Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I лава 2. Типологии кцльтцр 1 страница




нетские годы поток низкопробной продукции сдержи­вали идеологические ограничения и партийный кон­троль. В годы экономических реформ никаких препят­ствий на этом пуги нет.

 

3.4. Городская культура

Городская культура (культура города, индустри­альная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и адми­нистративных центров. Малые города и поселки город-< -кого типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше сте­пень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

Единого для всех городских поселений типа куль­туры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело многомиллионные гиганты типа Санкт-Пе­тербурга или Самары, другое — 200—300-тысячные города с полупровинциальным укладом жизни) и раз­мерами, но также специализацией: есть текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтер­ские города (Кемерово), центры автомобильной про­мышленности (Тольятти), города науки, или «науко­грады» (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки» — базы морского флота и сухопутных гар­низонов, религиозные центры (Загорск) и т. п. Есте­ственно, что в каждом типе города свой уклад и тип культуры.

Общими чертами городской культуры, отличающи­ми ее от сельской, выступают такие признаки, как вы­сокая плотность застройки городской территории; на­личие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развяз­ки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано со­всем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танце­вальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнако­мых людей (анонимность социальных отношений), бла­годаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефон­ными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Ха­рактерная черта городской жизни и городской культу­ры — транспортная усталость, возникающая вследст­вие ежедневных переездов па большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные пере­грузки могуг вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоя­нием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахожде­нием в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Городская среда насыщена гораздо большим чис­лом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Она возникла лишь в последнее столетие, и биологи­чески человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень ме­дицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными ме­роприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. От­сюда массовое увлечение садово-огородническим дви­жением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня — непременные атрибуты го­родской культуры.

Если для сельской культуры характерно триедин­ство — единство места работы, места жительства и мес­та отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений


ι лава l Типология ирыцр

культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спаль­ных районах на окраине. Поэтому ездить в обществен­ном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.

 

3.5. Обыденная и специализированная культура

По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализирован­ную1. Из названия нам должно быть понятно, что обы­денная культура представляет собой сниженный, про-фанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специали­зированной, профессиональной.

Обыденная культура — это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной сре­ды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социа­лизацией и инкультурацией личности2.

1 Морфология культуры: Структура и динамика / ГЛ. Ава-иссова, ВТ. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 283. 2 Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функ­ции // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 138—148.

Проблему обыденной культуры и повседневной ре­альности ставили философы-прагматисты (У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социоло­ги М. Вебер и Дж. Мид, А. Щюц и Г. Горфинкель. В оте­чественной культурологии эта проблема получила раз­витие в трудах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана. Обыденная культура — это культура, не получившая институционального за­крепления. Специализированная культура— это, на­против, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура — часть повседневной реально­сти, совокупность всех нерефлексивных, синкретиче­ских аспектов социальной жизни. Она ограничена домом, районом, городом, территорией, межличностны­ми отношениями. Такова сфера ближайшего окруже­ния, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охваты­вают дальнее окружение человека и связаны с фор­мальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и пред­ставители больших групп, как агенты вторичной социа­лизации.

В первом случае человек поступает как дилетант, во втором — как эксперт. Его действия подчинены стан­дартным технологиям, методически обоснованы, экс­периментально проверяемы1.

Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в даль­нейшем служат базой для приобщения к специализи­рованной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания «большой» культуры, скажем музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраи­вается новый жизненный опыт.

Для того чтобы овладеть навыками специализиро­ванной культуры, одного общения в семье и с друзья­ми недостаточно. Необходима профессиональная под­готовка. Сегодня папы и мамы, особенно в городах, стремятся устроить своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции.

Обыденная культура — сфера общепонятных зна­ний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ро­весники, родня); обучению в школе и получению обще­го образования; средствам массовой информации.

1 Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Ава-несова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 286.

Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются — в разной мере — через все три источника (семья, школа, СМИ). И родители, и учи­теля, и журналисты учат детей (да и взрослых) осно­вам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой — со старшим и т. п. На телевиде­нии помимо коммерческой рекламы существует так на­зываемая социальная реклама, например «Позвоните родителям», «Берегите любимых» и т. п. Еще одним ка­налом усвоения повседневной культуры служит цер­ковь. Такую же роль играет армия.

Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыден­ной культуры — обыденный язык, у специализированной — профессиональные языки. Обыденная культура — сфе-I >а эмоциональной привязанности, чувства взаимной сим-I штии, чувства долга по отношению к детям, пожилым, сла­бым. Специализированная культура — сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают: ху­дожественная литература, оперная и симфоническая му­зыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п.

Социальным пространством для проявления обы­денной культуры становятся:

■ приватное пространство (квартира),

■ публичные места (студенческое общежитие, за­вод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т. п.).

В обыденной культуре также есть институциональ­ные формы взаимодействия, например, кружки худо­жественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т. и. По здесь люди занима­ются спортом, наукой, изобретательством, искусством па любительском, а не на профессиональном уровне.

Научный съезд, симпозиум, куда съезжаются зна­комые и незнакомые,— вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура — среди знакомых, 2) специали­зированная культура среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т. п.

Взаимодействие в домашней среде обычно проте­кает менее вежливо, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще прояв­ляют такие манеры, которые они постеснялись бы по­казать «на людях». Приватное пространство воспри­нимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства.

Место работы занимает промежуточное место ме­ждудомашней средой (приватным пространством), где человек максимально освобождается от культурных


условностей, и театром (рестораном, парком, музеем),
т. е. публичным пространством, где человек в макси-
мальной степени следует культурным условностям и!
стремится выглядеть лучше, чем он есть. Не только*
рабочее место, но и некоторые другие места попадают'
в промежуточную зону. Попробуем изобразить ситуа-
цию схематически.;.

 

Максимальное

следование Минимальное

культурным следовование

условностям культурным

условностям


Публичное


Приватное


пространство Промежуточное пространство
(театр) пространство (квартира)

(рабочее место)

Рис. 2. Типология культурного пространства в зависимости от соблюдения культурных условностей

Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном пространстве, на рабочем месте суще­ствуют неформальные отношения — дружеские, до­верительно-личные. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные отношения — служебные, безличные. Место работы — это одновременно об­ласть долго- и кратковременных отношений, пересе­чения больших и малых социальных групп, знакомых и незнакомых людей.

Обыденный и специализированный уровни куль­туры присутствуют почти везде. Так, например, в ре­лигии профессиональный, или специализированный, уровень представлен совокупностью ритуалов и це­ремоний, в технологию которых люди с улицы не по­священы. Богословское знание, которым овладевают многие годы путем упорного обучения, также относит­ся к профессиональному уровню религиозной куль­туры, которой владеют служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры — различного рода верования (знания, при­нятые без доказательства), осведомленность о святых и распространенных праздниках, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные.

Итак, обыденная культура — это просранный уро-неиь участия людей в профессиональной культуре, т. е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.

1 § 4. Формы культуры __________________

В зависимости от того, кто создает культуру и ка­ков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.

4.1. Высокая культура

Элитарная (высокая) культура создается привилеги-

I к >ванной частью общества, либо по ее заказу профессио-

II ильными творцами. Она включает изящное искусство,
классическую музыку и литературу. Высокая культура
(например, живопись Пикассо или музыка Шенберга),
трудна для понимания неподготовленного человека. Как

III >авило, она на десятилетия опережает уровень воспри-
ятия среднеобразованного человека. Круг ее потребите-
лей — высокообразованная часть общества: критики, ли-
тературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы,
художники, писатели, музыканты. Когда уровень образо-
н.шия населения растет, круг потребителей высокой
культуры расширяется. К ее разновидности можно отне-
< ти светское искусство и салонную музыку. Формула эли-
тарной культуры — «искусство для искусства».

Подробнее о высокой культуре мы поговорим в параграфах, посвященных художественной культуре и искусству, а также в специальном разделе, посвящен­ном истории мировой художественной культуры.

 

4.2. Народная культура

Народная культура состоит из двух видов — популяр­ной и фольклорной культуры. Когда компания подвыпив­ших друзей распевает песни Аллы Пугачевой или «Шу­мел камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал о колядных праздниках или русских причита­ниях, то говорят о фольклорной культуре. В итоге попу­лярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная — его προ· шлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора созда­вались в прошлом, а сегодня существуют как историче* ское наследие. Кое-что из этого наследия исполняется И! сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в по-: пулярнуто культуру, которая помимо исторических преда­ний постоянно пополняется новообразованиями, напри­мер современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою оче­редь, можно выделить два уровня — высокий, связан-' иый с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

Авторы народных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это высокохудожест­венные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим тво­рениям народной культуры. Их нельзя отнести к эли­тарной культуре только потому, что они созданы ано­нимными народными творцами: «Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вари­антов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медици­не (лекарственные травы, заговоры), народной педаго­гике, суть которой часто выражается в пословицах, по­говорках»'.

По исполнению элементы народной культуры мо­гут быть индивидуальными (изложение легенды), груп­повыми (исполнение танца или песни), массовыми (кар­навальные шествия).

1 Культурология: теория и история культуры: Курс лек­ций / Под ред. В.Ф. Мамонова. Челябинск, 1994. Ч. 1. С. 29.

Аудитория народной культуры — всегда большин­ство общества. Так было в традиционном и индустри­альном обществе. Ситуация меняется только в постин­дустриальном обществе.


I дана 2. Тиши иуднур

4.3. Массовая культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов иди духовных поисков народа. Время ее появления —

<■('родина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство

<граи мира и стали доступны представителям всех соци­альных слоев. Массовая культура может быть интерна­циональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий 111 шмер этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народ-пая культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и ' >тражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, иыстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культу­ры подобного не происходит. Высокая культура обозна­чает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — куль­тура низов. Одни и те же виды искусства могуг принад­лежать высокой и массовой культуре: классическая му­зыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини— высокой, а боевики— массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Од­нако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к попу­лярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями ис­кусства.

Органная месса Баха относится к высокой культу­ре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному ката­нию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки про­изведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этниче­ской. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимуще! ственно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют едш ную национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной кульЯ туры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. обра«зованные слои общества, которые на начальной фазе ее! становления представляют собой явное меньшинство по-сравнению с неграмотным населением. Это образован­ное меньшинство и становится носителем националь­ной культуры»1.

Высокая и национальная культура создаются не эт­носом или народом, а образованной частью общества —■· писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспери­ментальный, или авангардный, характер. Впервые при­меняются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями не­профессионалов многие годы спустя. Специалисты на­зывают иногда срок 50 лет. С таким опозданием образ­цы высшей художественной культуры опережают свое время.

Когда большевики пришли в 1917 году к власти, пер­вым делом они постарались сократить культурное запаз­дывание, призвав всех художников не увлекаться фор­мотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг' «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецко­му марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Ис­кусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного кре­стьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.

 

' Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М: Нау­ка, 1995. С. 40.


(мин ?. Типология кудыцр

Какое-то время высокая культура не только может, И" должна оставаться чуждой народу. Подобно хоро­шему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это иремя —творчески созреть. За 50 лет любое авангард- к- и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной нультурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

 

щ § 5. Комплексные виды культуры ____________

5.1. Художественная культура

Ее сущность заключается в том, что человек, назы-и.н'мый художником (а им может быть не только про­фессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же мо­делирует какой-то фрагмент реальности, а затем пере­дает это зрителю или слушателю в эстетически выра-иггельной форме, будь то стихотворение, романс или г.нюц.

Все, что создано профессионалами и любителями, нключается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, п достойно сохраниться в веках как имеющее наивыс­шую ценность для общества, составляет искусство. 11екусство — часть художественной культуры. Оно — першина айсберга.

 

 

 

   
J | Искусство|
/ \ t
  Художественная культура
/ \    

Рис. 3. Соотношение художественной культуры и искусства

Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства: 77 устное слово — ораторское мастерство, письменное — литературу. И 'Т'ак далее.

Какую бы область художественной культуры мы ни взяли —теоретическую или практическую, фунда­ментальную или прикладную,— всякая деятельность; доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство.

Разговор о художественной культуре и искусстве мы продолжим в следующих главах.

 

5.2. Физическая культура

В широком смысле она обозначает возделывание или окультуривание человеческого тела. Отсюда вто­рое название — телесная культура. Она понимается как поддержание здоровья, жизненного тонуса, физи­ческой формы.

Широко понимаемая физическая культура вклю­чает в себя: 1) собственно физкультуру, т. е. лю­бительские занятия физическими упражнениями; 2) спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших дости­жений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар; 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные за­нятия физкультурой; 4) специализированные виды ук­рашения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная рос­пись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религи­озный аскетизм) и лечебное голодание; 5) спортив­ные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т. п.; 6) современная и традиционная медицина, на­правленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий,

1 Морфология культуры: Структура и динамики / ГЛ. Ава-несова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 282.

По мнению некоторых культурологов, профессио­нальная культура телесности имеет две основные фор­мы: медицина и спорт1. Медицина — это институт массо­


ι» >го поддержания здоровьялюдей. Онвключаеттрадици-ι υ шую и нетрадиционную медицину. Первая основана на твердой и экспериментально проверенной системе науч­ных знаний. Вторая имеет две разновидности: народная медицина — проверенные долгой практикой методы ле­чения, применяемые людьми, не имеющими формально­го сертификата медицинского вуза, но доказавшие свою эффективность; псевдонародная медицина — ложные формы народной медицины, обман и шарлатанство, дока-ывшио свою неэффективность. Знахарство — разновид­ность первой формы народной медицины. Традиционную п нетрадиционную медицину неправильно уподоблять 111 юфессиональному и любительскому спорту, так как сре­ди народных целителей много профессионалов, а среди врачей —много неумелых специалистов.

Такова в общих чертах типология видов и форм фи-зической культуры. Как и в художественной культуре, ■:десь можно выделить основную и вершинную части айс-ι н-рга. Будем относить к спорту любые высшие достиже­ния или проявления наивысшего мастерства в каждом виде физической культуры. Они составляют искусство, т. е. результаты профессионального занятия физкульту­рой. К примеру, спортивные танцы —это спорт, а хоро­водили дискотанцы — это любительские занятия. Татуи­рование тела в одном случае является профанацией, а в другом превращается в самостоятельное искусство.

Итак, в физической культуре одни виды деятель­ности являются полностью профессиональными, а в других, остающихся по преимуществу любительскими, некоторые достижения или разновидности выступают профессиональными. В целом их соотношение равно приблизительно 50:50. Взаимосвязь любительских и профессиональных видов деятельности можно изобра­зить схематически.


 


 
 


Раздел 1. Общие швщрнн щцщ

И § В. Типы культуры _________________ j

При обсуждении типов культуры мы будем исполь| зовать термины «простое» и «дописьменное», а также «сложное» и «письменное» общество. Дописьменно<| означает отсутствие письменного языка и соответст; венно описывает большинство доземледельческих об-! ществ. Земледельческое общество относится к истори­ческим, так как письменность уже существовала.

По хозяйственному укладу выделяют следующие
главные типы культуры: культура охотников и собира-
телей, культура огородников и фермеров; культура ско-
товодов; культура земледельцев; промышленная (ииду-1
стриальная) культура ■

В основании такой классификации лежит способ, добывания средств существования. Подобные типы! культуры, в основании которых лежит хозяйственный' уклад, получили в литературе название хозяйственно-, культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип — исторически сло­жившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Один хозяйственно-культурный тип, например пер­вобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников приледниковой поло­сы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыж­ные земледельцы и лесные охотники, поливные земле­дельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земле­дельцы тропических долин и суходольные подсечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т. д. ■

Благодаря тому, что технический прогресс посто­янно двигался вперед и соответственно ему развива­лись средства производства, классификация типов хо­зяйственной культуры носит эволюционный характер.

Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобытное общество состоя­ло из локальных родственных групп (триб). По време­ни оно было самым продолжительным — существова­ло сотни тысяч лет.

I nana 2. Тишопи культур

Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушест­во) и огородничество (простейшее фермерство). Ско­товодство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жиз­ни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты по­степенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — пере­ходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взра­щиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, прими­тивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государст­ва, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благо­даря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 году до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине — 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массон рассчитал, что для прокорма среднего по численности (150 — 180 человек) шумерского поселка надо 44 τ зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.