Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имитация демократии




Политическая основа для авторитаризма

Социальная основа авторитаризма

1) Большая часть населения относится к категории людей восточного типа. Они подчиняются традиции не участия в политической жизни страны, исходят из идеологии патернализма и вождизма, в рамках которых политика полностью является прерогативой государственного аппарата, возглавляемого мудрым вождем. Государственный аппарат и вождь выполняют функции отца народа.

На Западе политические права были завоеваны в длительной, нередко драматической борьбе. В России они были дарованы государством и потому не ценятся.

2) Большинство населения не обладает политической грамотностью, впало в апатию после цикла политической активности начала 1990-х гг.

3) Большинство населения отказываются использовать закрепленные в Конституции права и свободы (ст. 29-32). Они им не нужны. Люди не умеют ими пользоваться. Они отказываются создавать и поддерживать оппозицию Правительству и Президенту и тем самым добровольно лишают себя права выбирать между той или иной политической элитой. Они добровольно выбирают в органы власти людей, которые лишают их возможности использовать закрепленные в Конституции права и свободы. Сегодня в Государственной Думе нет ни одной демократической фракции. Там есть только представители жесткого авторитарного порядка, представленные коммунистами и умеренного авторитарного порядка из действующей бюрократии.

4) В последние годы государство приняло меры для устранения социально-экономической основы политического плюрализма. В стране сформировался класс собственников (бюрократическая или номенклатурная буржуазия) тесно связанный с представителями власти. Управленцы, составляющие государственный аппарат, в нарушение ст. 8, 34, 35 и 36 Конституции РФ создают режим наибольшего благоприятствования для отдельных, опекаемых ими предпринимателей. Последние всячески поддерживают своих опекунов. У оппозиционного движения в стране нет финансово-экономической опоры. На примере дела ЮКОСА государство наглядно показало, что будет с теми предпринимателями, которые будут поддерживать политическую оппозицию в стране. Возросшая степень прозрачности финансирования политических партий позволяет государству выявлять всех предпринимателей, оказывающих финансовую поддержку оппозиционному движению.

5) В развитых странах мира опорой демократических конституций является средний класса, состоящий в большинстве своем из предпринимателей. Российское государство поставило надежные административные барьеры на пути быстрого развития этого класса.

6) Естественным противником демократии, провозглашенной в нормах Конституции РФ, является слой обособленных от общества управленцев, составляющих государственный аппарат. Демократия превращает управленцев из правящего класса в слуг общества. Терять свое господствующее положение и связанные с этим привилегии ни кто не хочет. Явно обозначившейся тенденцией последних четырех лет является рост сплочения управленцев, которые в 1990-е гг. постоянно конфликтовали между собой. Фактически, конфликт внутри управленческого слоя и привел к падению советской тоталитарной системы. Управленцы усвоили урок и сделали выводы из случившегося. Они осознали необходимость сплочения вокруг главы государства, создают свое единое партеобразное объединение, восстанавливают корпоративный дух солидарности.

В следствие сказанного, авторитарные порядки в стране вводятся без насилия, без сопротивления. Авторитаризм органично присущ российскому обществу.

В стране нет сильной политической оппозиции, способной обеспечить реальную политическую конкуренцию. Как уже отмечалось, управленцы консолидировались и создали свое партеобразное объединение с помощью которого навязывают обществу этатистскую идеологию, захватывают представительные органы власти и ликвидируют разделение властей.

Государство взяло под свой контроль большую часть средств массовой информации и превратило их в средства массовой пропаганды. Редакциям и журналистам этих сервильных организаций не нужна свобода слова и демократия.

Государство устраняет свободные выборы в органы власти, право на которые закреплено в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ. Оно ограничивает право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления следующим образом:

1) Лишает права избирать и быть избранными в Совет Федерации (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ) и на должность глав регионов[379].

2) Должностные лица используют свое властное положение для вмешательства в избирательный процесс, для поддержки представляющих их людей и для подавления оппозиции (использование административного ресурса).

3) Государство ограничивает право граждан участвовать в референдуме, предусмотренное ч. 3 ст. 3 и ч. 2 ст. 32 Конституции РФ. В 2004 году был принят новый ФКЗ «О референдуме РФ»[380], согласно которому нельзя проводить референдум за год до начала выборов Президента РФ и Государственной Думы. Закон затрудняет возможность инициировать референдум в стране, ставит трудно преодолимые препятствия для этого. Вместо одной инициативной группы сегодня требуется создавать не менее 45 в разных регионах страны. Сроки сбора подписей под инициированием референдума сокращены с 3 до 2 месяцев.

Опыт показывает, что не санкционированные государством инициативы о проведении референдумов будут топиться в бюрократических дебрях[381].

4) Законодатели так забюрократизировали процесс выборов, что граждане и журналисты оказались лишенными права осуществлять агитацию в пользу того или иного кандидата на выборную должность. Это позволено делать только самому кандидату за счет средств его избирательного фонда[382].

Правящая группа в полную силу использует войну в Чечне и связанные с этим угрозы терроризма на всей территории страны для ограничения политических свобод. Именно под предлогом предотвращения террористических акций органами власти устанавливаются ограничения в проведении массовых мероприятий[383].

Правоохранительные органы (прокуратура, милиция) превращаются в органы репрессий против населения, что нарушает ст. 2, 3, 17 и 18 Конституции РФ.

Примером являются разгон митинга в сентября 2004 года в Элисте [384], избиение граждан в декабре 2004 г. в Благовещенске (Башкирия).

Судя по словам руководителя ФСБ Н. Патрушева, эта организация направляет основные свои усилия на недопущение развития демократических процессов не только на территории России, но на территории бывших республик СССР. Основным своим врагом руководство ФСБ считает международные гуманитарные фонды, которые распространяют демократические идеи. По инициативе этой организации был подготовлен закон, направленный на борьбу с этими фондами, обеспечивающий восстановление изоляции России от внешнего мира [385]. 10 января 2006 г. этот закон, направленный против общественных объединений, оппозиционных правящей группе, был подписан Президентом РФ.

В орган подавления свобод превращается суд, что нарушает ст. 2, 3, 17 и 18 Конституции РФ.

Примерами является судебное преследование журналистов, использование суда для снятия с выборов кандидатов от оппозиции, отказ в судебной защите при наличии фактов фальсификации выборов оппозиции.

Осуществляется имитацияналичия демократического политического режима: не уничтожается вся оппозиционная печать, все оппозиционные партии, сохраняется свобода пользования Интернетом, не отменяются совсем выборы, даже военные порядки в Чечне вводятся без объявления там чрезвычайного положения, ведение войны с сепаратистами называется контртеррористической операцией.

Бюрократия организует за деньги налогоплательщиков митинги в свою поддержку [386].

В демократических странах Запада существует множество форм участия населения в делах государства[387]. В России граждане слишком пассивны для этого участия. В лучшем случае, такое участие в делах государства наблюдается со стороны крупных и средних частных собственников.

Управленцы создают подконтрольные им общественные объединения, которые обозначают участие граждан в делах государства.

Например, Президент создал при себе Общественный совет.

Литература:

Конституционный федеральный закон РФ «О референдуме в РФ» // Российская газета. 2004. № 137-д.

Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.

Глейзнер Д. Выборы в Государственную Думу в 1999 году в Татарстане: заметки наблюдателя // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 2. С. 14.

Денисов С.А. Партеобразные объединения // Денисов С.А. Сборник публикаций по вопросам государственного (конституционно) права. Т. 2. Екатеринбург. 2005. С. 47-50.

Денисов С.А. Заявляемая и реальная форма государства // Денисов С.А. Сборник публикаций по вопросам государственного (конституционно) права. Т. 2. Екатеринбург. 2005. С. 29-31.

Денисов С.А. Защита демократических основ конституционного строя России // Защита безопасности личности, общества. Государства. Материалы научно-практической конференции (25-26 апреля 2002 г.). Челябинск. 2002. С. 6-10 (Денисов С.А. Сборник публикаций по вопросам государственного (конституционно) права. Т. 1. Екатеринбург. 2005. С. 38-40).

Денисов С.А. Нарушение прав граждан в информационной сфере органами государства // Денисов С.А. Сборник публикаций по вопросам государственного (конституционно) права. Т. 2. Екатеринбург. 2005. С. 42-43.

Денисов С.А. Права человека в ходе реализации мероприятий по осуществлению государственного переворота // Денисов С.А. Сборник публикаций по вопросам государственного (конституционно) права. Т. 2. Екатеринбург. 2005. С. 90-92.

Дюверже М. Политические партии. М.: Академический проект, 2000.


Глава 10. Форма правления России




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.