КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многоуровневая концепция методологического знания
Общая характеристика. Вопрос 4. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Вопрос 3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ а) Синтетическая функция — объединение отдельных, достоверных знаний в единую, целостную систему. б) Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей данного явления. в) Методологическая функция — на основании теории создаются многообразные способы исследовательской деятельности. — Предсказателышя функция — предвидение. — Практическая функция характеризуется стремлением к воплощению в практику. — Метод — способ социальной деятельности в любой ее форме. — Значение методологии: — система определенных способов, приемов и операций; - Метод есть совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действий. — Каждый метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. - Теория отражает действительность и трансформируется в метод посредством определенных правил и приемов. а) Философские методы: диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, феноменальный, герменевтический и др. — Диалектика — учение о наиболее общих законах раз вития природы.б) Три основные формы диалектики: — античная, — немецкая идеалистическая, в) Категории диалектики — понятия, отражающие наиболее г) Вторым методом является метафизический. — Основные значения «метафизики»: = философия как наука о всеобщем; основа — учение Аристотеля «о первых родах сущего»;
= онтология - учение о бытии как таковом; = философский способ познания и действия. — Характерной чертой метафизики является односторонность, абсолютизация одной стороны живого процесса познания. — Исторический формы метафизики: = старая метафизика (философская наука ХVП-ХIХ вв.); = новая метафизика не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Виды метафизики: = идеализм, = сенсуализм, = рационализм, = эмпиризм и т.д. б) Общенаучные подходы и методы исследования получили развитие в XX в. Они являются промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. в) Частно-научные методы — совокупность способов, принципов познания, применяемых в той или иной отрясли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. г) Дисциплинарные методы — системы приемов, применяемыхв той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки. д) Методы междисциплинарного исследования —совокупность ряда синтетических, интегральных способов, нацеленных на стыки научных дисциплин. е) Научные методы теоретического исследования: — Формализация — отображение содержательного знания в знаковом формализме, созданном для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. — Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы. — Гипотетико-дедуктивный метод — способ теоретического исследования, заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, ж) Общечеловеческие методы и приемы исследований; — анализ — реальное или мысленное разделение объекта на составные часть и их объединение в единое целое; — абстрагирование — процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с выделением интересующих исследователя свойств;
— идеализация — мысленный процесс образования абстрактных объектов; — индукция — движение мысли от единичного к общему; — дедукция — движение мысли от общего к единичному; — аналогия — установление общего сходства в некоторых свойствах нетождественных объектов; — моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте; — системный подход — совокупность общенаучных, методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |