Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женская одежда.




Общее развитие культуры, остро развитое чувство красоты, воспитанное поколениями, определяли покрой греческой женской одежды. Одежда подчеркивала красоту женского тела, облагороженную мягко падающими тканями, сквозь которые слегка намечаются, а при движении ясно проступают его формы. Здесь расположение и ритм драпировок подчинялись тому закону художественного единства, который впервые в истории человечества был найден греками – принципу «золотого сечения». Женская одежда была значительно разнообразнее и красочнее мужской. Основными ее видами были также хитон и гиматион, но кроме них существовали и другие. Изображения женской одежды дают нам возможность выделить два основных типа хитонов: хитон с отворотом – диплойдий и широкий хитон с застежками вдоль рук или без застежек – ионический хитон. Хитон с отворотом представлял собой прямоугольный кусок ткани больше человеческого роста на 60 - 70 см, сшитый в долевом направлении. Верхний край его отгибали на 50 - 60 см, затем скрепляли пряжками-фибулами на плечах, слегка драпируя переднюю часть. На местах скреплений отворот драпировали несколькими складками. Хитон подпоясывали поясом, распределяя всю его ширину ровными мягкими складками вокруг фигуры или только по центру переда и спинки. Излишек длины образовывал сверх пояса своеобразный напуск – колпос. Часто колпос сверху скрепляли еще одним поясом. Иногда хитон первого типа делали из двух кусков неодинаковой длины, кусок для спинки был значительно длиннее, тогда излишек ткани служил для головы покрывалом. Диплойдий (отворот хитона) был предметом особых забот и щегольства греческих женщин, часто его отделывали вышивкой, а в эпоху эллинизма делали из ткани другого цвета. Длина диплойдия могла быть различной: до груди, бедер, коленей. Свободные фалды и драпировки диплойдия придавали большую живописность костюму, а соотношение его основных частей (диплойдий, колпос и нижняя часть хитона) создавали превосходные пропорции, придававшие фигуре большую стройность.

Ионический хитон делали из мягких, довольно тонких тканей, которые подвергались специальной гофрировке. Всю ширину хитона схватывали поясом и делали колпос. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось некоторое подобие рукавов. Мягкие складки хитона прекрасно контрастировали с плотной, более тяжелой, а иногда даже богато расшитой тканью гиматиона – верхней одежды греческих женщин. Женский гиматион был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован. Без гиматиона греческая женщина обычно не показывалась на улице.

Девушки носили хитоны, не сшитые с правой стороны, при этом несшитые кромки ткани отделывались каймой и фалдообразно драпировались. Этот хитон назывался пеплос. На некоторых памятниках искусств, особенно на статуях Афины, встречаются изображения одновременно двух одежд – ионического хитона и пеплоса: женщина одета в длинный хитон, поверх которого наброшен гиматон, на голове у нее шляпа – пилос.

Строгая конструктивность, свойственная всему искусству классического периода, сказывается и на костюме. Она видна и в том, как с течением времени в нем изменялась роль орнамента. Ткани украшали орнаментом в тех случаях, когда нужно было оттенить или подчеркнуть основные и существенные моменты в композиционном замысле – ритмическое чередование драпировок диплойдия и несшитых сторон пеплоса, края гиматиона и т.д. Женщины из среды ремесленников и торговцев не носили двойных одежд (хитон и пеплос), гофрированных широких хитонов и гиматионов, отделанных богатой каймой. Их костюм был прост - скромный хитон из шерстяной ткани или полотна и такой же гиматион, который служил покрывалом для головы при выходе на улицу.

Меньшая по объемам, без двойных колпосов, одежда эта имела традиционные, но менее обильные драпировки. Рабыни чаще всего носили костюм своей родины. В эпоху эллинизма прислуживающих на пирах рабынь и танцовщиц одевали в дорогие восточные и египетские ткани.

1) Цвета. Цвета, в которые окрашивались ткани, были однотонными. Предпочтение отдавалось светлым тонам. Самым нарядным считался белый цвет, и он же закрепился за аристократией. Вообще, в античные времена цвета имели свое символическое значение: коричневый, серый, темно-зеленый выражали печаль. Как и все южане, греки любили яркие цвета: желтый, синий, красный, светло - зеленый, «яблочного» оттенка, аметистового, шафранового, гиацинтового, голубого. Огненно - красный - для боевого облачения спартанцев. Черный цвет в греческом костюме не использовался.

2) Ткани. Греки с удивлением отнеслись к хлопку, называя его «шерстью дерева». Впервые они увидели хлопчатобумажные ткани в Индии, во время похода Александра Македонского. Верхние одежды шили из шерстяной ткани. Ткани ткали вручную. Греки в своей одежде использовали эластичные, мягкие, хорошо драпирующиеся ткани. В Приазови климат был умеренно континентальным, а зимы более холодными греки-танаиты предпочитали шерстяные ткани, овчину и местные кожаные вещи.

3) Головные уборы и прически. Головные уборы греки носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с широкими полями и низкой тульей – петасос (petasos) – наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке, отброшенной за плечи. Другим видом головного убора был пилос (pilos) – подобие чепца из кожи, соломы или меха для защиты от солнца и плохой погоды. В классический период мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы. Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны, подхваченные металлическим обручем – филле (fillet). Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой. Гречанки носили головные уборы редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматия. Статуэтки, найденные в Танаисе, изображают девушек в круглых соломенных шляпах – фолиях, предохраняющих лицо от загара. Облик греческих женщин дополняли прическа и украшения.

Обильные, пышные, длинные волосы были одним из первых признаков женской красоты. За ними тщательно ухаживали, умащивали душистыми маслами, их причесывали самыми сложными способами и укрепляли на голове с помощью больших головных шпилек или повязок и обручей различной формы (диадем). Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем-то необычным. Искусные греки изобрели не только фальшивые косы, но и даже парики, которые неоднократно высмеивали в комедиях. Обычно прическа греческих женщин несколько закрывала лоб и обрамляла лицо. Высокий лоб не считался признаком красоты. Формой и линией прически стремились создать впечатление более длинной, а поэтому и более гибкой шеи, от чего гречанки казались особенно грациозными.

Также возникли основные типы причесок, которые затем многократно повторялись. Первоначально свободно завитые, ниспадающие на плечи волосы начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками, шпильками и гребнями. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко опущенные на лоб и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке.

Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные зеркала, веера, зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты и перстни. Украшениями к прическе служили также сетки из золоченых шнуров, гребни, нимбы (nimbus) – хлопчатобумажные ленты для волос, вышитые золотом

1) Обувь. У греков в домах было принято ходить босиком, обувь носили только на улице. Греческие женщины предпочитали сандалии, представляющие собой толстую кожаную подошву с прикрепленными к ней ремешками, которые переплетались вокруг ноги довольно высоко. Позже, судя по статуэткам из Танаиса (IV в. до н.э.), появилась более элегантная женская обувь – красная, на подошвах с желтым краем. К этому времени оформились основные типы греческой обуви; на греческих изображениях много переходных вариантов от сандалий к высокому зашнурованному сапогу, иногда с богатыми украшениями в верхней части и пробитыми в ней отверстиями.

Сапоги часто делали из цветной кожи, богато украшали вышивкой и даже металлическими бляшками. Главным компонентом всех форм обуви остается подошва, прочная подложка под ступню для защиты от холода, сырости, неровностей дороги; к ней присоединяются ремни для крепления, носки, и, наконец, вся верхняя часть с пробитыми отверстиями или украшениями – по потребности или по вкусу. Обувь греков повторяла форму ступни. Декоративное значение сандалий в костюме повышалось благодаря использованию цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом.

Самая простая форма, которая встречается у греков, это карбатин. Он представлял собой кусок коровьей (воловьей) кожи, вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке. В высших сословиях популярностью пользовалась обувь на толстой пробковой подошве - котурн (kothornos), которая изготовлялась из цветной кожи и богато украшалась.

2) Украшения. Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы имеем довольно полное представление о драгоценных и недрагоценных древнегреческих украшениях.

Изящные ювелирные украшения - диадемы, шпильки и сетки для волос из золота, серьги, браслеты, ожерелья, застежки-фибулы, кольца из золота и сплава золота с серебром оттеняли красоту гречанок, облик которых долгое время был эталоном женской красоты. Во время пиров они надевали венки из роз, фиалок, мирта, сельдерея, плюща; венки были разные - плетеные, сшивные, длинные до пояса. Большого искусства достигли мастера в изготовлении ювелирных украшений (серег, колец, гемм (камей и инталий), браслетов, ожерелий). Материалы для их изготовления были разнообразны: золото, серебро, железо, слоновая кость, жемчуг, янтарь, драгоценные камни, стекло. Сохранилось также большое количество греческих, этрусских и римских зеркал (бронзовых или серебряных, полированных с одной стороны, а с другой - украшенных гравировкой на мифологические сюжеты).

3) Косметика. Гречанки и танаитки часто прибегали к косметике (к румянам и белилам для щек, саже или сурьме для бровей). Использовались благовонные масла (нардовое, розовое, шафранное, майоранное) и привозные восточные духи. Для косметических принадлежностей изготавливались специальные шкатулки (пиксиды). Сохранились гребни и расчески из дерева и слоновой кости, иногда очень тонкой работы.

Раскопки и археологические находки в Музее-заповеднике «Танаис» подтверждают здесь наличие как всех основных элементов классической греческой, боспорской одежды и костюма, так и явно присутствующий «смешенный стиль», с элементами скифо-сарматских, меотских заимствований в украшениях, видах тканей, особенно популярным было использование изделий из войлока, овчины и кожи.

Таким образом период греческой колонизации и влияние эллинистической культуры в регионе на протяжении почти восьми столетий, способтвовали его цивилизационному освоению и экономическому развитию, взаимовлиянию и частичному синтезу греческой культуры и культур полукачевых народов Приазовья и Причерноморья (скифо-сарматской, меотской,аланской).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.