КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антимонопольное регулирование в России
Проблема монопольной власти является одной из наиболее сложных в экономике России. Становление рыночной экономики предполагает движение от всеобщей монополии государства к конкурентным рыночным структурам. Государственная монополия на рынке, существовавшая до начала 90-х годов, выражалась в том, что - 90% всех предприятий принадлежало государству; - государственные органы определяли направление и количество распределяемых ресурсов; - государственные органы (Госкомцен) занимались ценообразованием и определяли уровень цен на все виды производимой в стране продукции; - государственные органы распределяли доходы предприятий и заработную платы работников. Таким образом, все функции рынка выполнялись государственными органами и конкуренция полностью отсутствовала. Переход к рынку, начавшийся в 90-х годах, предполагает ликвидацию государственной монополии на управление хозяйственной деятельностью агентов рынка, разукрупнение гигантских государственных предприятий и развитие рыночной конкуренции. В то же время развивающаяся российская экономика не будет конкурентоспособной, если не будет опираться на крупные корпорации, холдинги, финансово-промышленные группы, транснациональные компании, развитие которых только начинается и требует значительной государственной поддержки. Таким образом, перед российским государством стоит двойная задача: препятствовать традиционному монополизму, берущему начало в доперестроечной экономике и развивать собственной мощной корпоративный сектор и при этом не допускать развития и усиления монопольной власти. Такая постановка проблемы определяет особенности российской антимонопольной политики, основу которой составляет федеральный Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый в самом начале перестройки (22 марта 1991 г.), а затем изменявшийся с развитием российской экономики в 1992, 1995, 1998 и 2000 годах.
В то же время российское антимонопольное законодательство учитывает и международный опыт антитрестовского регулирования, в частности, Закон «О конкуренции…» базируется на принципах конкурентной политики, изложенных в Римском Договоре ЕС. Основными характеристиками антимонопольного законодательства России являются следующие: 1. Целями государственного антимонопольного регулирования являются предупреждение, ограничение и пресечение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции, что позволяет обеспечить условия для эффективного функционирования товарных рынков. 2. Правовое регулирование направлено против: а) монополистической деятельности, которая включает в себя: -злоупотребления доминирующей фирмой своим положением на рынке (например, изъятие товаров из обращения с целью создания на рынке дефицита, навязывание своему партнеру невыгодных для него условий договора, создание препятствий входу на рынок другим фирмам, сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос и т.п.); - соглашения между отдельными фирмами с целью ограничения конкуренции (например, соглашения между фирмами, общая доля рынка которых более 35%, направленные на установление цен, территориальный раздел рынка, ограничения доступа на рынок другим фирмам); - акты и действия органов государственной власти, ограничивающие конкуренцию (например, акты, ограничивающие хозяйственную самостоятельность фирм, ограничивающие новым фирмам вход на рынок, запреты на продажу товаров из одного региона в другой, необоснованные льготы отдельным субъектам и т.п.);
- участие в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления. б) недобросовестной конкуренции, под которой понимаются действия, противоречащие закону, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут нанести ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов или причинить им убытки. Формами недобросовестной конкуренции являются - распространение ложных и искаженных сведений; - введение в заблуждение потребителей; - продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности; - получение, использование и разглашение научно-технической информации без согласия ее владельца. 3. Установлены количественные параметры положения фирмы или группы фирм, приводящего к усилению монопольной власти: - 35% рынка для объединения картельного типа; - более 65% рынка для фирмы, имеющей доминирующее положение на рынке; - от 35 до 65% рынка для фирмы, положение которой близко к доминированию и подлежит изучению со стороны государственных органов. 4. Для осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, который имеет очень широкие полномочия. В то же время существование законодательной базы для осуществления антимонопольного регулирования не снимает всех сложных проблем, решаемых государственной конкурентной политикой. Наиболее сложными на сегодняшний день проблемами для государственного регулирования в России являются: - отсутствие опыта антимонопольного регулирования; - недостатки статистической базы для анализа и принятия решений; - недостаточный опыт изучения локальных рынков, учета внешнеторгового компонента, выделения рынка продукта с учетом взаимозаменяемости товаров.
Глава 6. Олигополия
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |