Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сложное государственное устройство




Понятие государственного устройства

Понятие государственного устройства и его виды

Понятие государственного устройства. Его виды и факторы, обуславливающие возникновение сложных государственных устройств

Под государственным устройством понимается организация власти и отношений между (а) целым государством и (б) его территориальными частями. Эти отношения имеют форму взаимосвязи между центральными органами государства, представляющими его и органами, представляющими территориальные части государства. Форма государственного устройства отвечает на вопрос: как разделена власть между центром и регионами? Она указывает на степень централизации управления страной.

Данное узкое понятие государственного устройства не следует путать с широким понятием государственного устройства, как общей характеристики формы государства. Последнее не будет использоваться в данном курсе.

Не следует путать правосубъектность государства и его частей с правосубъектностью органов власти, которые их представляют. В демократических странах под волей государства и его частей понимают волю населения, проживающего на их территории.

Иногда выделяют элементы государственного устройства: 1) разделение территории на части (земли, штаты, кантоны, области, края и т.д.); 2) отношения между руководством страны в целом и его частей; 3) принципы, на которых строится федерализм[407].

Если территориальные организации созданы на основе предоставления государственности отдельным народам, то говорят о национально-государственном устройстве страны.

В зависимости от наличия самостоятельности частей страны выделяют а) простые (унитарные) и б) сложные государства.

Оно предполагает, что части страны имеют определенную степень самостоятельности: (а) финансовую (собственная налоговая база); (б) политическую (свои органы власти, свое гражданство, право вступать в международные отношения); (в) правовую (свое законодательство, регулирующее свой предмет ведения); (г) территориальную (наличие своей территории, которая не может быть у них отторгнута).

Территориальные организации являются государственными образованиями и имеют определенную степень суверенитета. Наличие элементов суверенитета отличает самостоятельную территориальную организацию от территориальных организаций создаваемых центральными органами: административно-территориальные единицы, военные, избирательные и судебные округа, экономические зоны. Их следует так же отделять от муниципальных образований. Самостоятельность муниципальных образований ограничена преимущественно хозяйственной сферой.

Степень суверенности территориальных организаций может быть различна. Она может не признаваться официально.

При имитации федерализма, центральные органы власти создают видимость самостоятельности территориальных организаций. Она осуществляется с помощью декларирования, например, федерализма в писаном праве с последующей нейтрализацией этих норм.

Примером является имитация наличия Союза советских социалистических республик в условиях полной власти центральных органов над всей страной с периода 30-х до 90-х годов ХХ века. Здесь создавалась видимость выборности органов власти в регионах, их самостоятельности. Провозглашалось даже право выхода республик из состава СССР.

Государства со сложным государственным устройством имеют форму:

1) Феодальное государство с отношениями сюзеренитета-вассалитета между правителем центра и уделов (Великий князь и удельные князья в Киевской Руси). Население здесь не участвует в политических отношениях. Его мнение не имеет ни какого значения.

2) Империи с принудительно удерживаемыми в рамках единого государства территориальными частями. В сложной империи может быть какой-то договор между центральным правителем (сюзереном) и правителем региона (вассалом).

Например, договор между В.В. Путиным и Р. Кадыровым, между В.В. Путиным и региональными элитами Татарстана.

3) Федерации с добровольным вхождением территориальных частей в целое государство. В латинском языке foedera означает союз, договор, соглашение. Они обычно осуществляются на добровольной основе самостоятельными субъектами. Территориальные части в этом случае (субъекты федерации: штаты, кантоны, земли, провинции) носят название государств или государственных образований. Обычно для федераций характерна республиканская форма правления и демократический государственный политический режим территориальных образований.

Федерации образуются путем (а) объединения нескольких государств в одно государство (добровольное или принудительное) (США, Швейцария) или (б) признания унитарным государство самостоятельности своих регионов (Бельгия).

Спорным является вопрос о наличии суверенитета у субъектов федерации. Многие ученые в России не признают наличие суверенитета у этих субъектов. Другие допускают у них наличие суверенитета, если они имеют право выхода из состава федерации [408].

Федерации обычно не допускают сецессий – выхода территорий с населением из ее состава. Но она не исключена.

По Конституции СССР каждая Союзная республика имела право выхода из СССР, чем они и воспользовались в 1991 г. Сингапур вышел из состава Малайзии. Бангладеш с помощью оружия отстояла свою независимость от Пакистана. Вопрос о выходе франкоговорящей провинции Квебек из состава Канады ставился на референдум, но не набрал большинства. Чехословакия мирно разделилась на Чехию и Словакию в 1990-е гг. Распад Югославии сопровождался военными действиями.

4) Государства могут образовать объединение (союз), которое называется конфедерацией. Объединившиеся в конфедерацию государства передают часть своих полномочий общему центру, решения которого утверждаются в объединенных государствах. Объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет и могут выйти из союза. Центральные органы часто получают свои полномочия не от народа от органов власти субъектов конфедерации[409].

Ю.И. Лейбо считает, что элементы конфедерации сегодня имеют Европейский Союз, Британское Содружество, Содружество независимых государств (СНГ), Союз России и Белоруссии [410].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.