Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетно-финансовый контроль




Конституцией Российской Федерации предусмотрена возможность Совета Федерации влиять на бюджетно-финансовую политику путем принятия законов о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, финансовом, валютном, кредитном, таможенном регулировании. Косвенно контрольные полномочия реализуются Советом Федерации через Счетную палату, которая образуется обеими палатами парламента.

Счетная палата ежеквартально проверяет ход исполнения бюджета и представляет Совету Федерации и Государственной Думе отчет об этом. Контроль за государственными финансами - важный аспект общих контрольных полномочий Совета Федерации как представительного органа.

Контроль за деятельностью исполнительной власти, к которому можно отнести нормы, содержащиеся в пп. “б”, “в”, “д” п. 1 ст. 102 (б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; (в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; (д) назначение выборов Президента Российской Федерации;) Конституции.

Контроль за сферой государственного управления выражается в полномочиях Совета Федерации: ·

· по отрешению Президента от должности. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления 2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. 3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

  • согласованию кандидатур дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
  • назначению на должности, которые не относятся к системе исполнительной власти (судей высших судов, Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов). Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации назначает на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Согласно ст. 83 Конституции РФ, назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации производится Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации. Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Формирование состава Счетной палаты осуществляется палатами парламента на паритетных началах. Совет Федерации назначает на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

В сфере обороны и безопасности Совет Федерации наделен полномочиями в обязательном активном режиме рассматривать федеральные законы, которые касаются статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира. контроль в этой сфере реализуется посредством процедуры рассмотрения и одобрения Советом Федерации соответствующих федеральных законов. Верхняя палата решает следующие вопросы: · о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России. · Об утверждении указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения. · Рассматривает расходы на оборону, которые установлены федеральными законами о федеральном бюджете; · Утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения на территории России или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил страны, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; · рассматривает принятые нижней палатой федеральные законы в области обороны.

Полномочия в области внешней политики принадлежат в основном Президенту Российской Федерации, однако значительными полномочиями в данной сфере располагает также Федеральное Собрание. Возможность оказывать влияние на кадровый состав дипломатической службы России - существенный элемент контрольной деятельности верхней палаты. В соответствии с п. “г” ст. 106 Конституции Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации.

Совет Федерации в своей деятельности использует различные формы контроля.

Парламентский запрос адресуется широкому кругу субъектов от руководителей федеральных органов исполнительной власти до глав муниципальных образований по вопросам, которые входят в компетенцию этих и других органов и должностных лиц.

Совет Федерации по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. В практике работы обеих палат Федерального Собрания эта форма активно используется. Регламент Совета Федерации допускает проведение как открытых, так и закрытых слушаний. На открытых слушаниях вправе присутствовать представители средств массовой информации и общественности.

В п. 3 ст. 86 Регламента Совета Федерации определен круг должностных лиц, которые участвуют в открытых и закрытых слушаниях. Ими являются: · Президент Российской Федерации,· руководители палат Федерального Собрания,· Председатель Правительства,· члены Совета Федерации,· депутаты Государственной Думы,· члены Правительства,· другие высшие должностные лица страны,· руководители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

Парламентские слушания характеризуются двумя основными чертами. Их назначение состоит в привлечении внимания общественности, государственных органов к проблемам большой актуальности. Какие-либо обязывающие решения по итогам слушаний не принимаются. Могут быть приняты рекомендации и иные документы, которые утверждаются комитетом или комиссией палаты, Советом палаты либо Советом Федерации. С тем, чтобы слушания сделать максимально открытыми, они освещаются в средствах массовой информации.

 

Контрольные функции Федерального Собрания Российской Федерации в отношении Правительства РФ, предоставленные ему Конституцией РФ, сводятся к следующему: Государственную Дума вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ,17 однако выражение недоверия Правительству РФ не влечет его автоматическую отставку. Вопрос об отставке Правительства РФ решает Президент РФ18; Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ19; Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением бюджета 20; Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета 21; депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству РФ с депутатским запросом22. Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечает на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентом палат23.

Вместе с тем, в последнее время происходит как бы скрытое расширение контрольных полномочий парламента, которое закрепляется федеральными законами. Так, Федеральный закон “О внешней разведке” от 10 января 1996 г.1 содержит статью под названием “Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации” (ст. 24). В принятом 27 мая 1996 г. Федеральном законе “О государственной охране”2 также имеется норма, устанавливающая контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны, который призвано осуществлять Федеральное Собрание Российской Федерации в пределах полномочий, определенных Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами Российской Федерации (ст. 31)

контроль за Правительством РФ, в связи с чем Государственная Дума наделена правом решать вопрос о доверии ему. Контрольные полномочия парламента реализуются посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др. Содержание финансовой или финансово-бюджетной функции охватывается деятельностью Государственной Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также (в определенной степени) реализацией этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка РФ.

К ведению Государственной Думы относится также заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (2008, поправка к конституции)

 

 

84. Правительство РФ: функции, порядок формирования, полномочия, акты.

стве РФ»

Правительство-орган, организующий исполнение конституции, законов РФ, международных договор и указов президента, участвует в руководстве государством и осуществлении всей гос. Политики, занимается всеми проблемами сти государства, ально-культурного строительства

Задачи, кот. реализует Правительство:

полняет председатель правительства

Правительство входит в число субъектов с правом законодательной инициативы. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

ральных министров.

Освобождение от должности председателя правительства влечет за собой отставку правительства.

стве членов правительства

составе правительства.

Общие полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство:

организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера – в форме распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

На которых:

И т.д.

нов.

ва. Аппарат правительства возглавляет его руководитель (заместитель председателя правительства или федеральный министр)

 

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики

осуществляет регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

осуществляет общее руководство таможенным делом;

принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

 

в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику;

обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

 

в социальной сфере

обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

 

в сфере науки, культуры, образования

разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

 

в сфере природопользования и охраны окружающей среды

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

 

в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью

участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

 

по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ

Правительство Российской Федерации:

осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;

обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

руководит гражданской обороной.

 

в сфере внешней политики и международных отношений

осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

85. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.

Судебная власть в РФ осуществляется исключительно судами (судьями). Суд - особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан; обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства - рассмотрения в соответствии с процессуальным порядком дел и принятия решений по их существу.

Суды РФ составляют судебную систему, которая строится на основе:

• единства;

• иерархичности;

• соподчиненности.

Единство судебной системы:

• устанавливается в масштабе всей страны;

• правила судопроизводства едины;

• право применяется единообразно;

• решения судов обязательны для исполнения на всей территории страны;

• судьи в РФ имеют единый статус;

• суды в РФ финансируются из средств федерального бюджета.

Иерархичность судебной системы означает наличие в РФ нескольких уровней судов определенного вида. Под уровнем подразумеваются территориальные границы, в пределах которых распространяется юрисдикция данного суда (например.район для районного суда, федерация для Верховного Суда РФ).

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Дисциплинарное судебное присутствие.

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Все суды РФ относятся к федеральным органам гос.власти. Верховный Суд РФ, суды субъектов федерации, районные суды выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации (а не субъекта РФ, района и т. д.).

Россия предпочла создание единой федеральной судебной системы, а не смешанной (как в США, где сосуществуют единая судебная система государства и независимые судебные системы каждого штата). Субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. Исключение составляет предусмотренная ФКЗ «О судебной системе РФ» возможность введения в России института мировых судей.

Мировые судьи - органы судебной власти субъектов РФ. Субъекты РФ сами определяют порядок деятельности мировых судей и иные связанные с этим судебным институтом вопросы. Цель введения мировых судей:

• разгрузить суды общей юрисдикции;

• передать на рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности;

• приблизить судебную систему к народу.

Соподчиненность звеньев судебной системы: вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими, их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.

Конституционные принципы правосудия - основные начала, составляющие основу правосудия, - деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами - судами (судьями), особыми методами (юридическими) и средствами (применение права) в строгом соответствии с процессом и подтвержденная принудительной силой государства по защите прав и интересов граждан и охране закона. К ним относятся:

• осуществление правосудия только судом (судьей);

• компетентность и беспристрастность суда;

• независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей;

• соединение принципов коллегиального и единоличного рассмотрения дел;

• участие граждан в осуществлении правосудия;

• законность;

• обеспечение прав и свобод человека;

• обеспечение права граждан на судебную защиту;

• обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту;

• равенство всех перед законом и судом;

• состязательность сторон в процессе;

• национальный язык судопроизводства;

• гласность;

• устность;

• непосредственность;

• непрерывность судебного заседания.

Правосудие в РФ осуществляется судом:

Только суд может признать человека виновным в совершении преступления и назначить ему наказание.

Осуществлять правосудие может только суд, входящий в единую судебную систему РФ и созданный на основе Конституции РФ и Федеральных конституционных законов.

Запрещается внесудебная репрессия (применение наказания) и создание судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральными конституционными законами - чрезвычайных судов, «троек», шариатских судов и т. д.

Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, что снижает вероятность назначения судьей некомпетентного претендента.

Беспристрастность обеспечивается мерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (родственные связи, имущественные интересы). При наличии сомнений в беспристрастности судьи он может быть отведен в соответствии с процессуальным порядком. Независимость судей гарантируется:

• процедурой осуществления правосудия, исключающей под угрозой ответственности чье-либо вмешательство в деятельность судей;

• особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

• неприкосновенностью судьи;

• правом судьи на отставку;

• системой органов судейского сообщества;

• предоставлением судье за счет государства соответствующего материального и социального обеспечения;

• судьи, присяжные и арбитражные заседатели подлежат государственной защите.

Дела в судах рассматриваются судьями единолично или коллегиально. Единолично (только судьей) рассматриваются несложные дела, не представляющие большой общественной опасности. Коллегиально (судья и заседатели, коллегия из трех профессиональных судей) рассматриваются дела, представляющие среднюю или большую общественную опасность; дела, которые по тем или иным причинам не могут быть рассмотрены единолично (о преступлениях несовершеннолетних, инвалидов и т. д.); пересматриваются приговоры.

К отправлению правосудия в РФ наряду с профессиональными судьями привлекаются представители народа - арбитражные заседатели (рассматривают дела совместно с судьей), присяжные заседатели (граждане, не имеющие отношения к рассматриваемому делу и выносящие вердикт о виновности или невиновности подсудимого) при рассмотрении дел, представляющих большую общественную опасность.

Законность - это исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов гражданами, государственными и негосударственными учреждениями, организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т. д.).

При осуществлении правосудия в РФ должны обеспечиваться права и свободы человека. Запрещается нарушать права и свободы человека во время судебного процесса (право на личную неприкосновенность, достоинство; нельзя применять пытки, скрывать информацию, заставлять свидетельствовать против себя и т. д.).

Граждане имеют право на судебную защиту: суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию; рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), восстановив тем самым нарушенное право человека и защитив закон.

Граждане имеют право на защиту во время судебного процесса (часто путается с правом на судебную защиту) - наличие защиты с момента привлечения к ответственности до вступления в силу приговора (решения) суда. Защита может осуществляться гражданином самостоятельно, но, как правило, профессиональным юристом - адвокатом. Если невозможно оплатить труд адвоката, защитник (адвокат) предоставляется бесплатно.

В Российской Федерации все равны перед законом и судом: любой человек независимо от его положения и заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело - рассмотрено и по нему вынесено справедливое решение (приговор).

Судебный процесс в РФ проходит на основе состязательности и равенства сторон:

• равенства обвиняемых и потерпевшего в ходе рассмотрения уголовного дела в суде;

• равенства сторон в гражданском деле;

• равенства защиты и обвинения;

• состязательного характера рассмотрения дела в суде - стороны могут доказывать свою правоту и бороться за решение дела в их пользу.

Правосудие в РФ осуществляется на русском языке. Если дело рассматривается в местности, где распространен иной язык (например в республике в составе РФ), правосудие ведется на национальном языке. Если участник процесса не владеет языком, на котором слушается дело, ему должен быть предоставлен переводчик.

Рассмотрение дел в судах РФ открытое. Граждане (имеющие и не имеющие отношения к делу), пресса, представители госорганов и др. вправе беспрепятственно посещать судебные заседания. При наличии веских оснований (интересы госбезопасности; сохранение государственной тайны, тайны усыновления, интимной жизни и др.) по решению суда проводится закрытое судебное заседание.

Дела в судах РФ рассматриваются устно, доказательства исследуются непосредственно (то есть предъявляются суду).

Слушание дела происходит непрерывно:

• дело рассматривается без перерывов (кроме обеденных и времени окончания рабочего дня судей - при слушании дела более суток);

• судья не может приступить к рассмотрению в суде следующего дела, если не вынесено решение по предыдущему.

 

86. Конституционный Суд Российской Федерации: место в судебной системе, структура, основные принципы деятельности.

Особое место Конституционного Суда РФ определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля. В мировой государственно-правовой практике проблема конституционного контроля возникла с появлением конституций и необходимости правовой зашиты основного закона как акта высшей юридической силы. На пути своего исторического развития институт конституционного контроля осуществлялся в различных организационных формах: от обязанности самой законодательной власти обеспечивать конституционность принимаемых ими актов до создания специальных органов, выполняющих судебные функции в этой сфере общественных отношений.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

С одной стороны, Конституционный Суд РФ выступает органом правосудия, составной частью судебной власти и с учетом его полномочий применяет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права.

С другой - Конституционный Суд РФ как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 111 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность других ветвей власти (законодательной, исполнительной), установление объема их полномочий.

С точки зрения большинства ученых: контроль отличается от надзора: орган, котор. осуществляет контроль, вправе отменить акты подконтрольных органов.

Орган, осуществляющий надзор вправе указать лишь на несоответствие акта к-ии, органу кот. его принял (прок-ра) и не может осуществлять отмену актов.

 

Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля

 

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

 

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

 

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

 

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.18 сек.