Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексный анализ рыночных возможностей и опасностей




 

Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
Адекватные Слабый финансо- Перспективы Возможность
финансовые вый потенциал выхода на новые появления новых
ресурсы   рынки или сегмен- конкурентов
    ты рынка, рыноч-  
    ные ниши  
Компетентность Недостаток управ- Расширение Появление
  ленческого талаи- производства и рост товаров-
  та, поверхностное   заменителей
  понимание про-    
  блемы    
Высокая квалифи- Низкие маркетин- Расширение Замедление роста
кация маркетинго- говые способности ассортимента рынка, спад
вой службы      
Изобретательный Слабый контрол- Производство Финансовый
стратег линг сопутствующих кризис
    товаров  
Известный лидер Слабое представ- Недооценка наших Затухание деловой
эынка ление о ситуации возможностей активности
  на рынке конкурентами  
Эффективность, Уязвимость по Возможности Неблагоприятная
связанная с раз- отношению к кон- стимулирования политика прави-
мером рынка курентному давле- спроса тельства
  нию    
Защищенность Отставание в   Усиление давле-
от сильного кон- области НИОКР   ния со стороны
курентного давле-     покупателей и
ния     поставщиков
Прогрессивная Слабые производ-   Изменение
технология произ- ственные возмож-   потребностей и
водства ности   вкусов покупате-
      лей
Инновационные Устаревшее   Неблагоприятные
возможности оборудование   демографические
      изменения
Преимущество в внутренние про-    
области издержек блемы    
Преимущество Конкурентные    
в области конку- недостатки    
ренции Недооценка кон-    

  курентной угрозы    

 

Рис. 5.21. Матрица SWOT

Позиционирование фирмы в квадранте А ориентирует ее на использование сильных сторон предприятия, для того чтобы по­лучить отдачу от возможностей, которые появились в окружаю­щей среде маркетинга. Квадрант В показывает, что налицо новые возможности, за счет которых можно попытаться преодолеть сла­бости фирмы. Квадрант С дает рекомендацию использовать силь­ные стороны предприятия для устранения угроз со стороны кон­курента. Наибольшую опасность представляет попадание в квад­рант D - слабые позиции фирмы не могут воспрепятствовать надвигающейся конкурентной угрозе.

Для того чтобы успешно справиться с конкурентной опасно­стью, фирма должна обладать определенным антиконкурентным потенциалом. Капитал и производственно-сбытовые или торго­вые мощности должны быть рассчитаны не только на нормаль­ный процесс товародвижения, но и на экстремальные условия, когда фирме противостоят конкуренты. Реальность конкурентной угрозы оценивается на основе анализа рыночной ситуации, когда выявляются действующие конкуренты или определяется вероят­ность их появления. Фирма и ее товар должны быть конкуренто­способными (см. 5.4).

Известный американский экономист И. Ансофф ввел в научный оборот понятие «конкурентный статус фирмы» (КСФ). Он предложил следующую формулу для определения конкурентного статуса1:

1 Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. -

С. 101.

[5.58]

 

 

где If - уровень стратегических капитальных вложений фирмы;

1 k - критическая точка капитальных вложений, выше которой образу­ется прибыль, ниже - убыток;

/о - оптимальный объем капитальных вложений;

S f - действующая стратегия (оценивается в баллах экспертным путем);

So - оптимальная стратегия (так же);

Cf - фактический потенциал (так же);

Сo- оптимальный потенциал (так же).

Если КСФ = 1, имеет место наивысшая эффективность;

КСФ = 0, нет прибыли, предприятие убыточно.

При 0 < КСФ < 0,4 - слабая конкурентная позиция;

0,5 < КСФ < 0,7 - средняя конкурентная позиция;

0,8 < КСФ < 1,0 - сильная конкурентная позиция.

Обобщающая оценка конкурентоспособности товаров может быть выведена на основе опросов представителей/руководителей производственных и торговых предприятий, которые, например, ежеквартально организует Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. Обследуется около 800 промышленных и свыше 4000 розничных торговых предприятий. На внутреннем рынке в 1998 г. конкурентоспособность продукции легкой про­мышленности как высокую оценили всего 11 - 17% респондентов, в пищевой промышленности - немного больше - 18 - 24%; как среднюю - соответственно от 53 до 59% и от 51 до 68%; как низкую - соответственно от 10 до 20% и от 9 до 16%; как неконкуренто­способную оценили продукцию этих отраслей соответственно до 3 и 5%'.

Эти данные отражают мнение предпринимательского корпуса о конкурентоспособности отечественных товаров на потреби­тельском рынке. Вероятно, эти ответы соответствуют фактиче­скому распределению товаров по уровню конкурентоспособ­ности.

' Глисин Ф.Ф, О конкуренции на товарном и потребительском рынках // Вопросы статистики. - 1999 - № 3. - С. 37

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

/. Каковы основные цели конкурентного анализа?

2. Назовите основные методы диагностики конкурентной среды.

3. Как определить и оценить долю, занимаемую фирмой на рынке?

4. В чем заключаются цели модели конкуренции и конкурент­ной матрицы М.Портера?

5. В чем суть SWOT-анализа?

ТЕСТЫ

1. Фирма заявила, что она постоянно устанавливает свои цены на уровне 5% ниже цен конкурента:

а) это объявление ценовой войны;

б) попытка компенсировать различия в затратах;

в) нормальная торговая практика.

2. Анализ деятельности конкурента показал, что его произ­водственные возможности превышают наши как минимум на 30%.
Каковы наши действия?

а) продавать товар на 30% дороже конкурентного;

б) инвестировать средства в расширение собственной произ­водственной базы;

в) улучшить потребительские свойства товара и одновремен­но расширить сервис, не повышая цены товара.

3. На чем основывается наш прогноз действий конкурента?

а) на предсказаниях астролога;

б) на изучении поведения конкурента, характеристике его ме­неджера и полученных конфиденциальных сведениях о подготов­ке к испытаниям нового товара;

в) на предположениях.

4. На рынок выпущен новый синтетический материал, кото­рый представляет конкурентную угрозу нашему товару. Какие меры следует принять нашей фирме?

а) обратиться с жалобой в Антимонопольный комитет;

б) организовать в авторитетной газете статью специалиста о вреде синтетики для здоровья;

в) срочно приступить к разработке нового товара с лучшими свойствами по старой цене.

5. Какой должна быть доля рынка, чтобы фирма считалась лидером рынка?

а) 10-20%;

б) 20-40%;

в) 40% и выше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.