Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подписи сторон 3 страница




Объектами торгов могут быть предметы личного потреб­ления, имеющие индивидуальные особенности (антиква­риат, высокохудожественные авторские работы и т. д.), пушнина, немытая шерсть, крупный рогатый скот и лоша­ди, табак, чай и т. д.

В качестве покупателей товаров на аукционах могут быть предприятия, организации или отдельные граждане.

На аукционе продавец назначает стартовую цену товара, Которая увеличивается в ходе торгов до своего предельного Уровня. На окончательную аукционную цену оказывает вли­яние сложившийся на данный товар спрос (в том числе в Римках самого аукциона), а также популярность аукциона и Реклама представленных на нем товаров.



Аукционы — коммерческие организации, располагающие необходимыми помещениями, оборудованием и соответст­вующим персоналом. Чаще всего распространены аукционы, организованные в форме акционерных обществ. Аукционная торговля может осуществляться и организациями, для кото­рых торги не являются основным видом деятельности, одна­ко уставом предусмотрено право на их проведение. Сюда относятся аукционы, проводимые биржами, постоянно дей­ствующими выставками, художественными салонами и т. д.

По масштабу деятельности аукционы делятся на нацио-\ налъные и международные.

Широкую известность не только в России, но и за рубе­жом получили пушной аукцион в Санкт-Петербурге и аук­цион по торговле племенными лошадьми в Москве. В роли покупателей на них выступают крупные оптовые фирмы зарубежных стран.

Различают несколько видов аукционов. Так, в зависимо­сти от порядка организации аукционы делят на доброволь­ные и принудительные, а с учетом технологии проведения — на согласные аукционы и аукционы с понижением цен.

Добровольные аукционы проводятся по инициативе владельцев товаров или имущества с целью наиболее выгодной их продажи.

Принудительные аукционы могут прово­диться государственными организациями с целью прода­жи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и невыкупленного имущества и т. п.

Согласный аукцион (с повышением цен) на-j чинается с объявления минимальной цены, установленной продавцом. К этой цене покупатели делают надбавки (над­дачи). Величина надбавки должна быть не ниже минималь­ной надбавки, установленной в правилах проведения торга. В случае если очередное повышение цены покупатели не предлагают, то товар считается проданным последнему по­купателю, предложившему наивысшую цену. Такой способ


ведения аукциона называется гласным. Если же после объ­явления аукционистом минимальной надбавки покупатели дают согласие поднять цену на установленную величину надбавки с помощью условных знаков, а аукционист, объ­являя новую цену, не называет покупателя, то такой способ проведения аукциона принято называть негласным или не­мым. При этом способе торга сохраняется в тайне имя по­купателя. Чаще такой порядок аукционного торга применя­ется при продаже предметов искусства и драгоценностей.

На аукционах с понижением цен снача­ла называется явно завышенная стартовая цена, которая в процессе торгов постепенно понижается до получения со­гласия одного из покупателей на покупку товара. Пониже­ние цены проводится на заранее установленные скидки.

При организации работы аукциона руководствуются По­ложением об аукционе, утвержденным общим собранием акционеров и т. п. Подготовкой и проведением торгов руко­водит аукционный комитет, в состав которого входят: ди­ректор аукциона, коммерсант, эксперт, юрисконсульт, спе­циалист по маркетингу, бухгалтер и аукционист. Каждый из перечисленных членов аукционного комитета выполняет функции, определенные его должностными обязанностями.

7.2. Организация и техника аукционной торговли

Все торгово-технологические операции, совершаемые на аукционах, можно разделить на три этапа:

• подготовительные операции;

• операции, непосредственно связанные с проведением торгов;

• операции, связанные с взаимными расчетами между организаторами и участниками торгов (оформление аукционных сделок).


Основными операциями на первом этапе являются подго­товка аукциона к торгам и подготовка товаров к продаже.

Подготовка аукциона к торгам начинается с анализа предложений, поступающих от владельцев товаров, в предложениях указывают: полное наименование товаров и их краткое описание; характеристику потребительских свойств и качества; сведения о количестве экземпляров и основные реквизиты владельца. Полученные предложения анализируются. Затем владельцам товаров направляются приглашения для оформления аукционных соглашений.

К операциям по подготовке аукциона к торгам относят^ ся также: подготовка помещений для хранения и предпро­дажной подготовки товаров; определение сроков проведе­ния торгов; выпуск и продажа входных билетов; изготов­ление сигнальных табличек; информационно-рекламная работа.

Одной из операций, связанных с подготовкой товаров к продаже с аукциона, является их экспертиза, которая за­вершается установлением стартовой цены товара. Все ус­ловия аукционной продажи товара фиксируются в аукци­онном соглашении, которое визируется юрисконсультом, экспертом, аукционистом, директором аукциона и вла­дельцем товара. Оно оформляется в двух экземплярах.

Товары, принятые от владельцев, в случае необходимо­сти проходят дополнительную предпродажную подготовку, а затем сортируются в зависимости от качества по парти­ям (лотам). Из каждого лота отбирается образец. Количест­во товаров в лоте зависит от традиций торговли данным видом товара. Каждому лоту присваивается номер, по ко­торому он будет продаваться с аукциона.

Для информации покупателей о предлагаемых к прода­же товарах аукцион выпускает каталог, в котором указа­ны составы и номера лотов. Каталоги с указанием начала работы аукциона и правил проведения торга рассылают традиционным покупателям.


Покупателям предоставляется возможность заблаговре­менно ознакомиться с выставленными товарами и поме­тить в каталогах интересующие их номера лотов. При про­даже продовольственных товаров для покупателей могут быть устроены дегустации.

Важнейшей стадией аукциона является торг, который на­чинается в заранее определенный день и час. Для его прове­дения обычно используют специальный аукционный зал.

Открывает торги аукционист, который дает краткую характеристику товара, выставленного под первым номе­ром. Характеристика товара содержится в информацион­ной карте. В ней указывается полное наименование това­ра, характеристика его потребительских свойств и качест­ва, стартовая цена. Назвав начальную цену, аукционист спрашивает: «Кто больше?».

Покупатель, желающий приобрести товар, с помощью сигнальной таблички объявляет цену, превышающую стар­товую.

Аукционист повторяет каждую предложенную покупа­телями цену и называет место, откуда поступило предло­жение о цене. Если очередное повышение цены не предла­гается, аукционист после троекратного повторения вопро­са «Кто больше?» — ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему покупателю, предложив­шему наивысшую цену.

Ассистенты аукциониста помечают, какому покупателю и по какой цене продан соответствующий товар.

Аукционист имеет право снять лот с продажи и через некоторое время выставить его еще раз, если из-за отсут­ствия интереса к данному товару не удается достичь на­меченной аукционом продажной цены.

На аукционах с понижением первоначально установ-ленной цены на заранее определенные скидки лот приоб­ретает тот, кто первым из покупателей скажет: «Да», а при проведении автоматизированных торгов — первым на-


жмет электрическую кнопку, останавливающую смену чи­сел на табло.

После окончания торгов по соответствующему лоту оформляется аукционная сделка. Владельцы получают за свои товары деньги, а покупатели вносят соответствующие суммы стоимости купленных ими товаров и получают их в течение срока, установленного правилами аукциона.

Порядок распределения аукционной выручки преду­сматривается в аукционном соглашении.

При отсутствии спроса лот снимается с торгов, и товар возвращается владельцу с взиманием за определенный пе­риод хранения платы в размерах, установленных аукцио­ном в процентах к стартовой цене.

Порядок разрешения правовых конфликтов и хозяйст­венных споров, связанных с деятельностью аукциона, оп­ределяется действующим законодательством.


ГЛАВА 8

ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА

И УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ

8.1. Понятие об ассортименте товаров и их классификация

Ассортимент товаровсовокупность их видов и раз­новидностей, объединенных по одному или нескольким признакам. Основными группировочными признаками то­варов являются производственный, сырьевой и потреби­тельский.

Различают промышленный и торговый ассортимент то­варов.

Промышленным ассортиментом называют ассорти­мент товаров, вырабатываемый одной отраслью промыш­ленности или отдельным промышленным предприятием.

Как правило, предприятия, производящие товары, вы­пускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им вне­дрять передовую технологию производства, совершенство­вать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их Качество. Поэтому производимые ими товары нуждаются в Дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассорти­мент товаров, представляющий собой сочетание продукции, Вь1рабатываемой самыми различными изготовителями.


Такая подсортировка, или преобразование ассортимен­та, осуществляется преимущественно на предприятиях оп­товой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продо­вольственных и непродовольственных товаров подвергает­ся подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.

Каждая из отраслей делится на товарные rpyn-j п ы, в состав которых входят товары, объединяемые по ря­ду признаков (однородности сырья и материалов, потреби­тельскому назначению, степени сложности ассортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов^ из которых изготовлены товары, их подразделяют на изде­лия из металла, кожи, стекла и т. д.

По потребительскому назначению товары подразделя-1 ют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т. п.

Важным признаком классификации являются особые\ свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реа­лизации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента.

К товарам простого ассортимента относят товары, со­стоящие из небольшого количества видов или сортов (ово­щи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т. д.).

Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т. д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т. д.).


Товарные группы делятся на товарные под­группы, в состав которых входят однородные по при­знаку единства производственного происхождения това­ры. Например, товарная группа обуви делится на подгруп­пы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, то­варная группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги — женские, мужские и детские; мебель — для кухни, жилой комнаты и т. д.).

Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т. д.), т. е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять укрупненный и развернутый ассорти­мент товаров.

Укрупненный ассортимент — это товары, объединен­ные по общим признакам в определенные совокупности (класс, группа, вид товара). Развернутый ассортимент представляет собой детализацию укрупненного ассорти­мента по конкретным разновидностям товаров.

Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с поня­тием широты и глубины ассортимента. При этом ши­рота ассортимента товаров определяется количеством товарных групп, подгрупп и наименований товаров, а глубина — количеством разновидностей товаров по каждому наименованию. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов со-сТоит из большого количества разновидностей соответст-вУющих товаров и является более глубоким.

Товары классифицируют и по таким признакам, как ^стота спроса на товары, а также стабильность и харак-еР предъявляемого спроса.


По частоте спроса товары подразделяются на три] группы:

повседневного спроса — наиболее часто и даже еже­дневно приобретаемые населением товары;

периодического спроса — товары, покупка которых осуществляется периодически;

редкого спроса — предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.

Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализа­ция которых осуществляется в определенные периоды (се­зоны) года.

Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) ко­лебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы:

• стабильного спроса;

• товары, спрос на которые подвержен резким колеба­ниям;

• твердо сформулированного спроса;

• альтернативного спроса;

• импульсивного спроса.

Для рационального формирования ассортимента това­ров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупате­лей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса.

В основу разработки таких комплексов может быть пси ложен половозрастной признак («Товары для женщин» и т.д.), особенности образа жизни и проведения досуга («То­вары для садовода», «Товары для туриста» и т.д.), а также другие признаки.

Потребительские комплексы в свою очередь делятся на микрокомплексы.


8.2. Порядок формирования

ассортимента товаров

на предприятиях оптовой торговли

Обеспечение необходимого уровня обслуживания опто­вых покупателей и роста основных экономических показа­телей деятельности торгового предприятия в значительной степени зависит от рационального формирования ассор­тимента товаров.

Под формированием ассортимента следует понимать процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность работы торгового предприятия.

Создание оптимального ассортимента товаров в ком­мерческих структурах, занимающихся оптовой торговлей товарами народного потребления, является одним из важ­ных условий бесперебойного снабжения розничной торго­вой сети ассортиментом товаров, удовлетворяющим за­просы конечных потребителей. В связи с этим формиро­вание рационального ассортимента товаров представляет важнейшую функцию коммерческих служб оптовых пред­приятий.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами оптового пред­приятия. Оно должно предусматривать комплексное удовле­творение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых оптовым покупателям, должен обладать достаточной широ­той и глубиной. Широта и глубина ассортимента товаров на складах оптового предприятия будет зависеть от ассорти­ментного профиля обслуживаемых оптовых покупателей, Размеров складской площади, состояния предложения на Потребительском рынке и других факторов.


 




Одним из принципов формирования товарного ассор-1 тимента на предприятии оптовой торговли является обес­печение его устойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарах повседневного спроса. Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойное и рит­мичное товароснабжение розничных торговых предпри­ятий, являющихся основными оптовыми покупателями.

И, наконец, одним из важных принципов рационально­го формирования ассортимента товаров на предприятии оптовой торговли является обеспечение условий его рен­табельной деятельности, что особенно важно в условиях рыночной экономики.

Процесс формирования ассортимента товаров на скла­дах оптовых предприятий с учетом рассмотренных выше принципов заключается, прежде всего, в определении пе­речня основных групп и подгрупп реализуемых товаров. При этом необходимо исходить из возможности удовлетво­рения запросов оптовых покупателей с учетом их специа­лизации на торговле соответствующими товарами.

Если оптовое предприятие снабжает розничные торго­вые предприятия преимущественно товарами повседнев­ного спроса, то сформированный им ассортимент должен, прежде всего, удовлетворять требования этой группы предприятий. Предприятие, занимающееся торговлей то­варами узкого ассортимента, должно позаботиться о дос­таточной глубине ассортимента в пределах соответствую­щих групп и наименований товаров, иначе оно не сможет содействовать успешному формированию комплексов и микрокомплексов товаров в обслуживаемых ими универ­сальных и специализированных магазинах.

Поэтому следующим этапом формирования ассортимен­та является определение количества реализуемых разно­видностей товаров по каждому наименованию. Разумеет­ся, что, занимаясь формированием ассортимента товаров, коммерческие службы должны постоянно следить за появ-


лением на рынке новых товаров и вовлекать их в товарообо­рот. Одновременно они должны принимать меры по исклю­чению из своей номенклатуры товаров устаревших моделей, а также товаров, спрос на которые резко снизился.

Инструментом, с помощью которого осуществляется ре­гулирование ассортимента товаров на складах оптовых предприятий, является ассортиментный перечень. В него включается перечень наименований товаров, соответст­вующий установленной широте ассортимента, и мини­мально необходимое количество разновидностей товаров, которые постоянно должны быть в наличии на складе.

Ассортиментные перечни рекомендуется разрабатывать на год. При необходимости в течение года в них можно вносить соответствующие изменения. В них следует преду­смотреть групповую и внутригрупповую структуру, а так­же основные (артикул, модель и т. д.) и дополнительные (размер, полнота, рост и т. д.) признаки разновидностей товаров. Разработка ассортиментных перечней включает три этапа:

• на первом этапе определяется перечень ассортимент­ных позиций, при этом учитывается номенклатура товаров, прошедших через оптовые предприятия в отчетном году, и номенклатура товаров, указанных в спецификациях к договорам на поставку товаров в предстоящем году;

• на втором этапе рассчитывается число разновидно­стей каждого товара по основному признаку, т. е. оп­ределяется их количество по каждой позиции това­ров, поступивших за год;

• на третьем, заключительном, этапе определяется ко­личество разновидностей каждого товара для несни-жаемого ассортимента, включающего такое их коли­чество, которое постоянно должно быть в запасах и которое в любое время может быть предложено поку­пателю.


 




С помощью ассортиментного перечня коммерческая служба оптового предприятия может осуществлять систе­матический контроль за полнотой и стабильностью ассор­тимента товаров на складах и снабжением ими оптовых покупателей своего целевого рынка.

Контроль за соответствием фактического ассортимента товаров ассортименту, предусмотренному в перечне, осу­ществляют товароведы-коммерсанты. Для этого могут быть использованы карточки количественно-стоимостного учета или специальное программное обеспечение для ком­пьютеров.

8.3. Порядок формирования ассортимента товаров в магазинах

Формирование ассортимента товаров в магазинах, в от­личие от предприятий оптовой торговли, имеет свою спе­цифику. При этом необходимо учитывать влияние многих факторов.

На построение ассортимента товаров в розничных тор­говых предприятиях оказывают влияние следующие факторы:

тип и размер магазина и его техническая оснащенность;

условия товароснабжения розничной торговой сети (в пер­вую очередь наличие стабильных источников);

численность обслуживаемого населения;

транспортные условия;

наличие сети магазинов-конкурентов и др.

Известно, что одним из важных признаков, определяю­щих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует учитывать пр** формировании ассортимента товаров, — тип розничного торгового предприятия.


Кроме того, в магазинах одного типа, но с различной торговой площадью ассортимент товаров будет отличаться как по широте, так и по глубине. Существенное влияние при этом будет оказывать и оснащенность магазина, на­пример, холодильным оборудованием.

Для того чтобы обеспечить постоянное наличие в про­даже определенных товаров, необходимо, чтобы магазин снабжался ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке.

На формирование ассортимента товаров розничных торговых предприятий сильное влияние оказывают соци­альный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, соци­альное обеспечение и уровень доходов населения. Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать половозрастной, профес­сиональный и национальный состав населения, его тради­ции и обычаи, а также количество и структуру обслужи­ваемых семей.

При формировании ассортимента товаров нельзя не учи­тывать наличие сети магазинов-конкурентов, представлен­ного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т. д.

Процесс формирования ассортимента товаров в рознич­ной торговой сети можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе устанавливается укрупненный ассор­тимент товаров, т. е. определяется ассортиментный про­филь магазинов. Эта работа проводится с учетом дейст­вующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области Целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль Магазина в общей системе торгового обслуживания города, Района и т. д.

Второй этап предусматривает установление количест­венного соотношения отдельных групп товаров в магазине,


 




т. е. рассчитывается структура укрупненного ассорти­мента.

На третьем этапе определяется развернутый ассорти­мент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновид­ностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено со­ответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факто­ров на построение ассортимента товаров на каждом кон­кретном розничном торговом предприятии.

Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено инте­ресам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т. е. должны быть обеспечены достаточная полнота ас­сортимента товаров, хорошо известных населению, и комплексность их предложения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.

Реализации в магазинах должны подлежать товары над­лежащего качества.

Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием на­учно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов. Поэтому на розничных торго­вых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения но­вых товаров в предлагаемый ассортимент. При этом по­купателей надо проинформировать о появлении новых то­варов. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров.

Рассмотрим особенности формирования ассортимента товаров в магазинах некоторых типов.

Необходимо иметь в виду, что процесс формирования ассортимента товаров в различных типах розничных тор­говых предприятий имеет определенные особенности й


существенно отличается по сложности. Так, например, в мо­сковских гипермаркетах «Рамстор» на торговой площади 5000 м2 размещается 50 тысяч наименований товаров, в том числе 20 тысяч наименований продовольственных товаров, а также такие непродовольственные товары, как: косметика, чистящие и моющие средства, текстиль, обувь, белье, игруш­ки, спортивный инвентарь, подарки, кухонная утварь, элек­тронная бытовая техника и т. д. В то же время, небольшие сельские магазины торговой площадью 100-150 м2 торгуют товарами повседневного спроса, представленными несколь­кими десятками наименований. Поэтому при формировании ассортимента товаров в магазинах прежде всего следует учитывать их тип и размер торговой площади.

Так, в универмагах ассортимент товаров рекомендуется строить по потребительским комплексам. Здесь могут быть предусмотрены следующие потребительские комплек­сы: «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для детей», «Косметика и средства гигиены», «Сувениры, ча­сы, ювелирные изделия», «Товары для досуга», «Товары для письма и учебы», «Товары для спорта, туризма и путешест­вий», «Товары для шитья и рукоделия», «Товары для дома».

Потребительские комплексы делятся на микрокомплек­сы. Например, в комплексе «Товары для женщин» выделя­ются микрокомплексы «Одежда», «Головные уборы и во­ротники», «Белье», «Чулочно-носочные изделия», «Предметы женского туалета», «Обувь» и др.

В состав каждого микрокомплекса входят товары опре­деленных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.

В универсамах выделяют продовольственные и непро­довольственные товары. Среди продовольственных това­ров выделяются такие товарные группы, как: хлеб и хлебо­булочные изделия; бакалейные товары; кондитерские и3делия; консервы; гастрономические продукты; мясо; ры-"й; плоды и овощи. Непродовольственные товары включа-


ют товарные группы: обувь домашняя; чулочно-носочные изделия; галантерейные товары; парфюмерно-космети-ческие товары; школьно-письменные и канцелярские то­вары; игрушки; хозяйственные товары.

Таким образом, при построении ассортимента товаров в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, исходят из деления всей номенклатуры товаров на ком­плексы, микрокомплексы и наименования, а в магазинах, торгующих продовольственными товарами, и в магазинах «Товары повседневного спроса» — на товарные группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количеством его разновид­ностей в зависимости от глубины ассортимента товаров.

В соответствии с действующими Правилами продажи от­дельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации, ассортимент предла­гаемых к продаже товаров и перечень оказываемых услуг оп­ределяются продавцом (магазином и т. п.) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности.

Однако, принимая во внимание необходимость постоян­ного регулирования ассортимента товаров с учетом измене­ний конъюнктуры рынка и других факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой торговли, могут быть исполь­зованы ассортиментные перечни товаров, которые устанав­ливают для каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов.

Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически кон­тролировать его полноту и стабильность. Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого вы­бора их разновидностей, а под стабильностью — по­стоянное наличие в продаже товара соответствующего вида. Они могут быть определены с помощью коэффициентов пол­ноты и стабильности ассортимента.


Коэффициент полноты ассортимента п) можно опре­делить по формуле

к" о?

где Оф — фактическое количество разновидностей това­ров в момент обследования (проверки);

Qn — количество разновидностей товаров, предусмот­ренное ассортиментным перечнем.

Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассор­тимента (Ку) определяется по формуле

еФ1+£>Ф2+--- + 0Фп
л = -,

Qn n

где Офь £>ф2, ••• i Офп — фактическое количество разно­видностей товаров в момент отдельных проверок;

Qn — количество разновидностей товаров, предусмот­ренное ассортиментным перечнем;

п — число проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирм и орга­низаций, которые должны располагать обширной инфор­мацией о спросе покупателей, источниках возможного по-стУпления товаров, ценах на товары и другой коммер­ческой информацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.