Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раннемосковская школа в иконописи




Важную отрасль византийского искусства составляют переносные, писанные на дереве иконы, а также миниатюры, служившие иллюстрациями рукописей. Переносные иконы ставились в храмах или хранились как святыня у благочестивых людей. Их дошло до нас немало, начиная с 9 века и до позднейшего времени. Образцы подобных икон можно найти во многих нынешних музеях (значительное собрание — в Ватиканском христианском музее) и в католических храмах Италии, а еще в большем количестве рассеяны они по храмам и монастырям православного Востока, между прочим, и России. Многие из них считаются чудотворными.

Достойно внимания, что в 9 – 10 веках как на Западе, так и на Востоке сильно развился культ Богоматери, вследствие чего ее иконы распространились в огромном количестве. Уважение к некоторым из их числа приписывало их происхождение еванг. Луке, который считался вообще покровителем художников.

Византийская живопись, постоянно терявшая с XII в. свои жизненные силы, нашла себе под старость обеспеченный приют в монастырях, обреченная постоянно воспроизводить одни и те же религиозные сюжеты одними и теми же техническими приемами. В руках монахов она утратила всякое значение свободного художественного творчества и обратилась в особый вид иноческого послушания.

Исполнитель священных изображений не дерзает уклоняться ни на шаг от предписаний, установленных Церковью (то есть, от канонов), и не имеет возможности выразить свою личность в чем бы то ни было. На все даны ему определенные правила: как приготавливать материалы для живописи, как располагать композицию, какими изображать те или другие лица, даже какие цвета придавать их одеждам. Эти правила с мельчайшими подробностями изложены в особых книгах, так называемых «Подлинниках», составляющих, собственно говоря, различные редакции одного и того же руководства и дающих иконописцу день за днем, для святцев целого года, указания на то, в каком виде должно изображать каждого святого и каждый господний или богородичный праздник. Таким образом, можно сказать, что между иконами 14 века и 16-17 веков почти нет разницы. Даже трудно определить, где, в какой стране и местности они исполнялись.

Итак, несколько правил, которые нельзя было нарушать при написании иконы:

• Икона должна иметь прямоугольную форму;

• Структура иконы состоит из двух полей: средник - центральное изображение; ковчег - узкая полоска по периметру иконы;

• Икона должна иметь обратную перспективу, то есть все точки и линии перспективы сходятся перед иконой, а не внутри ее. Это позволяет создать ощущение движение образа, когда человек смотрит на икону, то глаза изображенного персонажа постоянно смотрят на зрителя, с какого бы ракурса он не посмотрел.

Согласно византийскому иконографическому канону, каждый цвет, использованный при написании иконы, имеет свою собственную символику:

• Белый – символ Бога;

• Черный – символ тайны Бога;

• Вишневый – символ Иисуса Христа;

• Голубой цвет – неба и чистоты;

• Красный – символ пролитой крови Иисуса Христа, а так же символ Божественного огня;

• Зеленый – символ юности, обновления;

• Желтый – символ золотого света.

Согласно данной символике Иисуса Христа принято было изображать в вишневом хитоне и голубом плаще, что символизировало вознесение Христа на Небо.

 

 

Новгородская школа иконописи Новгородская школа иконописи стала оформляться приблизительно в 12 веке. Расцвет школы приходится на 15 век. Характерными особенностями новгородских икон является простота и выразительность композиций и необычайная симметрия расположения образов. На новгородской иконе симметрично все: расположение святых, элементов рельефа, растений и т.д. Ярким признаком икон Новгородской школы является символическое изображение водной стихии в виде цветка синего цвета. На цветке присутствуют белые узоры. Внимание заслуживает и изображение архитектурных образов на иконах. Их силуэты весь выразительны, а цвета теплые и приятные. Окна, двери, занавески на окнах обычно выполнены в темных тонах. Стены архитектурных образов в подавляющем большинстве имеют орнамент. Другой характерной чертой новгородской иконы является особое изображение деревьев. Кроны деревьев были закруглены. Они напоминают веер. Листва в кронах изображалась заостренным углом, а стволы были чрезвычайно тонки и изящны. Яркой особенностью новгородской иконы является символизм в изображении рук. Их положение символизировало то или иное эмоциональное состояние и даже его оттенок. Фигуры персонажей были несколько удлинены, что создавало впечатление стройности, изящности, торжественности  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.