КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания по
ГИД Часть IV по учебной дисциплине «Римское право» по специальности 030501.65 – Юриспруденция
Раздел 1. Описание комплекта учебно-методических материалов и средств учебного курса «Римское право»
Учебно-методический комплекс по «Римскому праву» предназначен для обучения курсантов и слушателей бюджетной формы обучения обучающихся по специальности 030501.65 – Юриспруденция с присвоением квалификации – юрист. Настоящий учебно-методический комплекс по «Римскому праву» включает в себя следующие учебно-методические материалы:
I часть. Рабочая программа по «Римскому праву» состоит из следующих разделов: 1. Организационно-методический; 2. Основное содержание курса; 3. Информационное обеспечение курса; 4. Вопросы для подготовки к экзамену и зачёту подисциплине «Римское право» для курсантов и слушателей юридического факультета. II часть. Учебно-практическое пособие по учебной дисциплине «Римское право» состоит из следующих разделов: 1. Конспекты лекций; 2. Тренировочные задания; 3. Материалы для самоконтроля обучаемого; 4. Хрестоматия; 5. Глоссарий. III часть. Практикум по учебной дисциплине состоит из следующих разделов: 1. Планы семинарских и практических занятий; 2. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для слушателей юридического факультета заочной формы обучения IV часть. Гид по учебному курсу «Римское право» 1. Описание комплекта учебно-методических материалов и средств учебного курса «Римское право»; 2. Материально-техническое обеспечение; 3. Информация о разработчиках учебно-методического комплекса учебной дисциплины; 4.Методические указания по организации и самостоятельному изучению дисциплины. Раздел 2. Материально-техническое обеспечение При чтении лекции могут активно использоваться:
1. мультимедийный проектор; 2. персональный компьютер; 3. интерактивная доска; 4. экран настенный.
При проведении семинарских занятий:
1. мультимедийный проектор; 2. персональные компьютеры; 3. телевизор 4. видеопроигрыватель; 5. DVD-проигрыватель; 6. принтер; 7. ксерокс (размножение документов, схем и т.п.); 8. экран настенный. 9. наглядные стенды учебно-методического кабинета (каб. 208 юридического факультета). Раздел 3. Информация о разработчиках учебно-методического комплекса учебной дисциплины Южанин Николай Вячеславович – доцент кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, область научных интересов – проблемы обеспечения исполнения обязательств; Рыбаков Валентин Вячеславович – преподаватель кафедры гражданского права и процесса ФСИН России, кандидат юридических наук, область научных интересов – имущественные отношения с участием осужденных.
Раздел 4. Методические указания по организации и самостоятельному изучению дисциплины
Тема 1. При изучении римского частного права необходимо восполнить свои знания в области публичного римского права, то есть системы устройства государства и суда. Необходимо обратить внимание на периоды развития Римского права, поскольку к изучению предлагается классический период римского права. В этой теме изучаются источники римского права. Курсантам и слушателям необходимо обратить внимание на разность видов источников права в зависимости от периодов развития Рима. Для более глубокого изучения дисциплины большое значение имеет анализ древних источников права: Дигест Юстиниана, Институций Гая, Законов XII Таблиц. Тема 2. При изучении этой темы обучаемым следует обратить внимание на понятие правоспособности в римском праве и сравнить его с современным. Особый интерес представляет развитие правовых систем в Римском государстве, вытеснение правом народов, как более прогрессивной, развивающейся системой консервативного права римских граждан. Консерватизм и прогрессивность римской правовой системы – важные элементы в осмыслении принципов существования и развития цивильного права. Необходимо проанализировать соотношение частного и публичного права, вытеснение частным правом искусственных публичных ограничений хозяйственного оборота. Гражданско-правовой статус римских граждан, латинов, перегринов, его постепенное выравнивание. Обучаемым также необходимо сравнить статус римского юридического лица с современным представлением о юридическом лице. Тема 3. Тема семейного устройства в Риме изучается не случайно в начале курса римского права. Семейное положение римлян тесно связано с имущественными отношениями. При изучении этой темы необходимо обратить внимание, как семейный статус влиял на правовые возможности лица, прежде всего в сфере вещных правоотношений. Развитие института брака, смена форм брака с течением времени. Опека и попечительство, необходимо четко разграничить эти понятия. Важно проанализировать причины смены принципов агнатического на когнатическое родство, как это повлияло на принципы построения наследственных правовых институтов. Тема 4. Эта тема изучается с целью последующего сравнительного анализа современного процессуального производства. Необходимо изучить стадии гражданского процесса и причины произошедшей смены стадий. Догосударственные формы защиты прав, понятие самоуправства и самозащиты права. Особенно необходимо обратить внимание на систему искового производства, изучить классификацию исков в римском праве. Особые средства преторской защиты – интердикты, их отличие от современных правовых средств защиты. Тема 5. Эта тема открывает раздел вещных прав в римском частном праве. В начале изучается классификация вещей, как объектов вещных прав. Далее необходимо изучить уникальный институт владения, его отличия от современного понятия владения. В этом вопросе особенно весома роль преподавателя, который должен последовательно провести разницу между римским possessio, detentio и современным понятием института владения. Далее необходимо обратить внимание на развитие понятия принципа добросовестности в праве, чем отличается добросовестное поведение от недобросовестного. Трудность представляет анализ понятий петиторной и поссесорной защиты, здесь также преподаватель должен значительно помочь в осмыслении этих понятий. Интердиктное производство, виды интердиктов – этими вопросами заканчивается изучение предложенной темы, поскольку здесь анализируется особая форма защиты владения. Институт римского владения актуален для современного гражданского права, поскольку по этому вопросу на страницах цивилистической литературы ведутся оживленные дискуссии. Поэтому глубокое осмысление этой темы позволит разбираться в тонкостях современного вещного права, которое базируется на важном правомочии владения. Тема 6. Становление и развитие института права собственности – необходимые знания для последующего изучения гражданского права. Именно этой темой закладывается понимание политэкономических процессов, происходящих в имущественной сфере. Необходимо последовательно изучить причины появления частной собственности, содержание элементов этого права. Далее последним вопросам рассматриваются способы судебной защиты права собственности. Преподавателю необходимо сделать больший акцент на изучении связи римского права с современным гражданским правом в вопросе защиты права собственности. Тема 7. Эта тема является заключительной в рассмотрении вещных правовых институтов. Особый интерес представляют римские сервитуты. В этой теме также необходимо провести сравнительно-правовой анализ с современным гражданским правом, которое апеллирует римской терминологией. Деление римских сервитутов на частные и публичные актуально и по сей день. Необходимо осмыслить, что такое абсолютность в вещных правах и что такое ограничение вещных прав, как понятие ограничения вещных прав соотносится с понятием прав на чужие вещи. Тема 8-9. В этих темах начинается изучение второго объемного раздела римского права – обязательственного права. Эти вопросы кульминационно сложные в изучении римского права, присутствует сложная латинская терминология, которую необходимо выучить. Особо следует обратить внимание на классификацию обязательств, существовавшую в Риме, ее сложность и совершенность. Особо следует обратить внимание на способы обеспечения исполнения обязательств, а также на способы прекращения обязательств, их исчерпывающий характер. Подробное изучение обязательственного права позволит легче ориентироваться в современном обязательственном праве. Тема 10-13. В этих темах раскрывается понятие гражданско-правового договора, его развитие в римском праве, а также виды граждаснко-правовых договоров. Необходимо заучить латинские названия договоров, знать их юридическое различие. Особо следует обратить внимание на римский формализм в вопросе договорного регулирования, его отрицательное влияние на развитие договорного права. Необходимо выявить главное различие между консенсуальными и реальными контрактами, причины его появления. Преподавателю необходимо сравнить современные реальные и консенсуальные контракты с римскими. Что такое римские пакты? Почему это понятие не присутствует в современном праве? В какие формы договоров были в последующем преобразованы римские пакты? Тема 14. Деликты, в отличие от договоров являются более редким основанием гражданских обязательств. В римском государстве деликтное производство считалось частным и относилось к частному праву. Современное понятие правонарушения имеет более глубокое содержание. Некоторые римские деликты в современном праве являются уголовно наказуемыми деяниями. Гражданское право регулирует вопросы компенсационного характера в деликтных правоотношениях. Обучаемым необходимо выучить латинские названия деликтов и их содержание для последующего сравнительно-правового анализа при изучении уголовного и гражданского права. Тема 15. Наследственное право один из самых древних институтов частного права. Изучение римского наследственного права, его различных периодов позволит увидеть объективные изменения, происходящие в наследственном праве, завершившиеся кодификацией императора Юстиниана. По сей день изменения произошли незначительные, особенно в вопросе наследования по завещанию. Сформированные очереди наследования в римском праве изменились незначительно. Обучаемым следует обратить внимание на смену очередей наследства в юстиниановской кодификации в отличие от ранее существовавшей в классическом праве и выявить причины произошедшего.
Подписано в печать _______ 200__ г. Формат ________ Бумага офсет. Уч.-изд л _______ Тираж____экз. Заказ № ________
Отделение полиграфии ИТО Академии ФСИН России 390036 г. Рязань, ул. Сенная, 1
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |