КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I лава 2. Типологии кцльтцр 11 страницаОсновным жанром шумерской литературы служили фольклорные произведения, прежде всего легенды или мифы. То были произведения героического характера, вобравшие в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.
Самым ярким произведением шумерской литературы является эпос о Гильгамеше, который рассказывает о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. А в вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» — миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле. Согласно этому мифу землю создали молодые боги, прогневавшие прародительницу всех богов Тиамат и убившие ее. Тело Тиамат было рассечено пополам: одна половина стала землей, другая— небом. Именно в Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов.
3.2. Вавилонская культура Наследницей шумеро-аккадской культуры стала Накилония. Ее административным и культурным центром служил город Вавилон («Ворота бога»), цари которого во II тысячелетии до н. э. смогли объединить 1 Нумер и Аккад. Расцвет Древневавилонского царства пришелся на нремя правления шестого царя I Вавилонской династии — Хаммурапи (ок.1792—1749 гг. до н. э.). При нем Иавилон из небольшого города превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии. При Хаммурапи появляется знаменитый свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе, развиваются астрономия, медицина и математика. После смерти Хаммурапи его огромное царство быстро распалось.
3.3. Ассирийская культура Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в XIV веке до н. э. Это был < овеем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия. Все завоевания ассирийцев были возможны только благодаря прекрасно обученному войску с железной дисциплиной. Ассирийскую империю в чем-то можно сравнить с Римской империей — та и другая представляли собой закат предшествующей, более демократической культуры, та и другая являлись по своему характеру милитаристскими, в той и другой господствовали суровые, точнее, жестокие нравы и обычаи. Военизированный характер государства проявился и в духе зодчества. Ассирийские города были мощными крепостями. Грандиозные крепости, великолеп- X Ky.'ii/rypojioi ия. Учебник ные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты и животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат-храм, символ единения земных и небесных миров, высился рядом с башнями и покоями царя. В этот период религиозная архитектура отступает на второй план по сравнению со светской. Искусство и архитектура Ассирии были активными инструментами пропаганды военной мощи. Крупнейшие города ассирийского царства — Нимруд, Хорсабад и Ниневия — застраивались царскими дворцами, отличавшимися особой пышностью и великолепием. Дворец Саргона II, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14 м). Он был разделен на три части, включая парадные, жилые и религиозные помещения, группирующиеся вокруг открытых внутренних дворов. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат высился рядом с башнями и покоями царя. По сторонам огромных ворот располагались фигуры крылатых быков — «шеду». Изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами символизировали военную мощь и физическое превосходство. Стены здания были выложены из кирпича и украшены рельефами на военные сюжеты: сцены сражений, осад, сбора дани. Ассирийские цари нередко изображались на фоне происходивших рядом пыток и расправ: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи в присутствии царя. Ассирийская культура дала беспримерные для мирового искусства образцы царской жестокости. Однако ассирийские цари являлись не только завоевателями, но и строителями, собирателями древностей, хранителями культуры. Украшения дворца царя Синаххериба (705 г. до н. э.), сына Саргона И, считаются вершиной искусства ассирийского каменного рельефа. На резных плитах последовательно изображены важнейшие события политической и военной истории державы. Царь Ашшурбанипал (680—627 гг. до н. э.) построил украшенный прекрасными рельефами Северный дворец, в котором он разместил свою обширную библиотеку из 30 ООО клинописных глиняных табличек с копиями шумерских, аккадских, вавилонских н собственно ассирийских текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Среди них археологи обнаружили царские указы и хроники, медицинские и математические тексты, географические и ботанические справочники, международные договоры, пророчества и легенды, дипломатическую переписку и хозяйственные записи. Царь Ашшурбанипал, образованный и начитанный человек, вошел в историю как страстный собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные сексты, написанные на языке древних шумеров, которых от него отделяли две тысячи лет. При ассирийских царях произошел новый взлет культуры Вавилона. Навуходоносор II вернул славу Вавилону как самому крупному, богатому и красивому городу мира. Огромный город был окружен стеной шириной в 25 метров, высотой до 100 метров. Стена была такой толстой, что на ней свободно разъезжались две колесницы, запряженные четверкой лошадей. У нее было сто ворот. Система каналов позволяла затопить все подступы и превратить город в неприступную крепость-остров. Новый Вавилон, город с населением около 200 тыс. человек, имел 24 больших проспекта, множество дворцов и храмов, в том числе знаменитую Вавилонскую башню высотой в 90 м, считавшуюся одним из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как «висячие сады Семирамиды». Со всего света в мастерские Вавилона собирались самые искусные ремесленники. Шумеры, вавилоняне и ассирийцы, создавшие дну из величайших цивилизаций мира, внесли значительный вклад в развитие мировой культуры. Они хорошо знали не только четыре основных арифметических действия, но умели извлекать корни и возводить в степень, знали число, которое, согласно их вычислениям, равнялось 3. Вавилоняне знали теорему, известную как теорема Пифагора; пользовались двумя системами счета: десятичной и шестидесятеричной. Отсюда берет начало система деления времени; 1 час равен 60 минутам, 1 минута — 60 секундам. Введение оросительного земледелия потребовало развития астрономии. Вавилонские жрецы составили лунный календарь из 12 месяцев, каждый из которых состоял из 29—30 дней; определили эклиптику солнца, разделив ее на 12 равных частей по 30 градусов. На этой основе они создали систему знаков зодиака и разработали астрологию. Хотя вавилонские врачи не знали строения человеческого тела (религия запрещала анатомировать трупы), они научились диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и настоек. Интересы древних шумеров, аккадцев и вавилонян были сосредоточены на земных проблемах. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцеп. В целом религия и искусство Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта. Поскольку основным строительным материалом у шумеров и вавилонян был кирпич-сырец, от их культуры сохранилось гораздо меньше материальных памятников, нежели от богатого камнем Древнего Египта. Особенности строительного материала сподвигли 1МВИЛОНЯН к архитектурным инновациям. Считается, что именно они внедрили купола, арки, сводчатые потолки. Архитектурные формы вавилонских зодчих легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы.
■ _нв__________________________________ ■ Первые центры цивилизаций появляются на берегах рек-, на Ниле — Египетское царство; на Тигре и Евфрате — месопотамские царства; на Инде — индийские царства; на Хуанхэ — китайские царства. ■ Первой и главной чертой древнеегипетской цивилизации является сакрализация государственной власти. ■ Вторая черта цивилизации Древнего Египта — культ смерти и восприятия земной жизни лишь как подготовку к посмертному бытию. ■ Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пирамид, — книги мертвых. ■ Шумеры стали изобретателями первой формы записи человеческой речи. ■ Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности. ■ Шумеры создали первую в человеческой истории поэму— «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг— сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Раздел 2. Мировая кржесшшш культура ■ Самым ярким произведением шумерской литературы является сказание о Гильгамеше, который рассказывает о попытках царяУрука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. А в вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» — миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле. ■ В Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов. При Хаммурапи появился знаменитый свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. ■ Ассирия совсем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия. ■ Шумеры, вавилоняне и ассирийцы, создавшие одну из величайших цивилизаций мира, внесли значительный вклад в развитие мировой культуры. Они создали астрономию и развили дальше математику, построили первую великую столицу Вавилон. ■ Введение оросительного земледелия потребовало развития астрономии. Вавилонские жрецы составили лунный календарь из 12 месяцев. На этой основе они создали систему знаков зодиака и разработали астрологию. Глава 4 КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА
Понятие «античный мир» было введено итальянскими гуманистами XVв. для обозначения культуры древних Греции и Рима, к возрождению которой они стремились. Античная культура стала основой европейской цивилизации. А она, гною очередь, складывалась под влиянием культурных достижений более ранних цивилизаций древнего мира.
1 § 1. Культура Древней Греции______________ Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: — эгейский или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.), — гомеровский (XI—IX вв. до н. э.), — архаический (VIII—VI вв. до н. э.), — классический (V—IV вв. до н. э.), — эллинистический (вторая половина IV — середина I в. до н. э.). Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях — минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Раздел 2. Мировая художеетвеннгя культура 1.1. Доклассический период Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветомкрито-микенской культуры. Культуру этого периода принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит, а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода (примерно XV век до н. э.) называют крито-микенской (хотя иногда ранний, критский, период именуют еще эпохой минойской культуры). Критская культура Около 2300 года до н. э. на Крите начинается подъем экономики и культуры, который привел к расцвету общества в 2000—1600 годах до н. э. Происхождение народа, создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно. Центрами минойской цивилизации были дворцы, которые почему-то напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Легендарный дворец в Кноссе, прозванный греками «Лабиринтом», стал прообразом многочисленных сказаний, мифов и рассказов. Кносский дворец строился более полувека, то и дело достраивался, перестраивался, и в конце концов превратился в маленький самостоятельный город. Огромный комплекс дворца занимал территорию около 1 б тыс. кв. м. Центром был главный двор: он связывал многочисленные помещения дворца и служил для них световым колодцем. Кносский дворец имел четыре этажа. В нижнем находились царские мастерские и громадные склады продовольствия. Рядом помещались склады оружия, боевых колесниц, царская сокровищница. Особо были выделены помещения для дворцовой прислуги и рабочих царских мастерских, а также ритуальные помещения и архивы глиняных табличек. Парадные залы дворца были расположены по преимуществу в верхних этажах, связанных с нижними целой системой лестниц. Самым крупным являлся так называемый зал Двойного топора — большой тронный зал, предназначенный для церемоний государственно- I ива 4. Культура античного мира го и культового значения. Рядом с ним размещались покои царицы, имевшей собственные апартаменты, зал для приемов и сокровищница. Необходимой принадлежностью дворца, как и вообще всех крупных критских домов, являлись ванная и комната для купанья. Для спуска дождевых и сточных вод существовала система канализации. Вода для ванны, купален и бассейнов подавалась по керамическим трубам из источника, находившегося вне дворца. В центре критских городов, вблизи дворца-резиденции правителя, располагались дома знати и придворных чиновников. Неподалеку находилась зрелищная площадка с ведущими к ней лестницами. Кпосская аристократия строила дома в несколько ■>тажей, иногда с подвальными помещениями. Дома знати возводились по одинаковому плану: вход через световой колодец, в нижнем этаже — приемные ком-паты и домашнее святилище, в верхних этажах — жилые помещения. Окна обычно располагали в верхних этажах домов и лишь изредка — в нижних. Здание строилось из крупных или мелких камней на растворе из глины. Внутри стены покрывали цветной штукатуркой, как правило, красной. Стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми табличками с рельефными изображениями и цветными рельефами в штукатурке. Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Санитарное состояние городов было довольно хорошим. ('истома сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев или источников поступала в жилища. На Крите были высоко развиты ремесла: изделия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева украшают лучшие музеи мира. Из бронзы критские мастера делали оружие (клинки мечей, кинжалы, обшивки щитов, наконечники копий и стрел), предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты (топоры, тесла, пилы, щипцы, молотки). Предметы роскоши в обиходе царей и знати, а также культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра. Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца. К изящным ремеслам надо отнести резьбу по камню и изготовление поделок из слоновой кости. Критские резчики украшали печати высокохудожественными рисунками. Глубокое восхищение у специалистов вызывают хрисоэлефаптинные скульптуры критян, т. е. скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота. Гончарное ремесло начало развиваться после введения в конце III тысячелетия гончарного круга. Качество глиняного теста и искусство гончара достигли наивысшего развития в так называемых яичных скорлупах — небольших чашечках с очень тонкими стенками и вазах стиля «камарес». Наряду с большими пифосами (сосудами для хранения жидкостей и сыпучих тел высотою до 2,5 м) критские гончары изготовляли малые сосуды типа кубков, ваз для фруктов, фигурных сосудов, сосудов с носиками и чашек. Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись, керамики. В росписи ваз преобладали геометрические узоры, которые исполнялись кривыми и волнистыми линиями в виде спирали и лепестков. Критяне не строили, подобно египтянам, грандиозных храмов и пирамид. Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетельствует о более светском характере всей критской культуры. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правите-, лей. Их изобразительное искусство служило преимущественно украшению жилищ и различных, нередко роскошных предметов домашнего обихода. Монументальная скульптура в критском искусст-; ве не играла большой роли. Значительно большее зна-. чение имела мелкая пластика. К эпохе расцвета Крит-, ского государства относятся фаянсовые статуэтки* богинь со змеями в руках. Из фаянса делались рельефные односторонние изображения, представляющие живые сцены, например изображение коровы с теленком1.
Древняя Греция. М., 1956. С.15—31. Микенская культура Когда не стало критской культуры, на греческом материке еще около трех столетий существовала близ-ΐ'.Ηΐ ей по духу микенская культура. Микены, расположенные на территории материковой Греции, в XVII— \ 111 в. до н. э, превратились в один из наиболее крупных ih-мтров высокой культуры. Временем расцвета микен-опй культуры, развивавшейся под сильным влиянием мппойского Крита, считается период 1600—1200 г. до н. э. ι лава Микен угасла между 1200 и 1150 г. до н. э., когда д< >рийские племена уничтожили микенские укрепления. Город был окружен крепостной стеной длиной 400 м и толщиной 6 м, которая ограждала территорию тиише 30 000 кв. м. У городских ворот располагался пшпирный некрополь (акрополь) с огромными ку-ппльными гробницами. Отсюда пошло название ми-ι·. еп с кого архитектурного стиля— «циклопическая» монументальность. Среди них особенно выделялась так называемая «Сокровищница царя Атрея» периметром 14,5 м и высотой 13,2 м. В гробницах найдены многочисленные драгоценные украшения. Непременная часть убранства царских погребений — изделия из слоновой кости, янтаря, эмали — свидетельство обширных торговых связей микенцев. К монументальным постройкам можно отнести Львиные порота: два колоссальных камня, покрытых толстой плитой, над которой находится слегка расширяющаяся ι нерху колонна; но бокам ее две стоящие в геральдиче-■ кой позе львицы. Специалисты именуют их одним из еамых замечательных геральдических памятников всех нремен, чисто минойским по своей технике и совершенно не минойским по своей монументальности. Помимо Микен крупным очагом культуры в III— II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город находился на еоверо-западном побережье Малой Азии в 25—30 км от устья Босфора Фракийского. Троя, важнейший город малоазиатского побережья Дарданелл, пала жертвой еильнойшего землетрясения (около 1300 г. до н. э.). До своей гибели город долго воевал с ахейцами, в результате чего цветущее поселение троянцев было разрушено. Греческая традиция считала гибель делом ахейцев: правители Микен фигурируют в преданиях как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведе- ния об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». По легенде, изложенной в «Илиаде», троянский царевич Парис похитил супругу спартанского царя Менелая Елену Прекрасную. Но действительной причиной столкновения было, вероятно, то, что Троя мешала торговле Микен. «Высокостенная» и «широкоуличная», но словам Гомера, Троя, которая за годы своей длительной истории неоднократно разрушалась, а затем восстанавливалась, после этого землетрясения так и не смогла возродиться. В середине XIX века некоторые ученыке высказывали сомнения в существовании Трои. Лишь раскопки немецкого археолога Генриха Шлимана в 70-х годах XIX века доказали ее существование. По современной классификации троянское городище состоит из девяти слоев. Гомерова Троя — это слои № 6—7. Г. Шлиман добрался до слоя № 2, он спустился на многометровую глубину и обнаружил огромные сокровища, названные «Кладом Приама». С 1945 года троянская коллекция хранится в Пушкинском музее. Прошло более ста лет, пока ученые выяснили, к какому времени принадлежит «Клад Приама». Оказалось, что это эпоха ранней бронзы, т. е. примерно за 1000—1200 лет до известных троянских событий. Культура архаической злохи От гомеровской эпохи почти не дошло никаких крупных памятников. Известно только, что это была бесписьменная культура, существовавшая в XI— IX веках до н. э. Гораздо больше ученые знают о культуре архаического периода. В этот период (VIII в. — 480 г. до н. э.) проходила великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство. В период архаики происходит становление античного полиса (греч. polis, лат. civitas) — города-государства, специфического типа политического устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира. Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации — рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности. Ничего подобного до них в истории не было. 11олитически античная цивилизация начинается с полиса (города-государства), экономически— с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни). Афиняне строили свою цивилизацию, планомерно соединяя государственную и частную собственность. Опора частного сектора — малое семейное хозяйство, использующее личный труд селянина и его семьи (ойкос). Именно от греков пришло к нам понятие «экономика», означавшее у них заведование домашним хозяйством — «ойкономика». Засушливый и некогда пустынный горный край, пришедший в эпоху варварства к пределу экологического истощения, талантливый народ за несколько исков превратил в цветущую землю с прекрасными городами, продуктивным земледелием и скотоводст-пом. Доведенная почти до совершенства интенсивная система хозяйствования позволила грекам составить конкуренцию традиционным аграрным регионам — развитым центрам восточной цивилизации. Любая отрасль производства в античной Греции; земледелие, торговля, строительство, ремесла — превращалась в область «прикладной математики». Греки рассчитывали каждую мелочь, в виноградарстве, например, какое удобрение необходимо внести для данного сорта в конкретной почве, чтобы не повредить аромату вина и добиться наивысшей эффективности; как наиболее рационально разместить на ограниченном участке максимальное число виноградных лоз; как прорыть траншеи нужной глубины, соединить их в оросительную систему, которая не разрушила бы горных склонов и структуры почвы. Грек — ремесленник, торговец, земледелец — внимателен к любому новшеству, способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции. Выражаясь современным языком, греческая культура — цивилизация венчурных фирм. В городском хозяйстве превалируют мелкие (мастер, несколько учеников, 5—30 рабов) ремесленные мастерские — эргастерии. Крупных мастерских (100—120 рабов) немного. В сельском хозяйстве господствуют мелкие семейные фермы. Население самих полисов колеблется от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Политически активная часть полиса, состоящая из свободных и полноправных граждан, достигших 30 лет, еще меньше. Все они разбиты на множество партий, родовых и культовых объединений, увеселительных клубов, деловых товариществ, неформальных обществ, профессиональных корпораций. Цивилизацией венчурных фирм античную Грецию можно назвать и за многое другое, например, за инициативность и риск, предприимчивость и новаторство, деловитость и рационализм, научно-практический, изобретательский подход к любой работе, наконец, за инновационный стиль управления, умение быстро перестраиваться и добиваться успеха на новом поприще. Греки удивительно практичны и, кажется, поголовно грамотны: в суде (а афинянам по многу раз в своей жизни приходилось бывать то судьями, то истцами, то ответчиками) от них требовалось кратко и четко формулировать свои мысли. Культура архаичного периода продолжалась вплоть до V века до н. э. — времени наивысшего расцвета античной культуры. В это время формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология. Эллинские мифы вошли в культуру всех европейских народов. В отличие от Египта, в Греции религиозные обряды были крайне просты и могли выполняться любым человеком. Фактически они сводились к жертвоприношениям. Отсутствие жреческой касты привело к тому, что функции идеологов взяли на себя народные сказители. Они же сформировали и представление греков о богах. Греческие боги лишены таинственности. Они пируют, ссорятся, вступают в браки между собой и с людьми. Их жизнь напоминает жизнь в коммунальной квартире, но только в более приличествующей форме. Их нравы похожи на человеческие: здесь царят прелюбодеяние, борьба за власть, неприкрытое соперничество и полуприкрытое ковар- <:тво. Так, женитьба Зевса на покровительнице брака Гере не помешала его связям с другими богинями и даже смертными женщинами. Леду он соблазнил, обратившись лебедем, Европу— быком, а Данаю — золотым дождем. Бог виноградарства Дионис не только путешествовал по свету, обучая людей виноделию, по устраивал веселые гульбища, называвшиеся оргиями (отсюда берет начало понятие оргиастического культа), которые греки относили к разряду религиозных мистерий. Боги греков, как и сами греки, были хитроваты, предприимчивы и практичны. В Греции был широко распространен культ Афродиты, богини любви и красоты. Любовью были увлечены все — и люди, и боги. Причем любовью иногда неожиданной. Любовь между мужчинами, весьма распространенная в античной Греции, считалась нормальным проявлением чувств. Стрелы бога любви ')роса, но преданию, возбуждали любовь не только между мужчиной и женщиной, но и между мужчинами. Любовь между мужчинами воспевали даже философы. Правда, любовь к юношам имела и воспитательный аспект, так как взрослый мужчина был наставником юноши в жизни. Мир мужской любви вырастал из особенностей военной организации полисов, где покровительство ветеранов вырастало в интимную близость с новобранцами. Брак греки воспринимали с точки зрения практической пользы. Муж видел в жене в первую (>чередь мать своих детей и хранительницу очага, поэтому любовь здесь не имела приоритетного значения. Богом света и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз-покровительниц искусств и наук: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена— трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии. Богиней красоты была Афродита, мудрости — Афина, богом огня и кузнечного мастерства — Гефест, войны — Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина — ткачеству, Дионис — виноделию, Гермес — торговле и т. д. В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н. э.; Пифийские игры — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года. В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее еще называют ионийской. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624—546 до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585—525 до н. э.) — воздух, Анаксимандр (ок. 611 — 546 до н. э.) — апойрон (беспредельное). Пифагор (ок. 540—500 до н. э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554—483 до н. э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борьба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540—480 до н. э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |