Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология проектирования педагогической инновации




1. Инновации и их сущностные характеристики. Традиция – устойчивый и значимый компонент культуры, который передается из поколения в поколение с помощью механизма преемственности; традиции - констатирующий и системообразующий элемент человеческого общества.

Противостоящим понятию «традиция» является понятие «инновация».

Инновация - вновь созданная посредством творческой деятельности духовная реальность, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией.

В теоретической и практической педагогике нередко конфликтной является проблема соотношения инновации и нормы, хотя и та, и другая одновременно необходимы. Норма хранит существующее, инновационная деятельность его меняет. Их подвижное взаимодействие делает возможным сосуществование процессов функционирования и развития образовательной системы того или иного уровня.

Традиция и инновация являются взаимосвязанными и взаимопереходящими категориями: инновация зарождается в недрах традиции как ее отрицание и, по мере формирования, становления и развития, переходит в новую традицию, отрицая тем самым себя как инновацию и создавая предпосылки для зарождения «новой» инновации.

Новшества – такие компоненты или такие связи, которых раньше в педагогической системе ОУ не было.

Нововведение – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое. Иначе, нововведение – это процесс внедрения новшества. Инновация тождественна нововведению.

Педагогические инновации (нововведения) можно рассматривать как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов субъектов образовательной системы, что предполагает ее качественные изменения, связанные с ее эффективностью, стабильностью и жизнеспособностью.

Сущностные характеристики инноваций:

- ориентация на актуальные противоречия образовательной практики, порождающие проблемное поле инновационного развития;

- инициативно-творческий характер возникновения и развития инноваций;

- диалектическая взаимосвязь инноваций и традиций, что конкретно проявляется в зарождении инновации в «недрах» традиции и последующем перерастании инновации в «новую» традицию;

- единство содержательного и процессуального в инновации, то есть органическая взаимосвязь конкретного содержания инновации с проблематикой процесса ее внедрения в образовательную практику;

- разновекторность инноваций, что означает направленность на решение разнообразных задач инновационного развития;

- непрерывность развития инновационной проблематики, что означает возникновение инновации как средства решения той или иной проблемы и существование инновации как объекта, порождающего новое проблемное поле развития.

Инновационный процесс – такие изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые: обладают новизной; обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей; способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества; согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.

Педагогическая система образовательного учреждения (ОУ) – совокупность особым образом связанных между собой человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов входа, образовательного процесса и результатов образования. Педагогическая система ОУ обеспечивает функционирование ОУ.

Развитие ОУ может быть управляемым или стихийным. При управляемом развитии создается специальная инновационная система ОУ.

Инновационная система ОУ – это совокупность особым образом связанных между собой идей изменений, человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов входа, процессов целенаправленных изменений и педагогической системе ОУ, а также результатов этих изменений.

При освоении новшеств приходится реализовывать разные по структуре действия, но существует и ряд общих этапов, образующих единичный инновационный цикл, в число которых: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация (установление) или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

2. Типологизация педагогических инноваций.

Основания типологизации (классификации)   Примерные виды педагогических инноваций
  Источник возникновения Внутрисистемные (возникающие в образовательных системах всех уровней) Внешние (по отношению к данной образовательной системе) Комбинированные (возникают в ходе взаимодействия образовательных систем с другими системами, иначе – в ходе межсферного взаимодействия)
  Объект изменений Содержание учебного материала Технологии образовательного процесса Технологии воспитания и развития личности Технологии управления Ресурсное обеспечение образовательных систем (материальное, финансовое, кадровое, информационное и др.) Взаимодействие социума и образования       Модернизация… Разработка… Совершенствование… Переструктурирование… Обогащение новыми элементами… Изменение функционирования… Координация…
  Масштаб изменений   Единичные Локальные Системные Метасистемные
Субъекты инновационной деятельности Педагоги Учащиеся Управленцы Родители Представители социума Комбинированный состав     Изменение роли, позиций, статуса, характера взаимодействия, стратификационные изменения, повышение социально и профессиональной мобильности, изменение уровней компетентностей (коммуникационной, информационной, социокультурной, текстовой и др.)
         

 

Таблица 15 - Типологизация педагогических инноваций.

3. Примерная структура программы эксперимента. Необходимость проведения педагогического эксперимента возникает при внедрении инноваций в образовательно-воспитательный процесс ОУ.

 

№ пп Пункт программы Содержание Вопрос для ответа
1. Тема эксперимента Название эксперимента Как называется эксперимент?
2. Исполнитель эксперимента Фамилия, имя, отчество, должность, звание  
3. Научный руководитель эксперимента, консультант, эксперт, управляющий Фамилия, имя, отчество, должность, звание, место работы, телефон  
4. Актуальность темы Затруднения, проблемы, противоречия практики, из которых вытекает необходимость эксперимента по данной теме Что не устраивает, в чем состоит проблемная ситуация? Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
5. Идея эксперимента Наиболее общее представление о проблемной ситуации, направлении деятельности исследователя, образе желаемого изменения в ученике Какое обстоятельство вызывает у Вас потребность в действиях, направленных на изменения в ученике? Что хотите изменить в ученике, за счет чего и как?
6. Замысел эксперимента Конкретизация идеи эксперимента через определенные формы, методы, логику разворачивания содержаний, учет конкретных условий класса и пр. Как Вам видится процесс воплощения идеи эксперимента? Как воплотить идею эксперимента на практике?
7. Объект экспериментирования Границы исследования и изменения практики Что исследуется? Каковы границы педагогического воздействия? Какова область изменения практики?
8. Предмет экспериментирования Свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте; часть объекта, раскрываемая в данном экспериментальном исследовании О чем в объекте экспериментирования будет получено новое знание? На что в объекте экспериментирования будете воздействовать? Как рассматривается объект: какие свойства, части, отношения, функции выделяются в объекте?
9. Педагогическая цель. Цель эксперимента Ожидаемый результат педагогической деятельности, который выражен в позитивных изменениях в ученике, появившихся благодаря экспериментальной разработке. Ожидаемый результат, представляемый в форме методических рекомендаций, разработок уроков, планов, авторских программ, концептуальных положений, принципов, педагогических технологий и пр. Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в Вашем ученике благодаря экспериментальным действиям, какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ученика предполагаете получить за счет экспериментальных действий? Что хотите разработать и апробировать? Что хотите создать в результате эксперимента? Какой текстовой результат намерены получить в эксперименте?
10. Задачи Действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели Какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели эксперимента? Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели? Какие шаги нужно сделать для достижения цели эксперимента?
11. Гипотеза Научно обоснованное логическое предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента, совокупность воздействий, система мер по реализации задач эксперимента, максимально подробно изложенная модель-нововведение, благодаря которому ожидается получить определенную эффективность учебно-воспитательного процесса Что будете проверять? В чем состоит Ваше предположение о том, как возможно реализовать идею и замысел эксперимента? Какие управляющие воздействия предполагаете по реализации задач эксперимента?
12. Диагностический инструментарий Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, типы интервью, тексты контрольных работ, тесты, экспериментальные дидактические материалы С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами?
13. Критерии оценки ожидаемых результатов Признаки или параметры, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки С помощью каких признаков параметров будет оцениваться эффективность экспериментальных материалов: программ, методик, принципов и др.?
14. Сроки эксперимента Время начала и предполагаемого завершения эксперимента Каковы продолжительность эксперимента?
15. Этапы эксперимента Части, определяющие промежуточные результаты эксперимента и последовательность их достижения Какие промежуточные результаты и в какой последовательности предполагаются для достижения цели?
16. Прогноз возможных негативных последствий Замедление темпов прохождения тем, отклонения от базового компонента содержания образования, изменение образовательных целей и пр., провоцирующие негативные изменения в учащихся Какие возможны отрицательные последствия?
17. Способы коррекции, компенсации негативных последствий Управляющие воздействия со стороны экспериментатора, устраняющие негативные последствия Какие конкретные действия могут компенсировать отрицательные последствия эксперимента? Как можно компенсировать отрицательные последствия?
18. Состав участников эксперимента Педагогический коллектив, участвующий в эксперименте по данной теме Кто участвует в эксперименте?
19. Функциональные обязанности Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в эксперименте Кто и за что отвечает в эксперименте?
20. База эксперимента Группа учащихся, класс, параллель классов, вся школа На каком контингенте проводится эксперимент?
21. Масштаб эксперимента Продолжительность эксперимента во времени и охват по объему материала: один урок, несколько уроков темы, четверть, год, несколько лет Каков объем учебного материала, вводимого в поле эксперимента, и какова его продолжительность?
  Тип эксперимента Констатирующий, поисковый, формирующий Какой тип эксперимента Вы осуществляете?
23. Статус эксперимента Правовое положение эксперимента, его состояние: внутришкольный - индивидуальный или коллективный, муниципального уровня, федерального уровня Каковы индивидуальные притязания экспериментатора на статус эксперимента?
24. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики Статья, отчет, методические рекомендации, программ и пр. В какой форме будут описаны итоги эксперимента?
25. Научно-методическая обеспеченность эксперимента Перечень экспериментальных материалов для педагогов, управленцев, обучаемых Какова обеспеченность эксперимента научно-методическими разработками?

 

Таблица 16 - Примерная структура программы эксперимента

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.