Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Баланс спроса-предложения




Анализ сбалансированности рынка

Рыночный механизм формирует рыночную ситуа­цию. Важнейший признак конъюнктуры рынка - основная его пропорция: соотношение спроса и предложения. Баланс, или ра­венство этих двух главных категорий, встречается не так уж час­то. Соотношение между ними постоянно колеблется, напоминая закон маятника. В этом, в частности, заключается одно из прояв­лений стихийности рынка. Баланс или дисбаланс спроса и пред­ложения определяет тип рынка (рынок продавца при превыше­нии спроса над предложением и рынок покупателя - при соот­ветствии предложения спросу или при превышении предложения над спросом). Сбалансированность или разбалансированность рынка - процесс динамический, ситуация может постоянно изме­няться, ее необходимо изучать.

Однако и предложение, и спрос поддаются маркетинговому воздействию, их необходимо регулировать с помощью экономи­ческих рычагов, имеющихся в распоряжении как рыночных, так и государственных структур. Это в свою очередь обусловливает необходимость анализа степени сбалансированности или разбалансированности рынка. Для этого используются различные ме­тоды: балансовый, соотношения показателей динамики, косвен­ный - с помощью индикаторов, неформальных и экспертных оце­нок. Сложность анализа заключается в том, что если товарное предложение - показатель документируемый, то спрос непо­средственно оценить нельзя (напомним, что спрос - категория потенциальная, существующая в представлении покупателя и в его кошельке). Конечно, об основных закономерностях и тенден­циях спроса можно судить по товарообороту (реализованному спросу) или покупательным фондам населения, но фактический спрос в силу ряда причин может существенно не совпадать с ними. И все же условные расчеты приходится принимать во внимание.

В статике соотношение спроса и предложения (с некоторой степенью точности) устанавливается с помощью баланса спроса-предложения. Однако такой расчет можно осуществить только в границах всего товарного рынка в целом. Поэтому его ценность для маркетинга фирмы незначительна. Он чаще используется в макромаркетинге.

Суть расчета в следующем: определяется объем товарного предложения (по данным о поступлении или фактической продаже, с необходимыми дорасчетами) и покупательные фонды насе­ления (доходы с корректировкой на прирост сбережений минус обязательные платежи), представляющие совокупный спрос на­селения (табл. 4.7):

Таблица 4.7

Итоговая строка отражает степень сбалансированности спро­са и предложения. Превышение предложения над спросом про­является в росте товарных запасов, а превышение спроса над предложением - в их сокращении. Этот факт используют для кос­венной оценки пропорциональности рынка. Дело в том, что ко­личественно оценить покупательский спрос на локальном рынке какого-то товара практически не представляется возможным. Ис­ключение составляют биржевые рынки, где предложение и спрос регистрируются.

Можно, конечно, сопоставлять производственный потенци­ал (как объем предложения) и емкость рынка (как отражение объе­ма спроса). Такой расчет, хотя и не без трудностей, может быть выполнен на микроуровне отдельной фирмы.

Однако фирме проще осуществить косвенную оценку соот­ношения спроса и предложения на основе наблюдения за некото­рыми параметрами рынка, в частности за изменением товарных запасов. Дело в том, что товарные запасы чутко реагируют на любые изменения соотношения спроса и предложения. Превы­шение спроса над предложением вызывает сокращение товарных запасов, а превышение предложения над спросом (или их каче­ственное несоответствие) тут же сопровождается ростом товар ных запасов (затовариванием). Сбалансированность спроса и предложения обусловливает стабильность товарных запасов. На ум приходит сравнение с весами, где роль стрелки выполняют то­варные запасы. Товарные запасы в данном случае выполняют фун­кцию индикатора конъюнктуры рынка. Можно использовать аб­солютный показатель объема товарных запасов, но более точным будет относительный показатель запасов товарооборота (в днях).

В формализованном виде данные пропорции будут выражены следующим образом:

[4.12]

(диспропорция: предложение превышает спрос);

(рынок - сбалансирован);

[4.12а]

 

[4.12б]

 

(диспропорция: спрос превышает предложение),

 

где I3 - индекс товарных запасов;

П- предложение;

С - спрос.

Однако следует принять во внимание, что в некоторых таких оценках состояния рынка отчасти содержится элемент субъекти­визма.

Приведем пример неформальной оценки рыночной конъюнк­туры на основе анализа как формализованных, так и неформали­зованных (качественных) оценок, полученных от торговых кор­респондентов (табл. 4.8).

Существует ряд других приемов конъюнктурного анализа, но их суть неизменна - сопоставление между собой индикаторов рын­ка и индексов деловой активности, оценка спроса и предложения. Например, в зарубежном маркетинге популярен метод построе­ния системы индексов деловой активности: показателей динами­ки основных характеристик рынка производства (или поставки) товаров, товарных запасов, цен, а в ряде случаев показателей общей экономической ситуации - уровня занятости, учетной став ки центрального банка, объема инвестиций и т.п.

Таблица 4.8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.