– предполагает сочетание вычислительной техники, средств связи и оргтехники для информационного обеспечения процесса управления в режиме реального времени

 

По степени охвата АИТ задач управлениявыделяют электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач, и автоматизацию управленческой деятельности. Во втором случае вычислительные средства, включая суперЭВМ и ПЭВМ, используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. К этой же группе могут быть отнесены АИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственной практики. К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время АИТ, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки решений. Эти два варианта АИТ ориентированы на использование последних достижений в области интеграции новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и своевременного информационного обслуживания за счет полного автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в общем.

Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области.

Автоматизированные информационные технологии экспертной поддержки составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков.

По классам реализуемых технологических операций АИТ рассматриваются по существу в программном аспекте и включают: текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизированные банки данных, обработку графической и звуковой информации, мультимедийные и другие системы

По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать АИТ с точки зрения возможностей доступа пользователей к информационным и вычислительным ресурсам. Так, если пакетная АИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме, то диалоговая АИТ предоставляет ему неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получай при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

Интерфейс сетевой АИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым каналам связи, что делает такие АИТ широко используемыми и многофункциональными.

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов АИТ: локальных, многоуровневых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания.

Все они ориентированы на технологическое взаимодействие совокупности объектов, образуемых устройствами передачи, обработки, накопления и хранения, защиты данных, представляют собой интегрированные компьютерные системы обработки данных большой сложности, практически неограниченных эксплуатационных возможностей для реализации управленческих процессов в экономике.

АИТ можно также классифицировать по обслуживаемым предметным областям: бухгалтерский учет, банковская, налоговая, страховая и другие сферы деятельности.

Вместе с тем существует существуют другие классификационные признаки информационных технологий:

§ функциональная ориентация технологии;

§ предметная ориентация технологии;

§ проблемная ориентация технологии.

Функционально-ориентированные информационные технологии предназначены для реализации одной из типовых относительно автономных задач обработки информации. Такие технологии могут обладать довольно высокой степенью универсальности и быть доступными для разработки и воспроизводства при минимальном участии будущего потребителя.

В соответствии с выбранной классификацией к функционально-ориентированным информационным технологиям относятся:

· математические вычисления;

· аналитические и символьные преобразования;

· математическое моделирование;

· алгоритмизация;

· программирование;

· обработка текстовой информации;

· обработка табличной информации;

· деловая графика;

· машинная графика;

· обработка изображений;

· обработка сигналов;

· передача и распределение информации и др.

Предметно-ориентированые информационные технологии предназначены для решения конкретной специфической задачи в конкретной области. Они максимальным образом удовлетворяют частным требованиям данного применения и могут обладать наименьшей степенью универсальности. Как правило, их появление невозможно без участия будущего пользователя.

Примерами предметно-ориентированных информационных технологий могут служить технологии для:

· медицинских систем;

· общего и специального профессионального обучения;

· страховых, финансовых и банковских систем;

· средств массовой информации;

· средств социальной реабилитации;

· игровых и развлекательных систем;

· применений в быту.

Однако часто удается обобщить требования со стороны ряда конкретных приложений и выделить некоторые типовые прикладные проблемы. Отсюда возникает понятие проблемно-ориентированной информационной технологии, которая занимает в определенной степени промежуточное положение между функционально-ориентированной и предметно-ориентированной технологией. Потенциальные пользователи такой технологии могут принять участие в ее разработке только на начальной стадии обобщения и типизации конкретных задач или конечной стадии - при разработке некоторых специализированных дополнений. Это позволяет основную часть технологии создавать автономно от пользователя и применять унифицированные технические решения.

Проблемно-ориентированные технологии базируются на использовании:

· информационно-поисковых систем;

· баз данных и баз знаний;

· экспертных систем;

· систем автоматизации научных исследований;

· систем автоматизированного проектирования;

· систем автоматизации профессионального труда;

· систем автоматизации производства;

· обучающих систем;

· настольно-издательских систем;

· систем для перевода с одного языка на другой;

· телеконференций и др.

В зависимости от поставленных целей возможно использование и других критериев классификации. Например, по типу применяемых ЭВМ, программных средств, средств передачи данных.

3.2. Понятие информационного процесса и
характеристика информационных процедур

Стержнем любой информационной технологии является выбор и реализация наиболее рационального информационного процесса, который можно определить как совокупность процедур по преобразованию и обработке информации.

В свою очередь, информационной процедурой принято считать совокупность однородных операций, воздействующих определенным образом на информацию.

В свою очередь, операция - это взаимосвязанная совокупность действий, выполняемых над информацией на одном рабочем месте в процессе ее преобразования для достижения общей цели информационного процесса.

По роли в информационном процессе различают рабочие и контрольные операции. Рабочие операции обеспечивают получение конечного результата, а контрольные - надежность рабочих. По степени механизации и автоматизации операции подразделяют на:

· ручные;

· механизированные – предполагают использование технических средств, но преимущественно выполняются человеком;

· автоматизированные - в большей степени выполняются техническими средствами, но предполагается и участие человека;

· автоматические - без участия человека.

Операции обычно выполняются целыми совокупностями, образуя процедуры. Основными информационными процедурами являются: сбор и регистрация информации, передача ее к месту обработки, кодирование, хранение и поиск, вычислительная (арифметическая и логическая) обработка, получение выходной информации, ее передача и использование, т.е. принятие решений. Во всех процедурах выполняется максимум контрольных операций для достижения достоверности и полноты преобразования информации.

По отношению к процедурам обработки и хранения различают следующие виды экономической информации: первичную, входную, справочную (хранимую без обработки), промежуточную и выходную.

Информацию, поступающую в информационную систему, называют входной. Первичная информация возникает в процессе первичного учета хозяйственных операций (измерение и регистрация данных) в ходе производственной деятельности объекта управления (предприятия, фирмы, хозяйства и пр.). Информационная система, обрабатывая входные данные, порождает новую – промежуточную информацию. Передаваемая после обработки за пределы данной информационной системы информация называется выходной.

Чаще информация подвергается всем процедурам преобразования, но в ряде случаев некоторые процедуры могут отсутствовать. Последовательность их выполнения также бывает различной, но при этом некоторые процедуры могут повторяться. Состав процедур преобразования и особенности их выполнения во многом зависят от экономического объекта, ведущего автоматизированную обработку информации.

Регистрация и сбор информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура там, где производится сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта.

Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии, в хозяйстве сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций (получение и отпуск материалов, прием продукции и т.п.). Сначала информацию собирают, затем ее фиксируют. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных единиц продукции, выявления брака и т.д. Для сбора фактической информации производятся измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Кроме того, информация приводится к определенному виду и формату, например, приводится к единой системе единиц. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (первичном документе или машинном носителе). Запись в первичные документы (специальные бланки или таблицы принятой формы) в основном осуществляется вручную, поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими. В условиях автоматизации особое внимание придается использованию технических средств сбора и регистрации информации, совмещающих операции количественного измерения, регистрации, накопления и передачи информации по каналам связи в ЭВМ с целью формирования первичного документа.

Необходимость процедуры передачи информации вызвана тем, что сбор и регистрация информации часто территориально удалены от ее обработки.

Передача информации может осуществляться различными способами: с помощью курьера, пересылка по почте, доставка транспортными средствами, дистанционная передача по каналам связи. Дистанционная передача по каналам связи существенно сокращает время передачи данных. Для ее осуществления необходимы специальные технические средства. Некоторые технические средства сбора и регистрации, собирая автоматически информацию с датчиков, установленных на рабочих местах, передают ее в ЭВМ. Доставка данных производится по заданному адресу с использованием сетей передачи данных.

Дистанционно может передаваться как первичная информация с мест ее возникновения, так и выходная в обратном направлении. В этом случае выходная информация отражается на различных устройствах: мониторах, печатающих устройствах.

Под машинным кодированием понимается процедура представления (записи) информации на машинные носители в кодах, принятых в ЭВМ. Такое кодирование информации осуществляется путем переноса данных с первичных документов на магнитные диски и другие носители, информация с которых затем вводится в ЭВМ для обработки.

Запись информации на машинные носители – трудоемкая операция, в процессе которой возникает наибольшее количество ошибок. Поэтому обязательно выполняются операции контроля записи.

Обработка информации на ЭВМ начинается при полной готовности всех устройств. Оператор или пользователь руководствуется специальной инструкцией по эксплуатации технических средств и программного обеспечения.

В начале работы в ЭВМ загружаются программа и информационные массивы. При обработке информации выполняются арифметические и логические операции. Арифметические операции включают все виды математических действий, обусловленные программой. Логические операции обеспечивают соответствующее упорядочивание данных в массивах, подлежащих дальнейшей математической обработке. В ходе решения задач, в соответствии с программой, формируется выходная информация, которая при необходимости выводится на печать.

Процедура хранения и накопления обусловлена многократным использованием информации (справочной, промежуточной, выходной) для решения различных задач. Хранение информации осуществляется на машинных носителях в виде информационных массивов.

Процедура поиска информации подразумевает выборку необходимых данных из хранимых информационных массивов.

Режим обработки данных – способ выполнения заданий (задач), характеризующийся порядком распределения ресурсов системы между заданиями (задачами). Режим обработки данных порождает соответствующий режим функционирования системы, проявляющийся в порядке инициирования задач и представлении одним задачам преимущественного права на использование ресурсов, в организации ввода данных, хранения программ в оперативной памяти, вывода данных и т. д. Порядок распределения ресурсов между заданиями влияет на время пребывания задании в системе, производительность системы, стоимость решения задач и другие характеристики системы и процессов обработки задач. Выбор того или иного режима обработки данных обусловлен необходимостью обеспечения требуемых характеристик системы и процессов обработки.

Пакетный режим. При использовании этого режима пользователь не имеет непосредственного общения с ЭВМ. Сбор и регистрация информации, ввод и обработка не совпадают по времени. Вначале пользователь собирает информацию, формируя ее в пакеты в соответствии с видом задач или каким-то др. признаком. (Как правило, это задачи неоперативного характера, с долговременным сроком действия результатов решения). После завершения приема информации производится ее ввод и обработка, т.е., происходит задержка обработки. Этот режим используется, как правило, при централизованном способе обработки информации.

Диалоговый режим (запросный) режим, при котором существует возможность пользователя непосредственно взаимодействовать с вычислительной системой в процессе работы пользователя. Программы обработки данных находятся в памяти ЭВМ постоянно, если ЭВМ доступна в любое время, или в течение определенного промежутка времени, когда ЭВМ доступна пользователю. Взаимодействие пользователя с вычислительной системой в виде диалога может быть многоаспектным и определяться различными факторами: языком общения, активной или пассивной ролью пользователя; кто является инициатором диалога - пользователь или ЭВМ; временем ответа; структурой диалога и т.д.

Диалоговый режим требует определенного уровня технической оснащенности пользователя, т.е. наличие терминала или ПЭВМ, связанных с центральной вычислительной системой каналами связи. Этот режим используется для доступа к информации, вычислительным или программным ресурсам. Возможность работы в диалоговом режиме может быть ограничена во времени начала и конца работы, а может быть и неограниченной.

Иногда различают диалоговый и запросный режимы, тогда под запросным понимается одноразовое обращение к системе, после которого она выдает ответ и отключается, а под диалоговым - режим, при которым система после запроса выдает ответ и ждет дальнейших действий пользователя.

Режим реального масштаба времени. Означает способность вычислительной системы взаимодействовать с контролируемыми или управляемыми процессами в темпе протекания этих процессов. Время реакции ЭВМ должно удовлетворять темпу контролируемого процесса или требованиям пользователей и иметь минимальную задержку. Как правило, этот режим используется при децентрализованной и распределенной обработке данных.

Режим телеобработки дает возможность удаленному пользователю взаимодействовать с вычислительной системой.

Интерактивный режим предполагает возможность двустороннего взаимодействия пользователя с системой, т.е. у пользователя есть возможность воздействия на процесс обработки данных.

Режим разделения времени предполагает способность системы выделять свои ресурсы группе пользователей поочередно. Вычислительная система настолько быстро обслуживает каждого пользователя, что создается впечатление одновременной работы нескольких пользователей. Такая возможность достигается за счет соответствующего программного обеспечения.

Однопрограммный и многопрограммный режимы характеризуют возможность системы работать одновременно по одной или нескольким программам.

Регламентный режим характеризуется определенностью во времени отдельных задач пользователя. Например, получение результатных сводок по окончании месяца, расчет ведомостей начисления зарплаты к определенным датам и т.д. Сроки решения устанавливаются заранее по регламенту в противоположность к произвольным запросам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.