Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III технологии управления 12 страница




Использование геоинформационных технологий в государственном и муниципальном управлении
Государственное и муниципальное управление - это прежде всего управление территориями, причем иногда весьма обширными. Наиболее общей информацией, позволяющей комплексно решать экономические, политические, социальные и природоохранные управленческие задачи, связанные с данной территорией, является географически " привязанная" информация. Для эффективного управления ресурсами, планирования развития и оперативного управления всеми аспектами жизни региона или города необходимо организовать систему сбора, хранения, обработки географически "привязанной" информации обо всех объектах управления. Для решения этой задачи обычно используют геоинформационные технологии и системы.
Современная геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, включающая в себя большое количество графических и тематических баз данных, соединенная с модельными и расчетными функциями для манипулирования ими и преобразования в пространственную картографическую информацию с целью принятия разнообразных управленческих решений1. Использование рассматриваемой информационной технологии требует создания многослойных электронных карт региона (города) (инженерные коммуникации, строения, дороги, полезные ископаемые и т.д.) в различном масштабе (обычно 1:2000 или 1:500). При этом семантическое описание каждого объекта того или иного картографического слоя (например, тип, технические характеристики, дата установки, дата очередных испытаний и т.п. для каждого вентиля и каждой трубы водопроводной системы города) хранится в тематических базах данных и имеет соответствующие ссылки.
Любая ГИС-технология работает с базами данных двух типов - графическими и атрибутивными или тематическими.
В графических базах данных хранится то, что принято называть графической или метрической основой, атрибутивные содержат в себе так называемую нагрузку карты и дополнительные данные, которые относятся к пространственным, но не могут быть прямо нанесены на карту - это описания территорий или информация, содержащаяся в отчетах.
Оба вида данных представляют из себя файлы (наборы) цифровых данных. Для работы с этими данными геоинформационная система должна иметь систему управления базами данных (СУБД). Достаточно часто применяются две системы управления базами данных, отдельно для метрической и атрибутивной информации. При помощи СУБД производится поиск, сортировка, добавление и исправление информации в базах данных.
Современный крупный город в условиях перехода к рыночным отношениям, децентрализации управления, повышения ответственности местных органов власти за конечный результат хозяйственной деятельности и социальный уровень жизни граждан не может нормально функционировать без четко налаженной системы всестороннего учета, анализа и оценки городских территорий. Зарубежный и отечественный опыт последних 10-15 лет показал, что приоритетными и наиболее жизнедеятельными информационными технологиями государственного и муниципального управления являются ГИС-технологии. Они служат информационным базисом для решения следующих задач:
создания и ведения системы автоматизированных кадастров (земельный, водный, лесной и др.);
создания и ведения реестров объектов недвижимости и объектов городской инфраструктуры;
экономической оценки городской территории, планирования земельного налога и других платежей за землю, проектирования границ зон градостроительной ценности, расчета ставок земельного налога и т.д.;
инвентаризации городских земель, анализа сложившихся границ отдельных земельных участков, кварталов, создания ситуационных планов, проектирования новых границ земельных участков;
учета и оценки всех объектов городской инфраструктуры для формирования устойчивого механизма управления и развития городской территории;
научно обоснованного перспективного и оперативного планирования развития города и его отдельных территорий;
оптимального проектирования объектов промышленного и гражданского назначения на территории города;
разработки генерального плана города и контроля за его реализацией;
изучения состояния экологических, социально-экономических, природно-ресурсных условий территорий и их экономической оценки.
Таким образом, ГИС по назначению и по своим функциям является многоцелевой и ориентирована на обеспечение данными о городской среде широкого круга организаций и граждан.
К потенциальным потребителям ГИС-технологий можно отнести:
городские структуры распорядительной и исполнительной властей;
планирующие органы;
налоговые инспекции;
юридические и правоохранительные органы;
архитектурно-планировочные и земельные службы города;
эксплуатирующие организации (коммуникации, транспорт, здания и сооружения);
научно-исследовательские и проектные институты;
строительные и торговые организации;
инспекции и контрольные органы социально-экономического и технического надзоров;
инвесторов, коммерческие образования, предпринимателей, частных лиц.
Исследование рынка геоинформационных систем, проведенное в 1998 г. Denver-based Research Corporation и охватившее 386 респондентов как небольших городов, так и городов с 3,5-миллионным населением, показало, что около 65% североамериканских городов и поселков уже используют ГИС-тех-нологии в управлении городом.
О значимости ГИС можно судить и по тому вниманию, которое уделяется им в большинстве развитых стран. Во многих из них образованы национальные и региональные организации, в задачи которых входят развитие исследований, связанных с такой системой и автоматизированной картографией, разработка предложений в сфере национального и городского планирования информации, координация программ получения, обработки и распространения этой информации, создание сетей геоинформационных систем. Для этих целей разработана правовая база, производится мощное аппаратное и программное обеспечение, налажена подготовка и переквалификация необходимого класса специалистов.

WWW (World Wide Web) - информационные технологии в государственном и муниципальном управлении
С 1989 г. можно вести отсчет взрывному характеру развития Интернета, вызванного стремительным распространением Web-технологии (или WWW-технологии), которая была разработана в Лаборатории физики элементарных частиц европейского центра ядерных исследований (CERN) для обмена информацией.
Сегодня глобальная информационная сеть Интернет (Internet) является главным инструментом человечества при его переходе от индустриальной к информационной эре. Интернет является главным мировым источником информации, оперативным глобальным средством связи, базой для развития технологии будущего. Провозглашенная как "мировая информационная супермагистраль", сеть Интернет является объектом вложения громадных сил и средств международных организаций, правительств и частных фирм во всем мире. Сеть дала мощный импульс к развитию корпоративных информационных систем, значительная часть которых сегодня строится на основе технологий Интернета.
WWW - это распределенная информационная система мультимедиа, основанная на специальных протоколах приема и передачи гипертекстовой информации. Распределенной такую информационную систему называют потому, что используемая в ней информация хранится на нескольких десятках миллионов географически распределенных компьютерных систем с соответствующим программным обеспечением (Web-серверов), объединенных телекоммуникационными средствами глобальной сети Интернет. Пользователи, имеющие доступ к сети Интернет, могут получать эту информацию, также используя специальное программное обеспечение - так называемые программы просмотра WWW-документов (WWW-browsers). Мультимедиа-информация - это информация, представленная не только в текстовой, но и в графической форме с использованием видео- и звуковых данных.
Необходимым условием широкого использования WWW-технологий в органах государственного и муниципального управления является построение общенациональной информационной системы, включающей следующие компоненты:
современную телекоммуникационную инфраструктуру на основе каналов связи различной природы (кабельные, радиорелейные, спутниковые и пр.);
распределенную иерархическую компьютерную сеть, входящую в информационное пространство Интернета и объединяющую информационные системы федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
систему национальных информационных ресурсов, построенную по технологии Интранета и включающую регистры, кадастры, банки данных федерального и регионального уровней;
комплексную систему информационной безопасности, охватывающую все компоненты системы и предотвращающую угрозы разрушения системы, несанкционированного доступа к данным и распространения общественно опасной информации.
Построение информационной системы такого масштаба на основе открытых технологических решений Интернета имеет несомненные преимущества перед решениями, ориентированными на закрытые уникальные технологии. Это:
интеграция информационных ресурсов федерального и регионального уровней, построение базовых общенациональных ресурсов (регистры правовой информации, юридических и физических лиц) по технологии распределенных банков данных;
обеспечение эффективного доступа к информационным ресурсам на всей территории страны, организация межрегионального информационного обмена;
гибкость и расширяемость (масштабируемость), простота интеграции новых информационных систем;
минимизация затрат на создание и эксплуатацию отраслевых, региональных и муниципальных информационных систем за счет тиражирования унифицированных программно-технологических решений и организации централизованного сопровождения.
Построение единого информационного пространства регионов и России в целом осуществляется совместными усилиями федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и фирм на основе национальной программы информатизации и увязанных с ней отраслевых и региональных программ информатизации в рамках Закона "Об информации, информатизации и защите информации", принятого Государственной Думой 25 января 1995 г. Среди первоочередных мер программы можно выделить:
ускорение работы по созданию федеральной базовой телекоммуникационной сети, объединяющей регионы России и интегрирующей существующие сети российского сегмента Интернета;
развертывание региональных телекоммуникационных сетей, увязанных с базовой сетью;
переход органов государственной власти и местного самоуправления на унифицированные системы обмена информацией (электронная почта, телеконференции и другие возможности Интернета);
создание и поддержание администрациями регионов официальных серверов Интернета по типовой структуре;
построение отраслевых и региональных информационных систем и ресурсов в архитектуре Интранета;
использование типовых сертифицированных средств защиты информации.
В ряде субъектов Федерации (Чувашская Республика, Ярославская, Самарская и Нижегородская области) к 2001 г. уже созданы региональные Интранет-системы, полностью отвечающие перечисленным выше требованиям.
Быстро увеличивается число федеральных органов государственной власти (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, Федеральное Собрание РФ и др.), имеющих свои собственные Web-серверы. Появился и активно действует объединенный сервер органов государственной власти Российской Федерации.
Использование Web-технологии позволяет также построить системы дистанционного обучения и консультирования сотрудников органов государственного и муниципального управления, причем это могут быть как корпоративные Интранет-системы, так и общероссийские Интернет-системы. К сегодняшнемудню в российском сегменте сети Интернет накоплено много общедоступных учебных и методических материалов, обобщающих опыт государственного и местного самоуправления в России за последние десять лет.
В качестве примера можно привести библиотеку местного самоуправления программы "Местное самоуправление", проводимой Московским общественным научным фондом. Библиотека размещена на Web-сервере фонда с адресом www.mpsf.org.

Технологии информационно аналитической поддержки процедуры принятия управленческих решений
Как извес тно, процесс принятия управленческих решений состоит из нескольких этапов, а именно:
- сбор информации и анализ сложившейся ситуации;
- выработка ряда альтернативных вариантов управленческих решений;
- оценка выбранных вариантов в соответствии с принятой системой критериев и выбор оптимального варианта.
Очевидно, что от достоверности и актуальности исходной информации о состоянии объекта управления во многом зависит и качество принимаемых управленческих решений. Такая информация о состоянии субъектов РФ, отраслей и городов обычно собирается в собственных и внешних базах данных.
Так, в настоящее время Совет Федерации при принятии решений использует информационную базу, состоящую из собственных и внешних баз данных и включающую правовые базы данных, базы данных с экономико-статистической и общественно-политической информацией, а также справочные базы данных (всего свыше 100 баз данных). Собственные базы данных Совета Федерации, такие, как "Депутат", "Постановления СФ" и "Стенограммы заседаний Совета Федерации", представлены в системе "Почта" ГУИР ФАПСИ. С внешними базами данных Совет Федерации в основном работает с использованием удаленного доступа и Web-технологий. Установлен телекоммуникационный доступ к базам данных Государственной Думы, Администрации Президента РФ, мэрии Москвы, НЦПИ при Минюсте России, Госкомстата России, различных информационных агентств (ИТАР - ТАСС, РИА, ИНТЕРФАКС и др.).
Особо важная роль в принятии управленческих решений в государственном и муниципальном управлении принадлежит правовой информации.
В органах государственного и муниципального управления на сегодня широко используются правовые базы данных "Гарант", "Консультант-Плюс", "Кодекс", НЦПИ при Минюсте РФ. Сами базы данных обычно размещаются на одном из серверов корпоративной информационной системы, а доступ к ним реализуется с использованием стандартной технологии "клиент - сервер".
Для обеспечения актуальности исходной для принятия управленческих решений информации используются различные технологии мониторинга социально-экономического состояния и финансовой деятельности объекта управления.
Результаты мониторинга, как правило, размещаются на Web-серверах. Общесистемную часть информационной базы мониторинга составляют общероссийские и международные классификаторы, кадастры, регистры, каталоги и справочники. Доступ к ним обеспечивается на основе единой программно-технической среды, формируемой в инфраструктуре региональной информатизации. Мониторинг проводится по единой системе базовых социально-экономических показателей и на основе типовых методических материалов, предоставляемых регионам основными организаторами мониторинга. Регионы вправе расширять и дополнять систему базовых показателей с учетом реальных потребностей и целей мониторинга. Конкретные направления и цели мониторинга формируются с учетом приоритетности региональных социально-экономических и финансовых проблем и задаются, как правило, субъектами Российской Федерации самостоятельно. Обобщенные данные мониторинга и материалы анализа, требующие принятия мер на федеральном уровне, направляются в Аппарат Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, в ФАПСИ и аналитические центры Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также передаются органам управления, ответственным за проведение мониторинга, для разработки соответствующих предложений и формирования банков данных и информационных фондов в соответствии с областями их компетенции.
Принятие решений - наиболее сложный и ответственный этап деятельности человека в системах управления. Компьютерное моделирование процессов принятия решений сегодня становится центральным направлением автоматизации деятельности лица, принимающего решение.
Системы поддержки принятия решений, как правило, являются диалоговыми. Они предназначены для обработки данных и реализации моделей, помогающих решать отдельные, в основном слабоструктурированные задачи (например, принятие решения о займе или инвестициях, составление прогнозов и т.п.).
В большинстве проблемных областей невозможно создание формальных традиционных количественных моделей. Для задач подобного типа характерны неопределенность, описание на качественном уровне, неоднозначность последствий решений поставленных проблем. Г.Саймон назвал такие задачи "слабоструктурированные", подразумевая под этим задачи, имеющие качественный характер, трудноформализуемые, несущие в себе неопределенность. При решении таких проблем требуется интуиция, опыт, ассоциативность мышления, догадки. Наука, обеспечивающая процесс передачи ЭВМ информации об этих проблемах, носит название инженерия знаний или когнитология.
При структуризации или концептуализации знаний проектируется структура полученных знаний о предметной области, т.е. определяется список основных понятий о предметной области, выявляются отношения между понятиями, определяются стратегии принятия решений в данной предметной области, определяются связи данной предметной области с окружающим миром.
Этап получения знаний имеет свои особенности, которые заключаются в том, что его можно разделить на более тонкие процессы (извлечения, приобретения, формирования), имеющие свою собственную специфику. В процессе извлечения знаний происходит взаимодействие эксперта - источника знаний с инженером по знаниям, при котором становится ясным метод рассуждения специалистов при принятии решений и структура его представления о предметной области. Процесс извлечения - это процедура, в которой инженер по знаниям, имеющий опыт в области когнитивной психологии системного анализа, математической логики, создает "скелетную" модель предметной области, которая на последующих этапах будет наполнена конкретными сведениями об объектах предметной области.
В реальных задачах ситуационного анализа и принятия решений целесообразно использование настраиваемых оценочных систем.
При генерировании альтернативных вариантов решений наиболее эффективно использование методов типа мозговой атаки, морфоанализа Цвикки, развитых методов организации информационного взаимодействия экспертов в процессе экспертизы.
В последнее время все большее значение приобретают методы экспертного прогнозирования, в частности метод экспертных кривых, позволяющие использовать потенциал высококвалифицированных специалистов для определения ожидаемой динамики развития ситуации. Их использование целесообразно, в частности, при разработке сценариев развития ситуации. При подготовке альтернативных вариантов и принятии окончательного решения большое значение имеет коллективная работа экспертов. Для корректного определения ее результатов необходимо использовать специально разработанные методы и технологии, в частности автоматизированные системы экспертного оценивания.
Выделение и исследование класса мягких систем с одновременным учетом всего спектра характеризующих их признаков позволило добиться определенных успехов во внедрении прикладных средств анализа в реальную практику государственного и муниципального управления. Так, американские научно-прогностические центры, специализирующиеся на анализе и прогнозировании поведения социально-политических и экономических объектов, используют дискретное математическое моделирование с привлечением теории знаковых графов.
Прикладное развитие идеи нечетких систем было активно использовано японскими исследователями и помогло существенно улучшить показатели внедрения интеллектуальных технологий. Однако следует отметить, что внедрение результатов этих работ в проблемную область систем организационного управления - дело перспективы.
Отечественная практика внедрения экспертных систем в рассматриваемую проблемную область (на примере работы информационно-аналитических центров органов исполнительной власти субъектов РФ) пока характеризуется довольно скромными успехами. Экспертные системы как наиболее явные представители продвинутых интеллектуальных технологий в их классическом, общепринятом понимании в рассматриваемых аналитических центрах практически не используются. Инструментарий же, программные оболочки экспертных систем (в подавляющем большинстве отечественные) с демонстрационными фрагментами баз знаний есть почти везде - они используются для освоения азов работы с интеллектуальными технологиями.
Используемые в информационно-аналитических центрах российских регионов прикладные программные и методические средства, ориентированные на аналитическую обработку данных, являются в своем большинстве оригинальными проблемно-ориентированными продуктами отечественного исполнения.
При решении отдельных функциональных задач управления в государственном и муниципальном управлении используются специализированные информационные технологии интеллектуальной поддержки процедуры принятия управленческих решений. Информационные технологии управления проектами предназначены для решения следующих основных задач корпоративного планирования:
разработки расписания исполнения проекта без учета ограниченности ресурсов;
разработки расписания исполнения проекта с учетом ограниченности ресурсов (leveling);
определения критического пути и резервов времени исполнения операций проекта;
определения потребности проекта в финансировании, материалах и оборудовании;
определения распределения во времени загрузки возобновись
ляемых ресурсов;
анализа рисков и планирование расписания с учетом рисков;
учета исполнения проекта;
анализа отклонений хода работ от запланированного и прогнозирования основных параметров проекта.
Признанным лидером программного обеспечения, реализующего подобные технологии, является программный комплекс MS Project Expert (разработчик - фирма Microsoft, США). Этот пакет используют сегодня для корпоративного управления проектами около 3 млн людей во всем мире. Его стандартный офисный интерфейс позволяет быстро научиться использовать продукт. Ранние версии этого продукта не особенно блистали своей функциональностью, однако версия MS Project 2000 радует своими обширными возможностями интеграции с другим ПО от Microsoft. Главное отличие версии MS Project 2000 от предыдущих версий - Microsoft Project Central. Это приложение для совместного управления проектами с помощью средств Web позволяет организовать двусторонний обмен данными между всеми участниками проекта.
В отечественном программном продукте Spider Project (www.spiderproject.ru), имеющем примерно такие же возможности, как и Project Expert, непривычно, но достаточно эффектно реализована поддержка групповой работы над проектом. Из наиболее известных проектов, при управлении которыми применялся Spider Project, следует отметить проект московского правительства по строительству в 1997 г. Олимпийской деревни для Всемирных юношеских игр в Москве (бюджет 250 млн долларов).
Для управления внутрикорпоративным документооборотом используются различные информационные технологии электронного документооборота и контроля исполнения решении. Для реализации этих технологи и в большинстве органов государственного и муниципального управления используются такие программные продукты, как PC Docs Open, Action Workflow, Water Mark, и MS Exchange.

Выводы
1. Анализ состояния и возможностей современных информационных технологий управления показывает, что в распоряжении управленцев и экономистов находится мощный арсенал аппаратных и программных средств, который за последние годы стал еще более доступным и совершенным.
2. Не вызывает сомнения тот факт, что рациональное обоснование выбора необходимых информационных технологий и грамотное их использование в органах государственного и муниципального управления позволяет существенно повысить качество управления в целом, снизить трудоемкость рутинных работ, ускорить процессы получения информации, необходимой для принятия управленческого решения.

Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основную цель использования информационных технологий в управлении.
2. Что собой представляет корпоративная информационная система?
3. Какие задачи государственного и муниципального управления решаются с помощью геоинформационных технологий?
4. Какова роль, место и перспективы использования Web-технологий в решении задач государственного и муниципального управления?
5. Какие задачи государственного и муниципального управления решаются сегодня с помощью информационных технологий интеллектуальной поддержки процедуры принятия управленческих решений?

Список литературы
Козарев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. СПб., 2000.
Капралов Е.Г. Введение в ГИС: Учебное пособие. М., 1997.
Рассохин Д., Лебедев A. World Wide Web - всемирная информационная паутина в сети Интернет. М., 1997.
Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов / Под ред. Г.А.Титоренко. М., 2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.