Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выявление уровня тревожности у подростков




С этой целью можно использовать методику — «Шкала тре­вожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуа­ционной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсут­ствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объек­ты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся ин­троспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позво­ляет при необходимости проводить ее в группе.

На первой странице бланка указывается фамилия, имя школь­ника, класс, возраст и дата проведения исследования. Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с ко­торыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волне­ние, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обве­дите кружком одну из цифр справа: 1,2,3, 4. Если ситуация совершенно не кажется Вам неприят­ной, обведите цифру — 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру — 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает та­кое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру — 2

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3 Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру — 4 Ваша задача — представить себе как можно яснее каж­дую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызы­вать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

Пример: Перейти в новую школу            
1. Отвечать у доски            
2. Пойти в дом к незнакомым людям            
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах            
4. Разговаривать с директором школы            
5. Думать о своем будущем            
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить            
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают            
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)            
9. Пишешь контрольную работу            
10. После контрольной учитель называет отметки            
11. На тебя не обращают внимания            
12. У тебя что-то не получается            
13. Ждешь родителей с родительского собрания            
14. Тебе грозит неудача, провал            
15. Слышишь за своей спиной смех            
16. Сдаешь экзамены в школе            
17. На тебя сердятся (непонятно почему)            
18. Выступать перед большой аудиторией            
19. Предстоит важное, решающее дело            
20. Не понимаешь объяснений учителя            
21. С тобой не согласны, противоречат тебе            
22. Сравниваешь себя с другими            
23. Проверяются твои способности            
24. На тебя смотрят как на маленького            
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос            
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)            
27. Оценивается твоя работа            
2 8. Думаешь о своих делах            
29. Тебе надо принять для себя решение            
30. Не можешь справиться с домашним заданием            

 

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, меж­личностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 12.

Вид тревожности               Номер пункта шкалы      
Школьная                      
Самооценочная                      
                       

 

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому раз­делу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпре­тируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревож­ности.

В табл. 13 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозраст­ных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, по­этому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

Таблица 13

Уровень тре­вожности   Группа учащихся   Уровень различных видов тревожности (в баллах)  
Класс   Пол   Общая   Школьная   Самооцен   Межличн.  
1. Нормаль­     Ж   30-62   7-19   11-21   7-20  
ный       м   17-54   4-17   4-18   5-17  
      ж   17-54   2-14   6-19   4-19  
        м   10-48   1-13   1-17   3-17  
      ж   35-62   5-17   12-23   5-20  
        м   23-47   5-14   8-17   5-14  
2. Несколько     ж   63-78   20-25   22-26   21-27  
повышенный       м   55-73   18-23   19-25   18-24  
      ж   55-72   15-20   20-26   20-26  
        м   49-67   14-19   18-26   18-25  
      ж   63-76   18-23   24-29   21-28  
        м   48-60   15-19   18-22   15-19  
3. Высокий     ж   79-94   26-31   27-31   28-33  
        м   74-91   24-30   26-32   25-30  
      ж   73-90   21-26   27-32   27-33  
        м   68-86   20-25   27-34   26-32  
      ж   77-90   24-30   30-34   29-36  
        м   61-72   20-24   23-27   20-23  
4. Очень     ж   более 94   более 31   более 31   более 33  
высокий       м   более 91   более 30   более 32   более 30  
      ж   более 90   более 26   более 32   более 33  
        м   более 86   более 25   более 34   более 32  
      ж   более 90   более 30   более 34   более 36  
        м   более 72   более 24   более 27   более 23  
5. «Чрезмер­     ж   менее 30   менее 7   менее 11   менее 7  
ное спо­       м   менее 17   менее 4   менее 4   менее 5  
койствие»     ж   менее 17   менее 2   менее б   менее 4  
        м   менее 10   —   —   менее 3  
      ж   менее 39   менее 5   менее 12   менее 5  
        м   менее 23   менее 5   менее 8   менее 5  

 

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы оп­ределялся, исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Особого внимания требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тре­вожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному по­ложению, являясь следствием определенных личностных конфлик­тов, нарушений в развитии самоценки и т. п.

Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и роди­телей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, кото­рые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетво­ренности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертро­фии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающи­еся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повы­шенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школь­ника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п., выяв­ленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешно­сти работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволяют пре­одолеть эту неуспешность, то во втором — на коррекцию самооцен­ки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревож­ность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухуд­шает возможности учащегося, результативность его деятельности. А это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблаго­получие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию при­чин, недостаточно. Приемы редукции тревожности достаточно общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризую­щихся условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. По­добная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило,

компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприят­ный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом слу­чае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тре­вога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тре­вожности учащихся прежде всего вследствие большого числа все­возможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.