КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Следствие фактическое 3 страница
Исчезновение нарыва или опухоли не устраняет глубинных организменных причин, вследствие которых возникла патология. Значит, её убыль с залеченного органа обозначает появление боли в неожиданном месте, поскольку гнилостному потоку надо отыскать слабый участок и прорваться наружу. И там, где такой прорыв состоится, вспыхнут очередные воспаления, и так вечно. Что же делать? А как на этот вопрос отвечает медицина? Ответ уже приводился ранее. Напомним его. „В официальной медицине есть четыре способа регулирования дренажно-детоксикационной функции лимфатической системы: лимфостимуляция (отток) с помощью растений, массажа, процедур и лечебной грязи; лимфопротекция (защита) с применением пищевых волокон, препаратов с бифидо- и лактобактериями, с адаптогеновитаминами; лимфокоррекция – с лимфотропной терапией, биофлавоноидами, с физиотерапией, с коррекцией баланса компонентов лимфы; лимфосупрессия – снижение некоторых параметров лимфатической системы.” 73 И опять, как у А. Райкина: „Столько образования на один бифштекс” 88 Ведь для выполнения всего того, что перечислено в цитате, необходим не просто большой, а огромнейший коллектив умных исследователей. И все эти мыслители нацелены на ожидание: когда, наконец, к ним поступит пациент, уже почти обречённый, и они смогли бы продемонстрировать ему то, чему научились за его же деньги. Демонстрация обычно заканчивается печально: излечившихся нет и не предвидятся. Однако почему в многотысячной среде врачевателей не возник стыд за то, что, несмотря на великие усилия целителей и прямо-таки невероятные успехи в борьбе за... больных становится всё больше и уже на планете нет места, где можно было бы поставить дополнительные койки? Ответ такой: люди в своём же развитии находятся на крайне низком уровне осознания себя. Пока они с трудом доросли до понимания последствий скрытых от них явлений и, не подозревая о наличии того, что нельзя обозреть в микроскоп, со всем пылом примитивизма ополчились на тени от предметов, не ведая о самих предметах. Это касается не только медицины. В любом направлении деятельности от созерцания до науки и далее до вселенских обобщений, везде земные умы придавлены простейшим восприятием мира, вытекающим из материалистических представлений. До некоторых пор упрощенчество было полезным, поскольку неокрепший ум на бóльшее претендовать не имел оснований. Однако в наше время с манерами деревенского парубка ломиться в заземелье, на другие планеты, выслеживать знакомых в безбрежье космоса...
Так вот! Почему из учёной рати, несущей здоровье людям, не нашлось хотя бы несколько гениев, вознегодовавших процедурой лечения? Если на пути идущего обнаружится ловушка с капканом, надо ли прыгать в яму только затем, чтобы, напрягая талант и возвеличивая дух простака, выбраться на свободу? Каждый читатель способен вообразить возможное прозрение человечества: учёные нашли в себе силы отречься от идеологии лечения и принять мировоззрение неболения. 97 Нет необходимости тратить жизни и средства на устранение последствий, если можно их не допустить. Сколько бы учёных танцев ни совершалось вокруг лимфатических заболеваний, причина этого бедствия остаётся незатронутой и даже не уяснённой. Причиной же является затромбование, закупорка или иначе: снижение проницаемости онторейной области с последующим образованием дёгтевого слоя. Пусть медицина блеском своей образованности справится с великим множеством опухолей, чирей, угрей, нарывов, прыщей, пусть ампутирует органы, почерневшие от нагноения, пусть устраивает лечебное Бородино у постели каждого больного, пусть... Однако всё перечисленное и ещё больше не отмеченного никоим образом не относится к тому, что вызвало все эти бедствия. На место одного фурункула на шее, вскорости придут десятки в других частях тела, поскольку, перекрыв истечение ядовитой грязи в одном направлении, грязь устремится искать выход по всему телу, и в каждом прорыве образуется новый фурункул. Если дёгтевая смесь в организме присутствует, то она или найдёт выход наружу, или убьёт того, кто её закупорил. Пока она находится внутри – спасения нет. Если и искать истоки рака, то они находятся в онторейном слое. Тогда борьба с раком сводится к повышению культуры общества. А пока медицине достаточно указать на озорство гноеродных бактерий.134 Ну что тут поделаешь, если бактерия, не спросясь учёного, родит гной? Но учёный, впитавший в себя мировоззрение неболения, с гноем даже возиться бы не стал. Он направил бы свои силы на очищение тела пациента ещё до его заболевания, т.е. занялся бы педагогикой, показывая личный пример. Тогда человек никогда не превратился бы в пациента, ибо смог бы так организовать свой бег по жизни, чтобы напрочь исключить засорение жизненно важного органа – онтореи.
Похожее рассмотрение можно провести по поводу лимфангита – воспаления лимфатических сосудов, лимфадемы – отёка, лимфомы – рака тканей, лимфостаза – закупорки сосудов, флегмоны – гнойника, фиброза – патологии вен и далее по списку из сотен наименований. Следует обратить внимание на то, что длинный перечень не по годам, а по месяцам пополняется всё новыми терминами, а значит, и болезнями. Это свидетельствует о несоответствии культуры населения новым реалиям. Если этой тенденции ничего не противопоставить, то вскоре лечение станет бесполезным ввиду скоротечности разрушения тела. Дёгтевый слой решит судьбу человечества. Само движение жизни указывают людям на ошибочность их пути оразумления. Вековые старания позволили им улучшить условия существования, однако, рядом с кажущимся успехом, надзирая, крадётся антипод успеха. Если ложное движение не остановить и оно наберёт вселенскую власть, то в мире образуется очаг недопустимости, на борьбу с которым придётся расходовать немалые созидательные силы. Живущие могут не заметить опасность и это придаст им статус: несостоявшиеся, что обрекает их на гибель. Но они могут не только распознать, но и осознать угрозу и найти в себе способности противостоять ей. Угроза – это разрушение тела болезнями.
ВРАЧЕВАНИЕ Если кто может уличить меня и показать явно, что неверно я что-нибудь понимаю или делаю, переменюсь с радостью. Я же правду ищу, которая никогда никому не вредила. Вредит себе, кто коснеет во лжи или неведении.5
Как утверждается в объёмном труде112, истоки медицины совпадают по времени с появлением человека. Представим пещеру, костёр и вход, зáпертый камнем. Чуть дальше от огня, лёжа на шкурах, корчится от боли обессиленный соплеменник. Мало того, что он уже не добытчик, мало того, что приходится отдавать общие запасы, так его муки нагнетают уныние и сеют страх. Что делать в такой обстановке? Давние люди решили: помочь. Но как? В животном мире известны случаи подкормки и защиты травмированных членов стада, но от скормленного мяса раненому льву, от поддерживания сородичами хромого слона или от предупреждения птицами о приближении хищника,39 до осознания помощи в виде процедуры или процесса, а точнее – явления, простирается весьма длинная дорога развития. Пока ускользает от историков важный момент в становлении разума, когда кто-то впервые додумался приложить к больному месту траву, посыпать рану пеплом или натереть нарыв смолой, но именно такие действия свидетельствуют о появлении в природе особого существа – человека. В среде человеков стали постепенно устанавливаться отношения помощи. Появившись, они разделили общество на тех, кому помогают, и на тех, кто помогает. Никакие движения не остаются без последствий. Так и на сей раз. Первые из разделившихся сразу же забросили себя в уверенности, что в случае неприятности им кто-то, да поможет, а вторые – успокоились в связи с отсутствием ответственности. Так в популяцию вошла трагедия самоуничтожения, которая в наши дни достигла накала безысходного драматизма. Из успокоенных со временем произошли врачи. Они, хотя и вышли из сословия людей, но, проникшись собственной исключительностью, людей возненавидели, ибо из ёмкой людской сути отобрали для своего внимания всего лишь отдельные проявления натуры с названием болезнь. С тех пор человек исчез из поля интересов медицины. Она где-то есть сама по себе и для себя, превратившись по аналогии с вещью в себе в отрасль в себе. Её девиз стал почти песенным: вы болейте, мы вас подождём.19 Врача нет там, где есть здоровье, и врач присутствует там, где болезнь. Значит, медицина несовместима со здоровьем. Выходит, что больные, обратившись за помощью к медицине, ошибаются адресом. И действительно, однажды заболев и став на стезю лечения, здоровье уже не вернуть никогда. Вывод: необходимо освоить мировоззрение неболения, при котором между сознанием и телом устанавливаются взаимодополняющие не антагонистические отношения, препятствующие возникновению конфликтов развития – болезней.97
А начало могло быть и другим. Общими пещерными способностями спасли бы от гибели одного родича, затем второго, третьего... Стала бы замеченной наглядная цепь событий, которые приводят к угрозе жизни. Среди них выделились бы прежде всего война, охота, стихия, освоение ландшафта, отравления, племенные драки... Совместными мозговыми усилиями разработали бы новые приёмы существования, дающие возможность избегать травмирующей занятости и одновременно с предвидением последствий учились бы использовать ресурсы организма для устранения нарушений его целостности. Так, как это делают, например, насекомые, змеи, ящерицы и некоторые другие позвоночные.57 Развитие популяции продолжилось бы в совсем ином направлении. Каким бы оно было, сейчас возможно только предполагать, однако, очевидно, что в воцарившемся миролюбии главной ценностью стала бы сама человеческая личность. Она училась бы строить себя и природу для жизни, а не для сомнительного выживания. К нашему времени планета превратилась бы в эдемский сад, а население уже давно приобрело бы право на допуск к иным мирам. И вместо очага недопустимости вокруг Светила находился бы оазис разума и место общения дружелюбных цивилизаций. То, что имеется теперь на Земле, и то, что могло бы на ней находиться, – это следствия такой процедуры, как выбор. Он сопровождает любую сущность от зарожденцев до вселенных на протяжении всего их бытия и является единственным инструментом обеспечения свободы. Каждая часть всякой общей структуры способна по своему усмотрению выделить любую компоненту из предложенного перечня допустимых причин. И в этом состоит её же свобода, ибо выбирает то, что ей больше подходит, что ей по нраву, к чему склонна. Но свободна и старшая общность, поскольку формирует веер причин по своему разумению взаимных отношений. Однако обе эти свободы не абсолютные, не полные, или иначе – ограниченные. Выбирать можно только то, что соответствует персональному предназначению персоны. Тогда судьба самого старшего существа, например Солнца, соотнесётся с судьбой его же части, какой является Земля, судьба планеты отобразится в житии людей, а люди передадут транслируемую линию поведения своим органам, от которых ориентировка поступит во всё более мелкие части организма. Так обеспечивается слаженный бег мироздания. Как в составе поезда невозможно вдруг повернуть вспять один вагон, так и во всей причинной цепи нельзя допустить независимый ход любого её звена. Заболеет Солнце – заболеет и Земля. Всякий недуг планеты затронет людей, люди, отклонившись от потребного пути, вынудят измениться организм, в разбалансированном организме его органы перестанут соответствовать нужному качеству, перерождение органов заставит ткани, клетки, органеллы... отойти от исконного назначения, и так до самых глубоких глубин. А что произойдёт, если нарушение порядка произойдёт в обратном направлении? Пусть, например, ядро клетки забудет о своей функции. Тогда клетка погибнет. Вслед за ней ткань отомрёт, затем орган и далее весь человек. Значит, отход от порядка может произойти как по вине старшей структуры, так и по прихоти младшего звена. Как же поступает природа при обнаружении порочной части? Она долго и терпеливо пытается вразумить отступника, ибо ей надо соблюсти закон наименьших затрат на единицу развитости. Коль она уже потратила силы на его становление, то невыгодно сразу отправлять уклониста на очередной круг насильственного оразумления.11 Природа, или в данном случае установившиеся причинные отношения, воздействуют на нерасторопную часть таким образом, что она начинает испытывать мучения. Применительно к людям такие мучительные предостережения выглядят как болезни. Причём, судя по раскопкам,112 они сопровождают человека, едва он только вступил на человеческий путь развития. Это значит, что со своей первой поступи он сразу шагнул в ошибочном направлении. Нельзя было ему в качестве движущей силы использовать злобу, не следовало возводить в культ агрессию и разрушение, недопустимо паразитировать на теле Земли до состояния её издыхания, не должно плодиться без оглядки на прочность планеты... Запрещено злобному, агрессивному, паразитирующему разрушителю быть здоровым. Он будет больным до тех пор, пока сохранится его статус уничтожителя. Если же человечью натуру признать возможной, то в безбрежье вселенной унесётся такое отрицание жизни, что мир утонет во вражде и существовать не сможет. Потому людей, как части мироздания, ждёт или же истребление, если они не осознают свою гротескность, или... полное изменение мировоззрения. В любом варианте люди в своей сути подлежат перевоспитанию и переосмыслению. И не случайно медицина, как и многие другие отрасли, больше калечит, чем лечит. По-иному и быть не может, ибо больной творец отрасли сотворил её не только больной, но и сеющей болезнь. Выбор сопровождает и формирует человека помгновенно. Приведём примеры только нескольких эпизодов. В древней пещере нашли череп с просверленным отверстием.112 Сколько же надо было намучиться с больным человеком, чтобы решиться на отчаянную операцию каменным зубилом. По-видимому, были исчерпаны все знания по использованию растений, почв и воды, но болезнь не отступала. И тогда последовало действие, вытекающее из повседневных наблюдений: как дым выходит из пещеры в потолочное отверстие, так и хворь обязана подняться к макушке и покинуть тело в проделанный проём. Судя по некоторым затянутым черепам, иногда такой приём терапии удавался, отчего крепла уверенность в правильности дикого мировоззрения. В этой обстановке выбора, нет даже намёка на попытку решить задачу иным путём, ибо черепа датируются растянутым временем. Можно же было разобраться в истоках телесного недуга, устранить или смягчить причины боления и не допустить столь крайних мер. Можно, однако, в этом эпизоде уже готовилась ловушка для поколений: надо дождаться основательной немощи и в таком разобранном виде преподнести себя посторонним, а самому полностью отрешиться от своей судьбы. Больной, имея возможность по-разному распорядиться собственной жизнью, выбрал наихудший путь. Проходили эпохи. Человечество постепенно развивалось. Но каждое новшество неизменно отслеживалось всё новыми и новыми болезнями. В результате общество, обретая знания, погружалось в непреходящее боление. Вместе с этим возрастало расслоение людей на тех, кто лечит, и на тех, кого лечат. Образовались семейные школы, лекарские династии и непререкаемые авторитеты. Наиболее полно состояние медицины до гончарной124 и после гончарной поры дано в обзорной работе 112. В этом труде, как принято в научном изложении, полностью отсутствует критика. Зато впечатляет перечень светил и вдоволь гордости за отрасль. Сделанное ими подано уже слабее, результаты врачевания встречаются только иногда, а вот список болезней прямо-таки "рвётся в облака".68 Как раз уместно спросить: каким образом величие рода Асклепидов, врачей Фалеса из Милета (624 – 546 гг. до н.э.), Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита из Эфеса, Левкиппа и многих других знаменитостей того времени повлияло на оздоровление популяции? Кажется, что они просто обязаны обобщить наработки аккадцев, вавилонян, шумеров, египтян, индусов... привнести своё и ко времени Гиппократа (460 – 356 гг. до н.э.) оформить врачевание в цельную науку, пусть ещё с многими пробелами, но всё же пригодную для практического применения. Но этот период в становлении медицины охарактеризован как " обычно возвещаются новые и часто блестящие мысли с очень слабым и туманным обоснованием".26 Другими словами, медицина до Гиппократа как система знаний ещё отсутствовала. Да, были наработки, приёмы и некоторые средства лечения, однако, врачебные навыки были настолько надуманными, стихийными и пробовательными, что походили скорее на гадание, чем на целенаправленное или обоснованное действие. Иначе как объяснить тот факт, что Гиппократу пришлось давать такие изначальные указания, что действительно "всё искусство пользуется у народа такой дурной славой, что кажется, будто нет вовсе никакой медицины".26 Пример. "Водян- ка происходит таким образом: летом, если проходят длинный путь и встречают дождевую стоячую воду и если пьют её много продолжительными глотками, мясные части тела поглощают воду и задерживают её и не происходит никакого выделения".26 Далее великий врач древности в манере любопытного свидетеля замечает: "Больной без причин раздражается и огорчается даже, если не происходит ничего нового. Живот опухает от воды, становится велик и прозрачен, как фонарь." Итак, Гиппократ, обогащённый тысячелетним опытом врачевания, не видит ничего особенного в поглощении гнилой воды, его умиляет собственная прогностика (предвидение): он догадывался о дурных последствиях, и точно – как в зеркало смотрел – живот таки вздулся и натянулся до блеска кожи. Но самое мудрое изложено в рекомендации по лечению: "Нужно, в особенности, чтобы он пил ту же самую воду, которая причинила ему болезнь, в большом количестве, чтобы желудок у больного был расстроен и чтобы был много раз стул, таким образом ты в особенности сделаешь его здоровым. Но если есть какая-нибудь небрежность или если он не будет лечим сначала, он скоро погибнет".26, стр. 454 Нет смысла далее рассматривать сам гиппократовский труд4 и медицину того времени, ибо всё пронизано любознательностью, наблюдательностью, описательностью и полной безответственностью. А как же может быть иначе? Если кто-то отчаялся напиться заразной воды, съесть отравленный продукт, надышаться чадным газом, принять пищу, вызывающую брожение, набить желудок до отказа... то причём здесь врач? Всё, используемое за пределами своей прочности, обязано сломаться и оно ломается. Должна ли медицина выступать спасителем в предельном безрассудстве? Наверное, да! Однако не её это задача. Кто хочет погубить себя, всех нянек обойдёт и добьётся своего. Почему лечебное посредничество начинается ОТ болезни, а не ДО болезни? Что сделал гигант Гиппократ для просветления умов в направлении осознания себя и своих возможностей? Почему идущий в пустыне не видел ничего опасного в питье ядовитой воды? "Вот что бывает по большей части при болезни: изо рта скверно пахнет, дёсны отделяются от зубов, из ноздрей вытекает кровь. Иногда на ногах развиваются язвы одни заживают, другие появляются. Цвет чёрен. Кожа истончается. Эта болезнь нуждается в том, чтобы её хорошо лечили; если нет, она оканчивается со смертью больного".26 Можно же было такую сентенцию изложить в обратном порядке, например, чтобы избежать скверного запаха изо рта, отделения дёсен от зубов... следует выполнить то-то и так-то. Затем свои рекомендации донести до людей прежде, чем они превратятся в пациентов. Иначе зачем такой ум в себе? Тогда не понадобилось бы издевательское наставление: болезнь нуждается, чтобы её хорошо лечили. Не нужно было бы пугать чёрным цветом тонкой кожи и скорой смертью. Надо особо подчеркнуть мировоззрение врача всех времён и наших дней, в том числе: болезнь нуждается. Не человек, не больной, не пациент, не личность, не живое существо, не персона, а нечто... нечто... нечто... неизвестное, которое на клановом жаргоне обозвали термином болезнь. Не человек заболел, а некое непознанное чудище набросилось на невинного, завладело им и мучит его, подвигая к смерти. Но коль оно с неясным ликом, то как к нему относиться, как его изгонять, т.е. избавлять жертву от напасти? Пробовать, пытаться, экспериментировать, а вдруг, авось, а может быть удастся случайно что-то встрепенуть? Чем больше рвение врача, тем длиннее список возможных снадобий. В наше время для любопытства лекаря открылось безбрежное фармацевтическое половодье. Вы только болейте, мы на вас испробуем всё! И заработаем! Иначе и быть не может. Медицина не знает такого объекта, как человек. Она знает тело, материальную плоть, которая подчиняется безликим пробирочно-химическим закономерностям. А то, что эти процессы сильнейшим образом зависят от сознания пациента,97 это ни древним, ни современным "приставленным к больным" понять пока не под силу. Всё, написанное выше, противоречит научному стилю изложения. Не принято в кругу правильно воспитанных исследователей называть вещи их именами. Если уж критиковать, то местами, в отдельных случаях, в некоторых работах, не во всём можно согласиться, не везде автору удалось, есть спорные моменты, возможны другие мнения, не вполне обоснованы суждения, многие учёные не разделяют, необходимо кое-что доработать... Или более настойчиво: лженаука, фантазирование, произвольная выдумка, взвинченное воображение, зарвавшийся неуч, очернитель, попиратель, отщепенец... Особо одарённые ревнители напудренного стиля подберут разящие клише: попрание устоев, разрушитель традиций, неблагодарный потомок... ибо как же так, ведь две с половиной тысячи лет планета отбивала ладони в аплодисментах и вдруг такое развенчание? Но позвольте спросить: почему во всей медицинской эпопее отсутствует мотивация врачевания, почему усилия посредни-ков направлены на форму и на плоть, а не на сознание, на психику, на интеллект, на знания и культуру? Каким должно быть мировоззрение врача и как оно обязано отличаться от восприятия мира самим больным. Почему медицина оседлала болезнь и выбросила за пределы своей отрасли здоровье, поскольку она, медицина, тысячелетним опытом доказала несовместимость лечения и выздоровления? И наконец, каковы исторические корни настоящей катастрофы, при которой по мере роста врачебной образованности здоровье с планеты уходит вовсе? Что же такое происходит с людьми и с медициной в частности, превращающее её в смертельно опасную отрасль?35,38,83,114 По всем приметам видно: наступил период медицинского уничтожения людей. В обществе уже зародилось и крепнет сопротивление врачебному геноциду.17, 55, 104, 105 Далее отметим кратко в виде перечисления врачей после Гиппократа, которых история пожелала отметить. Это Диокл из Кариста (4в. до н.э.), Асклепид Вифимский (128 – 56 гг. до н.э.) Фесал, Дракон, Полибий, Пифагор, Теофас, Эразистрат Стратон, Герофил,... Список только выдающихся медиков со- стоит из десятков фамилий.34 Наконец, в перечне появляется очередной великий врачеватель Клавдий Гален (130 – 217).24 Сведений о нём сохранилось мало, но литературы о нём море разливанное. Можно узнать о родителях, о местах путешествия, о трудностях изучения плоти, о том, сколько упоминается животных и растений, какие открытия последовали в анатомии, физиологии, эмбриологии... Авторы прямо из себя выходят, обосновывая величие римлянина греческого происхождения. И никто из них не смог удержаться, чтобы не привести несколько его афоризмов. Поскольку они обрисовывают образ мыслителя, остановимся на некоторых из них. "Хороший врач должен быть философом" В энциклопедии136 даны сотни направлений осмысления мира и бытия, так какими из них следует руководствоваться врачу? Ответ: многими. Тогда складывается эклектическое мышление, всегда мешающее познанию. Если жить по Платону, то врач при изучении тела должен устремиться к выявлению той идеи, в соответствии с которой сотворён конкретный элемент плоти. При склонности к Аристотелевской школе врач свои опыты обязан направлять на поиск энтелехии-души. На практике же врач, изучая тело, изучает именно тело и ничего более. Тогда он скорее материалист. Но в ту пору материализм, как опора на первичность вещества, ещё не сложилась. Врачей от пещерных времён и до наших дней философами величать нет оснований. Они скорее бытовые эклектики.136 Под стать неопределённому воззрению и дела: медицина – наиболее логически несостоявшаяся отрасль. Далее! "Природа все необходимые правки вносит заранее." Этим утверждением напрочь исключается процесс развития. И действительно, из исторической глубины тысячи любопытных расходовали свои жизни на изучение тела человека. Казалось бы, ко времени Галена не должно остаться ни единой косточки или хрящика, не занесённого в анатомический каталог. Но не тут-то было. Все великие именно тем великие, что они обнаружили во плоти такую уйму новых элементов, что приходится диву дивиться как они вмещаются в неразвивающийся организм. Например, Гален добавил к известному списку около 400 ранее непознанных организменных элементов. Если сложить человека из деталей, открытых анатомами до Галена, то это чудище опознать не удастся. Какое же доверие к работе исследователей с бытовым подходом к натуре? И ещё! "Ошибки происходят от неумения делать правильные выводы." Здесь же приведём поучения Гиппократа: "Семя в матке перемешивается, т.к. женщина не остаётся в покое, сгущается и от теплоты тучнеет, затем принимает воздух, потому, что в тёплом месте и потому, что мать дышит. На основании правильно выведенного умозаключения можно думать, что когда семя нагреется и надуется воздухом, то у него обра- зуется кожица подобна тому, как на печёном хлебе." Следует обратить внимание на нелепое изложение эмбриогенеза. Оно даже не бытовое. Оно вульгарное! Но как подаётся! У автора ни тени сомнения в глубине познаний. Он излагает их так, как и должно утвердиться в обществе на века. И если бы только немерянное чванство присутствовало в сентенции, то можно было бы отнестись снисходительно, древность, дескать. Но присутствие суждений типа "на основании правильно выведенного умозаключения" и "неумения делать правильные выводы", показывают неукротимое верхоглядство и желание утвердить себя и своё мнение даже за счёт унижения коллег. Если кто-то не согласен с великим оракулом, значит, он не умеет "правильно выводить умозаключения" и врачом ему не быть. Поучатели уверены, что живут в самое, что ни на есть настоящее время, что их познания достигли если не зенита, то близки к нему и дальнейшие эпохи, может и добавят что-то к уже известному, то самую малость, ибо куда уж больше? С позиций окончательного учения он полемизирует с предшественниками. Что человек не может состоять только из холодного или только из тёплого, так же, как из мягкого, твердого, сухого, мокрого, сильного, слабого, из земли, воды, воздуха и даже из их попарного сочетания. Правильным будет понимание человека, если, наконец, все уразумеют, что только хорошее смешение между частями даст здоровье. Да и то: летом годится одна пропорция, зимой – другая, для мужчин – третья, для девушек – своя и в сочетании подобного с подобным. Мы, жители 21 века, назовём эти взгляды примитивными. Но тем не менее, они вытекают из научного фона той эпохи. Так есть и так будет впредь: современность и деяния человека всегда соотносятся между собой. Нельзя что-то предпринять такое, чему нет опоры в современности, но коль уже нечто предпринято, то оно обязательно изменит современность. Это же относится и к нам, жителям 21 века. Наши мыслительные конструкции и действия являются также примитивными с точки зрения потомков. Зная такую закономерность, людям следовало бы подвергать свои замыслы проверке на дурость. Возможно, тогда в человечьем обществе были бы другими физика, математика, словом, наука и культура, и... медицина. После Галена и до Гарвея (1578 – 1657) общество спало религиозным сном. Есть работы,72 в которых отмечаются деяния культовых иституций в направлении оздоровления населения. Это церковные предписания по поводу санитарии, питания, обретения покоя и ухода от отягощающих страстей, это монастырские лечебницы, приюты, молельные дома, это церковные наставления, молитвы, исповедания и прочее участие религиозных служителей в успокоении страждущих. Однако за время почти в тринадцать веков ничего не было сделано для предотвращения разложения общества. Схоластическое понимание жизни резко сократило производство. Увеличение численности населения без должного экономического обеспечения породило военный разгул и обнищание масс. Всеобщий упадок спровоцировал болезни, эпидемии и пандемии. Болезненное состояние народа стало опасным для церкви. Для устранения угрозы бунтов устраивались лекарские учреждения и были несколько ослаблены запреты в области изучения человеческого тела. Многовековое медицинское запустение и преследование энтузиастов от науки привело к тому, что за срок в 13 столетий не появилось ни значительного имени, ни нового воззрения, ни практических успехов. И лишь только шестнадцатый век выдвинул несколько заметных личностей, среди которых история отметила Гарвея, Везалия и Парацельса. О них имеется обширная литература,21, 135, 138 поэтому здесь остановимся только на особенностях их исследований.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |