Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I лава 2. Типологии кцльтцр 9 страница




Хотя литература относится к письменным формам человеческого творчества, она зародилась много поз­же самой письменности. Первые памятники письмен­ности являли собой юридические, экономические и исторические документы, например известные всем законы Хамурапи.

Вначале то, что потом стало называться лите­ратурой, существовало в форме устного творчества — мифы, предания и легенды, написанные в стихотвор­ной форме. Поэтический текст благодаря его ритми­ческим и интонационным характеристикам легче за­помнить, чем пространные прозаические произведения. Поскольку в то время не было в достаточном количест­ве подходящего для записи материала (камень, папи­рус, береста), литературные памятники передавались от поколения к поколению в устной прозаической или песенной форме. Их литературная тематика даже в те далекие времена была достаточно разнообразной: пес­ни о происхождении мира, восхваляющие богов, рас­сказы о любви, трагедии, эпические повествования о героях, жанр приключений, любовные истории, балла­ды о влюбленных, о войнах, походах, лирическая по-

■>.чия, народные сказания о добре и зле, басни, хвалеб­ные песни, пословицы и загадки.

Устное народное творчество, из которого возникла профессиональная литература, стало собираться и записываться не ранее XIII века (скандинавские саги). Перенесенные на бумагу, эпос и героические сказа­ния подарили миру такие шедевры, как «Сказание о I ильгамеше», «Илиада» Гомера и значительная часть ветхого Завета. 13 Ветхом Завете содержится огромное количество древних традиций. Художественная лите­ратура как вид искусства возникает на почве мифо­логии и устно-поэтического народного творчества.

Древнейшие произведения писались в стихах, проза — относительно более поздняя область художе­ственной литературы. Только в XVIII—XIX веках две области сравнялись по своему значению.

Поэзия в виде песен — самый ранний памятник литературной традиции, ставший в наши дни самостоя­тельным литературным жанром. Другие формы, такие, как драма и повествовательная проза, появились поз­же и получили наибольшее распространение у древ­них греков. Драматические трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, а также комедии Аристофана были напи­саны в стихотворной форме, но являлись определен­ной новацией в области стихосложения, поскольку представляли собой монументальные полотна с ярко выраженной социально-критической направленно­стью. Лирическая поэзия, подобно поэтической драме, блестяще развитая греками, положила начало новоев­ропейской художественной литературе.

Прозаическая или повествовательная художест­венная литература: романы, повести и короткие рас­сказы — является самым поздним жанром, возникшим уже в 11овое время. Правда, у художественной прозы были ан­тичные предшественники. Первым художественным про­изведением, достойным называться романом, считается «Сатирикон» Петрония (I в. н. э.). Обычным для средневе­ковья литературным жанром являлся пересказ героиче­ских легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Первым современным романом называют книгу Сервантеса «Дон Кихот» (начало XVI в.). Этот шедевр считается одним из величайших произведениий миро­вой художественной прозы.

7 Культуроло[ ия. Учебник

XIX столетие считается золотым веком романа. Именно тогда появились произведения Ч. Диккенса, В. Гюго, Л. Толстого и Ф. Достоевского. Эра клас­сической прозы закончилась публикацией в 1922 году «Улисса» Дж. Джойса. Это произведение стало ре­волюцией в жанре романа. Автор оставил в стороне социальные темы, вернувшись к мифологическим сю­жетам. Вторая половина XX века являет собой как бы творческую лабораторию, в которой создаются и рас­падаются новые жанры, виды, темы прозаической литературы. В качестве примера могут служить го­тические рассказы, романы, детективные истории, вес­терны (ковбойские рассказы), «ужастики», истори­ческие романы, военные повествования, шпионские рассказы (триллеры) и научная фантастика. Для XX сто­летия характерны связи художественной литературы с другими, преимущественно новыми видами искусст­ва — кино, радио, телевидением.

 

1 нв___________________________________

■ Искусство надо понимать как минимум в трех значениях:

— искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульп­тура, живопись, графика, декоративно-прикладное ис­кусство, музыка, танец, театр, кино и другие разно­видности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира;

— искусство в узком смысле — только изобразительное искусство;

— искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

■ Искусствознание (искусствоведение). Оно представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, — художественную культуру общества в це­лом, отдельные виды искусства, их отношение к действи­тельности, закономерности развития, взаимосвязи с со­циальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания худо­жественных произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, теат­роведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле — науку о пласти­ческих искусствах. Искусствознание складывается из теории искусств, их истории и художественной критики.

■ Искусство— сфера профессионального творчества, фольклор— сфера народного творчества, художествен­ная культура — единство двух этих сфер.

■ Произведение искусства должно обладать:

 

— познавательной ценностью;

— эстетической ценностью;

— нравственной ценностью.

 

■ Три указанные вида ценности, которым подчиняется про­изведение искусства, можно сформулировать иначе: Истина, Красота, Добро. Это три кита, на которые опирается духовная сфера общества.

■ Все виды художественного творчества, которые соответ­ствуют данным критериям, мы вправе именовать изящ­ными искусствами, или просто видами искусства.

■ Эстетика — это учение о красоте, или об изящном.

■ Эстетика понимается в двух значениях, а именно как: а) теория прекрасного, б) теория искусства.

■ Из четырех составных элементов духовной сферы об­щества два — наука и образование — подвержены про­грессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — не­подвластны прогрессу. Первые находятся всегда во вре­мени и только спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро.

■ Живопись — вид изобразительного искусства, произве­дения которого создаются с помощью красок, наноси­мых па какую-либо поверхность. Замысел художника конкретизируется в теме и сюжете, воплощается с по­мощью композиции, рисунка и цвета.


 

Глава 2

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

 

Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая, культура насчитывает более 30 тыс. лет.

 

Μ § 1. Предпосылки возникновения ___________

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех пародов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде пер­вобытный образ жизни. Первобытная культура охва­тывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Первобытное искусство — искусство эпохи перво­бытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитив­ные жилища, пещерные изображения животных, жен­ские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать от­влеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Ки­тая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось ис­кусство, связанное с земледельческой мифологией (ор­наментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Ско­товодческие степные племена Восточной Европы и Азии па рубеже бронзового и железного веков создали зве­риный стиль.

Первобытное искусство — только часть первобыт­ной культуры, куда помимо искусства входят религи­озные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже шла речь, рассмотрим пер­вобытное искусство.

Подлинное возникновение искусства антрополо­ги связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кромань­онцы (так назвали этих людей по месту первой наход­ки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, креп­кого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного челове­ка и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозмож­ные орудия на разные случаи жизни: острые наконеч­ники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная
скульптура ____________________

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (напри­мер, то, что камень, раскаленный на огне, после остыва­ния легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зве­рей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нари-


Раздел 2. Мировая кудвжественвая культура

сованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что па­мятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

■ каменная скульптура;

■ наскальная живопись;

■ глиняная посуда.

В глубокой древности для искусства человек ис­пользовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотни­ки и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.

Первые произведения первобытного изобразитель­ного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пе­щерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — око­ло 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обыч­но подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьон­цы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптур-ки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный чело­век часто изображал животных. Склонность первобыт­ного человека изображать животных именуют зооло­гическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

Звериный стиль — условное название распростра­ненных в искусстве древности стилизованных изобра­жений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в желез­ном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусст­ве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со вре­менем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двух­мерное изображение объекта, а скульптура — трехмер­ное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневеко­вые европейцы, китайцы, арабы и многие другие наро­ды, поскольку открытие обратной перспективы про­изошло только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изоб­ражений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображае­мых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изо­бражен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (послед­няя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказы­вается, изображали животное на бегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекамен­ном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Живот­ных боялись и им поклонялись, деревьями и рас­тениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными сло­вами, они выполняли культовую функцию. Таким об­разом, религия (почитание тех, кого изображали пер­вобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одно­временно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Культ матери — продолжательницы рода — один из древнейших культов. Культ животного — аними-ческого родоначальника рода — не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй — духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного — орла, медведя, змеи).

Поскольку изображения животных имели магиче­ское назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки боль­шей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в под­земных ходах в несколько сотен метров длиной, при­чем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5—2 мет­ра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных степах.

Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представ­ляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капел­лой» первобытного искусства), художественные дос­тоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнека­менного века называют настенной живописью или пе­щерной росписью.

Картинная галерея Альтамиры тянется более чем па 280 метров в длину и состоит из множества простор­ных залов. Обнаруженные там каменные инструмен­ты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры — «Зале ж.ивотных» — най­дены изображения бизонов, быков, оленей, диких ло­шадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходит­ся ложиться на пол. Большинство фшур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали есте­ственные рельефные выступы на скальной поверхно­сти, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в ска­ле фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, кото­рые формами отдаленно напоминают человеческое тело.

В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «кар­тинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводи­ли контур, но закрашивали все изображение. Для вы­полнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубы­ми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же техни­ке выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости,, бивнях, рогах или каменных плитках.

В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 ки­лометр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнару­жены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 ООО наскальных рисунков, но многие из них пока только ожидают научной экспертизы.

Таким образом, первобытное искусство представ­лено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выпол­ненные минеральными красками); скульптуры (фигу­ры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

 

1 § 3. Геометрический орнамент ____________

Особая область первобытного искусства — орна­мент.

Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности, на Мезинской палеоли­тической стоянке (Украина) были найдены украшен­ные таким способом костяные изделия. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагооб­разный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

Однако подлинного расцвета геометрический ор­намент достигает в эпоху земледельческих обществ, где он превращается в настоящее искусство геомет­рических абстракций, за которым скрывалось опреде­ленное мировоззрение и сложная символика.

Художники высокоразвитых земледельческих культур не копируют природу. Она отражена в геомет­рических абстракциях: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль


1ш I первобытна» культура

пли ломаная линия обозначали воду. Треугольник — плодородие, мир представлялся ромбом, ориентиро-нанным по сторонам света.

Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Уже искусство эпохи неолита показывает, что религи­озное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональ­ной целесообразности.

Таким образом, на смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстракт­ного орнамента, нанесенного на глиняную посуду.

Украшения утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принад­лежало, а именно бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.

 

1 § 4. Неолитическая революция _____________

Еще большее развитие культура получает после гак называемой неолитической революции.

Обработка почвы в неолите и искусственное вы­ращивание растений создали условия для развития общества, что привело к появлению первых цивили­заций (к III тыс. до н. э.).

Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений делали человека относительно незави­симым от окружающей природы.

Окультуривание диких растений и доместикация (приручение) животных — два важнейших хозяйствен­ных завоевания неолитической революции, а возник­новение городской цивилизации и письменности — два важнейших культурных достижения.

В период неолитической революции, продолжав­шейся около семи тысячелетий, были заложены мате­риальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религи­озной сторон жизни людей произошло после появле­ния письменности в Месопотамии и Египте к III тыся­челетию до н. э.

Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над коче­вым, патриархата — над матриархатом, а также разде­лением культуры на духовную и материальную, воз­никновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового рас­слоения общества.

 

1 § S. Зарождение архитектуры _____________

Важнейшим моментом формирующейся земледель­ческой цивилизации стало зарождение совершенно ново­го вида искусства, невозможного и неизвестного охот­никам и собирателям. Речь идет об архитектуре.

Организовывать, перестраивать и осваивать окру­жающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях — с создания архи­тектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйствен­ные постройки, а большие — на сооружение общест­венных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить такие крупные инженерные проекты, как, например, большие ирригационные системы Древнего Египта. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки — временные неукрепленные лагеря перво­бытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму кре­пости (сооружения из огромных грубо отесанных кам­ней) или городища (группа жилых домов и хозяйст­венных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превраща­ются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже — в пери-


I лава Ζ. ИврввОышя культура

од древневосточных цивилизаций— архитектурная организация пространства населенных пунктов, созда­ние городов и поселков, регулирование систем рассе­ления выделились в особую область — градострои­тельство.

 

1 § Б. Погребения _____________________

Погребения следует считать искусством, возник­шим на пересечении скульптуры, архитектуры и ре­лигии.

Археологи утверждают, что первыми начали хоро­нить своих предков еще неандертальцы 80—100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Так в археологии именуется позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Южной Азии, Африке (получила название по пещере Ле-Мустье во Франции).

Обряды погребения отражали двойственное стрем­ление — удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, муми­фикацией и др.

Из этого можно сделать вывод, что неандерталь­цы предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способнос­тью выражать свои мысли при помощи примитивного языка.

На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в по­следний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служив­шие талисманами). В могилах кроманьонцев встреча­ются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали крова­во-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от общественного поло­жения умершего (курганы вождей, пирамиды фарао­нов), религиозных представлений и др. Погребение

Раздел 2. Мировая кудвжвствеввая культура

иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются крема­ция и захоронение в землю (ингумация).

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (кур­ганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Курганы (тюрк.) представляют собой надмогиль­ные насыпи из земли или камня, обычно полусфе­рической или конической формы. Древнейшие курганы датируются IV—III тыс. до н. э., поздней­шие — XIV—XV веками н. э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.

Мегалиты (от мега... и...лит) — культовые соору­жения III—II тыс. до н. э. из огромных необрабо­танных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты За­падной Европы (Стонхоидж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся доль­мены, менгиры, кромлехи.

В археологии получили известность курганы Ям-ной культуры, обнаруженные в степях Восточной Европы, в частности в Приднепровье, и относя­щиеся к эпохе энеолита (2-я половина III — нача­ло II тысячелетия до н. э.). Она названа так по устройству могильных ям под курганами. Разме­ры ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных силь­но оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м. Вдобавок ко всему над курганами возвышаются еще каменные бабы — каменные изваяния чело­века (воинов, женщин), простоявшие четыре с лишним тысячи лет.

Ученые так и не решили, кого изображают камен­ные бабы — бога или человека. Но несомненно, что в III тысячелетии до н. э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы он занимает в искусстве все большее место. Если в каменном веке зверей изображали чаще, чем людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в III—II тысячелетиях до н. э. в искусстве наступил ре­шающий перелом. Отошло в прошлое творчество ве-

Глава?. ПерваРытная культура

ликих анималистов каменного века. В центр внима­ния мирового искусства все настойчивее выходит че­ловек1.

 

1 § 7. Матриархат и патриархат ______________

Стоянки охотников и собирателей каменного века постепенно превращались в деревни земледельцев — новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближ­нем Востоке в начале VII тысячелетия до н. э. В разви­тых культурах неолита возникают крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей.

В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, центрами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только культовую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлеж­ность практически всей земли в городе местному бо­жеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам пред­ставлять царя как наместника Бога на земле.

Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, не­сомненно, отразилось в искусстве. В языческой рели­гии сформировались два принципиально отличных типа верований.

Пастухи-кочевники поклонялись мужскому нача­лу— богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастби­ща на другое, а их единственным постоянным местом были захоронения, которые они обозначали условны­ми знаками. Огромные валуны (менгиры) указывали места культового почитания предков.

Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с пло­дородием в образе женщины. Основными символами




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.