Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценки факторов рыночной ситуации




Шкала балльных оценок рыночной ситуации

 

Рыночная ситуация Неблагоприятная Неустойчивая Благоприятная
Параметрический индекс (в баллах) от 1 до 4 от 4 до 6 от 6 до 9

1 Он, в частности, используется при построении стратегических матриц типа МК (McKinsey and Company).

 

Чем больше этот индекс, тем благоприятнее конъюнктура, перспективнее данный рынок.

Пример. На основании данных мониторинга были получены следующие оценки факторов рыночной ситуации (экспертным пу­тем каждому фактору присвоены баллы и ранги (табл. 4.13).

Таблица 4.13

 

Показатели и факторы рынка Экспертные оценки Баллы, Bi Ранги, Wi Bi*Wi
Емкость рынка Очень большая      
Вектор и скорость продажи Рост. Высокая      
Устойчивость развития рынка Заметная колеблемость цен      
Деловая активность (число сделок) Достаточно высокая   1.5 10,5
Интенсивность конкуренции Умеренная      
Норма прибыли Близкая к средней   0,5  
Итого -   74,5

Средний балл равен:

т.е. рынок, достаточно благоприятный для реализации товара.

Наряду с анализом соотношения спроса и предложения как важнейшим направлением конъюнктурного анализа существует еще ряд показателей пропорциональности товарного рынка. Как уже отмечалось, рынок товаров и услуг - сложное, многострук­турное явление. Его развитие происходит в связи и в координа­ции с другими компонентами рыночной экономики и социаль­ной жизни. Пропорциональность, т.е. оптимальное соотношение между различными элементами рынка, - важнейшее условие «здо­ровья» рынка и его нормального поступательного развития. Наоборот, всякого рода диспропорции, деформации отдельных со ставных частей рынка, как убедительно показал отечественный опыт, ведут к кризисным формам развития, затрудняют и иска­жают рыночные отношения, делают рынок недостаточно эффек­тивным.

Из сказанного можно сделать вывод, что изучение макро- и микропропорций рынка представляет собой важную и всегда ак­туальную задачу статистики рыночной конъюнктуры. Наряду с констатацией и оценкой сложившихся пропорций необходима характеристика тенденций динамических изменений в пропорци­ях, анализ структурных сдвигов и региональных различий про­порций рынка.

В исследованиях пропорциональности рынка целесообразно использовать такие инструменты анализа, как баланс, относитель­ные величины структуры и координации, компаративные (срав­нительные) индексы и т.д. В структурном анализе можно исполь­зовать методы анализа колеблемости показателей пропорциональности, их трендовые и регрессионные модели и т.д. В некоторых случаях может найти применение спектральный анализ.

В анализе пропорциональности рынка используются главным образом два основных относительных показателя структуры: доля (удельный вес), т.е. характеристика части в целом, и коэффици­ент соотношения, т.е. непосредственное сопоставление двух яв­лений или частей одной совокупности. Показатель доли отража­ет место, которое данная часть занимает во всей совокупности. Как правило, доля исчисляется в процентах, т.е. на 100 единиц явления, но иногда - в коэффициентах, т.е. на одну единицу явле­ния. Анализ пропорций рынка должен осуществляться как в ста­тике, так и в динамике.

В валовом внутреннем продукте России доля отраслей, зани­мающихся торгово-сбытовой деятельностью, выросла с 6,1% в 1990 г. до 16% в 1997 г., т. е. в 2,6 раза.

Важнейшей пропорцией рынка, после сбалансированности спроса и предложения, выступает соотношение рынков товаров производственного и потребительского назначения. Длительное время промышленное производство товаров потребительского назначения составляло 1/4 общего объема производимой товар­ной массы. Подобная диспропорция на долгие годы подорвала потребительский потенциал и привела к тому, что по уровню жизни Россию вполне можно отнести к группе развивающихся стран. Рыночный механизм начал работать по устранению этой диспропорции, но глубокий экономический кризис, в котором пребывает Россия, не позволяет стране выйти на оптимальное со­отношение.

Серьезный дисбаланс был между продажей потребительских продуктов и услуг. Россия серьезно отставала от развитых стран как по объему, так и по пропорциональности продажи услуг. Пос­ле того как в начале 90-х гг. резко расширился круг платных ус­луг, повысилась их доля в общих потребительских расходах. Сле­дующая диаграмма отражает основные сдвиги в макроструктуре потребительских расходов домашних хозяйств (в фактических ценах) с 1993 по 1997 г. (рис. 4.4).

 

Рис. 4.4. Макроструктура потребительских расходов в 1993 и в 1997 гг.

 

Доля услуг выросла за эти годы почти на 7 пунктов, а доля непродовольственных товаров сократилась на 6 пунктов. Прав­да, подобные расчеты надо производить не только в фактических, но и в сопоставимых ценах. Тогда бы мы увидели, что рост доли услуг увеличился не только в результате увеличения объема ока­зываемых услуг, но и за счет значительного роста цен. Сокраще­ние удельного веса непродовольственных товаров объясняется обнищанием значительной массы населения, о чем пойдет речь в 5.1. Обедневшие потребители резко сократили покупки непро­довольственных товаров. В этой группе произошли серьезные структурные сдвиги, которые характеризуют важные качественные тенденции пропорциональности потребительского рынка. В табл. 4.14 отражена структура расходов на приобретение не­продовольственных товаров.

 


Таблица 4.14




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.