Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель удовлетворенности покупателей




Модель самооценки экономического состояния предприятия

Характеристика индикаторов экономического положения за три динамических момента: прошлое, настоящее, будущее, а так­же интеграционная оценка осуществляются таким же образом, что и в предыдущей модели.

Решая главную маркетинговую задачу, предприниматель сам оценивает степень удовлетворенности покупателей. Этому пред­шествует тщательный анализ внутрифирменных статистических показателей продажи и остатков товаров, цен и ассортимента.

Успех коммерческой деятельности предпринимателя зависит от того, насколько объективно он определяет степень удовлетворен­ности потребителей. Следовательно, изучение мнений самих по­требителей не является альтернативой данному исследованию, а служит дополнением при корректировке оценки, полученной на основе мнений торговых корреспондентов и самих предпри­нимателей. Результат итогового опроса предпринимателей, вы­ражающийся в удельном весе положительных ответов, рассмат­ривается как индекс удовлетворенности покупателей. Ответы диф­ференцированы по четырем характеристикам.

Общая конъюнктурная оценка складывается как средняя арифметическая из четырех частных оценок. Вопросы можно сформулировать таким образом, чтобы располагать ретроспек­тивой данного явления. По каждой из характеристик приводятся три дополнительных ответа, показывающие, каким образом дос­тигнута настоящая ситуация (табл. 4.11).

 

Таблица 4.11.

 

 

 

 

Показатели удовлетворенности покупателей Тенденции Удельный вес ответов "да"
по оценке удовлетворен-ности по оценке тенденций
Насыщенность рынка и ассортимент товаров улучшение    
без изменений  
ухудшение    
Качество предлагаемых товаров улучшение    
без изменений  
ухудшение  
Цена товаров улучшение    
без изменений    
ухудшение  
Уровень сервиса улучшение    
без изменений  
ухудшение    

В ряде стран, а с 1993 г. и в России определяется один из важ­нейших конъюнктурных индикаторов рынка - индекс потреби­тельских намерений (ИПН), который базируется на социологи­ческих опросах, систематически проводящихся Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ).

Покупательские настроения складываются как из личных на­блюдений, проецированных на потребности семьи, так и из ком­плекса связей ее членов с широким кругом родных, знакомых, сослуживцев и т.п. На оценке покупательского настроения ска­зываются также интуитивные ощущения, влияние общественно­го мнения в социальной среде обитания респондентов и средств массовой информации.

Таким образом, настроение потребителей - явление сложное и не всегда строго последовательное. Например, покупатели могут положительно оценивать перспективы экономического развития страны и в то же время пессимистически высказаться относительно перемен собственного материального положения. Парадокс? Нет! Плановая экономика приучила к мысли об отсутствии взаимосвязи между успехами экономики страны и повышением уровня жизни отдельного человека. Скорее наоборот, диспропорциональное раз­витие экономики разоряло отдельного человека. Формирование рыночной экономики еще не завершилось созданием механизма, который бы обусловливал рост благосостояния населения успеха­ми макроэкономики, что свидетельствует о противоречивости ИПН.

Полученные в результате опроса данные (в виде процентного распределения ответов) обобщаются, ранжируются и взвешива­ются по специальной шкале важности характеристик. В резуль­тате осреднения показателей определяются шесть частных индек­сов и один интегральный, который и рассматривается как индекс покупательских настроений. Частные индексы являются результатами обработки ответов респондентов на следующие вопросы:

• о текущем личном материальном положении;

• об ожидаемых изменениях личного материального положения;

• об ожидаемых изменениях в экономике страны в ближайший год;

• об ожидаемых изменениях в экономике страны в ближайшие пять лет;

• о целесообразности крупных покупок;

• о целесообразности делать сбережения.

Обобщением ответов и расчетами частных и интегрального индекса занимается группа «ИПН - Россия» при Министерстве финансов РФ. Система индексов представлена на рис. 4.3.

Каждый из частных индексов самостоятелен и играет важную роль. Одни индексы описывают текущую ситуацию, другие - ее прогнозируют, третьи - непосредственно отражают покупатель­ские намерения.

 


Рис. 4.3. Индекс покупательских намерений

 

Интеграция частных показателей в общий индекс осуществ­ляется с помощью системы весов, разработанных в США при­мерно полвека назад. Теоретически индекс может принимать зна­чения от 200 (максимум) до 0 (минимум), 100 - разделительный уровень, выше которого складываются положительные оценки ситуации, ниже - негативные оценки. Уровни, тяготеющие к 100, указывают на нейтральное отношение респондентов. Однако в практике деятельности группы «ИПН-Россия», отмечает извест­ный российский экономист и политолог Отто Лацис, этот ин­декс редко выходит за пределы между 60 и 70, лишь в экстремаль­ных условиях падая до 40 и поднимаясь почти до 80. Кризисное состояние Российской экономики объясняет, почему этот индекс находится ниже 100. В нем важно не абсолютное значение, а тен­денция, изменение.

Показательно, что перед кризисом августа 1998 г. ИПН рез­ко упал на 6,1 пункта. Противоречивость общего индекса, част­ные индексы которого могут иметь разнонаправленные векторы, его колеблемость в небольших пределах свидетельствуют о неус­тойчивости развития российской экономики в целом и товарно­го рынка в частности. Внимательный анализ тенденций ИПН, оценка его колебаний позволяют получить предупреждающую информацию о приближении как отрицательных, так и положи­тельных изменений в рыночной экономике.

Сравнительно простым способом оценки состояния и разви­тия рынка является специфический конъюнктурный метод тести­рования. В конъюнктурном тесте, разрабатываемом на основе дан­ных тенденциалъных опросов, используются три группы величин (переменных):

инструментальные переменные, зависящие от деятельности предприятий и планируемые самими предприятиями;

переменные ожидания, зависящие не от предприятий, а от вне­шних факторов;

совокупные переменные, зависящие как от действий предпри­ятий, так и от внешних факторов.

Конъюнктурный тест представляет собой среднюю арифметическую трех возможных оценок сложившейся тенденции развития рынка: рост (подъем), стабильность, понижение (спад), каж­дой из которых присваивается соответствующий балл.

В дальнейшем исследовательская мысль пошла по иному пу­ти: создания многомерной количественной (балльной) оценки ос­новных параметров состояния рынка. Каждому параметру (без­различно, охарактеризованному ли количественными, качествен­ными, атрибутивными или альтернативными показателями) в соответствии с данной характеристикой экспертным путем при­сваивается балл (Вi), а также вес (Wi), который отражает роль i-го параметра в формировании рыночной ситуации. Затем по формуле, средней арифметической взвешенной рассчитывается средний балл, который служит интегрированной оценкой состо­яния и развития рынка. Иногда его называют стратегическим ин­дексом или индексом рыночной ситуации 1:

 


В зависимости от того, какая система баллов была использо­вана, строится шкала рыночной ситуации. Например, при 9-бал­льной системе (где цифра «9» - максимальная положительная оценка) строится следующая шкала (табл. 4.12).

Таблица 4.12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.