Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, свойства и способы описания алгоритма




Лекция 1

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ

Понятия для повторения

Новые понятия

МОДУЛЬ № 1

«Основы программирования. Математическая формализация текстовых задач. Составление алгоритмов их решения. Алгоритмический язык Turbo-Pascal. Алгоритмы линейной и разветвляющейся структуры и их реализация на языке Turbo-Pascal»

 

В результате изучения модуля студент должен:

§ знать типовые блоки и типовые схемы алгоритмизации задач;

§ применять структуры линейных и разветвляющихся алгоритмов для решения задач;

§ анализировать возможность применения изучаемых типовых структур алгоритмов для решения практико-ориентированных задач;

§ уметь математически формализовать поставленную задачу, находить метод решения ее, составлять схемы алгоритмов и программировать их на языке Turbo-Pascal;

§ приобретать навыки самостоятельной работы с учебной литературой и другими источниками информации.

 

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

 

Новое понятие Определение
Алгоритм Под алгоритмом понимается «точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату»
Свойства алгоритма:   Определенность   Указания, составляющие алгоритм, должны быть четкими, понятными, однозначными, не допускающими двоякого толкования
Дискретность Возможность разбиения алгоритмического процесса на отдельные этапы-шаги
Конечность Число шагов алгоритмического процесса должно быть конечным
Результативность Определяемый алгоритмом процесс через конечное число шагов обязательно приведет к результату, который является решением задачи
Массовость Алгоритм должен быть применим к решению множества однотипных задач
Алгоритмы линейной структуры Алгоритмы, в которых операции выполняются последовательно одна за другой, в естественном и единственном порядке.
Алгоритмы разветвляющейся структуры Алгоритмы, вычислительные процессы в которых в зависимости от выполнения некоторого логического условия производятся по одному из нескольких заранее определенных направлений
Понятие для повторения Определение
Константы Величины, значения которых постоянны и не изменяются при выполнении программы
Переменные Именованные величины, которые могут изменять свое значение в процессе выполнения программы

 

План лекции:

1. Понятие и свойства алгоритма.

2. Способы описания алгоритма.

 

Под алгоритмом понимается «точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату». Алгоритм включает систему правил, определяющих содержание и конечную последовательность действий (шагов и операций), выполняемых над некоторыми объектами с целью переработки исходных и промежуточных данных в искомый результат. Таким образом, это предписание конкретному исполнителю о том, какие действия, над какими объектами и в каком порядке следует выполнять для решения поставленной задачи.

При разработке алгоритмов следует учитывать ряд требований, совокупность которых формирует его свойства: определенность, дискретность, конечность, результативность, массовость.

Указания, составляющие алгоритм, должны бытьчеткими и однозначными, не допускать произвольного или двоякого толкования. Это свойство называют определенностью. Вычислительный процесс после выполнения заданной алгоритмом конечной последовательности действий должен заканчиваться выдачей результатов или сообщением о невозможности решить задачу. Эти взаимосвязанные свойства алгоритма называются конечностью и результативностью.

Для иллюстрации этих свойств алгоритма можно рассмотреть вычисление значения функции sin (x) методом разложения ее в ряд по степеням. Очевидно, что при расчете по подобной формуле окончательного ответа не будет, поскольку в условии задачи ничего не говорится о количестве членов ряда, которые необходимо учитывать при вычислениях. Без подобных указаний вычислительный процесс может продолжаться бесконечно. Чтобы этого не произошло, следует ввести некоторые ограничения, обеспечивающие свойство конечности алгоритма, в частности задать некоторое допустимое число шагов выполнения алгоритма. Например, суммирование продолжать до тех пор, пока значение очередного, учитываемого в сумме члена ряда не станет меньше некоторого ε, равного 104. В этом случае за некоторое конечное число шагов будет получен результат, и алгоритм вычисления функции приобретет свойство результативности.

Алгоритмы должны обладать свойством массовости, чтобы их можно было использовать для решения множества однотипных задач с различными исходными данными. Например, алгоритм Евклида позволяет найти НОД для любой пары натуральных чисел.

Разработанные алгоритмы могут быть представлены на физическом носителе информации различными способами, наиболее известными из которых являются: словесный (средствами языка человеческого общения с тщательно отобранным набором слов и фраз), структурно-стилизованный (языком псевдокодов), графический (схемами из графических блок-символов) или программный (текстами программ).

Наиболее распространенным способом представления алгоритма является графический. В графическомпредставлении алгоритмы изображаются в виде блок-схемы, дополненной элементами словесной или математической записи. Схема алгоритма включает геометрические фигуры (блочные символы), соединенные между собой стрелками (линиями), указывающими порядок выполнения операций. Блочные символы стандартизированы и различаются по типу выполняемых действий.

В схеме начало и завершение алгоритма, а также вход и выход из вспомогательных алгоритмов отмечаются соответственно блочными символами «начало» и «конец» (рисунок 1 а, б (блоки 1 и 2)). Эти блоки, в отличие от большинства других, используются по одному в алгоритме и отмечают начало и конец пути обработки информации. Каждая схема обязательно должна начинаться и заканчиваться этими символами.

Изображенные на рисунке 1 в, г блочные символы в виде параллелограмма (блоки 3 и 4)используют для обозначения операций ввода-вывода данных.

Блок, отражающий вычислительный процесс,применяют для обозначения одной или группы операций, изменяющих значение, форму представления или разме­щения данных (рисунок 1 д (блок 5)). Производимые операции в этом блоке записывают в любой форме с использованием математических формул, выражений и пояснений на естественном языке.

Логический блочный символ «решение» (рисунок 1 еи (блоки 6, 7, 8, 9 соответственно)) используют для обозначения выбора направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторых условий. В блоке указывают условие, вопрос или решение, определяющие дальнейшее направление выполнения алгоритма. Условия могут быть простыми (рисунок 1 е (блок 6)) и составными (рисунок 1 з (блок 8)). В них должны быть учтены абсолютно все возможные варианты следования процесса при решении задачи.

Из блока проверки условия может выходить два, три и более (блок 9) информационных потока, что отличает его от других блочных символов, имеющих не более одного выхода. Выходящие из блока линии должны снабжаться пояснениями о направлениях исполнения алгоритма при выполнении или невыполнении приведенного условия (например, «да», «нет», «<0», «=0», «>0», «=1»,«+» «–» или др.).

Блочный символ модификации (рисунок 1 к, л (блоки 10 и 11)) символизирует начало циклических вычислений (заголовок цикла), для управления которыми он используется. Внутри блока указывается переменная цикла и параметры, характеризующие закон ее изменения, например,

I = А НАЧ, А КОН, ∆А,

где I – переменная цикла,

А НАЧ и А КОН – начальное и конечное значения переменной цикла,

∆А – шаг ее изменения (переменная цикла изменяется от А НАЧ до А КОН с шагом ∆А).

Если шаг равен 1, то ∆А можно не указывать. Кроме входящей линии, блок модификации имеет одну выходящую (на рисунке 1 л обозначенную «Вых»), а также линии, отмечающие передачу вычислительного процесса на обработку для циклических вычислений «Цикл» и возврат в начало для изменения переменной цикла «Изм. пер».

Для обращения к вычислению по подпрограмме (стандартной или разработанной пользователем) в схеме используют блок-символ«предопределенный процесс» (рисунке 1 м (блок 12)). Он как бы заменяет алгоритм подпрограммы (вспомогательный алгоритм) и указывает, что информационный поток передается подпрограмме. По завершении вычислительного процесса в подпрограмме результаты расчета возвращаются в основной алгоритм, в котором процесс вычислений возобновляется с блока, следующего за блоком обращения к подпрограмме. Блок «предопределенный процесс» используют при организации вспомогательных алгоритмов, оформленных автономно в виде отдельного модуля, или при обращении к библиотечным подпрограммам.

Схема является самым наглядным и простым способом представления алгоритма. В ней четко прослеживаются порядок выполнения действий, потоки информации и пути их следования, которые отмечаются линиями со стрелками (стрелки допускается опускать, если потоки направлены сверху вниз и слева направо). Линии по отношению к блокам могут быть входящими и выходящим Количество входящих линий для всех блоков не ограничено – их может быть одна, две, три и более. Выходящая же линия для большинства блоков может быть только одна (исключение – блоки проверки условия). В схеме блоки, за исключением соединителей, могут нумероваться для простоты дальнейшего описания их работы, организации комментариев и использования соединителей. Номера проставляют в верхней части графического символа в разрыве его начертания, как это сделано на рисунке 1.

Внутри блоков и рядом с ними делаются записи и обозначения, уточняющие выполняемые функции. Эти записи могут производиться в любой удобной для разработчика форме. Они не имеют каких-либо существенных ограничений (на язык, обозначения, символы и др.), однако, должны быть понятны всем, кто будет пользоваться алгоритмом. Единственное ограничение накладывается на последовательность записей – они должны читаться (использоваться при работе алгоритма) слева направо и сверху вниз независимо от направления потоков информации.

Алгоритмы целесообразно разрабатывать поэтапно (по шагам). Сложные задачи следует разбивать на достаточно простые, легко воспринимаемые части.

Рисунок 1 – Наиболее употребляемые в схемах алгоритмов блок-символы

Логика алгоритма должна опираться на минимальное число достаточно простых управляющих базовых структур. При разработке схем алгоритмов необходимо соблюдать некоторые требования:

· в схеме алгоритма все линии от блока «начало» до блока «конец» не должны иметь разрывов, не помеченных соединителями. Все линии, указывающие последовательность выполнения действий, должны быть замкнутыми;

· в схеме должны четко прослеживаться потоки информации. Блоки следует размещать таким образом, чтобы избегать пересечения линий. При передаче управления в схеме «снизу-вверх» или «справа-налево» линии обязательно помечают стрелками;

· не допускается передача управления в никуда. «Источник» передачи управления и «получатель» должны быть четко обозначены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.