Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы товароснабжения 2 страница




Заключительные операции с тарой, выполняемые пред­приятиями розничной торговли, — сдача ее по. количеству


и качеству тарособирающим (тароремонтным) предпри­ятиям или изготовителям (поставщикам) товаров и ее до­кументальное оформление.

Для концентрации возвратной тары, вывезенной из мага­зинов и других предприятий, ее систематического возврата создаются тарные склады. Они занимаются сбором различ­ных видов возвратной тары, ее ремонтом, изготовлением но­вой тары, переработкой нестандартной или вышедшей из оборота тары. Важнейшей функцией таких складов является сдача отремонтированной тары ее потребителям.

Наличие тарных складов позволяет улучшить организацию тарного хозяйства и обеспечить максимально возможный сбор и возврат тары. На таких складах можно применять совре­менную технологию сбора, ремонта, очистки, хранения и воз­врата тары. Они организуют централизованный вывоз тары от получателей товаров и другой продукции, что способствует снижению издержек, связанных с ее возвратом. Создаваемые здесь мастерские для ремонта тары оснащаются современ­ными высокопроизводительными станками.

Тарные склады имеют в своем распоряжении автомо­бильный транспорт, который используется для централи­зованного вывоза тары от получателей товаров и другой продукции и для возврата ее изготовителям или постав­щикам товаров.

Операции по сбору тары выполняет специальный сбор­щик (экспедитор) или шофер, принимающий тару от мате­риально ответственных лиц по количеству и качеству.

Магазины и другие таросдатчики обязаны предвари­тельно подготовить тару к сдаче и погрузке на автомаши­ну, рассортировав ее по видам и категориям, выписать расходную накладную.

Основным документом, подтверждающим вывоз тары из магазина или другого предприятия, является товарно-транспортная накладная. На ее основе осуществляется оплата услуг автотранспорта по вывозу порожней тары.


ГЛАВА 17

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ

17.1. Роль транспорта в торговле

и характеристика основных

транспортных средств

Транспорт играет важную роль в развитии экономики страны, связывая промышленность и сельское хозяйство, обеспечивая условия для нормального развития производ­ства и обращения, содействуя развитию межрегиональных связей. От работы транспорта во многом зависит эффек­тивная деятельность торговых организаций и предпри­ятий, так как расходы на перевозку товаров занимают значительную долю в издержках обращения. Кроме того, рациональное использование различных видов транспорт­ных средств позволяет более оперативно осуществлять до­ведение многих миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей.

Перевозка товаров осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и гужевым транс­портом.

Наибольшую долю в грузообороте страны занимает же­лезнодорожный транспорт, используемый для транспор­тирования грузов на значительные расстояния. Поэтому средняя себестоимость железнодорожных перевозок зна­чительно ниже, чем на автомобильном транспорте.


Для перевозки товаров на железнодорожном транспорте используют крытые вагоны, платформы, полувагоны, цис­терны и специальный холодильный транспорт.

В крытых вагонах перевозят упакованные то­вары, не требующие поддержания в пути следования строго заданных влажностно-температурных режимов. Длинно­мерные грузы и товары, уложенные в контейнеры, перево­зят на платформах ив полувагонах. Цис­терны применяют для перевозки наливных грузов.

Скоропортящиеся товары перевозят железнодорожным холодильным транспортом. Для этих целей используют изотермические вагоны и цистерны, рефрижераторные контейнеры.

Рефрижераторные вагоны и контей­неры имеют теплоизоляцию. Вагоны-рефрижераторы оборудованы машинными охлаждающими устройствами. Они служат для перевозки как охлажденных, так и замо­роженных продуктов.

Вагоны-ледники оборудованы специальными устройствами, заполненными льдом.

Вагоны-термосы предназначены для перевозки термически подготовленных скоропортящихся грузов со сроками хранения более 10 суток. В зависимости от тем­пературы грузов они сохраняют тепло или холод. В них нельзя перевозить плодоовощные товары, выделяющие биологическое тепло.

Для перевозки вина, виноматериалов используются изотермические вагоны-цистерны, цис­терны-термосы, для молока — специальные мо­лочные цистерны.

Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов преимущественно на короткие расстояния. Для этих целей служат автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. Для выполнения нетранспортных работ при­меняют специальный подвижной состав (автокраны и др.).


 




Различают транспортный подвижной состав общего назначения и специализированный. Под­вижной состав общего назначения наиболее распростра­нен и включает автомобили и прицепы с универсальными открытыми кузовами и откидывающимися бортами. Ко второй группе относятся автомобили, прицепы и полупри­цепы с кузовами, приспособленными для перевозки спе­циальных грузов.

По грузоподъемности все виды автотранс­портных средств подразделяются на следующие пять клас­сов, т:

...... До 1 ........ 1-3 ........ 3-5 ........ 5-8 Свыше 8

Особо малой грузоподъемности....

Малой грузоподъемности..............

Средней грузоподъемности...........

Большой грузоподъемности..........

Особо большой грузоподъемности

Для доставки товаров чаще всего используют автомоби­ли первых четырех классов.

По типу кузова автомобили подразделяют на ав­томобили с бортовой платформой, фургоны, рефрижерато­ры, цистерны и самосвалы.

Перевозка товаров осуществляется также речным и морским, транспортом, которые играют особенно важную роль для снабжения северных, восточных и других отда­ленных районов.

Сравнительно небольшую долю в общем грузообороте занимает воздушный транспорт, используемый для транс­портировки срочных грузов, а также для доставки товаров в труднодоступные районы.

Для перевозки товаров на небольшие расстояния при­меняют гужевой транспорт.


17.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом

Основным документом, регламентирующим порядок пе­ревозки грузов на железнодорожном транспорте, а также возникающие при этом хозяйственные отношения между органами транспорта, грузоотправителями и грузополуча­телями, является Транспортный устав железных дорог Рос­сийской Федерации. Он регламентирует важнейшие поло­жения по организации перевозок грузов, а также ответ­ственность железной дороги, грузоотправителей и грузопо­лучателей. Этим лее целям служат правила и инструкции, издаваемые федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

На железнодорожном транспорте перевозки осуществ­ляются повагонными, контейнерными, мелкими, группо­выми и маршрутными отправками.

Повагонной отправкой считается отправка груза, под перевозку которого предоставляется отдельный вагон по одному перевозочному документу (накладной).

Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление одного контейнера.

Контейнеры бывают универсальные и специализиро­ванные. Универсальные контейнеры пред­назначены для перевозки тарных и штучных грузов, а специализированные служат для многократной перевозки определенных грузов (жидких, насыпных, опас­ных, скоропортящихся и др.).

Контейнеры подразделяются на среднетоннажные (с мас­сой брутто более 2,5т, но менее Ют) и крупнотоннажные (с массой брутто Юти более).

Мелкой отправкой на железнодорожном транспорте счи­тается груз, для перевозки которого не требуется отдельного


 




вагона или контейнера. При этом объем перевозимого гру­за не должен быть больше одной трети вместимости вагона и одной четверти контейнера. Общая масса груза, предъ­являемого к перевозке мелкой отправкой, не должна пре­вышать 20 т. В зависимости от вида подвижного состава устанавливается минимальный и максимальный вес одно­го места груза, а также его предельная длина.

Грузы мелкими отправками перевозятся в сборных ва­гонах, контейнерах.

При групповой отправке по одной накладной предъяв­ляется груз, для перевозки которого требуется более одного вагона, но менее маршрутной отправки.

Отправка грузов группами вагонов производится одним грузоотправителем на одной железнодорожной станции в адрес одного грузополучателя. При этом масса груза и ко­личество вагонов в пути следования не изменяется.

Маршрутной отправкой считается груз, предъявляе­мый по одной накладной, для перевозки которого требует­ся предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или дли­не. Маршрутные отправки, как правило, формируются грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути своей организации. По договору с железной дорогой они могут формироваться и на железнодорожной станции.

Маршруты могут быть прямыми и в распыление.

Прямыми маршрутами грузы отправляются на одну станцию назначения в адрес одного или несколь­ких грузополучателей. При этом грузы для каждого получа­теля должны находиться в составе отдельной группой.

Маршруты в распыление отправляют пред­варительно на специальные станции расформирования, где вагоны отправляют на станции выгрузки с указанием конкретных грузополучателей.

Товары могут перевозиться грузовой и большой скоро­стью. Критерии определения скорости перевозок грузов, а


также железнодорожные направления, по которым осуще­ствляются перевозки грузов большой скоростью, устанавли­ваются федеральным органом исполнительной власти в об­ласти железнодорожного транспорта. Перечень указанных направлений подлежит опубликованию в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.

Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправи­тель. Если допускается перевозка данных грузов только большой скоростью, грузоотправитель должен указать данную скорость. Для организации грузовых перевозок на станциях железных дорог имеются специальные службы (товарные кассы, грузовые дворы, товарные конторы).

В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте предназначенный для перевозки груз должен быть надлежащим образом подго­товлен к транспортированию. Тара и упаковка должны со­ответствовать требованиям стандартов для данного вида товара. Отправительская маркировка должна предусмат­ривать наименование грузоотправителя и грузополучателя, станций отправления и назначения, порядковые номера грузовых мест, массу груза.

На грузы, требующие особого обращения, наносят спе­циальные надписи и знаки, предупреждающие о мерах предосторожности. Органы железнодорожного транспорта имеют право не принимать к перевозке грузы, упаковка которых не отвечает установленным требованиям.

Все грузы, которые могут быть сформированы в транс­портные пакеты, должны предъявляться к перевозке в паке­тированном виде. Транспортный пакет — это укрупненное грузовое место, сформированное из отдель­ных мест груза в таре или без нее.

Пакетирование грузов осуществляется силами и средст­вами грузоотправителей до предъявления их к перевозке и в соответствии с требованиями стандартов и технических


 




условий на конкретные перевозимые грузы. Пакетирован­ные грузы перевозятся без переформирования пакета в пути следования.

Некоторые грузы перевозят насыпью или навалом.

Насыпью перевозят грузы, имеющие однородную массу и обладающие взаимной подвижностью (сыпучестью). Для насыпных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков и распыления, используют специализированные вагоны (муковозы) и вагоны-хопперы (зерновозы, цементо­возы, минераловозы и др.). Если грузы не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления (уголь, песок, торф и др.), они перевозятся насыпью в открытом железнодорож­ном подвижном составе и в специализированных вагонах. Перечень грузов, допускаемых к перевозке по железным дорогам в открытом подвижном составе, устанавливается Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Навалом в непакетированном виде повагонными отправками перевозятся грузы, которые при погрузке в вагоны не требуют счета мест и по своему физическому состоянию не могут быть отнесены к насыпным грузам (бахчевые культуры, овощи, черные металлы и др.). Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков (бахчевые культуры, овощи) перевозятся в крытых вагонах.

Под погрузку должны подаваться только технически ис­правные, очищенные внутри и снаружи, а в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, и годные для перевозки данного груза транспортные средства, в противном случае отправитель вправе отказаться от них и потребовать замены.

О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществляемую грузоотправителем, работники железно­дорожных станций должны уведомить его не позднее чем за 2 ч до их подачи.

На каждую отправку грузоотправителем заполняется транспортная железнодорожная накладная,


которая является основным перевозочным документом. В ней содержатся сведения об отправителе и получателе, скорости перевозки, наименование, количество мест и масса груза, объявленная отправителем ценность груза и другие сведения. Масса груза определяется взвешиванием, подсчетом массы, указанной на тарных местах или по стандартной массе грузо­вых мест. Масса некоторых грузов может определяться рас­четным путем по обмеру или условно. В накладной указыва­ется время приемки груза к перевозке.

В соответствии с Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации погрузка грузов в вагоны и на авто­мобили, а также выдача из них должны осуществляться:

• железной дорогой — в местах общего пользования, имеющих необходимые устройства и механизмы, с со­гласия грузоотправителей, грузополучателей, за ис­ключением опасных и скоропортящихся грузов; сырых продуктов животного происхождения; груза, масса одного места которого свыше 0,5 т и который перево­зится в крытом вагоне; негабаритных грузов; грузов, перевозимых наливом, насыпью и навалом, в специа­лизированном подвижном составе, в сопровождении представителей грузоотправителей, грузополучателей. За погрузку и выгрузку грузов железная дорога взима­ет с грузоотправителей, грузополучателей сбор в раз­мере, указанном в тарифном руководстве;

• грузоотправителями, грузополучателями — в местах необщего пользования, а также в местах общего поль­зования, если погрузка, выгрузка не обязательны для железной дороги.

Погрузку грузов в контейнеры и выгрузку их из контей­неров производят соответственно грузоотправители или грузополучатели.

Вагоны, погруженные средствами железной дороги, от­правляются за ее пломбами. Если груз отправлен за массой отправителя, то он и пломбирует вагоны.


 




Грузы должны доставляться в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила их исчисления утвер­ждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Однако грузоотправители и железные дороги в договорах об организации перевозок могут предусмотреть иной срок доставки грузов.

Исчисление срока доставки груза начинается с 24 ч дня приема груза для перевозки.

Дату приема груза к перевозке и дату истечения срока доставки груза указывает железнодорожная станция от­правления в выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

За просрочку доставки груза железная дорога уплачива­ет пени.

Порядок расчета за перевозку груза между железной дорогой и грузоотправителем устанавливается федераль­ным органом исполнительной власти в области железнодо­рожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Цен­трального банка Российской Федерации.

Согласно правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте станция назначения обязана сообщить грузо­получателю о прибытии груза в день поступления, но не позднее 12 ч следующего дня. Представитель грузополуча­теля должен иметь доверенность на право получения груза. После оформления выдачи груза и его выгрузки получатель обязан сдать железной дороге транспортные средства.

Прибывшие на станцию назначения грузы хранятся бесплатно в течение 24 ч. За хранение груза сверх указан­ного срока взимается сбор, указанный в тарифном руко­водстве.

Принимая груз, получатель обязан проверить, обеспече­на ли его сохранность при перевозке. При этом он прове-


ряет целостность пломб, оттиски на них, исправность ва­гона или другого перевозочного средства, соответствие на­именования груза и количества мест данным, указанным в железнодорожной накладной.

Железная дорога должна проверить на станции назна­чения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в следующих случаях:

• прибытие груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами;

• прибытие груза с признаками недостачи либо повре­ждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

• прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режи­ма при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;

• прибытие груза, погруженного железной дорогой;

• выдача груза, выгруженного железной дорогой в мес­тах общего пользования.

Грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их мас­сы, если у грузополучателя и на железнодорожной станции назначения отсутствуют вагонные весы.

Если на железнодорожной станции назначения при про­верке состояния груза, его массы, количества мест обна­ружены недостача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства установлены составленным в пути следова­ния коммерческим актом, железнодорожная станция на­значения обязана определить размер фактической недос­тачи, повреждения или порчи груза и выдать грузополу­чателю коммерческий акт.

Коммерческий акт составляется в трех экзем­плярах.на бланках установленной формы. В нем указыва­ют номер и дату составления акта, точное описание со­стояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых


обнаружена неисправность средства перевозки, причины порчи или повреждения груза, соблюдение правил погруз­ки. При составлении коммерческого акта на порчу скоро­портящегося груза к его первому экземпляру обязательно должны быть приложены контрольные сведения о льдо-снабжении или выписка из журнала температур. Акт дол­жен быть подписан начальником станции или другим компетентным представителем железной дороги и грузопо­лучателем. По требованию получателя станция обязана в трехдневный срок выдать ему коммерческий акт.

В случае необоснованной задержки составления ком­мерческого акта свыше предусмотренного Транспортным уставом железных дорог срока или отказа от его составле­ния железная дорога несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До предъявления к железной дороге иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки груза, необходимо предъ­явление претензии к железной дороге назначения. К ней должны быть приложены подлинные документы, подтвер­ждающие предъявленные заявителем требования, или над­лежаще заверенные копии документов. Однако к претензии в отношении просрочки доставки грузов, грузобагажа долж­ны быть приложены подлинные документы.

Транспортным уставом железных дорог Российской Фе­дерации установлены сроки предъявления и рассмотрения претензий, а также порядок предъявления исков к желез­ной дороге, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов. Специальная глава Устава посвящена ответственно­сти железных дорог, грузоотправителей и грузополучателей в связи с осуществлением перевозки грузов.

На железнодорожной накладной при помощи специаль­ного штемпеля делается отметка о дате фактической вы­дачи груза.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении по­средством взаимодействия железнодорожного транспорта


с морским, речным, воздушным, автомобильным транс­портом осуществляются на основании единого транспорт­ного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования груза.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сооб­щении разрабатываются и утверждаются совместно феде­ральным органом исполнительной власти в области желез­нодорожного транспорта и соответствующим федераль­ным органом исполнительной власти в области транспорта с их последующей регистрацией в федеральном органе ис­полнительной власти в области юстиции.

17.3. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом

Для перевозки грузов торговые организации и предпри­ятия используют как собственный автомобильный транс­порт, так и транспорт общего пользования либо принадле­жащий другим организациям и предприятиям.

Торговые организации и предприятия заключают с ав­тохозяйствами договоры на перевозку грузов, в которых устанавливаются объем и сроки перевозок, порядок со­ставления, представления и выполнения заявок на пере­возку грузов, порядок выполнения погрузочно-разгрузоч-ных работ и экспедирования товаров, материальная ответ­ственность, определяются рациональные формы, маршру­ты и схемы грузоперевозок.

Транспортные организации общего пользования при осуществлении перевозок не вправе оказывать предпочте­ние одному лицу перед другим в отношении заключения договора перевозок и его условий (провозной платы, оче­редности отправки и т. д.), кроме случаев, предусмотрен­ных законодательными актами.


В зависимости от срока действия различают разовые и долгосрочные договоры.

Разовые договоры заключаются при единовременных перевозках. Долгосрочные договоры заключаются при осуществлении между сторонами постоянных отношений, выражающихся в необходимости систематических перево- I зок. Чаще всего это могут быть годовые договоры.

Кроме транспортных договоров торговые организации и предприятия могут заключать договоры транспортной экс­педиции. По договору транспортной экспедиции одна сто- \ рона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (грузоотправителя или грузополучателя) вы­полнить или организовать выполнение определенных дого- | вором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть преду­смотрены обязанности экспедитора организовать перевоз­ку груза транспортом и по маршруту, избранными экспе­дитором или клиентом; обязанность экспедитора заклю­чить от имени клиента или от своего имени договор (до­говоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получе-ние груза, а также другие обязанности, связанные с пе­ревозкой.

В качестве дополнительных услуг может быть оговорено осуществление таких операций, как выполнение таможен­ных формальностей, погрузка и выгрузка груза, уплата пошлин и других операций, предусмотренных договором.

При заключении транспортного договора клиент (грузо­отправитель или грузополучатель) должен убедиться, что перевозчик имеет лицензию на проведение тех или иных работ по перевозке груза.

Лицензированию подлежит деятельность автотранс­портных организаций независимо от их организационно-правовых форм.

Транспортный договор может иметь следующую струк-


 

• преамбула;

• предмет договора;

• условия перевозок;

• расчеты за перевозку;

• ответственность сторон;

• срок действия договора;

• юридические адреса и реквизиты сторон.

Перед началом каждого месяца утверждаются декадные задания на перевозку грузов. В соответствии с ними гру­зоотправители должны заблаговременно представлять авто­хозяйствам заявки на требуемое количество автомобилей.

С учетом объема и характера предстоящих перевозок авто­хозяйства выделяют транспортные средства соответствующих типов в необходимом количестве. Они должны быть исправ­ными и чистыми в санитарном отношении. Подача их под погрузку должна осуществляться в указанное в заявке время.

Товары, представленные к перевозке, должны быть соот­ветствующим образом подготовлены к транспортированию. Они должны быть заранее упакованы в инвентарную тару, взвешены, сгруппированы по получателям. Заблаговременно должны быть также подготовлены товарно-транспортные документы и счета-фактуры.

Перед выдачей груза, предназначенного для доставки, у водителя проверяют наличие путевого листа и документа, удостоверяющего личность.

Прием груза к перевозке с ответственностью автохозяй­ства за его сохранность осуществляется путем взвешивания на весах при погрузке, обмера в кузове автомобиля или сче­та мест. Товары, опломбированные отправителем, водитель принимает по количеству мест согласно счету-фактуре. Прием товаров к перевозке удостоверяется подписью води­теля на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Водитель или экспедитор, сопровождавший груз, сдает его получателю на основании товарно-транспортной на-


 




кладной по массе, количеству или объему. Грузы, прибыв­шие в исправных крытых автомобилях, прицепах, контей­нерах, многооборотной таре, цистернах с исправными пломбами грузоотправителя, выдают грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества мест. При этом проверяется соблюдение условий перевозки грузов.

Получение товара удостоверяется подписью и штампом грузополучателя в товарно-транспортной накладной и сче­те-фактуре.

Размер платы за перевозку грузов, а также размер сбо­ров за выполнение автотранспортным предприятием свя­занных с перевозкой операций и услуг определяются по согласованию сторон.

Причитающиеся автотранспортному предприятию сум­мы за перевозку грузов и связанные с ней транспортно-экспедиционные операции и другие услуги оплачиваются •клиентом при приеме заявок на перевозку чеками или платежными поручениями.

Сторонами могут предусматриваться в установленном порядке расчеты плановыми платежами.

Окончательный расчет по платежам за перевозку гру­зов, а также за транспортно-экспедиционные операции и другие услуги производится клиентом на основании счета автотранспортного предприятия. Основанием для выпис­ки счета за осуществленную перевозку служат товарно-транЪпортные накладные либо акты замера или акты взвешивания груза, а за пользование автомобилями, опла­чиваемыми по повременному тарифу, — данные путевых листов, заверенные клиентом.

Постоянный рост объемов перевозок товаров автомо­бильным транспортом, в том числе принадлежащим торго­вым организациям и предприятиям, вызывает необходи­мость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использова­ние автомобильного транспорта, относятся:


улучшение использования грузоподъемности транспорт­ных средств;

повышение коэффициента сменности работы транспорта;

сокращение простоев;

улучшение использования пробега;

ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические пока­затели.

Так, использование парка подвижного состава молено оценить при помощи коэффициентов технической готов­ности и выпуска.

АДГ

Коэффициент технической готовности подвижного со­става к работе г) определяется по формуле

К„ =

АД,

где АД г — автомобиле-дни в готовом для эксплуатации со­стоянии;

АДС — списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.

Коэффициент выпуска подвижного состава в) можно определить по формуле

ка =

АД,

где АДЭ — число автомобиле-дней эксплуатации.

Указанные показатели можно улучшить за счет повы­шения уровня технической готовности автомобилей, по­стоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.


Для определения степени использования грузоподъем­ности транспортных средств можно применить статиче­ский и динамический коэффициенты.

Статический коэффициент (Я"с) определяется отноше­нием

к -°*

Лг —,

Он

где @ф — количество фактически перевезенного груза;

QH — номинальная грузоподъемность автомобиля.

Динамический коэффициент (Кд) определяется отноше­нием

к - Ртф

где Рт.ф — фактическая транспортная работа, ткм;

Р н — количество тонно-километров, которое можно бы­ло выполнить при полном использовании номинальной грузоподъемности автомобиля.

Улучшению использования грузоподъемности авто­транспортных средств в значительной степени способству­ет применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.

Важное условие роста эффективности использования автотранспорта — повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспе­диционных складов и диспетчерских служб, а также соз­данием условий для ночного завоза товаров на торговые предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.