Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I лава 2. Типологии кцльтцр 11 страница




Основным жанром шумерской литературы слу­жили фольклорные произведения, прежде всего ле­генды или мифы. То были произведения герои­ческого характера, вобравшие в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.

1 Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н.Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 58.

Самым ярким произведением шумерской литера­туры является эпос о Гильгамеше, который расска­зывает о попытках царя Урука, полубога-получелове­ка, обрести бессмертие. А в вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» — миф о создании мира, происхождении че­ловека, его роли на земле. Согласно этому мифу зем­лю создали молодые боги, прогневавшие прародитель­ницу всех богов Тиамат и убившие ее. Тело Тиамат было рассечено пополам: одна половина стала землей, другая— небом. Именно в Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки сосед­них народов.

 

3.2. Вавилонская культура

Наследницей шумеро-аккадской культуры стала Накилония. Ее административным и культурным цен­тром служил город Вавилон («Ворота бога»), цари ко­торого во II тысячелетии до н. э. смогли объединить 1 Нумер и Аккад.

Расцвет Древневавилонского царства пришелся на нремя правления шестого царя I Вавилонской дина­стии — Хаммурапи (ок.1792—1749 гг. до н. э.). При нем Иавилон из небольшого города превратился в крупней­ший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

При Хаммурапи появляется знаменитый свод за­конов, записанный клинописью на двухметровом ка­менном столбе, развиваются астрономия, медицина и математика. После смерти Хаммурапи его огромное царство быстро распалось.

 

3.3. Ассирийская культура

Культуру, религию и искусство Вавилонии заим­ствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в XIV веке до н. э. Это был < овеем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия. Все завоевания ассирийцев были возможны только благодаря прекрас­но обученному войску с железной дисциплиной. Ас­сирийскую империю в чем-то можно сравнить с Рим­ской империей — та и другая представляли собой закат предшествующей, более демократической культуры, та и другая являлись по своему характеру милитарист­скими, в той и другой господствовали суровые, точнее, жестокие нравы и обычаи.

Военизированный характер государства проявил­ся и в духе зодчества. Ассирийские города были мощ­ными крепостями. Грандиозные крепости, великолеп-

X Ky.'ii/rypojioi ия. Учебник

ные дворцы, изображения несущихся колесниц и су­ровых воинов, сцен охоты и животных в монументаль­ных, полных драматизма рельефах характеризуют ас­сирийское искусство. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат-храм, символ единения земных и небесных миров, высился рядом с башнями и по­коями царя. В этот период религиозная архитектура отступает на второй план по сравнению со светской.

Искусство и архитектура Ассирии были активны­ми инструментами пропаганды военной мощи. Круп­нейшие города ассирийского царства — Нимруд, Хорсабад и Ниневия — застраивались царскими двор­цами, отличавшимися особой пышностью и велико­лепием.

Дворец Саргона II, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насы­пи (высотой 14 м). Он был разделен на три части, вклю­чая парадные, жилые и религиозные помещения, груп­пирующиеся вокруг открытых внутренних дворов. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат высился рядом с башнями и покоями царя. По сторо­нам огромных ворот располагались фигуры крылатых быков — «шеду». Изображения грандиозных и высо­комерных крылатых быков с надменными человечески­ми лицами символизировали военную мощь и физиче­ское превосходство.

Стены здания были выложены из кирпича и укра­шены рельефами на военные сюжеты: сцены сраже­ний, осад, сбора дани. Ассирийские цари нередко изо­бражались на фоне происходивших рядом пыток и расправ: сцены сажания на кол, вырывания у плен­ных языка, сдирания с провинившихся кожи в при­сутствии царя. Ассирийская культура дала беспри­мерные для мирового искусства образцы царской жестокости.

Однако ассирийские цари являлись не только за­воевателями, но и строителями, собирателями древно­стей, хранителями культуры. Украшения дворца царя Синаххериба (705 г. до н. э.), сына Саргона И, считают­ся вершиной искусства ассирийского каменного рель­ефа. На резных плитах последовательно изображены важнейшие события политической и военной истории державы. Царь Ашшурбанипал (680—627 гг. до н. э.) построил украшенный прекрасными рельефами Се­верный дворец, в котором он разместил свою обшир­ную библиотеку из 30 ООО клинописных глиняных таб­личек с копиями шумерских, аккадских, вавилонских н собственно ассирийских текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Среди них археологи обнаружили царские указы и хроники, медицинские и математические тексты, гео­графические и ботанические справочники, междуна­родные договоры, пророчества и легенды, дипломати­ческую переписку и хозяйственные записи.

Царь Ашшурбанипал, образованный и начитанный человек, вошел в историю как страстный собиратель древних письменных памятников: по его словам, запи­санным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные сексты, написанные на языке древних шумеров, кото­рых от него отделяли две тысячи лет.

При ассирийских царях произошел новый взлет культуры Вавилона. Навуходоносор II вернул славу Ва­вилону как самому крупному, богатому и красивому городу мира. Огромный город был окружен стеной шириной в 25 метров, высотой до 100 метров. Стена была такой толстой, что на ней свободно разъезжались две колесницы, запряженные четверкой лошадей. У нее было сто ворот. Система каналов позволяла затопить все подступы и превратить город в неприступную крепость-остров. Новый Вавилон, город с населением около 200 тыс. человек, имел 24 больших проспекта, множество дворцов и храмов, в том числе знаменитую Вавилонскую башню высотой в 90 м, считавшуюся одним из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как «висячие сады Семирамиды». Со всего света в мастерские Вавилона собирались самые искус­ные ремесленники.

Шумеры, вавилоняне и ассирийцы, создавшие дну из величайших цивилизаций мира, внесли значитель­ный вклад в развитие мировой культуры. Они хорошо знали не только четыре основных арифметических действия, но умели извлекать корни и возводить в сте­пень, знали число, которое, согласно их вычислениям, равнялось 3. Вавилоняне знали теорему, известную как

теорема Пифагора; пользовались двумя системами счета: десятичной и шестидесятеричной. Отсюда берет начало система деления времени; 1 час равен 60 мину­там, 1 минута — 60 секундам.

Введение оросительного земледелия потребовало развития астрономии. Вавилонские жрецы составили лунный календарь из 12 месяцев, каждый из которых состоял из 29—30 дней; определили эклиптику солнца, разделив ее на 12 равных частей по 30 градусов. На этой основе они создали систему знаков зодиака и разработали астрологию. Хотя вавилонские врачи не знали строения человеческого тела (религия запреща­ла анатомировать трупы), они научились диагностиро­вать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и настоек.

Интересы древних шумеров, аккадцев и вавило­нян были сосредоточены на земных проблемах. Вави­лонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жиз­ни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцеп. В целом религия и искусство Древнего Вавилона были более реалистичны, чем куль­тура Древнего Египта.

Поскольку основным строительным материалом у шумеров и вавилонян был кирпич-сырец, от их куль­туры сохранилось гораздо меньше материальных па­мятников, нежели от богатого камнем Древнего Егип­та. Особенности строительного материала сподвигли 1МВИЛОНЯН к архитектурным инновациям. Считается, что именно они внедрили купола, арки, сводчатые потолки. Архитектурные формы вавилонских зодчих легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы.

 

 

■ _нв__________________________________

■ Первые центры цивилизаций появляются на берегах рек-, на Ниле — Египетское царство; на Тигре и Евфрате — месопотамские царства; на Инде — индийские царства; на Хуанхэ — китайские царства.

■ Первой и главной чертой древнеегипетской цивилиза­ции является сакрализация государственной власти.

■ Вторая черта цивилизации Древнего Египта — культ смерти и восприятия земной жизни лишь как подготов­ку к посмертному бытию.

■ Для Древнего Египта характерен уникальный жанр ли­тературы, тесно связанный с культурой пирамид, — книги мертвых.

■ Шумеры стали изобретателями первой формы записи человеческой речи.

■ Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности.

■ Шумеры создали первую в человеческой истории поэ­му— «Золотой век», написали первые элегии, состави­ли первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг— сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.


Раздел 2. Мировая кржесшшш культура

■ Самым ярким произведением шумерской литературы является сказание о Гильгамеше, который рассказывает о попытках царяУрука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. А в вавилонской литературе наиболее значи­тельным произведением стал «Энума Элиш» — миф о соз­дании мира, происхождении человека, его роли на земле.

■ В Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов. При Хаммурапи поя­вился знаменитый свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе.

■ Ассирия совсем иной тип культуры, основанный на геро­изме, прославлении силы и культе оружия.

■ Шумеры, вавилоняне и ассирийцы, создавшие одну из величайших цивилизаций мира, внесли значительный вклад в развитие мировой культуры. Они создали астро­номию и развили дальше математику, построили первую великую столицу Вавилон.

■ Введение оросительного земледелия потребовало разви­тия астрономии. Вавилонские жрецы составили лунный календарь из 12 месяцев. На этой основе они создали систему знаков зодиака и разработали астрологию.

Глава 4

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА

 

Понятие «античный мир» было введено итальянскими гуманистами XVв. для обозначения культуры древних Гре­ции и Рима, к возрождению которой они стремились. Антич­ная культура стала основой европейской цивилизации. А она, гною очередь, складывалась под влиянием культурных дос­тижений более ранних цивилизаций древнего мира.

 

1 § 1. Культура Древней Греции______________

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и куль­турными эпохами:

— эгейский или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.),

— гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),

— архаический (VIII—VI вв. до н. э.),

— классический (V—IV вв. до н. э.),

— эллинистический (вторая половина IV — сере­дина I в. до н. э.).

Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе ис­пользуются оба названия. Речь идет о двух самых ран­них в Греции цивилизациях — минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического перио­да. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.

Раздел 2. Мировая художеетвеннгя культура

1.1. Доклассический период

Ранний период античной культуры связан с форми­рованием и расцветомкрито-микенской культуры. Куль­туру этого периода принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит, а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого перио­да (примерно XV век до н. э.) называют крито-микен­ской (хотя иногда ранний, критский, период именуют еще эпохой минойской культуры).

Критская культура

Около 2300 года до н. э. на Крите начинается подъ­ем экономики и культуры, который привел к расцвету общества в 2000—1600 годах до н. э. Происхождение народа, создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно.

Центрами минойской цивилизации были дворцы, которые почему-то напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Легендарный дворец в Кноссе, прозван­ный греками «Лабиринтом», стал прообразом много­численных сказаний, мифов и рассказов. Кносский дворец строился более полувека, то и дело достраи­вался, перестраивался, и в конце концов превратился в маленький самостоятельный город. Огромный ком­плекс дворца занимал территорию около 1 б тыс. кв. м. Центром был главный двор: он связывал многочис­ленные помещения дворца и служил для них свето­вым колодцем.

Кносский дворец имел четыре этажа. В нижнем находились царские мастерские и громадные склады продовольствия. Рядом помещались склады оружия, боевых колесниц, царская сокровищница. Особо были выделены помещения для дворцовой прислуги и рабо­чих царских мастерских, а также ритуальные помеще­ния и архивы глиняных табличек.

Парадные залы дворца были расположены по пре­имуществу в верхних этажах, связанных с нижними целой системой лестниц. Самым крупным являлся так называемый зал Двойного топора — большой тронный зал, предназначенный для церемоний государственно-

I ива 4. Культура античного мира

го и культового значения. Рядом с ним размещались покои царицы, имевшей собственные апартаменты, зал для приемов и сокровищница. Необходимой принад­лежностью дворца, как и вообще всех крупных крит­ских домов, являлись ванная и комната для купанья. Для спуска дождевых и сточных вод существовала система канализации. Вода для ванны, купален и бас­сейнов подавалась по керамическим трубам из источ­ника, находившегося вне дворца.

В центре критских городов, вблизи дворца-рези­денции правителя, располагались дома знати и при­дворных чиновников. Неподалеку находилась зре­лищная площадка с ведущими к ней лестницами. Кпосская аристократия строила дома в несколько ■>тажей, иногда с подвальными помещениями. Дома знати возводились по одинаковому плану: вход через световой колодец, в нижнем этаже — приемные ком-паты и домашнее святилище, в верхних этажах — жилые помещения. Окна обычно располагали в верх­них этажах домов и лишь изредка — в нижних. Зда­ние строилось из крупных или мелких камней на растворе из глины. Внутри стены покрывали цветной штукатуркой, как правило, красной. Стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми таблич­ками с рельефными изображениями и цветными рель­ефами в штукатурке.

Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Са­нитарное состояние городов было довольно хорошим. ('истома сточных канав обеспечивала чистоту в горо­де. По керамическим трубам вода из резервуаров, ко­лодцев или источников поступала в жилища.

На Крите были высоко развиты ремесла: изделия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева украшают лучшие музеи мира. Из бронзы крит­ские мастера делали оружие (клинки мечей, кинжалы, обшивки щитов, наконечники копий и стрел), предме­ты домашнего обихода и ремесленные инструменты (топоры, тесла, пилы, щипцы, молотки). Предметы рос­коши в обиходе царей и знати, а также культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра.

Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золо­тые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца. К изящным ремеслам надо отнести резьбу по камню и изготовление поделок из слоновой кости. Критские резчики украшали печати высокохудожес­твенными рисунками. Глубокое восхищение у спе­циалистов вызывают хрисоэлефаптинные скульпту­ры критян, т. е. скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.

Гончарное ремесло начало развиваться после вве­дения в конце III тысячелетия гончарного круга. Каче­ство глиняного теста и искусство гончара достигли наивысшего развития в так называемых яичных скор­лупах — небольших чашечках с очень тонкими стенка­ми и вазах стиля «камарес». Наряду с большими пифо­сами (сосудами для хранения жидкостей и сыпучих тел высотою до 2,5 м) критские гончары изготовляли ма­лые сосуды типа кубков, ваз для фруктов, фигурных сосудов, сосудов с носиками и чашек. Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись, керамики. В росписи ваз преобладали геометрические узоры, которые исполнялись кривыми и волнистыми линиями в виде спирали и лепестков.

Критяне не строили, подобно египтянам, гранди­озных храмов и пирамид. Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетель­ствует о более светском характере всей критской культуры. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правите-, лей. Их изобразительное искусство служило преиму­щественно украшению жилищ и различных, нередко роскошных предметов домашнего обихода.

Монументальная скульптура в критском искусст-; ве не играла большой роли. Значительно большее зна-. чение имела мелкая пластика. К эпохе расцвета Крит-, ского государства относятся фаянсовые статуэтки* богинь со змеями в руках. Из фаянса делались рель­ефные односторонние изображения, представляющие живые сцены, например изображение коровы с те­ленком1.

 

Древняя Греция. М., 1956. С.15—31.

Микенская культура

Когда не стало критской культуры, на греческом материке еще около трех столетий существовала близ-ΐ'.Ηΐ ей по духу микенская культура. Микены, располо­женные на территории материковой Греции, в XVII— \ 111 в. до н. э, превратились в один из наиболее крупных ih-мтров высокой культуры. Временем расцвета микен-опй культуры, развивавшейся под сильным влиянием мппойского Крита, считается период 1600—1200 г. до н. э. ι лава Микен угасла между 1200 и 1150 г. до н. э., когда д< >рийские племена уничтожили микенские укрепления.

Город был окружен крепостной стеной длиной 400 м и толщиной 6 м, которая ограждала территорию тиише 30 000 кв. м. У городских ворот располагался пшпирный некрополь (акрополь) с огромными ку-ппльными гробницами. Отсюда пошло название ми-ι·. еп с кого архитектурного стиля— «циклопическая» монументальность. Среди них особенно выделялась так называемая «Сокровищница царя Атрея» перимет­ром 14,5 м и высотой 13,2 м. В гробницах найдены мно­гочисленные драгоценные украшения.

Непременная часть убранства царских погребе­ний — изделия из слоновой кости, янтаря, эмали — сви­детельство обширных торговых связей микенцев. К мо­нументальным постройкам можно отнести Львиные порота: два колоссальных камня, покрытых толстой плитой, над которой находится слегка расширяющаяся ι нерху колонна; но бокам ее две стоящие в геральдиче-■ кой позе львицы. Специалисты именуют их одним из еамых замечательных геральдических памятников всех нремен, чисто минойским по своей технике и совершен­но не минойским по своей монументальности.

Помимо Микен крупным очагом культуры в III— II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город находился на еоверо-западном побережье Малой Азии в 25—30 км от устья Босфора Фракийского. Троя, важнейший город малоазиатского побережья Дарданелл, пала жертвой еильнойшего землетрясения (около 1300 г. до н. э.). До своей гибели город долго воевал с ахейцами, в резуль­тате чего цветущее поселение троянцев было разруше­но. Греческая традиция считала гибель делом ахейцев: правители Микен фигурируют в преданиях как руково­дители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведе-


ния об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». По легенде, изложенной в «Илиа­де», троянский царевич Парис похитил супругу спар­танского царя Менелая Елену Прекрасную. Но дейст­вительной причиной столкновения было, вероятно, то, что Троя мешала торговле Микен. «Высокостенная» и «широкоуличная», но словам Гомера, Троя, которая за годы своей длительной истории неоднократно разруша­лась, а затем восстанавливалась, после этого землетря­сения так и не смогла возродиться.

В середине XIX века некоторые ученыке высказы­вали сомнения в существовании Трои. Лишь раскопки немецкого археолога Генриха Шлимана в 70-х годах XIX века доказали ее существование. По современной классификации троянское городище состоит из девяти слоев. Гомерова Троя — это слои № 6—7. Г. Шлиман добрался до слоя № 2, он спустился на многометровую глубину и обнаружил огромные сокровища, названные «Кладом Приама». С 1945 года троянская коллекция хранится в Пушкинском музее.

Прошло более ста лет, пока ученые выяснили, к какому времени принадлежит «Клад Приама». Оказа­лось, что это эпоха ранней бронзы, т. е. примерно за 1000—1200 лет до известных троянских событий.

Культура архаической злохи

От гомеровской эпохи почти не дошло никаких крупных памятников. Известно только, что это была бесписьменная культура, существовавшая в XI— IX веках до н. э. Гораздо больше ученые знают о куль­туре архаического периода.

В этот период (VIII в. — 480 г. до н. э.) проходила великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естест­венные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влия­нием восточной архитектуры и скульптуры формиру­ется греческое искусство.

В период архаики происходит становление антич­ного полиса (греч. polis, лат. civitas) — города-государ­ства, специфического типа политического устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира.

Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации — рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре де­мократического руководства и свободном развитии личности. Ничего подобного до них в истории не было. 11олитически античная цивилизация начинается с по­лиса (города-государства), экономически— с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни).

Афиняне строили свою цивилизацию, планомер­но соединяя государственную и частную собствен­ность. Опора частного сектора — малое семейное хо­зяйство, использующее личный труд селянина и его семьи (ойкос). Именно от греков пришло к нам поня­тие «экономика», означавшее у них заведование до­машним хозяйством — «ойкономика».

Засушливый и некогда пустынный горный край, пришедший в эпоху варварства к пределу экологиче­ского истощения, талантливый народ за несколько исков превратил в цветущую землю с прекрасными городами, продуктивным земледелием и скотоводст-пом. Доведенная почти до совершенства интенсивная система хозяйствования позволила грекам составить конкуренцию традиционным аграрным регионам — развитым центрам восточной цивилизации.

Любая отрасль производства в античной Греции; земледелие, торговля, строительство, ремесла — пре­вращалась в область «прикладной математики». Гре­ки рассчитывали каждую мелочь, в виноградарстве, например, какое удобрение необходимо внести для данного сорта в конкретной почве, чтобы не повредить аромату вина и добиться наивысшей эффективности; как наиболее рационально разместить на ограничен­ном участке максимальное число виноградных лоз; как прорыть траншеи нужной глубины, соединить их в оросительную систему, которая не разрушила бы гор­ных склонов и структуры почвы. Грек — ремесленник, торговец, земледелец — внимателен к любому новше­ству, способному хоть ненамного повысить произво­дительность и качество продукции.

Выражаясь современным языком, греческая куль­тура — цивилизация венчурных фирм. В городском хозяйстве превалируют мелкие (мастер, несколько


учеников, 5—30 рабов) ремесленные мастерские — эргастерии. Крупных мастерских (100—120 рабов) немного. В сельском хозяйстве господствуют мелкие семейные фермы. Население самих полисов колеблет­ся от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Политически активная часть полиса, состоящая из свободных и полноправных граждан, достигших 30 лет, еще меньше. Все они разбиты на множество партий, родовых и культовых объединений, увеселительных клубов, деловых товариществ, неформальных обществ, профессиональных корпораций.

Цивилизацией венчурных фирм античную Грецию можно назвать и за многое другое, например, за ини­циативность и риск, предприимчивость и новаторст­во, деловитость и рационализм, научно-практический, изобретательский подход к любой работе, наконец, за инновационный стиль управления, умение быстро перестраиваться и добиваться успеха на новом попри­ще. Греки удивительно практичны и, кажется, пого­ловно грамотны: в суде (а афинянам по многу раз в своей жизни приходилось бывать то судьями, то ист­цами, то ответчиками) от них требовалось кратко и четко формулировать свои мысли.

Культура архаичного периода продолжалась вплоть до V века до н. э. — времени наивысшего расцвета античной культуры. В это время формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология.

Эллинские мифы вошли в культуру всех европей­ских народов. В отличие от Египта, в Греции религи­озные обряды были крайне просты и могли выполнять­ся любым человеком. Фактически они сводились к жертвоприношениям. Отсутствие жреческой касты привело к тому, что функции идеологов взяли на себя народные сказители. Они же сформировали и пред­ставление греков о богах. Греческие боги лишены таинственности. Они пируют, ссорятся, вступают в браки между собой и с людьми. Их жизнь напоминает жизнь в коммунальной квартире, но только в более приличествующей форме. Их нравы похожи на челове­ческие: здесь царят прелюбодеяние, борьба за власть, неприкрытое соперничество и полуприкрытое ковар-

<:тво. Так, женитьба Зевса на покровительнице брака Гере не помешала его связям с другими богинями и даже смертными женщинами. Леду он соблазнил, об­ратившись лебедем, Европу— быком, а Данаю — золотым дождем. Бог виноградарства Дионис не толь­ко путешествовал по свету, обучая людей виноделию, по устраивал веселые гульбища, называвшиеся оргия­ми (отсюда берет начало понятие оргиастического культа), которые греки относили к разряду религиоз­ных мистерий. Боги греков, как и сами греки, были хитроваты, предприимчивы и практичны.

В Греции был широко распространен культ Аф­родиты, богини любви и красоты. Любовью были ув­лечены все — и люди, и боги. Причем любовью иногда неожиданной. Любовь между мужчинами, весьма рас­пространенная в античной Греции, считалась нор­мальным проявлением чувств. Стрелы бога любви ')роса, но преданию, возбуждали любовь не только между мужчиной и женщиной, но и между мужчи­нами. Любовь между мужчинами воспевали даже фи­лософы.

Правда, любовь к юношам имела и воспитательный аспект, так как взрослый мужчина был наставником юноши в жизни. Мир мужской любви вырастал из осо­бенностей военной организации полисов, где покрови­тельство ветеранов вырастало в интимную близость с новобранцами. Брак греки воспринимали с точки зре­ния практической пользы. Муж видел в жене в первую (>чередь мать своих детей и хранительницу очага, поэто­му любовь здесь не имела приоритетного значения.

Богом света и поэзии был Аполлон, которого обыч­но сопровождали девять муз-покровительниц искусств и наук: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — ис­тории, Талия — комедии, Мельпомена— трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астрономии, Каллио­па — эпической поэзии. Богиней красоты была Афро­дита, мудрости — Афина, богом огня и кузнечного мастерства — Гефест, войны — Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покро­вителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина — ткачеству, Дионис — виноделию, Гермес — торговле и т. д.

В период архаики зарождается культурный инсти­тут спортивных и музыкально-поэтических игр, кото­рые греки посвящали своим богам. Самыми значитель­ными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н. э.; Пифийские игры — спортивные и музыкальные состя­зания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

В эпоху архаики наиболее развитой областью Гре­ции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система антично­сти — натурфилософия. Ее еще называют ионийской. Для нее характерны материализм и поиск объек­тивных закономерностей: Фалес (624—546 до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585—525 до н. э.) — воздух, Анаксимандр (ок. 611 — 546 до н. э.) — апойрон (беспредельное).

Пифагор (ок. 540—500 до н. э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отно­шения, внесли значительный вклад в развитие мате­матики, астрономии и теории музыки. Одним из круп­нейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554—483 до н. э.), считавший первоосновой мате­рии огонь. По его мнению, как в природе, так и в об­ществе происходят вечное движение и борьба. Боль­шой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540—480 до н. э.), сформули­ровавший принцип тождества мышления и бытия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.