Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоги, зачисляемые в дорожные фонды




Общие положения

 

Налоги, имеющие определенное целевое назначение, давно известны в мировой практике налогообложения. Такие налоги появились еще в докапиталистическую эпоху и сохраняются по настоящее время. В отличие от обычного порядка они зачисляются, как правило, не в бюджет как денежный фонд общего значения, а в целевые внебюджетные фонды. Например, в США существует налог на продажу бензина, бензопродуктов, топлива, смазочных материалов, который поступает в дорожный фонд.

Такой опыт был широко использован при установлении новой налоговой системы в Российской Федерации. В 1990-х гг. был введен ряд налогов и других платежей, зачисляемых в целевые внебюджетные фонды, или в бюджет, но специальной строкой для использования на определенные цели, а также в целевые бюджетные фонды. Единичные случаи придания налогу целевого назначения встречались в советской практике и прежде. Например, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, действовавший на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г.[374], был предназначен для привлечения средств на строительство и ремонт автомобильных дорог.

Четко выраженное целевое назначение из числа ныне действующих налогов имеют налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Такой же характер свойствен земельному налогу, который учитывается в бюджете отдельной строкой; местному налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, налогу с продаж, а также некоторым платежам обязательного характера разных уровней, включенных законодателем в налоговую систему Российской Федерации (платежи за пользование природными ресурсами, лесным фондом, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор на нужды образовательных учреждений и другие, среди них и местные целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории и иные цели).

 

На основании Закона РФ «О дорожных фондах в РФ» от 10 октября 1991 г.[375] были созданы внебюджетные дорожные фонды, предназначенные для мобилизации финансовых ресурсов в целях содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). Такие фонды создавались на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации (Закон именует последние «территориальными фондами»). Впоследствии Законом РФ «О федеральном бюджете на 1995 год» от 31 марта 1995 г. Федеральный дорожный фонд, наряду с некоторыми другими внебюджетными фондами, был включен (консолидирован) в федеральный бюджет и преобразован в целевой бюджетный фонд, что было продолжено и в последующие годы. Одновременно проведение такой консолидации было рекомендовано субъектам РФ. Что касается субъектов Федерации, то они вправе решить этот вопрос самостоятельно. Преобразование дорожного фонда из внебюджетного в целевой бюджетный не повлекло изменений в источниках средств его формирования.

Упомянутый Закон РФ «О дорожных фондах в РФ» среди источников образования названных фондов указывает ряд налогов, для которых характерна связь с использованием автомобильного транспорта и дорог. Они включены в перечень федеральных налогов. К ним отнесены налоги:

а) на реализацию горюче-смазочных материалов;

б) на пользователей автомобильных дорог;

в) с владельцев транспортных средств;

г) на приобретение автотранспортных средств;

д) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

Плательщиками налогов являются организации и физические лица.

Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов, используемых в качестве моторного топлива) уплачивают организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, реализующие указанные материалы, в том числе ввозимые на территорию РФ.

Объект налогообложения — оборот по реализации (в денежном исчислении, включая акциз) без налога на добавленную стоимость. Ставка налога — 25% суммы реализации горюче-смазочных материалов. Данный налог взимается также при перепродаже горюче-смазочных материалов с суммы разницы между выручкой и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость). Ставка — также 25%.

Налог на пользователей автомобильных дорог. Его плательщики — предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по российскому законодательству. К их числу относятся также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства; иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Ставки налога в 1997 г. повышены: они установлены в размере:

а) 2,5% выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

б) 2,5% суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Закон РФ распределяет средства налога между Федеральным и территориальными дорожными фондами: в Федеральный фонд зачисление производится по ставке 0,5% и в территориальные фонды — 2%. Однако законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут с учетом местных условий изменять (повышать или понижать) ставку налога, но не более чем на 50% ставки данного федерального налога.

Объектом налогообложения выступают: выручка от реализации продукции (работ, услуг), а также сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Льготы. От налога освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (при удельном весе доходов от ее реализации 70% и более); предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов Москвы и Санкт-Петербурга; иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания профессиональных центров переподготовки лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ.

Учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные), и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.

При уплате этого налога действует также Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» в соответствии с которым инвесторы — российские и иностранные юридические лица — могут быть освобождены от уплаты налога.

Налог с владельцев транспортных средств. Плательщиками являются предприятия, объединения, учреждения и организации, включая иностранных юридических лиц, а также граждан, в том числе иностранных, и лиц без гражданства, имеющих транспортные средства на пневмоходу, указанные в Законе.

Объект налогообложения — принадлежащие указанным лицам транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. При этом не являются плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси).

Ставки налога установлены Законом в твердых денежных суммах с каждой лошадиной силы. Они зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя. Законодательные органы субъектов Федерации компетентны увеличивать эти ставки в связи с изменением уровня цен и заработной платы.

Уплата налога производится ежегодно до регистрации, перерегистрации или технического осмотра транспортных средств в сроки, установленные органами государственной власти субъектов Федерации.

По налогу предусмотрены льготы, которые носят характер социальной поддержки (освобождаются, к примеру, от его уплаты инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и т.д.). Другие льготы стимулируют необходимую для общества деятельность: не взимается налог с колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий, осуществляющих содержание дорог общего пользования; иностранных и российских юридических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ; профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований; органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД РФ. Закон освобождает от уплаты налога Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, признавая их заслуги перед обществом и государством.

От налога освобождаются также российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»[376].

Дополнительно к предусмотренным в Законе РФ льготам органы государственной власти субъектов Федерации вправе полностью освободить отдельные категории граждан, предприятий и учреждений от уплаты налога.

Налог на приобретение автотранспортных средств.

Плательщиками налога являются предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга или взносов в уставной фонд.

Объект налогообложения — продажная цена автотранспортного средства (без налога на добавленную стоимость и акцизы). Их виды перечислены в Законе. Уплата налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.

Ставки налога зависят от вида транспортных средств. Они установлены в процентах от их продажной цены: для грузовых автомобилей, пикапов, легковых фургонов, автобусов, специальных автомобилей, легковых автомобилей — 20%; для прицепов и полуприцепов — 10%.

Если автотранспортные средства приобретены за пределами Российской Федерации, налог исчисляется по установленным ставкам от стоимости автотранспортных средств, которая определяется в соответствии с таможенным законодательствомРФ.

Льготы по данному налогу в большой мере сходны с льготами по налогу с владельцев транспортных средств. Кроме того, освобождаются от налога граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование.

Органы государственной власти субъектов Федерации вправе производить полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога или понижение его размера.

Из перечисленных налогов в федеральный дорожный фонд зачисляются налог на реализацию горюче-смазочных материалов, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, а также часть налога на пользователей автомобильных дорог, другие платежи подлежат зачислению согласно Закону о дорожных фондах в территориальные дорожные фонды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.